ПРОПОВЕДИ
Совершение Пасхи в пустыне Синайской.
Числ.9.1-2 «И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской во второй год по исшествии их из земли египетской, в первый месяц, говоря: «Пусть сыны Израилевы совершат Пасху в назначенное для нее время».
В стихах Чис.9.1-14 дается повеление о торжественном праздновании Пасхи. При возвращении из египетского рабства в землю обетованную сыны Израилевы совершили Пасху в трех местах: в Египте – в последнюю ночь перед выходом из страны; в Синайской пустыне и в земле ханаанской сразу после перехода через реку Иордан. Искупление лежит в основании всего, относящегося к истории народа Божия. Предстоит освобождение от рабства – оно совершается через искупление (Пасху). Нуждается народ в поддержке среди всех затруднений и всех опасностей пустыни – эта поддержка даруется ему во имя искупления. Предстоит ему стать на развалины грозных иерихонских стен, или наступить ногами на шею ханаанских царей – и это совершает Израиль силой искупления.
Бог дал повеление о торжественном праздновании Пасхи по прошествии 12-и месяцев после того, как они вышли из Египта, в 14-й день, первого месяца 2-го года, за несколько дней до того, как они были исчислены. Обратим внимание на следующее: 1. Бог дал четкое повеление соблюдать Пасху, в противном случае они не отмечали бы ее. Ибо при первом повелении было сказано соблюдать ее, когда они войдут в землю обетованную (Исх.12.25). Не было никаких повелений о Пасхе до того, как они подошли к Ханаану. Постановление о Вечере Господней (которое пришло вместо Пасхи) не было подобным образом приостановлено или отложено в первые годы христианской Церкви, хотя это время сопровождалось большими бедствиями и трудностями, чем период, когда Израиль жил в пустыне. Более того, во время преследований Церкви Вечеря Господня совершалась чаще, чем в позднее время. Израильтяне в пустыне не могли забыть свое избавление от египетского рабства, т.к. их нынешнее положение постоянно напоминало им о нем. Опасность забыть появилась, когда они пришли в Ханаан, поэтому возникла необходимость напомнить им о Божьей помощи. Божья воля заключалась в том, чтобы в начале года, когда они благоустроятся и лучше ознакомятся с Божьим Законом, они вновь праздновали Пасху. А их дети более четко осознали торжественность этого события, и лучше помнили о нем впоследствии. Это говорит об их беспечности и необходимости напомнить им о постановлении, которое было только недавно им передано. Народ исполнил данные ему повеления (ст.5), они не хотели отказываться от соблюдения этого праздника. Они соблюдали Пасху даже в пустыне, поэтому, даже находясь в уединении и испытывая отсутствие удобств, мы должны, насколько возможно это, поддерживать общение с Богом, соблюдать Его святые постановления. Ибо в них мы можем обрести наилучший покой душе своей и близость с Богом.
Даны наставления о тех, кто был церемониально нечист: когда и при каких условиях они должны есть Пасху. При совершении этой Пасхи уже встретился случай, не предусмотренный в регламенте о Пасхе. Особое обстоятельство этой Пасхи упоминается в Чис.9.6 «Были люди, которые были нечисты от прикосновения к мертвым телам человеческим, и не могли совершить Пасхи в тот день; и пришли они к Моисею и Аарону в тот день». Некоторые поздние законы запрещали людям, церемониально оскверненным, есть святыни. Те, чей разум и совесть осквернены грехом, абсолютно непригодны для общения с Богом. И они не могут участвовать в евангельской Пасхе (Вечери Господней), получая истинное утешение, пока не очистятся истинным покаянием и верой. Об этом ап. Павел пишет: 1Кор.11.27,29 «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. … Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». Ап. Павел предупреждает коринфян об опасности недостойного участия в Вечере Господней. Это имело место среди них, когда они использовали ее как повод для пиршества и распрей. Использовали для целей, совершенно противоположных тем, для которых она была предназначена. Апостол предупреждает от формального участия, оставаясь в завете с грехом. Таковые будут виновны в нарушении этой святой заповеди, в пренебрежении Телом и Кровью Христа. Оскверняя эту заповедь, они снова и снова распинают нашего Спасителя. Вместо того чтобы очиститься Его Кровью, они делают себя виновными против нее. Они раздражают Бога и навлекают на себя Его наказание. Но эти слова не должны смущать верующих, исполненных благоговения, и препятствовать им участвовать в святой заповеди. Святой Дух никогда не скажет этих слов истинному христианину, чтобы удержать его от исполнения долга. Но сатана часто пользуется ими в своих интересах и лишает добрых христиан самого большого утешения.
Итак, при совершении Пасхи в Синайской пустыне встретилось затруднение, непредвиденный случай, поэтому этот вопрос был отдан на усмотрение Моисею и Аарону, представителям прав Божьих. Люди отнеслись к вопросу серьезно и осмотрительно, предоставляя разрешить его двум начальникам, поставленным от Бога. Люди поступают мудро, когда в сложных вопросах, касающихся греха и долга, обращаются за советом к своим служителям, которых Бог поставил над ними. Эти же средства мы должны использовать, обращаясь с молитвой к Богу, чтобы Он вел нас по прямому пути. Читаем их слова Моисею: Чис.9.7 «И сказали ему те люди: мы нечисты от прикосновения к мертвым телам человеческим; для чего нас лишать того, чтобы мы принесли приношение Господу в назначенное время среди сынов Израилевых?» При установлении Пасхи в Библии (Исх.12) подобный случай не был предвиден, хотя мы находим там подробный перечень всех обрядов и церемоний праздника. Разрешение этого вопроса откладывалось до пребывания народа в пустыне. Затруднение возникло среди подробностей настоящей, будничной жизни в пустыне. Вот почему всё это так уместно описано в книге Числа, «книге пустыни». Обратим внимание, с какой проблемой эти люди обратились к Моисею: они беспокоились, что лишены возможности принести приношения Богу. Блаженство видеть людей, жаждущих и стремящихся исполнить Божьи постановления.
Далее читаем размышления Моисея по поводу этой ситуации: Чис.9.8 «И сказал им Моисей: постойте, я послушаю, что повелит о вас Господь». У Моисея не было готового ответа, он обратился за ним к Богу. Лучше, благоразумнее нельзя было поступить. Он не постыдился обнаружить свое незнание. Для человека, занимавшего положение, подобное Моисею, могло показаться унизительным проявить свое непонимание какого бы то ни было вопроса. Немало людей, которые, вовсе не занимая высокого положения Моисея, не воздержались бы от попытки так или иначе лично разрешить тот или другой вопрос. Но Моисей был «кротчайший человек на земле». Он прекрасно знал, что не должен считать себя способным говорить, когда ему нечего было сказать. Если бы христиане верно подражали бы ему в этом отношении, мы избегли бы многих необдуманных решений, многих ошибок и заблуждений. Божьи служители в данном случае должны брать с него пример, как решать вопросы совести. Они не должны быть поспешны, чтобы тщательно взвесить каждое обстоятельство. Должны ситуацию рассмотреть в ее истинном свете и сравнить духовное с духовным. Они должны спрашивать совета у Бога, а не принимать решение, сообразуясь с фантазиями или привязанностями своими. Они должны быть нелицеприятными. Мы не можем спросить наставление у Бога, как Моисей, но можем обратиться за помощью к Библии. А если у нас есть возможность изложить вопрос Богу в смиренной молитве, подкрепленной верой, то у нас есть повод надеяться, что Дух Святой, пообещавший направить нас на истину, дает нам возможность направить других на путь прямой.
Наставление, которое Бог дал, поясняет Закон о Пасхе в этом случае. Чис.9.9-11 «И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым: если кто из вас или из потомков ваших будет нечист от прикосновения к мертвому телу, или будет в дальней дороге, то и он должен совершить Пасху Господню. В четырнадцатый день второго месяца вечером пусть таковые совершат ее …». Пасху по Закону отмечали в 14-й день первого месяца, в виде исключения Господь позволил ее праздновать в 14-й день второго месяца. Кто оказывался церемониально нечистым в то время, когда нужно есть Пасху, тому разрешалось есть ее в тот же день следующего месяца, когда он очистился. В древнем празднике Пасхи выражаются две великие основные истины: искупление и единство народа Божия. Поэтому совершение Пасхи Господь считал важным для каждого члена общества Божия. И поэтому людям, бывшим не в состоянии праздновать ее в предназначенным Законом времени, надлежало совершать Пасху через месяц. И в этом случае благодать Божия сохранилась. Это может нас оправдать, когда мы откладываем исполнение христианских обязанностей на какое-то время, но не в том случае, когда пренебрегаем своим долгом и его не исполняем. Когда Пасха совершалась во второй месяц, то и тогда все ее обряды и церемонии должны были строго соблюдаться. Это позволение Божье, связанное с необходимостью, ни в коем случае не должно стать средством для потакания в пренебрежении к соблюдению Пасхи. Если человек не ограничен возможностями и может есть пасху в назначенное время, но пренебрегает ею на основании свободы, дарованной этим разрешением, то тем самым он публично оскорбляет Бога, нечестиво злоупотребляет Его милостью. И, несомненно, «понесет на себе грех и истребится душа та из народа своего» (ст.13). Человек, который из года в год обходится без празднования Пасхи, этим докажет отчужденность своего сердца от Господа Бога.
Благодать Божия может встретить нас в самой большой нашей слабости, если только мы ее осознаем и исповедуем. Но да не послужит эта драгоценная истина поводом к легкомысленному с нашей стороны отношению к греху и нечистоте. Хотя благодать Божия допускала замену первого месяца вторым, однако она не терпела ни малейшего отступления от обрядов и порядка празднования Пасхи. Бог не мог допустить, чтобы упущение в соблюдении истины или понижение уровня святости бесчестили Его имя. Мы всегда должны твердо рассчитывать на помощь божественной благодати, но в то же время должны стараться удержать на должной высоте знамя Божьей святости. Да запечатлевается это в мыслях наших и в сердце нашем. С одной стороны – мы склонны забывать наше падение, с другой – мы склонны забывать неизменную верность Божию, окружающую нас, несмотря на наше падение. Мы увеличили бы виновность нашего падения, если бы потеряли сознание того, что мы пали. При воспоминании обо всем этом нам надлежит исполняться глубоким смирением, иметь сокрушенное сердце.
Нам всё это следует применять к себе в вопросах о Вечери Господней. Между совершением Пасхи и вкушением Вечери Господней существует следующая связь: первая была прообразом смерти Христа; а когда едим хлеб и пьем вино, участвуя в Вечери, смерть Господню возвещаем. Вспомним стих из 1Кор.5.7 «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Иудеи, после того, как закалывали и съели пасхального агнца, соблюдали праздник опресноков. Так должны поступать и мы, только в течение не семи дней, а всей своей жизни. Мы должны умереть с Христом для греха, будучи соединены с Ним подобием смерти и воскресения Его. Мы с Ним соединены путем хождения в обновленной жизни. У нас должны быть новое сердце и новая жизнь. Жизнь христианина должна быть праздником опресноков. Он должен стараться быть непорочным перед Богом и людьми. Страдания и смерть нашего Искупителя – это самый убедительный аргумент в пользу чистоты и искренности. Его ужасная смерть доказывает, как отвратителен для Бога грех. Ничто, кроме драгоценной Крови Сына Божьего не могло искупить его. Неужели христианин будет любить убийцу своего Господа Иисуса?
Боже наш! Т.к. наш благословенный Господь Иисус установил вкушение хлеба и вина в воспоминание о Своем страдающем Теле и о Своей пролитой Крови, то помоги нам с пламенной любовью идти навстречу желанию Его любящего сердца. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Твой единородный Сын пришел в наш мрачный мир, чтобы принести людям свободу и мир. Его воскресение – это торжество того, что Он исполнил Свое предназначение. Мы благодарим за Твоего удивительного Сына. Благодарим, что Ты открылся нам и примирил нас с Собой через Иисуса Христа. Просим, помоги нам жить в любви и послушании. Облеки нас в Твою любовь, чтобы мы могли проявлять милость к тем, кто ранит нас. Мы благодарим, что через Иисуса Христа мы соединены с Тобой и теперь будем вечно радоваться этому общению. Пусть люди увидят в нас свет Спасителя и откроют для себя жизнь и надежду, которую может дать только Он. Переплавь наше сердце, удали из нас гнев и страх. Приближай нас к Себе. Помоги нам проявлять свою благодарность в верном служении Тебе. Господь Иисус! Мы бл-м Тебя за любовь и жизнь вечную, которую Ты предлагаешь каждому, кто призовет Твое имя. Помоги нам достойно представлять Тебя в окружающем мире. Аминь.