ПРОПОВЕДИ
Дай нам смелость просить о Твоей помощи.
Пс.6.3,4,5,10 «Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены. И душа моя сильно потрясена. Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей. … Услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою».
Эти стихи говорят языком смиренного сердца, сокрушенного духа, находящегося в великих страданиях. Кто сеет со слезами, находясь под порицанием Господа, как Давид, получает милость. Обратим внимание на то, как представляет Давид Богу свои скорби. Не надо говорить Богу о своих достоинствах – говорите о грехах и немощах. И просить, чтобы ниспослал силу и не погубил совсем. Он изливает свои жалобы перед Богом. К кому еще может идти дитя со своими жалобами, как не к своему отцу? Хотя Давид был сильным человеком, но это не могло оградить его от душевных расстройств. Пусть помогает нам примириться с болью тот факт, что такова была участь некоторых наилучших святых. И что их примером мы направляемся и получаем ободрение представить Богу наши бедствия. Очень плохо, когда у человека одновременно страдает и тело и душа, но такое бывает и с Божьими детьми. Обратим внимание на то, что часто участь многих наилучших людей заключалась в том, чтобы быть людьми скорбей. Таким был Сам Господь Иисус. Требуется огромная сила духа, чтобы сохранить веру, имея доказательства Божьего недовольства. Как самого величайшего зла Давид боится гнева Божьего. Как самого великого блага он желает, чтобы Бог к нему восстановил Свое благоволение. Святой Дух вложил в сердце Давида уверенность, что Бог был и будет милостив к нему, несмотря на настоящее проявление гнева. Он знает, что его молитва была благосклонно принята Богом.
Не следует нам усложнять каждую молитвенную нужду, ведь Бог прекрасно слышит зов о помощи. Как просто молился Давид: Пс.6.5 «Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей». Причиной несчастий Давида было отсутствие Господа. А Его возвращение воистину избавит псалмопевца от скорбей. Давид знал, к какому атрибуту, качеству Господа взывать. Он воззвал не к справедливости Господней, а к Его милости. Давид слишком хорошо знал свое нечестие, чтобы уповать на что-то, кроме благодати Божьей. «Ради милости Твоей». Какие необходимые слова! Бог не может не ответить на них. Если мы обратимся к милости Господа, то можем просить Его, сколько бы ни было в нас беззаконий. Обратим внимание на то, как часто Давид взывает к имени Господа. На протяжении нашего эпиграфа он повторяет имя Бога пять раз. Это доказывает, что славное имя Господа исполнено утешения для томящегося сердца. Его имя дает искреннему сердцу великое утешение.
Псалом не объясняет, что именно с Давидом произошло. Однако его искренние мольбы показывают, как сильно он нуждался в божественном восстановлении и помощи. Давид не позволял никаким препятствиям, в том числе и греху, мешать ему приходить к Богу со своими нуждами. Несмотря на нашу неуверенность, Бог слышит и принимает искренние просьбы Своих детей. Он готов услышать нас, особенно когда мы больше всего в Нем нуждаемся.
Верующие должны отозваться на призыв апостола Павла: Рим.12.9 «Любовь да будет непритворна. Отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру». Все наши обязанности друг перед другом могут быть выражены одним словом – любовь. Нужны не комплименты, не притворные улыбки, а действительная любовь. Люди склонны к показу той любви, которой на самом деле у них нет. Лгут они не только другим, но и самим себе, убеждая себя, что любят тех, кого не только презирают, но отвергают. Поэтому апостол возвещает здесь ту любовь, которая лишена всякого притворства. Мы обязаны иметь любовь к нашим друзьям и любовь к нашим врагам. Кто хочет иметь друзей, тот сам должен быть дружелюбным. Слова же о зле и добре, о которых здесь пишет апостол, здесь понимаются не в обобщенном смысле, но зло означает злостную неправедность, наносящую вред людям, а добро – доброту, помогающую другим. Вместо слова «отвращайтесь зла» некоторые богословы предлагают использовать слово «ненавидьте зло». Итак, находя силы в молитве, мы можем жить верой и любить других людей, т.е. тех, кто создан по Божьему образу, как и мы.
Если нам кажется, что наши молитвы где-то затерялись в пути или забылись, то слова Пс.140 утешают и побуждают нас к настойчивости, потому что они на самом деле драгоценны перед Богом. Давид боялся греха и поэтому в Псалме 140 он молится о Божьей благосклонности к нему. Пс.140.2 «Да направится молитва моя, как фимиам, перед лицо Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя». Давид молится, чтобы Господь был доволен им, чтобы Богу было угодна молитва его и вознесение рук, свидетельствующее об усилении его желания. Вознесение рук говорит о вознесении сердца, которое приносится Господу в жертву вместо возношения перед Ним плоти жертвенных животных. Молитва – духовная жертва, приношение Господу души и ее лучших чувств. Здесь Давид молится о посвящении и направлении таковых к Господу, подобно фимиаму, который ежедневно воскуряли на золотом жертвеннике. Псалмопевец упоминает именно о жертве вечерней, возможно, потому, что Христос должен был принести Себя в жертву искупления на закате дня. В то время Давид был изгнан из дворов Божьих и не мог присутствовать на обряде жертвоприношения или воскурения фимиама. Поэтому он упрашивает Господа принять вместо традиционной жертвы его молитву. Псалмопевец обращается к Богу с просьбой, желая, чтобы смиренный призыв и молитва имели в очах Господних ту же ценность, что и установленные законом жертвоприношения. Молящемуся человеку надлежит ощущать Божье присутствие и благоговеть перед Ним. Иногда молитва совершается без слов, лишь движениями тела.
Мы можем приносить свои нужды Богу, потому что Он хочет слышать, что происходит в нашем сердце, и Ему нравится давать. Но, будучи ограниченными людьми, мы не всегда знаем, что для нас лучше, поэтому просить нужно только со смиренным духом и покорностью. Затем предоставить Богу право ответить по Его усмотрению, будучи уверенными, что Он заслуживает доверия и приготовит для нас самое лучшее. Поэтому в молитве Господней сказано о состоянии покорности: Мф.6.10 «Да будет воля Твоя и на Земле, как на небе». Этими словами мы молим о том, чтобы Закон Божий был почитаем людьми с той же готовностью, с таким же совершенством, как если бы люди были ангелами на небесах. Мы молим о том, чтобы те люди, кто не подчиняются Закону Божьему, подчинялись ему. А те, кто подчиняется ему, стали бы подчиняться лучше. На самом деле – истинное счастье подчиняться воле Божьей.
Псалом 140 показывает, как легко мы можем скатиться вниз по греховному склону. Молитва – один из способов избежать этого. Вспомним просьбу из Пс.140.4: «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым». Эти слова практически повторяют отрывок Молитвы Господней: Мф.6.13 «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Это значит, что мы можем упасть. Слова эти учат нас тому, что необходимо исповедовать свое несовершенство и просить Бога помочь устоять перед грехом. Псалмопевец Давид внимателен к своему сердцу. Тот, Кто держит в Своих руках сердце человека, господствует над ним. А если язык и сердце наше находятся под Божьей защитой, то мы в безопасности. Будем же просить Бога не оставлять нас наедине с нашими наклонностями, ибо тогда мы непременно собьемся с истинного пути. Сердечные склонности определяют ход всей жизни человека. А греховные желания порождают дурные поступки. Если чист источник жизни (сердце), грех нас не осквернит. Те, с кем мы общаемся, оказывают на нас сильное влияние. Даже праведник может не устоять перед нажимом со стороны других людей. Отсюда и страх, что делающие беззаконие совратят нас на свой путь. Нам следует избегать их общества, чтобы избежать греха. Плохо, когда сердце избирает неверную дорогу. Еще хуже, когда отступник катится по наклонной плоскости, окруженный толпой грешников. Господь наказывает всякого, кто упорствует в беззаконии.
В Пс.140 мы находим еще одного проводника благодати: Пс.140.5 «Пусть наказывает меня праведник – это милость; пусть обличает меня – это лучший елей, который не повредит голове моей». Давид предпочитал горькие слова праведников сластям нечестивцев. Он благодарен праведникам за их наставления, их укор - благ. Порой благочестивые люди не просто напоминают нам о грехе, но обрушивают на него всю тяжесть своего гнева. Но и тогда мы призваны терпеливо и с любовью сносить осуждение, благодарно принимать тяжкие удары. Безумец негодует на укоряющих его, но мудрый человек извлекает пользу даже из упреков. Искушения коварны. Мы не всегда замечаем, что сбились с пути. Настоящий друг честно скажет нам об этом. Порой упрек принять трудно. Но если мы рассматриваем укоризны как проявление милости, это станет благословением, которое вернет нас на путь Божий. Будем открыты к словам истины верных друзей, и с молитвой будем полагаться на Бога.
Многие любят кушать шоколад. Они обрадовались, когда ученые обнаружили, что шоколад приносит некоторую пользу. Он содержит флавоноиды, которые замедляют старение и предотвращают болезни сердца. Мудрый царь Соломон рекомендовал своему сыну другую «сладость», достойную вложений – мудрость. Он советовал ему есть мед, «потому что он приятен» и сравнивал его сладость с мудростью. Прит.24.13,14 «Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей. Таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, т.е. будущность, и надежда твоя не потеряна». Эти стихи побуждают нас изучать Божью мудрость, размышлять об удовольствиях и выгодах, которые она приносит. Мы едим мед, потому что он приятен. Так же мы должны питаться Божьей мудростью и наслаждаться ее наставлениями. Те, которые испытали силу Божьей истины, их сладость, удовлетворены их наслаждениями. Никакие атеисты с их софистикой и мирские люди с их подшучиванием не смогут изменить их мнение. Быть мудрым выгодно, мудрость всегда сопровождается как дальнейшим вознаграждением, так и сиюминутной сладостью. Тебе предложено есть мед, и его сладость побуждает тебя сделать это. Но у тебя есть намного больше оснований насладиться и вкусить заповеди Божьей мудрости. Ты получишь вознаграждение за свое удовольствие, в то время как рабам греха придется дорого заплатить за свои удовольствия. Мудрость зарождает в тебе великие надежды и твой труд не будет напрасным. Надежда твоя не только не потеряна, но она значительно превзойдет себя. Человек, который питается Божьей мудростью, находит ее не только сладкой для души, но и полезной для научения и подготовки ко всякому доброму делу. Божья мудрость позволяет нам принимать разумные решения и понимать окружающий мир. Она достойна того, чтобы вкладывать в нее и делиться ей с теми, кто нам дорог. Питаясь Божьей мудростью из Библии, мы поймем, что этим угощением можно наслаждаться без ограничений. Именно к этому нас и призывает Бог.
Призывая верующих укрепляться Господом и могуществом силы Его, ап. Павел говорит об особой важности постоянной молитвы. Еф.6.10,17 «укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божье». Наша христианская жизнь есть борьба, мы боремся с общими бедствиями человеческой жизни. Тем более борьбой является наша духовная жизнь – мы боремся с противодействием сил тьмы. У нас есть враги, но есть и Вождь. Нам надлежит быть мужественными. К этому призывают нас слова: «укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его». Укрепляйтесь для служения, укрепляйтесь для борьбы. Укрепляйтесь в Господе, т.е. либо в деле Господнем и за Его имя, либо, скорее всего, в Его силе. Несомненно, что нашей собственной силы недостаточно, все наши способности только от Бога. Действуя верой, мы должны получать с неба благодать и помощь. Надежда на спасение должна быть нашим шлемом. Хорошо обоснованная надежда на спасение очищает душу и сохраняет ее от осквернений сатаной. Утешает и хранит ее от смущения и тревог, какими сатана мучает ее. Слово Божье есть меч христианина. Оно исключительно необходимо нам для духовной борьбы, чтобы мы могли выстоять в ней и добиться успеха. Действенным и могущественным делает его Дух Святой.
Небесный Отец! Мы благодарим за привилегию приходить к Тебе в молитве. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Ты заботишься о нас и слушаешь наши молитвы. Благодарим, что у Тебя всегда есть время для нас. Просим, помоги нам жить для Тебя. Благодарим, что Ты всегда готов Своим могуществом сделать нас сильнее. Благодарим за привилегию приходить к Тебе в молитве. Бл-м за Твое утешающее присутствие. Дай нам довериться Божьему попечению о нас. Помоги нам верить, что Ты любишь нас и устраиваешь всё на благо тех, кого призвал. Помоги нам успокоиться, сознавая, что Твои глаза обращены к праведным, а уши открыты к нашим молитвам. Просим, преобрази наши желания, чтобы мы хотели того, что даешь Ты. Обеспечь безопасность, сытость и плодотворный труд для всех людей. Питай нас Своей мудростью. Очисть наше сердце. Дай нам смелость просить о Твоей помощи и верить, что Ты услышишь и ответишь. Мы доверяем свою жизнь и тех, кого любим, Твоей доброте. Ибо Ты заслуживаешь доверия и приготовишь для нас самое лучшее. Во имя Иисуса Христа. Аминь.