ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 4 Мф.
4.1 «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола». Первым событием в служении Господа Иисуса, описанным евангелистом Матфеем после крещения, явилось искушение дьяволом. В этой истории мы не всё можем объяснить, но практические уроки из нее мы всё же можем и должны извлечь. Сначала Дух Святой повел Христа туда, где Его должен был искусить дьявол. Это искушение было испытанием, которое должно было подтвердить, что Он вправе быть нашим Искупителем. Здесь мы должны обратить внимание на следующее: 1.Великие преимущества и особые знаки Божьего благоволения не гарантируют того, что мы избежим искушения. Более того, после того, как нам была оказана великая честь, мы должны ждать нечто такое, что должно смирить нас. Душа, получившая богатое благословение, должна бодрствовать двойне, т.к. сатана питает особую злобу к людям, полезным для Бога. 2. Прежде чем допустить искушение, Бог обычно готовит нас к нему. Место, где происходило искушение – вероятно, было в Синайской пустыне, самой большой пустыне Палестины. Ибо ни одна иудейская пустыня не была настолько необитаемой, чтобы в ней могли жить дикие звери (Как говорится об этой пустыне в Мк.1.13). Христос был возведен Духом для искушения от дьявола и только от него. Люди искушаются, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью. Но Господь не имел падшей природы. Искушение Его было, во-первых, проявлением Его смирения и добровольного уничижения. Во-вторых, поводом для посрамления сатаны. Сатана искушал Адама и победил его, но он никогда не восторжествует над Христом, над вторым Адамом. В-третьих, искушение Христа является средством утешения для всех святых. В этом искушении открылось, что наш враг хитер, злобен и очень дерзок в своих искушениях, но не является непобедимым.
4.2 «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». В этой пустыне в свое время постились Моисей и пророк Илия по сорок дней. Христос не нуждался в посте для умерщвления плотских похотей (Он не имел их) и, тем не менее, Он постился. Он постился, чтобы уничижить Себя; чтобы дать сатане повод для искушений и преимущества против Себя и таким образом сделать победу Свою над ним более славной. Он постился, чтобы освятить пост и научить нас поститься, когда Бог в Своем провидении призывает нас к этому. Или когда нас вынуждают к посту стесненные обстоятельства. В этих искушениях сатана добивался того, чтобы заставить Христа согрешить против Бога Отца и таким образом сделаться навсегда неспособным стать Жертвой за грехи людей. То, к чему он искушал Христа в первых двух искушениях, казалось совершенно невинным, и в этом проявилась хитрость искусителя. А то, чем он искушал Его в последнем случае, выглядело весьма привлекательным. Первые два искушения были замаскированы, и требовалась великая мудрость для их распознания. А последнее искушение было сильным, и требовалось большой решительности, чтобы противостать ему.
4.3 «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами». Сатана искушает Христа усомниться в благости Бога Отца и разувериться в Его попечении о Нем. Слово «дьявол» означает «искуситель», а «сатана» – «противник». Он есть противник как Бога, так людей, ибо самыми страшными нашими врагами являются те, кто соблазняет нас к греху, т.е. к погибели. В данном случае сатана предстал как доброжелатель. Христос начал испытывать голод, и поэтому предложение сатаны превратить камни в хлеб казалось очень хорошим. Одна из уловок сатаны состоит в том, чтобы извлекать преимущества из внешних обстоятельств. И расставлять в них орудия своих искушений. Нужда и бедность сильно искушают людей податься недовольству и неверию. И использовать незаконные средства для облегчения своей нужды. «Если ты Сын Божий» – если бы слава Христа не была сокрыта, то сатана не был бы таким наглым. Раскроем более подробно его слова: «Ты теперь имеешь повод усомниться в том, что являешься Сыном Божьим. Если бы Бог был Твоим Отцом, то Он не допустил бы Тебе голодать. Был глас с небес: «Это есть Сын Мой возлюбленный». Но это, наверно, это было галлюцинацией. И Ты был обманут, потому что либо Бог Тебе не Отец, либо Он очень недобрый». Главное, чего добивается сатана, искушая, это – разрушить наши отношения с Богом и таким образом лишить нас доверия к Нему, общения с Ним. Он говорит, что Христос теперь имеет возможность доказать, что Он Сын Божий.
4.4 «Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». Он отверг предложение сатаны. Он не захотел повелеть камнями сделаться хлебами не потому, что не мог этого сделать, но потому, что не хотел. Он распознал суть искушения. Он не хотел это сделать потому, во-первых, что это значило бы подвергнуть сомнению истину, провозглашенную голосом с небес. Во-вторых, это выглядело бы так, будто Он сомневается в Отцовском попечении. В-третьих, это означало бы возвысить Себя и действовать самостоятельно. В-четвертых, это означало бы исполнять предложение сатаны. Тогда можно было сказать, что сатана дал Ему хороший совет. Замечательно то, что Христос отражал все искушения сатаны словом «написано». Христос Сам есть вечное Слово и мог бы выразить Божьи мысли, не обращаясь к Писаниям. Но Он воздает честь Священному Писанию и дает нам пример. Он говорит это сатане, считая, что тот хорошо знает, что написано. Этот ответ, как и все остальные, был взят из книги Второзаконие. Бог подкрепляет человека хлебом земли. Но Он может и другими способами поддержать жизнь человеческую. Мы можем иметь хлеб и не насыщаться им, если Бог отнимет Свое благословение (Агг.1.6,9). А также можем нуждаться в хлебе и быть насыщенным каким-то иным способом. Христу не надо было превращать камни в хлеб. Он надеялся, что Бог подкрепит Его силы, как делал это в течение сорока дней. Как при большом изобилии хлеба нам не следует думать, что мы обходимся без Бога, так и в нужде мы обязаны учиться жить, уповая на Бога.
4.5 «Потом берет Его дьявол в святый город и поставляет Его на крыле храма». Здесь сатана искушает Христа к тому, чтобы Он злоупотреблял силой и защитой Отца. Некоторые, получившие уверенность, что Христос может и хочет спасти их от грехов их, впадают в искушение рассчитывать на то, что Он спасет их в грехах их. Намереваясь побудить Христа проявить Свою собственную власть и надменно рассчитывать на попечение Бога при этом, сатана приводит Его в общественное место в Иерусалиме. Используя предложение сатаны, Господь мог бы сделать Себя известным, привлечь к Себе всеобщее внимание. И доказать, что является Сыном Божьим, перед толпами народа. Иерусалим здесь назван святым городом, ибо так его называли и таким его считали. Сатана поставил Христа на крыле храма, которое (по описанию Иосифа Флавия) было таким высоким, что человек, стоящий на нем, не мог без головокружения смотреть вниз.
4.6 «И говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Перефразируем слова сатаны: «Увидев, что падение с такой высоты ничем не повредило Тебе, люди скажут, что Ты Бог. Более того, весь Иерусалим увидит Тебя и воспримут как пришедшего с особой миссией с небес». Обратим внимание на слова «бросься вниз». Если сатана сбросил бы Христа вниз, то не достиг бы своей цели. Христос при этом не согрешил бы, а лишь пострадал. Сатана обосновал свое предложение Священным Писанием (Пс.90.11). Он был сведущим в Писании, мог цитировать его. То, что бесы знают Библию, только увеличивает их злобность. Сатана хотел бы убедить Христа броситься вниз, надеясь, что Он убьет Себя. И таким образом будет покончено и с Ним Самим и с Его делом. Чтобы подтолкнуть Христа к этому, сатана уверяет Его, что Ему ничто не грозит, что добрые ангелы спасут Его. В словах сатаны была доля истины. В Библии имеется обетование о служении ангелов в целях защиты святых. Дьявол знал это и из опыта, поскольку не раз обнаруживал, что его покушения на святых оставались безуспешными. Применяя это обетование к Христу, он тоже был прав, ибо к Нему относятся главным образом все обетования о защите святых. Но в словах сатаны была изрядная доля неправды. Возможно, сатана ненавидел это обетование и извращал его, ибо оно часто стояло на его пути и разрушало его злые мысли против святых. Поэтому он неверно цитирует его. Божье обетование гласит: «Они будут охранять Тебя». Но как? «На всех путях Твоих», и только при этом условии. Если мы сходим с путей наших, с путей нашего христианского долга, то лишаемся этого обетования Божьего и оказываемся вне Божьей защиты. Сатана упускает эти слова, т.к. они не в его пользу. Если бы Христос бросился вниз, то Он уклонился бы от Своего пути, ибо Он не был призван подвергать Себя такому риску. Необходимо при всех обстоятельствах самим сверяться с Библией и не принимать на веру чужих высказываний, чтобы не оказаться обманутыми теми, кто искажает Слово Божье (Порой они делают это несознательно). Итак, сатана искажает это обетование. Оправдать Словом Божьим свой грех означает им злоупотреблять. Когда люди неправильно используют его к собственному искушению, то делают это к своей собственной погибели. Порой люди благодать Божью обращают в повод к распутству, когда они находят поддержку для греха в откровениях о Божьем благоволении к грешникам.
4.7 «Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа, Бога Твоего». Как и прежде, Христос победил это искушение словом «написано». Искажение Священного Писания дьяволом не помешало Христу использовать его для победы. Он говорит: «Не искушай Господа, Бога твоего» (Втор.6.16). В данном случае эти слова означают: «Я не должен искушать Моего Отца». Если мы цитируем Библию в отношении одного аспекта чего-либо, мы должны учитывать и другие аспекты, чтобы оградить себя от обмана искусителя. Так поступил и Господь. Греческое слово, переведенное как «не искушай Господа», означает «испытывать сверх меры, проверять тщательно». Если бы Христос бросился вниз, это было бы искушением Бога, потому что это означало бы требовать от Бога Отца дальнейшего подтверждения того, что было уже подтверждено. Христу уже ясно было засвидетельствовано, что Бог является Его Отцом и заботится о Нем. И что Он повелел Своим ангелам охранять Его. Напр., фарисеи искушали Христа, когда они, получив так много знамений от Господа на Земле, требовали от Него знамений с неба. Это было оскорблением Господа. Если бы Он бросился вниз, это было бы требованием особой защиты в том, к чему Он не был призван. Будет самонадеянностью с нашей стороны, т.е. искушением Бога, если мы уклоняемся с путей праведных и ждем, что Бог станет следовать за нами, ибо обещал не забыть нас. Также будет искушением Бога, если ожидаем, что Он будет потакать нашим капризам, потому что обещал восполнять наши нужды. Искушать Бога будем и тогда, если мы самовольно подвергаем себя риску и надеемся на благополучный исход, потому что Он обещал охранять нас. Бог вдохновляет нас Своими обетованиями полагаться на Него. Но мы проявляем неблагодарность, если именно поэтому искушаем Его. Это противоречит нашему долгу перед Ним как нашим Богом. Это означает оскорблять Его, Того, Кого мы обязаны почитать.
4.8 «Опять берет Его дьявол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их». Здесь сатана искушал Христа к самому ужасному греху – к идолопоклонству, обещая Ему за это все царства мира и славу их. Некоторые полагают, что эта гора находилась по ту сторону Иордана, т.к. именно там мы находим Христа после этого искушения. Возможно, что это была гора Фаста, с которой Бог показал Моисею все царства ханаанские. Христос был поднят на эту гору, чтобы иметь хороший обзор. Словно бы сатана мог показать Ему в этом мире нечто больше, чем Он знал. В мире, который был Им сотворен и управляем Им. Вероятно то, что сатана показал Христу славу и блеск царей, величественные дворцы, роскошные здания в городах, наслаждения людей и веселья, с той целью, чтобы поразить воображение. Христос позволил сатане сделать всё то, что ему хотелось, но только для того, чтобы Его победа над ним оказалась более славной. Наиболее обольстительным искушением для людей нерассудительных является слава мира сего. Люди склонны поддаваться этому обольщению.
4.9 «И говорит Ему: всё это дам Тебе, если пав, поклонишься мне». Его слова можно выразить так: «Если Ты покоришься мне, я всё это дам Тебе». Народы Земли задолго до этого были обещаны Сыну Божьему. Пс.2.8 «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы Земли во владение Тебе». Т.о., они уже принадлежат Ему. Сатана делает вид, что ему даны полномочия передать их Христу. Обратим внимание на то, каким мерзким было поставленное им условие: «Если пав, поклонишься мне». Поклонения, совершаемые язычниками их богам, были поклонениями сатане. Поэтому он и назван «богом века сего» (2Кор.4.4).
4.10 «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Господь с отвращением отверг предложение. Два предыдущих искушения были завуалированы, что допускало некоторое обсуждение. Но это было настолько явным, что исключало всякие переговоры. Опасность некоторых искушений очевидна, известна заранее, их следует не обсуждать, а немедленно отвергать. Это искушение было для Бога оскорбительным, поэтому Христос не хочет вести с сатаной переговоры. Аргумент Господа был верным, он был взят из Втор.6.13 и 10.20. Мы должны отвечать на искушения так полно и так кратко, насколько это возможно, чтобы не оставлять места для возражений. Поклонение принадлежит только одному Богу. Христос это подтверждает и обязывает нас соблюдать его.
4.11 «Тогда оставляет Его дьявол и вот, ангелы приступили к служению Ему». Дьявол бесславно отступает с поля боя. После того, как он искушал Христа всеми царствами мира и их славой и обнаружил, что Господь не поддался соблазну этому, он оставляет Его. Он признает, что не смог одолеть Его искушениями, что Он более чем человек. Он пришел к заключению, что дальше искушать Христа бесполезно. Искушая первого человека, Адама, дьявол добился успеха. Искушая второго Адама, Христа, он потерпел полный провал. Если мы противостанем ему (с Божьей помощью), он отступит. Божьи ангелы пришли и служили победившему Искупителю, Который в данном случае был страдающим Человеком. Пока дьявол искушал Христа, ангелы стояли в стороне. Их служение было приостановлено, чтобы всем было очевидно, что Он победил сатану Своей силой. Достаточно было бы и одного ангела для того, чтобы принести Ему пищу, но здесь было много ангелов. Они пришли, чтобы засвидетельствовать Ему свое почтение и свою готовность исполнять Его распоряжения. Ангелы пришли воздать Христу славу, достойную Его имени. Господь получил подкрепление после искушений. После того, как Он был возвеличен голосом Отца с небес, сошествием Святого Духа, Своей победой над сатаной и владычеством над ангелами, Он был подготовлен к тому, чтобы явиться людям и начинать мессианское служение.
4.12 «Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею». В ст.12-17 мы читаем о том, как Господь Иисус проповедовал в синагогах Галилеи. Иоанн Креститель служил в пустыне, а не в святом храме в святом городе. Но его служение проходило в Иудее, недалеко от всего «святого». Т.к. Иоанна в Иудее заключили в тюрьму, Христос удалился от Иудеи и пошел служить в Галилею. Он знал, что фарисеи и саддукеи являются такими же врагами для Него, как царь Ирод для Иоанна. Он отправился в Галилею не только ради обеспечения Своей собственной безопасности. Но и для того, чтобы восполнить отсутствие Иоанна Крестителя. И строить на том добром основании, которое положил Иоанн.
4.13 «И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых». Галилея была местностью со смешанным населением из израильтян и язычников. Ее называли «Галилеей языческой». Ортодоксальные иудеи с презрением смотрели на Галилею как на дикий, нецивилизованный край. Христос начал Свое служение для Царства небес в таком презираемом месте, вдали от столицы страны Иерусалима, с ее храмом, центром ортодоксальной религии. Жители Галилеи считались людьми сильными, смелыми, годными к военной службе, но неспособными к наукам. Христос там поднял знамя Своего Евангелия. Для Своего местожительства Он избрал не Назарет, где Он воспитывался, Он оставил этот городок. Ибо жители этого города отвергли, изгнали Его из своей среды (Лк.4.29). Бог справедлив, когда лишает Евангелия и средства благодати тех, кто презирает и отвергает их. Он поселился в Капернауме, который тоже был галилейским городом. Это был курортный город (назван здесь приморским). Имеется в виду не Средиземное море, но море Тивериадское (Галилейское озеро). Он не оставался в этом городе постоянно, ибо ходил и по другим населенным пунктам. Но этот город был некоторое время Его пристанищем, где Он находил для Себя кратковременный отдых.
4.14,15,16 «Да сбудется сказанное через пророка Исаию, который говорит: «Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий. И сидящим в стране и тени смертной воссиял свет». (Ис.9.1,2) Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит их. На живущих в стране тени смертной свет воссияет. Наказание иудейского народа, отвергшего Благую Весть, будет более жестоким, чем любое из рабств сирийцев и ассирийцев. Евангелист берет только последнюю фразу из цитируемого отрывка, в котором говорится о возвращении света свободы и процветания землям, находившимся во тьме плена. И применяет ее к появлению света Евангелия среди них. Этот отрывок говорит о том, что и для язычников у Бога есть благоволение. О духовном состоянии жителей этих земель написано, что они были во тьме до того, как к ним пришло Евангелие. Они были на грани погибели, были мертвые по Закону. Самое ужасное, они сидели в этом состоянии. Сидячее положение – это положение постоянное. Это состояние довольства, удовлетворенности. Они полюбили тьму, свету они предпочли тьму и невежество. Но положение тех, кто среди евангельского света сидит во тьме, еще печальнее. Выражение «свет великий» указывает на ясность и очевидность евангельских откровений. Этот свет открывает вещи, имеющие громадные последствия. Это свет возрастающий, что подразумевается в словах «воссиял свет». Для них это было лишь началом дня. Обратим еще внимание на тот факт, что свет воссиял для них. Они не искали его, были предварены благословениями этой благости.
4.17 «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Со времени Его прихода в Галилею, Он начал проповедовать. До этого Он в Иудее проповедовал, но тогда Его служение не было таким открытым и постоянным, каким стало теперь. Темой Его проповеди было то же самое, что и проповеди Иоанна Крестителя (гл.3.2): «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Ибо суть Евангелия остается неизменной при различных строительствах Церкви. Покаяние – краеугольный камень в основании христианства. Занимающий высокое положение в обществе или низкое, бедный или богатый – все согрешили против Бога и все должны покаяться и обратиться, иначе погибнут. Истинное покаяние достигается через обновление сердца, через сожаление о грехе, через сердечное раскаяние в нем. Это – разрыв с греховными привычками, ненависть к греху и любому его проявлению. Такое покаяние идет рука об руку с верой во Христа. Христос высоко почтил служение Иоанна, начав проповедовать то же самое, что он проповедовал до Него. Этим Он показал, что Иоанн был Его посланцем. И ни Он, и никто из Его последователей никогда не считали эту тему устаревшей, как делают те, которые любят новшества и разнообразие больше, чем то, что служит к назиданию. Основание для этой проповеди было всё то же самое: «ибо приблизилось Царство Небесное». В Новом Завете слово «приблизилось» никогда не употребляется в том смысле, что лицо или предмет, к которому оно относится, явится немедленно. Оно означает, что ничто не остановит ожидаемого появления. До излияния Духа Святого после вознесения Христа оно еще не окончательно пришло.
4.18 «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы». Начав проповедовать, Христос стал собирать учеников. Теперь им надлежало стать слушателями, а впоследствии – проповедниками Его учения, свидетелями Его чудес. Здесь Он делает особый, личный призыв к тем, которых дал Ему Отец. Первые ученики были призваны у моря Галилейского. Язык галилеян отличался резко выраженным акцентом. Те, которые были призваны у моря Галилейского Господом, не имели ни преимуществ, ни положения. Они не были из числа наиболее образованных. И, тем не менее, Христос пришел туда, чтобы избрать Своих апостолов. Здесь говорится об избрании двух братьев – Петра с Андреем. Это большое благословение, когда родные по плоти вместе приходят к Христу. Они (а, скорее всего, и Иаков с Иоанном) уже были знакомы с Христом (Ин.1.40,41), но до сих пор не были призваны к постоянному следованию с Ним. Они были рыбаки. Христос не презирал бедных. Усердие в честном труде угодно Христу и не является препятствием для святой жизни. Праздных людей среди апостолов Христа не было никого.
4.19 «И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они уже раньше сопровождали Христа, как обычные ученики (Ин.1.37), совмещая следование за Ним со своим ремеслом. Но теперь Христос призывает их к более близкому и постоянному сопровождению Его. Они должны отделить себя для усердного служения Ему. Для этого они должны были оставить свое ремесло. Господь обещает им следующее: «Я сделаю вас ловцами человеков». Это намек на их апостольское служение. Пусть они не пугаются назначения на новый труд, ибо они останутся рыбаками. Служители слова должны ловить душ ради самих душ, чтобы приобрести их для Христа.
4.20 «И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним». Петр и Андрей тотчас последовали за Господом. Это призвание учеников является проявлением силы Господа, а также проявлением покорности учеников, дающим нам добрый пример послушания повелениям Христа. Они не ссылались на свою занятость в данный момент, на свои обязанности перед семьями или на свою неготовность к служению, к которому их призывал Христос. Они повиновались.
4.21,22 «Оттуда идя далее, увидел Он двух других братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним». Каждый христианин должен оставить все привязанности, отца и мать любить меньше, чем Христа. И быть готовым скорее расстаться с ними, чем с Христом. Здесь тоже видим проявления силы Христа. Он говорит и делается. В Евангелиях сказано, что мать братьев Зеведеевых Саломея постоянно следовала за Христом. Несомненно, и отец их Зеведей был верующим человеком, но призыв Христа следовать за Ним предназначался для молодых.
4.23 «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Христос Сам проповедовал Евангелие Царствия, дабы утвердить веру людей в Него. Он проповедовал преимущественно в синагогах, потому что они были главными местами богослужебных собраний. Там же читались Писания Ветхого Завета и давали им толкования. Иосиф Флавий, признанный историк того времени, пишет, что в Галилее было более двухсот малых и больших городов, и Христос заходил в большинство из них. Он ходил, творя добро. Он не только проповедовал, но и исцелял Словом, исцелял всякую немощь в людях.
4.24 «И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их». Исцелял также всякую немощь или слабость, как, напр., истечения из тела и истощение, всякие припадки и т.п. Упоминаются три конкретных заболевания: расслабленные (парализованные), лунатики (эпилептики) и бесноватые (одержимые дьяволом). Христос как врач был доступен для всех и гарантировал успех. Он исцелял мгновенно, без мучительных ожиданий, а также без болезненных методов лечения. Исцелял бесплатно. Такой Врач не мог не иметь избытка пациентов. То, что слава о Нем распространилась очень широко, приводится как причина большого стечения народа к Нему. Те, кто приходили к Нему за исцелением, слышали и Его учение. Люди в основном искали здоровья для тела и получили и здоровье для души.
4.25 «И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи и из-за Иордана». (Десятиградие – область, включающая в себя 10 городов). К Нему приходило множество народа из всех областей страны, не только из Галилеи и окрестностей. Широко распространившаяся весть о Христе готовила их к принятию Евангелия. Исцеляя телесные недуги, Христос имел целью показать, что Его главное назначение – исцелять духовные болезни. Грех – это болезнь, немощь души. Христос пришел взять грех и таким образом исцелять больные души. В Евангелии описываются те исцеления, которые были наиболее значимыми и поучительными именно с духовной точки зрения. Поэтому они должны толковаться и применяться к чести и хвале Христа.