ПРОПОВЕДИ
Основание для надежды христиан.
Флп.4.19 «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу по богатству Своему во славе Христом Иисусом».
Ап. Павел заверяет филиппийцев, что Бог принял их благодеяние ему и за него вознаградит. Апостол говорит так, как если бы подписал им вексель в небесном банке и передал его Богу, чтобы Он возместил им за доброту, оказанную ему. Перефразируем слова апостола: «Он сделал это не только как ваш Бог, но и как мой Бог, Который воспринимает сделанное вами для меня как сделанное для Него Самого. Вы по бедности своей восполнили мою нужду, а Бог восполнит вашу по Своему богатству. Но сделает это Христом Иисусом, через Него мы имеем благодать творить добро. И через Него мы ожидаем вознаграждения за это добро. Не по долгу, а по благодати, ибо, чем больше мы делаем для Бога, тем больше мы должны Ему, потому что делали всё с Его помощью». Верующие филиппийской церкви истинно засевают поле Господне, от которого надо ожидать обильный урожай. И апостол обещает им награду не только в будущей жизни, но и в настоящей. Он как бы говорит: не думайте, что помогая, вы как бы истощаете себя. Бог, которому я служу, обильно восполнит всё, в чем вы будете нуждаться. Фраза «во славе» должна пониматься как «славно», «величественно», «великолепно». Но ап. Павел добавляет «Христом Иисусом», во имя Которого все наши дела становятся угодными Богу.
В Библии сказано, что вера – это «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11.1). Вера и надежда сопровождают друг друга. Что составляет предмет нашей надежды, то является объектом нашей веры. Вера состоит в твердой убежденности в том, что Бог исполнит всё обещанное для нас во Христе Иисусе. Но часто осуществляется это в ожидании. Эта уверенность так сильна, что дает человеку, в некотором смысле, обладание тем, во что он верит. Обладание осуществляется в его душе как первый плод. Так что верующие, живя верой, исполняются радостью. Христос обитает в душе посредством веры. И душа исполняется полнотой Божьей в той мере, в какой она может вместить ее в данный момент. Она ощущает реальную действительность объектов веры. Вера есть «уверенность в невидимом». Вера делает реальным для духовных глаз то, чего не могут видеть физические глаза. Вера есть полное согласие души с божественным откровением. Она одобряет, принимает всё то, что Бог открыл как святое, справедливое и доброе. Вера помогает душе применять всё это к самой себе с радостью и с усердием. Она призвана заменять верующему видение. Хотя успокаивать свое сердце надеждой на Божью доброту, Его любящий характер и совершенную мудрость нелегко, но эти Божьи качества обязательно проявятся, даже если придется немного подождать. Бог верно исполняет Свои обещания всем, кто верит и приходит к Нему через Иисуса Христа. Он обещал спасти нашу вечную душу и восполнить наши важнейшие нужды – сейчас и в вечности.
Автор Псалма 41 (Псалом сынов Коревых) хорошо знал, что значит терпеть жажду души. Читаем из этого псалма: Пс.41.2-3 «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь перед лицо Божье». Святая любовь к Богу – наше основное благо и счастье. Она жаждет, она имеет крылья и высоко парит в стремлениях к Богу. Ей ничего не нужно, кроме Бога, но Его она желает всё больше и больше. Бог порой дает нам ощутить ценность Божьих милостей тем, что отказывает нам в них. И возбуждает в нас аппетит к средствам благодати, урезая нас в этих средствах. Бог лишил псалмопевца в Своей поддержке, когда он в значительной мере лишился внутреннего утешения, которое имел в Боге. Теперь он скорбел, но при этом жаждал. Стремление к Господу является очевидным доказательством того, что мы любим Его и радуемся в Нем. Псалмопевец говорит, что он смотрит на живого Бога как на свое основное благо. Автор страстно желает иметь Бога и стремится к Нему, чтобы получить больше доказательства Его любви, благодати и утешения Его Духа. «Когда приду и явлюсь перед лицо Божье». Кто любит Бога, тот любит и собрания, на которых Его имя прославляется. Автор псалма 41 не довольствовался поклонением Богу в сердце, и не оставлял собрания детей Божьих. Автору были знакомы тоска и уныние. Пс.41.4 «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь». Святая любовь скорбит, когда Бог удаляется от нее. Слезы его лились во время его вынужденного отсутствия в доме Божьем. То, что сердце автора открылось и выплеснуло свое горе, было даже полезно. Ибо гораздо хуже, когда человек переносит несчастье без слез. Автор плакал оттого, что имя Божье хулилось. Значит, слезы его были благородными слезами, священными каплями, которые Бог собирает в Свой сосуд (Пс.55.9). Он чувствовал себя покинутым Богом и спрашивал: Пс.41.10 «Для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?» Автор псалма не раздражается неподобающими страстями, хотя его оскорбляют, в тишине изливает свою скорбь и ходит сетуя. Он не должен был приходить к заключению, что Бог забыл и оставил его. Как и не должен был выговаривать Богу, словно Тот подверг его слишком сильным страданиям. Мы можем жаловаться Богу, но не должны жаловаться на Него. Клевета врагов автора псалма была так жестока, что поражала его кости. Особо огорчали его слова врагов: «где твой Бог?», т.к. они бесчестили Бога. Они пытались лишать автора упования на Бога. Но автор псалма слышал тихий Божий голос, который убеждал его, что при всех сокрушительных ударах, не получая ответов, он всё равно любим и дорог в глазах Бога. Он мог укрепляться проблесками надежды, любви и радости. И он терпеливо ждал, когда все его страдания закончатся.
Знакомая рассказала пастору, почему она не может обратиться к Богу. В ее аргументе не было ничего необычного. Вот ее слова: «Как я могу поверить в Бога, Который ничего не делает?» С этим вопросом сталкиваются многие, напр., когда читают новости о насилии или переживают трудные времена. Жалоба этой женщины показала ее отчаянное желание, чтобы Бог что-то для нее сделал. Признаемся, что это желание понятно и близко каждому из нас. Израилю тоже было знакомо такое состояние. Вавилонская империя обрушилась на Божий народ и обратила Иерусалим в дымящиеся развалины. Пророк Исаия записал в своей книге отчаянные слова сограждан. По сути, они сводились к одному: «Где Бог? Почему Он нас не спасает?» (Ис.63). И в этом месте пророк произносит дерзновенную молитву. Он просит Бога разорвать небеса и сойти на Землю. Ис.64.1 « если бы Ты разорвал небеса и сошел!» Боль, которую переживал Исаия, побуждала его не уходить от Бога, а, наоборот, приближаться к Нему. Наши проблемы порой показывают нам, в каком печальном состоянии мы находимся и как нуждаемся в Боге. В наше время мы видим удивительный Божий замысел. Во Христе Бог действительно разорвал небеса и сошел к нам. Спаситель Христос отдал собственное тело на страдания и смерть, чтобы мы познали Божью любовь. Во Христе Бог стал предельно близок к нам.
Когда Бог призвал Моисея вывести Его народ из Египта, Он не обещал ему особенной силы. Вместо этого Он обещал Свое присутствие: Исх.3.12 «Я буду с тобою». В последней беседе с учениками перед Своим распятием Христос также обещал им вечное Божье присутствие через Святого Духа. Ин.15.26 «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». Ранее Он объявил апостолам: Евангелие не стоит меньше ценить из-за того, что у него множество противников. Теперь Он противопоставляет неверию людей свидетельство Духа Святого. Подкрепившись Духом, их душа никогда не впадет в уныние. Он как бы говорит: «Одни будут насмехаться над вашим учением, другие проклинать будут его. Но никакая буря не может поколебать вашу твердую веру. Ведь вам будет дан Святой Дух, Который подтвердит ее Своим свидетельством». Наша истинная защита в том, что пока мир свирепствует, истина Божья, запечатленная в сердце верующих, презирает мирское учение. Если бы вера зависела от суждения людей, она сто раз могла бы обрушиться. Итак, следует знать, где подобает нам стоять посреди стольких бурь. Всякий, наделенный Святым Духом (т.е. всякий истинно верующий), вне опасности впасть в отчаяние из-за ненависти мира. Такой человек в будущем победит мир. Между тем, нам следует опасаться зависеть от мнения людей. Вере надо взирать на внутреннее и тайное свидетельство Святого Духа, о Котором верующие знают, что Он дан им с Неба. Христос зовет Святого Духа «Утешителем», чтобы, уповая на Его свидетельство, мы никогда не падали духом. Этими словами Господь хотел укрепить нашу веру, чтобы та не боялась никаких искушений. Господь хочет, чтобы мы знали, что Дух Святой – надежный залог благодати Божьей. Бог мог бы многое нам дать, чтобы помочь справиться с трудностями в жизни. Напр., материальное благополучие, исцеление или решение всех проблем. Иногда Он это делает. Но лучший дар, который Он нам вручает – это Он Сам. Вот наше наибольшее утешение: что бы ни происходило в жизни, Он будет с нами. Он не оставит нас и не покинет нас.
За каких-то 6 месяцев жизнь христианина полностью рухнула. Экономический кризис уничтожил его бизнес и накопления. Трагический случай забрал жизнь сына. От пережитых потрясений у его матери случился инфаркт и она умерла. Жена впала в депрессию, две младшие дочери были безутешны. Он мог лишь повторять слова псалмопевца Давида: Пс.21.2 «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня». Мы читали печальную жалобу псалмопевца на то, что Бог оставил его. Эти слова также можно применить к любому чаду Божьему, когда ему не хватает доказательства Божьего благоволения, когда его давит тяжесть Божьего недовольства. Когда он переполнен скорбью и ужасом. Человек, продолжающий вопиять день и ночь, искренне желает получить Божий милостивый ответ. Напомним, что: 1. духовное одиночество – это самое болезненное страдание для верующего. 2. Даже жалобы верующих на их ноши являются добрым признаком духовной жизни и испытанием духовных ощущений. 3. Когда мы рыдаем из-за того, что Бог удалился, мы должны продолжать называть Его нашим Богом и призывать Его как своего Господа. Что бы ни было, наш Бог благ. Словами Пс.21.2 обратился и Христос на Кресте к Своему Отцу. Вернемся к нашему христианину. Единственное, что придавало сил ему, это надежда, что Бог, Который вернул к жизни Иисуса Христа, однажды приведет его и его семью от страдания к вечной радости. Это была надежда, что Бог ответит на его вопль о помощи. В отчаянии своем он решил довериться Богу. Он ухватился за надежду, что Бог избавит и спасет его. Надежда эта поддерживала его. На протяжении нескольких лет, когда у него спрашивали, как дела, он мог лишь сказать: «Я доверяюсь Богу». Бог его наградил за это доверие. Он посылал ему утешение, силу и мужество, чтобы мог устоять. Его семья понемногу выбралась из кризиса. А вскоре он взял на руки своего первого новорожденного внука. Его молитва теперь служит свидетельством Божьей верности: «Бог благословил меня».
Женщина попала в жуткую автомобильную аварию. Она выжила, но из-за травм полностью ослепла. 21 год спустя она случайно упала и повредила спину. После операции (которая не имела отношения к глазам) зрение ее чудесным образом восстановилось. Нейрохирург утверждал, что нет научного объяснения произошедшему. Темнота, которая казалась непобедимой, уступила место свету и красоте. В Библии (Ис.25) сказано, что мир покрыт покрывалом невежества и зла. Оно не дает людям увидеть Божью любовь. Эгоизм, самонадеянность, зависть, стремление к власти и славе – всё это закрывает наш взгляд и лишает нас способности увидеть Бога. Предоставленные самим себе, мы ощущаем лишь темноту, безысходность и смущение. Мы часто впадаем в отчаяние, спотыкаясь и падая, и не в состоянии видеть, что впереди. К счастью, пророк Исаия обещает, что однажды Бог уничтожит это покрывало, покрывающее все народы. Ис.25.7 «(Бог) уничтожит на горе этой покрывало, покрывающее все народы». Бог не оставит нас в состоянии безнадежности. Его любовь удаляет всё, что ослепляет нас, удивляя нас красотой счастливой жизни и обильной благодати.
Боже! В этом мире столько мрака, так трудно увидеть Твою истину и любовь. Просим, помоги нам в этом. Без Тебя у нас нет надежды. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за верность и постоянную заботу о нас, детях Твоих. Просим, помоги нам довериться Тебе и успокаиваться в Твоей совершенной любви. Мы знаем, что Господь Иисус взял на Себя все страдания наши. И однажды Ты обратишь их в наше славное воскресение. Но, возможно, нам придется еще долго ждать утешения и исцеления. Мы просим, помоги нам утешаться Твоими обетованиями. Нам хочется думать, что мы можем управлять своей жизнью и что мы знаем ответы на многие вопросы нашей жизни. Но это не так. На самом деле мы нуждаемся в Тебе, в Твоей любви и помощи. Благодарим за удивительное обетование всегда быть с нами. Просим, научи нас среди трудностей и повседневных проблем полагаться на Твое присутствие и всегда помнить, что Ты рядом с нами. Даруй нам радость живой надежды, рожденной в доверии Тебе. Аминь.