ПРОПОВЕДИ
Способность мудро оказывать помощь.
1Фес.5.14,15 «Умоляю также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
В этих стихах ап. Павел дает фессалоникийцам наставления об их обязанностях. Т.к. характеры у людей разные, он заповедует верующим приспосабливаться к этим различиям. Порой встречаются люди, живущие бесчинно, т.е. распутно, выходящие за пределы своих прав и своего положения. Долг, как служителей церкви, так и рядовых христиан – предупреждать и вразумлять их. Вразумление здесь понимается как порицание, призывающее их к порядку. Таковых следует обличать в их грехе, предупреждать о грозящих им опасностях. Объяснить, какой вред они наносят своей собственной душе, а также душе других. Их надо вразумлять, как им следует поступать. «Утешайте малодушных», боязливых и робких или опечаленных душой. Некоторые пугаются трудностей, падают духом при мысли об опасностях, потерях и бедствиях. Таковых не следует презирать, а надо ободрять и утешать. Возможно, слово утешения принесет им пользу. «Поддерживайте слабых». Некоторые не способны справиться со своим трудом и не могут нести свое бремя. Поэтому мы должны поддерживать их, помогать им в их немощах. С людьми слабыми, малодушными мы должны обращаться человечно, чтобы они получали утешение. Напрасно упрямые и неукротимые люди требуют ласкового обращения с собой. Врачевство надо сообразовывать с болезнью. Фактически укрепляет и поддерживает их при этом благодать Божия. Мы должны сказать им об этом. «Будьте долготерпеливы ко всем». Апостол хвалит терпение по отношению ко всем людям. Даже суровость к бесчинным людям должна умиряться некоторой мягкостью. Мы должны подавлять гнев и быть долготерпеливыми, когда гнев возникает в ответ на причинное нам оскорбление. Должны вести себя так по отношению ко всем людям – хорошим и плохим, благородным и простым. Мы не должны быть слишком жесткими в своих обвинениях, требовательными, злопамятными. Но должны стараться видеть всё в наилучшем свете, и думать о каждом человеке самым наилучшим образом.
«Смотрите, чтобы кто кому…». Поскольку соблюдение этой заповеди при склонности человеческой природы к мщению весьма трудно, апостол начинает свое наставление со словом «смотрите». Это слово означает здесь усердие. Хотя ап. Павел просто запрещает фессалоникийцам воевать друг с другом посредством причинения вреда, нет сомнения, что он хотел осудить все агрессивные душевные поползновения. Чтобы фессалоникийцы не подумали, будто мщение запрещается только в отношении братьев, апостол подчеркнуто приказывает не мстить никому. Ибо порой люди прибегают к красивым извинениям. «Но всегда ищите добра». В этой фразе ап. Павел учит не только воздерживаться от мщения, но проявлять ко всем благотворительность. Эти слова он распространяет на всех, какими бы недостойными они ни были.
Христианин остановился на светофоре и увидел знакомого бродягу. Он стоял у дороги, держа в руках картонку с надписью: «Подайте на еду. Хоть сколько». Христианин вдохнул и отвернулся. Он проглотил комок в горле и проехал мимо. На душе у него было неприятно, но он думал, что поступил правильно. Некоторые люди притворяются, что находятся в нужде, а на самом деле они – мошенники. А другие по-настоящему нуждаются, но стесняются просить. Бог повелевает нам: 1Фес.5.14 «Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, …». Чтобы это исполнять, надо знать, кто к какой категории людей относится. Если мы станем вразумлять слабого человека, то можем сломить его дух. Если поддерживаем малодушного, то можем развить в нем лень. Наилучшую помощь мы можем оказать тем, кого хорошо знаем и можем судить об их нуждах. Бог положил вам на сердце кому-то помочь? Приступайте к делу. Но еще лучше попросить его рассказать о своей проблеме и выслушать его. Помолившись, поступайте мудро, а не просто для того, чтобы почувствовать себя добрым человеком.
Малыш пришел домой из церкви и возбужденно заявил, что хочет на обед хлеб и рыбу. Оказалось, на уроке воскресной школы рассказывали о мальчике, который принес Господу Иисусу хлеб и рыбу. Господь учил народ весь день, и ученики предложили отправить людей в окрестные деревни купить хлеба. Но Господь ответил: Мф.14.16 «Вы дайте им есть». Они пришли в замешательство, ведь накормить нужно было более 6000 человек. Мальчик отдал Господу свой обед – пять небольших хлебов и две рыбки. Ими Господь всех присутствующих накормил. Это было чудо, рассказ об этом есть во всех четырех Евангелиях. Чему мы можем научиться? Вокруг нас с вами родственники, соседи, друзья, коллеги и другие люди с самыми разными нуждами. Должны ли мы направить их к кому-то, кто сможет помочь лучше, чем мы? Конечно, некоторым людям мы не в состоянии оказать нужную им помощь. Но давайте делиться с тем, что у нас есть: добрым расположением, добрым словом, искренним вниманием, короткой молитвой, приобретенным опытом. Попросим Иисуса Христа помочь, и можем убедиться в том, что Он многое хочет и может сделать.
Люди, не заинтересованные в продуктивном диалоге, были всегда. Поэтому Книга притч предупреждает: споря с глупым, невосприимчивым человеком, мы рискуем опуститься до его уровня. Прит.26.4-5 «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих». Иногда кажется, что Библия противоречит себе, но на самом деле это не так. Мудрые люди должны быть наставлены, как вести себя с глупыми. Имея дело с глупыми людьми, им особенно нужна мудрость для того, чтобы знать, когда молчать, а когда говорить. Ибо может быть время и для того, и для другого. В некоторых случаях мудрый человек не будет отвечать глупому. Если он хвалится, то не отвечай ему тем же, и не хвались. Если он бранится и говорит несдержанно, не ругайся и не отвечай тем же. Если он солгал, то ты не лги в ответ, чтобы не быть похожим на него. Если он клевещет на твоих друзей, то ты не наговаривай на его друзей. Если он вводит в заблуждение, то не отвечай ему тем же. И т.п. В то же время мудрый человек должен использовать свою мудрость для обличения глупца, когда есть надежда сделать ему хорошо. Или, по крайней мере, помешать причинить зло себе или другим людям. Или, если у тебя есть основание думать, что твое молчание будет воспринято как подтверждение слабости твоего положения или твоей личной слабости. В таком случае отвечай ему, и пусть твой ответ будет достойный, по делу. Если он считает, что раз ты не ответил, то на его аргумент нельзя возразить, тогда отвечай ему, «чтобы он не стал мудрецом в глазах своих» и не хвастался своей победой. Надо иметь в виду, что даже самый упрямый человек – тоже носитель образа Божьего. Если мы будем слишком быстро отворачиваться от других людей, то сами можем стать невосприимчивыми к Божьей благодати. Это объясняет наш стих 5. Нам нужно смирение, молитва и доверие Богу, чтобы различить, как наилучшим образом в каждой ситуации показывать людям Божью и свою любовь. Будем стремиться сохранять мир, зная, что тот же Бог, Который привлек нас к Себе, может действовать и в сердце других людей.
Ап. Павел в своем Послании к коринфянам призывает своих читателей вести себя благоразумно и благопристойно со всеми, с кем им приходится общаться: с язычниками или находящимся вне христианской церкви, среди которых они проживают. Кол.4.5-6 «С внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатью». Быть осторожными при всяком обращении с ними, чтобы им не потерпеть какого-нибудь вреда от них, не оскверниться их обычаями. И чтобы коринфяне не вызвали у них предубеждения против их веры. И не дали повода для отвращения к ней. Делать для них всё доброе, что только могут. И во всякое удобное время старались расположить их в пользу христианской веры. И старались наилучшим образом использовать свое время сделать им доброе. Пусть все ваши разговоры будут достойны вашего христианского звания, благоразумны, своевременны. Хотя они могут касаться обычных вещей, однако должны быть всегда в духе благочестия. Мы нуждаемся в большой доле мудрости и благодати, чтобы уметь правильно отвечать каждому человеку. Особенно на вопросы и возражения противников нашей веры, чтобы показать ее разумность. И показать их неразумность и придирки.
Машина спецназначения с включенной сиреной промчалась мимо христианки. Она узнала, что машина спешила в научную лабораторию, в которой начал протекать контейнер с серой кислотой емкостью в 1500 литров. Утечку нужно было устранить в кратчайший срок, поскольку кислота разъедала всё, с чем соприкасалась. Размышляя об этом случае, она задумалась: что бы произошло, если бы сирена завывала каждый раз, когда из ее уст «протекает» грубое или осуждающее слово? К сожалению, в их доме было бы намного громче. Пророк Исаия рассказал в своей книге об осознании своей греховности, когда он увидел Божью славу. Он понял, что он человек «с нечистыми устами» и жил среди народа с такой же проблемой (Ис.6.5). То, что случилось после этого, дает нам надежду. Ангел Божий подошел к нему, прикоснулся к его губам раскаленным углем и объяснил: ст.7 «Беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». Нам нужно в своей жизни выбирать слова: и в разговоре, и в письме. И узнаем, являются ли они опасными веществами или мы позволим Божьей славе обличить нас, а Его благодати исцелить нас, чтобы мы могли прославить Его.
В главе 9 Второй книги царств содержится пример того, что можем назвать намеренной добротой. После того, как погибли царь Саул и его сын Ионафан, некоторые ожидали, что Давид уничтожит всех претендентов на престол. Но он спросил: 2Цар.9.3 «Нет ли еще кого-нибудь из дома Саулова? Я оказал бы ему милость Божью». К нему привели сына Ионафана. Давид вернул ему наследство и пригласил всегда сидеть за своим столом, словно это был его собственный сын. Пользуясь безграничной Божьей добротой, будем искать возможности оказывать намеренную доброту другим людям.
Христианин пожаловался другу на боль в спине. Ему хотелось услышать что-нибудь сочувственное, но вместо этого он услышал обличение. Друг ему ответил: «Не думаю, что дело в спине. Ты слишком много ешь. Желудок давит на позвоночник». Христианин подавил искушение обидеться и решил прислушаться к мнению друга. Он сбросил вес и боль прошла. Мы чаще предпочитаем быть искалеченными похвалой, чем исцеленными критикой. Потому что правда бывает неприятной. Она ранит наше «я», причиняет нам неудобства. Настоящие друзья не получают удовольствия от обличений. Они любят нас и не хотят обманывать. Это люди, которые с любовью и мужеством указывают на то, что мы, возможно, и так знаем, но не хотим принять. Они говорят не только то, что нам нравится, но и то, что нам необходимо услышать. Мудрый царь Соломон похвально отзывался о такой дружбе в своих притчах. Прит.27.6 «Искренни укоризны от любящего». Для нас полезно, когда друзья обличают нас и говорят о наших ошибках. Искренни укоризны от человека любящего, хотя в настоящее время они болезненны как раны. Если друзья из любви к нашей душе не хотят допустить, чтобы грех одолел нас, и не оставляют нас одних, то это признак того, что они искренни. Врач заботится, чтобы исцелить болезнь пациента, а не угодить его вкусу.
Господь Иисус говорит: Ин.14.15 «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Из тех, кто претендует на любовь к Христу, найдется очень мало Его правильно почитающих. Скорее люди льстят себе, занимаясь глупыми пустяками. Здесь же истинно любящим Христа приказывается соблюдать Его заповеди, Его учение, как единственное правило жизни. Кроме того, нас учат, сколь порочны все наши чувства. Ведь даже любовь к Христу не лишена в нас порока, если мы не соединяем ее с чистым послушанием. С помощью Святого Духа, Который с нами и в нас, мы можем учиться быть послушными Христу и соблюдать Его заповеди.
Господь Святой Дух! Мы просим, мотивируй нас с верой делать то, что прославит Бога и покажет нашу любовь к Нему. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы просим, пошли нам мудрость, чтобы мы могли правильно смотреть на всё в жизни и иметь систему ценностей, которая достойна вечности. Открой нам глаза, чтобы мы могли видеть, как позаботиться об окружающих. Направь нас и используй нас. Укрепи нас, чтобы могли полностью посвятить себя Тебе, любви к людям, неся им Твой мир. Дай нам силы разрушить стены и строить мосты с нашими ближними. Благодарим Тебя за любовь, которую Ты явил нам. Бог Святой Дух! Просим, яви через нас любовь Божью к людям, чтобы через это прославился Господь Иисус. Помоги нам делиться Твоей любовью с теми, кто окружает нас. Помоги нам увидеть, как наши слова влияют на других людей. Даруй нам благодать и силу всегда быть мудрыми родителями, друзьями и руководителями. Дай нам способность мудро оказывать помощь. Просим во имя Иисуса Христа. Аминь.