ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 3 Мф.
3.1 «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской». В стихах 1-6 содержится описание проповеди и крещения Иоанна Крестителя, представляющих собой рассвет евангельского дня. Иоанн начал свое служение спустя много времени после событий, описанных в предыдущей главе и связанных с детством Христа. Слова «В те дни» означают – в то время, которое было назначено Богом для начала Евангелия, когда пришла «полнота времени», которая в Ветхом Завете часто обозначается именно этими же словами: «в те дни». Матфей ничего не сообщает о зачатии и рождении Иоанна Крестителя, о чем так пространно повествует евангелист Лука, но сразу начинает с его зрелого возраста. До этого в течение трех веков в израильской церкви не было пророков. Долгое время она была лишена Божьего света, чтобы более желанным был тот, кому надлежало стать великим пророком. На Иоанна Крестителя пророк Малахия указывает более определенно, чем другие ветхозаветные пророки: Мал.3.1 «Вот, Я посылаю ангела Моего». Место, где он появился для служения – в Иудейской пустыне. Она не была необитаемой пустыней, но лишь не так густо была заселена людьми и покрыта виноградниками и полями, как другие области. В ней было шесть городов с окрестными деревнями. Иоанн проповедовал в этих городах и деревнях. Он был из священнического рода Ааронова и, тем не менее, мы находим его проповедующим в пустыне, а не служащим в храме. А Христос, Который не был потомком Аарона (был из племени Иуды), часто появлялся в храме и держался там как власть имеющий. Это означает, что священство Христа должно было заменить священство Аарона.
3.2 «И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Проповедь была для Иоанна Крестителя делом всей его жизни. Его проповедь ознаменовала начало Божьего новозаветного строительства Церкви. Учение, которое он проповедовал, было учением о покаянии. Покаяться, значит изменить образ мыслей с вытекающим отсюда сожалением, совершить поворот в том, что касается целей жизни. Он проповедовал это в Иудее, ибо даже они нуждались в покаянии. Он проповедовал покаяние не в Иерусалиме, но в пустыне Иудейской, среди простых людей. Ибо даже те, которые думают, что им не грозят искушения, потому что они далеки от суеты и пороков больших городов, не могут считать себя чистыми. Они должны очиститься через покаяние. Покаяние – необходимое условие для получения прощения грехов. Аргумент, который Иоанн употребил, чтобы усилить свой призыв к покаянию: «ибо приблизилось Царство Небесное». Ветхозаветные пророки призывали народ покаяться ради того, чтобы обрести и сохранить временные милости для всего народа, и избежать суд Бога. Хотя от нас требуется тот же самый долг, причина другая – евангельская. Покайтесь, и открывается Царство Небесное каждому верующему через смерть и воскресение Иисуса Христа. Это Царство не от мира сего, это духовное Царство, имеющее небесное происхождение. В Мф.16.18-19 термины церковь и царство небес употребляются взаимозаменяемо. Это доказывает, что Царство Небес пришло, когда была основана Церковь. Иоанн проповедует, что оно приблизилось. Тогда оно только приближалось, а для нас оно уже пришло посредством излияния Духа Святого и проявления всей полноты евангельской благодати. Т.о., проповедь о приближении Царства Небесного является великим стимулом к покаянию и великим ободрением для нас в покаянии. Покайтесь и грехи будут прощены. Т.о., Царство Небес, согласно Евангелию от Матфея в целом, это не то же самое, что Мессианское царство. Мессианское царство будет земным и физическим по своей природе. Царство Небес, в отличие от него, состоит из возрожденных верующих и является небесным и духовным.
3.3 «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Иоанн Креститель начал свое служение в соответствии с пророчеством. Отсюда видно, что введение им Божьего новозаветного строительства Церкви не было случайностью, а было запланировано Богом и предсказано Им. Об Иоанне говорится в начале той части книги пророка Исаии, которая является наиболее евангельской, и указывает на эпоху Евангелия и благодати (смотри Ис.40.3,4). Иоанн сам заявляет о себе, что он есть «глас вопиющего в пустыне» (Ин.1.23), т.е. он только глас. Бог открывает Свои мысли через Иоанна, подобно тому как человек делает это посредством своего голоса. Иоанн назван «гласом вопиющего», т.е. громко сказавшего, чтобы привлечь внимание. Его задача состояла в том, чтобы приготовить путь Господу Иисусу и сделать прямыми стези Его. Народ израильский крайне гордился своими привилегиями, он был уверен в оправдании через собственную праведность и не сознавал греха. И вот Иоанн посылается, чтобы разрушить их высокое мнение о себе, показать им их грехи. Это он делал для того, чтобы учение Христа могло быть более приемлемым и принесло больше плода. Его учение о покаянии и смирении остается таким же необходимым и сегодня, каким оно было в те дни, когда он готовил путь для Господа. Всё греховное, что мы допускаем и терпим в своей жизни, будет препятствовать нам на пути к небесам. Путь, который можно сравнить с улицей, и стези (тропы), которые можно сравнить с переулками, изображают человеческое сердце. Покаяться, обратившись к Господу всем своим сердцем и всем своим существом – значит приготовить путь Господа.
3.4 «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед». Иоанн родился в семье священника (Лк.1.5,13). Согласно правилам Закона, он должен был бы носить священническую одежду, которая сшилась, в основном, из тонкого льна. И есть священническую пищу, которая готовилась, в основном, из тонкой муки и мяса жертв, приносимых Богу Его народом. Однако он поступил, как предвестник, предтеча Христа, он указывал собою на природу Царства Христова. Ибо пришел не в яркой одежде герольда, а в невзрачном одеянии пустынника. Он не ходил в длинных одеждах, как книжники, или в мягких, как придворные, но носил одежду землепашца. Он жил в сельской местности и его одеяние соответствовало его жилищу. Он явился в такой одежде, чтобы показать, во-первых, что он – человек, умерший для мира этого, для его удовольствий и развлечений. Во-вторых, что он был пророком, ибо пророки носили грубую одежду, потому что умерщвляли свою плоть. Пища его тоже была простой – акриды и дикий мед. Это не означает, что он не ел ничего другого, но что эту пищу он употреблял часто и много. Акриды – разновидность саранчи, пригодные для пищи и считавшиеся чистыми. Акриды просты в приготовлении и легко усваиваются организмом. Дикий мед – это тот же мед, которого было много в земле ханаанской. Из этого описания можно сделать вывод, что Иоанн довольствовался малым. Ведь нелегко наполнить свой желудок саранчой и диким медом. О нем сказал Господь Иисус: Мф.11.18 «пришел Иоанн, ни ест, ни пьет». Т.е. не ест и не пьет с такой разборчивостью, как другие. Это согласовывалось с его служением как предтечи Христа. Своей жизнью он показал, что знает сущность Царства Небесного и на опыте познал силу его.
3.5 «Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность иорданская выходили к нему». Большие толпы народа стекались к нему из всех частей страны. Это были самые разные люди: мужчины и женщины, молодые и старые, богатые и бедные, фарисеи и мытари. Все они пришли к нему, как только до них дошел слух, что он проповедует о Царстве Небесном. Это было большой честью для него, что много народу приходило к нему. Это открывало перед ним большие возможности для его служения и доказывало, что Бог пребывает с ним. Было очевидно, что настало время великих ожиданий. Т.к. его жизнь и проповеди сильно отличали его от книжников и фарисеев, многие думали, что он – обещанный Мессия.
3.6 «И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои». Те, которые принимали его учение, крестились от него в Иордане. Они свидетельствовали о своем покаянии, исповедуя грехи свои. Вероятно, перед Иоанном они исповедовались в грехе вообще, что они были грешниками и нуждались в очищении. Но перед Богом они исповедовали каждый грех конкретно. Иудеи были хорошо научены оправдываться, но Иоанн учил их обвинять самих себя и не довольствоваться, как они делали обычно, общим исповеданием грехов, которое совершалось за весь Израиль раз в год. Он приучил их признаваться в язвах своего сердца. Их право на благословения Царства Небесного запечатлевалось актом крещения. Иоанн омывал их водою в знак того, что Бог очистил их от всех беззаконий их. Иудеи и раньше использовали обряд крещения при приеме в свою веру язычников. Иоанн использовал этот обычай, но его крещение было с неба и отличалось от всех прочих крещений тем, что оно было крещением покаяния. Крестив человека, Иоанн обязывал его жить святой жизнью, согласно тем обещаниям, которые тот давал при крещении.
3.7 «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» В ст.7-12 мы имеем применение учения Иоанна на практике. Учение свое он применял и к фарисеям и саддукеям, которые приходили креститься к нему. «Фарисеи» названы так по еврейскому слову, означающему «отделять, избирать». Когда прекратилось служение пророков после вавилонского пленения, в среде евреев появились благочестивые мужи, так называемые «хасидим» (святые). Это движение ко времени земного служения Господа Иисуса выродилось в фарисейство, в буквоедство. Блюстители этого течения наложили на Закон различные толкования, данные якобы Иеговой Моисею, и столь же авторитетные, как сам Закон. Фарисеи были сектой в буквальном смысле слова. Член ее считался «хабером», т.е. скрепленным с другими. И давал обязательство оставаться верным принципам фарисейства. Это были корректные, ревностные и самоотверженные люди, но страдавшие самоправедностью, т.е. склонностью не видеть собственной греховности. И были далекие от понимания человеческих нужд. Фарисеи были самыми яростными гонителями Христа и объектами Его беспощадных порицаний. «Саддукеи» не были сектой в строгом смысле этого слова: они принадлежали к тем иудеям, которые отрицали существование духов, в т.ч. и ангелов, а также чудеса. Решительно отрицали возможность воскресения. Это были религиозные рационалисты своего времени. Во времена Христа они в Синедрионе (Верховный суд) и среди священства занимали господствующее положение. Саддукеи не были сторонниками определенного учения, а лишь отрицали всё сверхъестественное. Они имели своих сторонников, главным образом, среди высших классов общества, тогда как фарисеи больше влияли на низшие слои населения. Иоанн обращается к фарисеям и саддукеям со всей честностью. Он говорил к их совести как человек, который проповедует для людей. Несмотря на отсутствие у него официального образования, он не робел, когда появлялся перед публикой, и не боялся лица человеческого, ибо был исполнен Духа Святого и Божьей силы. Его слово было обличающим и пробуждающим. Он не называл их равви, не употреблял почетных титулов и, тем более, не хвалит их, к чему они так привыкли. Христос точно так же называл их: «порождения ехиднины». Они гордились тем, что были семенем (потомком) Авраама, но Иоанн сказал им, что они – семя змеиное, семя своего отца дьявола (Ин.8 44). Слова его: «Кто внушил вам бежать от будущего гнева» означают, что им угрожает грядущий гнев Божий. Их положение близко к безнадежности. Их сердце ожесточилось в грехе: у фарисеев – в их показном благочестии, а у саддукеев – в их дискуссии против Божьих истин. Произвести в них что-то подающее надежду было почти чудом.
3.8 «Сотворите же достойный плод покаяния». Это было слово наставления и повеления. Вам внушили бежать от будущего гнева, поэтому страх Божий пусть склонит ваше сердце к святой жизни. Докажите искренность своего покаяния. Если мы не приносим плода покаяния в виде полного изменения, оставления всех известных нам грехов, то тщетны все наши претензии на покаяние. Говорящие, что они сокрушаются о грехе, и продолжающие жить в нем, не могут называться раскаявшимися грешниками и претендовать на привилегии таковых. Кто заявляет о своем покаянии, тот должен вести себя так, как подобает покаявшимся. И не делать ничего недостойного своего покаяния.
3.9 «И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо, говорю вам, что Бог может из камней этих воздвигнуть детей Аврааму». Это было предупреждением, чтобы они не надеялись на свои плотские преимущества (на то, что они потомки Авраама). И, прикрываясь ими, не уклонялись от призыва к покаянию. Плотское сердце склонно многое говорить о себе, чтобы игнорировать обличающую силу Слова Божьего. Богу известны все наши ухищрения, какими мы успокаиваем свою душу. И все заблуждения, которыми человек обманывает себя. Многие погибают от собственной лжи, которую они скрывали. Они говорили: «Мы не грешники из язычников, которых действительно надо призвать к покаянию – отец у нас Авраам. Мы иудеи, народ святой, избранный, что нам до этого?» А Иоанн им говорит: «Вы не думайте, что если вы потомки Авраама, то вы не нуждаетесь в покаянии, что вам не в чем каяться. Не думайте, что ваше родство с Авраамом и ваше участие в завете, заключенном с ним, означают, будто вы настолько святы, что у вас нет причины изменять ваши мысли и пути. Не думайте, что с вами всё будет хорошо, даже если не покаетесь. Не думайте, что Бог будет смотреть на вашу нераскаянность сквозь пальцы только потому, что вы семя Авраамово». Напрасно мы думаем, что наличие добродетельных родственников спасет нас, несмотря на то, что мы сами не таковы. Как необоснованны были эти представления. Они считали, что только потомки Авраама были единственным народом Божьим во всем мире. И поэтому, если они будут отвергнуты, то Бог лишится Церкви. Иоанн показывает им безумие этой самонадеянности. Бог не останется без истинной Церкви в этом мире, если отпали иудеи, то привьются язычники. Эти слова были исполнены. Бог отсёк иудеев и воздвиг верующих язычников, которые стали потомками Авраама по вере. Слова Иоанна в этом стихе ясно показывают, что Царство Небес, которое он проповедовал, состоит не из потомков Авраама. А состоит оно из детей Авраама по вере.
3.10 «Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Иоанн говорит слушателям о том, какое строгое испытание ожидает их вскоре. Они не могут избежать погибель, если только искренно не покаются. И что Бог будет совершать Свой суд над ними быстрее, чем делал это прежде. Иоанн предостерегает их, что суровым будет их приговор. Бог срубает всякое дерево, если оно не приносит доброго плода, плода покаяния. Невзирая на то, как бы оно ни зеленело делами и исповеданием внешним. Бог не признает его деревом Своего сада. Оно будет брошено в огонь гнева Божьего. Если они не пригодны для плодоношения, тогда они годятся только для огня.
3.11 «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня. Я не достоин понести обувь Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Иоанн дает наставление относительно Иисуса Христа, на Ком сосредоточены все его проповеди. В этих словах представлено превосходство Христа над Иоанном. Иоанн скромно говорит о самом себе, чтобы возвеличить Христа. «Я крещу вас в воде» – это самое большое, что я могу делать. «Но Идущий за мною сильнее меня». Хотя Иоанн имел большую силу, ибо пришел в силе и духе пророка Илии, но Христос был сильнее его. Хотя Иоанн был воистину велик (Слова Господа: из рожденных женами не восставал больше Иоанна Крестителя), тем не менее, он почитал себя недостойным самого низкого положения слуги Христа, он «не достоин понести обувь Его». Он знает, насколько велик Христос в сравнении с ним. Кому Бог оказывает честь, те будут смиренными в своих глазах, желают унизиться так, чтобы возвеличился Христос. Иоанн говорит и о цели и назначении явления Христа, Которого они должны уже ожидать. Христос придет и проведет разделение посредством действия Своей благодати. Те, которые крестятся Духом Святым, крестятся как бы огнем. Огонь согревает тело, а Дух Святой вызывает внутреннее горение сердца. Огонь всё сжигает, а Дух Святой сжигает весь шлак нашей грешной природы. Дух Святой делает душу человека подобной Себе, т.е. святой, и устремляет ее ввысь к небесам. Есть и такое объяснение словам Иоанна, с которыми он обращается здесь к фарисеям и саддукеям: Если они искренне покаются и уверуют в Иисуса Христа, то Господь крестит их в Святом Духе, чтобы они имели вечную жизнь. В противном случае Господь крестит их в огне для вечного наказания. Иоанн крестил только для покаяния, чтобы привести людей к вере в Господа. Крещение Христа в Святом Духе ознаменовало введение в Его Царство верующих в Него; а Его крещение в огне помещает в огненное озеро.
3.12 «Лопата(которой веют зерно) Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым». Он придет, чтобы провести разделение людей. Этот стих свидетельствует о способности Христа различать, т.к. Он является вечной Премудростью (полнотой мудрости) Отца. Он всё видит в свете истинном и Он есть Тот, Кому отдан весь суд. Видимая Церковь – это гумно Христа. Ис.21.10 «О, измолоченный Мой и сын гумна Моего». Храм, прообраз Церкви, был построен на месте бывшего гумна. На этом гумне смешаны пшеница и солома. Истинно верующие – это пшеница, а лицемеры – солома. Придет день, когда гумно будет очищено, пшеница и солома будут разделены. Житница – это небеса, в которую Христос соберет всю Свою пшеницу. Огонь неугасимый будет наказанием лицемеров и неверующих.
3.13 «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него». Господь с детских лет и до этого момента, когда Ему было около тридцати лет, жил в Галилее. Но теперь «Солнце правды» (одно из имен Господа) восходит во славе Своей. Он должен вступить на служение. Он идет туда, где крестил Иоанн. Иоанн был на шесть месяцев старше Спасителя. И считают, что он начал проповедовать и крестить за шесть месяцев до Его появления. То, что Христос пришел из Галилеи на Иордан для того, чтобы креститься от Иоанна, учит нас не уклоняться от участия в церковных обрядах. Господь как человек пришел к Иоанну креститься согласно новозаветному Божьему пути.
3.14 «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Иоанн удерживал Господа от крещения. Придя креститься к Иоанну, Христос оказал ему большое почтение, это было воздаянием за то служение, которое Иоанн совершил для Христа, возвещая о приближении Его. По своей скромности Иоанн думает, что это слишком высокая честь для него. К этому времени имя Иоанна было уже великим, он повсюду был уважаем. Тем не менее, он смиренным оставался. Иоанн думает, что ему следует креститься от Христа, т.е. креститься Духом Святым. Хотя Иоанн был преисполнен Духа Святого от чрева матери, тем не менее, он нуждался в крещении. Будучи рожденным женщиной от семени Адамова (человека), он был нечист, как и все другие люди. Он сознавал, что имеет нужду в очищении. Даже самые лучшие и святые из людей нуждаются во Христе. Чем лучше человек, тем больше он видит нужду в Нем. Хотя Иоанн заботился о спасении других, но он сильно переживал и о своей собственной душе.
3.15 «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его». Господь Иисус отклоняет возражение Иоанна. Он принимает его смирение, но не его отказ крестить, это должно быть сделано, Он должен исполнить Закон. Но почему «теперь?» Во-первых, Христос теперь находится в состоянии уничижения, Он унизил Себя. Он отказался от Своей славы. Он не только принял образ человека, но и подобие плоти греховной. И поэтому Ему теперь надо креститься от Иоанна. Он как бы нуждался в очищении, хотя и был совершенно чист. Т.о., Он сделался грехом за нас, хотя и не знал греха. Во-вторых, крещение Иоанна было в почете «теперь». Именно через это крещение Бог теперь совершал Свой труд. И поэтому Христос должен был сейчас креститься водой. В-третьих, крещение Христа должно быть сделано теперь, ибо именно теперь настало для Христа время явить Себя народу. В крещении представлялась прекрасная возможность для этого. Свою волю Господь подкрепляет словами: «ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Ему надлежит признать каждое божественное постановление, и показать свою готовность исполнить все Божьи заповеди. Так надлежит Ему оправдать премудрость Божью и Самого Бога, пославшего Иоанна подготовить Ему путь. Христос часто вспоминал об Иоанне и его крещении с уважением. Иоанн подчинился желанию Христа.
3.16 «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды и вот, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Иудейские священники, принимая служение, должны были быть омыты водой (Исх.29.4). И наш великий Первосвященник, приступая к служению, ради которого и пришел в этот мир, при собрании множества народа принял водное крещение. В ст.16-17 мы видим, как торжественно отметили Небеса акт крещения Иисуса Христа, удостоив Его особым явлением славы. Фразе «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды», некоторые дают такое объяснение. Другие люди задерживались при крещении для исповедания своих грехов. Но Христос, не имевший греха, тотчас вышел из воды. Когда Он вышел, «вот, отверзлись Ему небеса». Это имело целью, во-первых, вдохновить Его на предстоящее Ему служение. Во-вторых, вдохновить нас принять Его и подчиниться Ему. Голубя, сходящего на Господа, по всей вероятности, видели все, стоявшие там. Это была Его публичная инаугурация. Хотя Христос как Бог не нуждался в принятии Святого Духа, однако о Нем было предсказано, что Дух Божий почиет на Нем. Ис.11.1-2 «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия». Дух Святой ниспускался на Него как голубь. Был ли это реальный, живой голубь или образ голубя, неизвестно. Голубь был единственной птицей, которая приносилась в жертву. В Библии сказано, что Бог в трех ипостасях присутствовал на крещении Иисуса Христа. Воплощенный Бог Сын принял его, Бог Святой Дух сошел с небес как голубь, а Бог Отец говорил с небес. Святая Троица в дни сотворения человека сказала «сотворим человека», а теперь эта Троица как бы говорит: «Спасем человека».
3.17 «И вот, голос с небес говорит: Это есть Мой Сын возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таково было завершение торжественного акта крещения Иисуса Христа. И, вместе с тем, объяснение его. В Библии написано, что слова Бога Отца были слышны людям. Это выдающееся событие. До этого случая Бог говорил людям, когда Он давал Закон Израилю у горы Синай. Два этих события являются событиями особой важности, поэтому Бог удостоил их особой чести. Т.о., в начале Закона и в начале Евангелия говорил Бог к людям. Словами «Это есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» Бог объявляет, что Иисус – Спаситель, уготованный от начала к искуплению мира. Он был Его любимым Сыном. Божье благоволение не только к Нему, но и в Нем. Т.е. Он благоволит ко всем, кто в Нем, кто верой соединен с Ним. Пусть весь мир узнает, что Он Примиритель, Посредник, соединяющий нас с Богом. Вне Христа Бог есть «огонь поедающий», но во Христе – милостивый Отец. В этом заключена вся суть Евангелия.