ПРОПОВЕДИ
Нам нужно обращаться к Богу за водительством.
Пс.142.8 «Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою».
Псалмопевец Давид умоляет Господа о милости. Если он, муж по сердцу Божьему (1Цар.13.14) время от времени не знал, куда ему идти, то нам, тем более, нужно обращаться к Богу за водительством. Давид не может не думать, что Бог к нему милостив. Но сейчас он пребывает в спешке и в смятении духа, которые заглушают приятный для слуха человека Божий голос и поэтому просит: «Господи, не только скажи мне добрые слова, но и помоги услышать их». Бог говорит с нами посредством Своего Слова и провидения, а мы и в том и в другом случае должны стараться уразуметь Его милость, чтобы нам всегда настраивать себя так: «Даруй мне рано услышать милость Твою». Пусть каждое утро моими первыми мыслями после пробуждения будут мысли о милости Твоей. Чтобы они сопровождали мой дух в течение всего дня. Давид ссылается на свое упование на Господа. Он говорит, что он уповает только на Бога и не ищет утешения ни в ком другом. Верою мы взываем к Богу, и Он не оставляет надеющихся на Него. Божья благость обычно распространяется на Него уповающих (Пс.30.9). Давид говорит и о действиях Божьей благодати в нем. Об этом он просит усердно. Нам надлежит быть такими же усердными, какими был Давид. Он молится о просвещении себя знанием Божьей воли. Из уст Давида в этом отрывке звучат три прошения касательно просвещения: 1) Укажи мне путь, по которому мне идти. Порою тот человек, кто стремится ходить правильно, пребывает в сомнениях и неведении в отношении верности пути. Тогда пусть такой человек смело приходит к престолу благодати, молит Господа Его Словом, Духом и провидением показать истинный путь и не дать сбиться. Способность духовного восприятия вещей исходит от Бога, и Он один обогащает нас священным познанием. Святость несовместима с невежеством. 2) Научи меня исполнять волю Твою. Не просто покажи мне, что есть воля Твоя, но научи меня, как ее исполнять. 3) «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды», т.е. в общение святых, в дивную страну праведников.
Некий проповедник рассказывает: «У моего отца было потрясающее чувство ориентирования. Он инстинктивно знал, где север, юг, восток и запад. Словно родился с этим чувством. Но однажды отец заблудился. Вместе с мамой они поехали на праздник в незнакомый город и остались там до темноты. Отец был уверен, что легко найдет дорогу домой, но не нашел. Он поездил туда-сюда и растерялся. Мама попыталась дать ему совет: «Я знаю, это непросто, но спроси у телефона. Так можно». Впервые за всю жизнь 76-и летний отец спросил дорогу у телефона». Давид обладал богатым жизненным опытом. Но псалмы показывают, что он не раз оказался в духовном и эмоциональном тупике. Один из таких случаев описан в Псалме 142. Но он знал, где искать спасение, т.е. искать надо у Бога. Просить Божьего водительства – это самое лучшее.
К христианской супружеской паре, сидящей в машине, направился незнакомец внушительного вида. Они оторопели. И считали, что их экскурсионная поездка не удалась. На них накричали, их обманывали, у них требовали деньги. И вот опять неприятность? Но, к их удивлению, незнакомец узнал в них туристов и захотел рассказать, где в городе лучшие достопримечательности. А потом подарил им шоколадку, улыбнулся и пошел. Это проявление доброты сделало день христиан прекрасным, спасло их путешествие. Они оба ощутили искреннюю благодарность и к этому человеку, и к Богу, Который утешил их через него. Удивительно, что один скромный поступок может так осчастливить человека, а порой направить его к Богу. Библия подчеркивает важность добрых дел. Если это кажется трудным, то нам оставлено подтверждение: Бог не только дает нам способность совершать добрые дела, но даже предназначил для нас эти дела. Еф.2.10 «Ибо мы … созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Это означает, что всё исходит от благодати, т.к. все наши духовные благословения получаем от Бога. Бог предназначил и приготовил нас, как Свое творение, для добрых дел. Если Он насаждает в нас Свои добрые принципы, то делает для того, чтобы иметь от них добрые плоды. На эти дела Бог приготовил нас, благословляя нас познанием Своей воли и с помощью Святого Духа. Он производит в нас перемену. Может быть, Бог предназначил нам встретиться с тем человеком, кому нужно слово ободрения. Или дает нам возможность протянуть руку помощи человеку в нужде. От нас требуется только послушно откликнуться.
Снаряды падали вокруг молодого христианина с грохотом. Он начал молиться: «Господи, если Ты меня сохранишь, я пойду в Библейский институт». Бог дал ему пережить Вторую мировую войну. Он поступил в Библейский институт и стал служителем Божьим. У другого воина, царя Давида проблемы возникли из-за того, что он не стал участвовать в сражении. Его армия воевала, а сам он остался в Иерусалиме, где увидел с крыши своего дома чужую женщину во время купания (2Цар.11). В Псалме 38 Давид описывает болезненный процесс восстановления после совершенного им тяжелого греха. Сокрушение Давида побудило его к размышлениям. Он знал, к кому обратиться. Читаем его слова: Пс.38.8 «И ныне чего ожидать мне, Господи? Надежда моя – на Тебя». Когда в творении нельзя найти верного удовлетворения, тогда его надо искать в Боге и в общении с Ним. К Нему должны подталкивать нас все огорчения в этом мире. В этом псалме Давид выражает свое упование на Бога. Видя суетность всего, что его окружает, он отчаивается в том, что можно обрести счастье в мирских благах. И отказывается от своих надежд на них. Он ничего не хочет получать от этой Земли. Мы не можем быть уверенными в своем здоровье и процветании, иметь постоянное утешение в чем-то, ибо здесь на Земле всё неопределенно и недолго. Давид твердо держится за свое решение искать удовлетворение и счастье в Боге. Когда надежда наша на творение гибнет, то великое наше утешение заключается в том, что мы имеем Бога. Мы можем к Нему прийти, можем Ему довериться, можем схватиться за Него верой. Давид пережил свою личную духовную битву и продолжал служить Богу. Бог – единственный источник нашей твердой надежды.
У христианки развилась болезнь Альцгеймера. Мужу пришлось уволиться с работы, чтобы ухаживать за ней. Болезнь прогрессировала, а он становился угрюмым и раздражительным. Несколько лет спустя он рассказывал своему другу: «Я злился на Бога. Но чем больше я молился о наших проблемах, тем больше Он показывал мне мое собственное сердце и то, каким эгоистичным я был в браке. Десять лет она болела, а Бог всё это время помогал мне увидеть жизнь по-другому. Теперь всё я делаю для нее, я делаю также для Иисуса». Бог иногда в ответ на наши молитвы не дает нам просимое, а совершает в нас перемены. Когда пророк Иона огорчился, что Бог пощадил нечестивый город Ниневию, Господь вырастил растение, чтобы у Ионы была тень. А в тот же день растение засохло. Когда Иона стал жаловаться, Бог ответил: «Неужели так сильно огорчился ты из-за растения?» Пророк, думавший только о себе, сказал, что это так. И тогда Господь призвал его обратить внимание на людей и скот, живущих в огромном городе (Ниневии) и вспомнить о сострадании. Бог может использовать наши молитвы, чтобы помочь нам духовно вырасти и многому научится. Эти перемены нам нужно принимать с радостью, потому что Он хочет преобразить нас Своей любовью.
Когда девушка училась на втором курсе в институте, они с мамой услышали в новостях о молодом человеке, который получил тяжелые травмы во время крушения самолета. Тогда же погибли его родители. Они не знали этого молодого человека, но мама девушки сказала: «Нам нужно молиться за него и его семью». Так они и сделали. Через несколько лет, когда девушка вошла в аудиторию института, один из студентов предложил ей сесть рядом. Он был тем самым пострадавшим в авиакатастрофе, за которого молилась девушка с мамой. Вскоре молодые люди начали встречаться и поженились. Легко ограничить свои молитвы собственными нуждами или молиться о тех, кого хорошо знаешь. При этом, не уделяя внимание молитве за других. Однако ап. Павел в Послании к Тимофею просит молиться за всех людей, включая представителей власти: 1Тим. 2.1 «Прошу совершать молитвы, прошения, ходатайства, благодарения за всех людей». Тимофей должен был заботиться о том, чтобы обязанность молиться за других выполнялась. Для всех христиан молитва является как честью, так и обязанностью. Мы обладаем честью общаться с Богом, ходатайствовать перед ним за других людей. Но это одновременно и обязанность, поскольку мы должны быть благодарны Ему за Благую Весть (Евангелие) о спасении, исходящую от Него. Апостол перечисляет 4 аспекта молитвы: прошение, моление, ходатайствование перед Господом и благодарение. Первые три стороны трудно разграничить. В современном обиходе «прошение» подразумевает сильную и отчаянную просьбу, но здесь это особая просьба об особых нуждах. Термин «моление» охватывает практически все виды почтительного обращения к Богу. В данном стихе это имеет значение почтительной молитвы. «Ходатайствование» имеет значение ходатайственного обращения к Богу как к Владыке. «Благодарение» относится к молитве, в которой мы признаем благодать и доброту нашего Господа и от всей души выражаем Ему свою признательность. Таким образом, мы можем обобщать этот стих и сказать, что в молитве за всех людей мы должны быть смиренными, поклоняться Богу, доверять Ему и быть Ему благодарными. Вы устали в служении Богу? Вы разочаровались настолько, что хочется прекратить служение? Тогда вспомните Божье обетование: Гал.6.9 «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем». Добро означает здесь не праведность, а благотворительность, и относится к людям. Апостол призывает нас благотворить. Это важное и нужное повеление. Поскольку по природе мы ленивы в исполнении обязанностей любви, отовсюду возникают помехи, приводящие многих в уныние. Мы встречаем множество недостойных, неблагодарных людей. Многочисленные нужды обрушиваются на нас непосильным бременем. Тут и там, благотворя другим людям, мы опустошаемся сами. Холодность других гасит нашу пылкость. Апостол хочет подкрепить нас, не дать обессилеть на жизненном пути. Итак, давайте молиться за других, даже за тех, кого мы не знаем.
Во время поездки в Азию у миссионера перестал работать планшет. В поисках помощи он нашел компьютерный магазин, но столкнулся с другой проблемой: он не говорил по-китайски, а местный мастер не говорил по-английски. Однако китаец решил эту проблему: он запустил программу, в которой набирал текст на китайском, а миссионер мог читать его на английском языке. Программа позволила им общаться даже на разных языках. Порой, молясь Небесному Отцу, мы чувствуем, что не можем выразить всё, что есть на сердце. Многие из нас испытывают затруднения в молитве. Но ап. Павел утешает нас: Рим.8.26 «Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Апостол приводит привилегию, каким наделены истинные христиане – в молитве поддержка Духа Святого. Что касается предмета наших молитв, то мы порой не знаем, чего просить. Это подтверждается и Книге Екклесиаста: Еккл.6.12 «Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни?» Мы часто не знаем, чего желать. А то, от чего ожидаем больше всего удовлетворения, часто больше всего в нас вызывает недовольство. И даже то, чего мы больше всего жаждем, может для нас обернуться бедой. То, что мы желаем себе как блага, на деле может причинить вред. Так дети требуют нож и ранят себя. То, что согласно всем предположениям, кажется нам наилучшим, порой оказывается наихудшим. Так проявляется наша недальновидность относительно событий и сути вещей. Что касается способа молитвы, мы часто не знаем, как должно молиться. Апостол включает и себя в общее число. Если такой великий святой, как ап. Павел, не знает, как молиться, то как мало у нас оснований рассчитывать на собственные силы в этом деле. Но нам дан Святой Дух, Который поддерживает нас в наших немощах, особенно в час страданий. Как удивителен дар Святого Духа. Он ясно выражает наши мысли и желания в гармонии с волей Небесного Отца.
Боже! Мы благодарим за дар Святого Духа. Благодаря Его труду наша молитва становится действенной. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, дай нам осознать, что мы находимся в самом лучшем из мест, какие только можно представить, если приходим к Тебе в молитве. Просим, помоги нам быть послушными, делиться Твоей любовью с другими и помнить, как Ты возлюбил нас. Помоги нам встретиться с человеком, кому нужно слово ободрения, или дай нам возможность протянуть руку помощи человеку в нужде. Просим, помоги нам духовно вырасти и многому научиться. Открой наше сердце навстречу нуждам окружающих нас людей, даже тех, кого мы не знаем. Услышь наши молитвы о них, чтобы мы могли помочь им нести их бремя. Благодарим за дар Святого Духа и привилегию молитвы. Просим, помоги нам обращаться к Святому Духу за помощью, когда не знаем, как молиться. Благодарим, что Ты всегда с нами, даже если обстоятельства причиняют нам проблемы или боль. Помоги оставаться верными Тебе. Наша надежда – на Тебя. Прости, что мы иногда ищем ответы в других источниках. Просим, приблизь нас к Себе. Аминь.