ПРОПОВЕДИ
Радуйся и веселись Сион приходу Царя. (на Вербное воскресенье)
Ис.62.11 «скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и вознаграждение Его перед Ним».
Чем ближе было время смерти Христовой, тем больше Его имя было на устах у всех, чтобы служить приготовлением к вере после Его смерти. Евангелист Иоанн особо упоминает о величайшем чуде Господа Иисуса: о воскрешении Лазаря, который уже 4 дня лежал в гробе. Поскольку в нем Христос явил пример Своего божества, Бог восхотел, чтобы у этого чуда было множество свидетелей. Говоря в стихе Ин.12.9, что люди пришли не только ради Иисуса, но и ради Лазаря, Иоанн имеет в виду не то, что они воздавали Лазарю отдельные почести, но что они в лице Лазаря созерцали особый пример чудесной Христовой силы. Т.о., более чем безумна ярость тех, кто пытается убить Богом воскрешенного человека. А ведь об этом читаем у ап. Иоанна: Ин.12.10,11 «Первосвященники положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса». Это и есть тот дух отвращения, которым сатана возбуждает нечестивцев. Так что они никогда не перестают безумствовать, даже если бы против них восстали небо, земля и море. Их нечестивый замысел описан для того, чтобы мы знали: враги Христовы упорствуют не вследствие ошибки или глупости, но по неуемной злобе. Кроме того, мы должны знать: сила Божья была вполне ясной в воскресении Лазаря. И нечестие могло затмить ее не иначе, как преступным убийством истребив невинного человека.
Другие евангелисты подробно описывают этот приход Христа в Иерусалим, но ап. Иоанн передает главную суть этих рассказов. Во-первых, надо помнить о замысле Христа: добровольно прийти в Иерусалим, чтобы предать Себя смерти. Ведь Его смерти надлежало быть добровольной, поскольку гнев Божий можно умилостивить только жертвой послушания. Исход этого был Ему вполне известен. Однако прежде, чем пойти на Крест, Он хотел, чтобы народ торжественно принял Его как своего Царя. Более того, Он ясно заявляет, что будет следить за Своим Царством, шествуя к назначенной смерти. Хотя Его приход славила огромная толпа людей, для врагов Он оставался неизвестным, пока не явил Себя Мессией. Он не хотел упускать ничего, что могло бы укрепить и утвердить нашу веру.
Ст.12 «множество народа, пришедшего на праздник». Пришельцы раньше Пасхи прибыли в Иерусалим, чтобы успеть очиститься. Они были более склонны воздать честь Сыну Божию, чем жители Иерусалима, которым подобало быть примером для всех прочих. Ведь у них каждый день приносились жертвы, они всегда видели поблизости храм, что должно было подвигнуть их сердце к поиску Бога. Там жили главные духовные руководители Израиля, там располагалось святилище. Велика неблагодарность тех, кто, получив с детства подобное воспитание, отвергает или презирает обещанного ему Искупителя. Этот порок присущ всем столетиям. Люди тем дерзостнее презирают Бога, чем ближе и радушнее Он являет им Себя. В людях, пришедших издалека на праздник, видно большое усердие к поискам (Христа) Мессии. Услышав, что Он идет в город, они приветственно вышли Ему на встречу. Сделать это их подвигло тайное внушение Святого Духа. Как земные владыки созывали своих подданных звуком трубы и голосом глашатая, так и Христос собирает народ внушением Духа Святого, приветствующий Его как Царя. Когда в пустыне толпа захотела сделать Христа Царем, Он тайно укрылся на горе. Ибо тогда люди думали лишь о таком царстве, которое насыщало бы только их тело. Он не захотел потакать их желанию и отвергнуть данное Ему от Отца служение. Теперь Он утверждает за Собой Царство, полученное от Бога Отца. Он и теперь дозволял им лишь то, что соответствовало духовности этого Царства. Честь воздали Господу, главным образом, «множество народа», т.е. большая толпа пришедших на праздник. Возможно, они относились к тем особенно набожным иудеям, которые были благочестивее своих соседей и пришли на праздник раньше, чтобы успеть очиститься. Теперь они услышали, что Иисус идет в Иерусалим, и они пришли в движение, желая оказать Ему достойный прием.
Ст.13 «взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему». Пальма у древних была символом победы и мира. Но пальмовыми ветвями пользовались и тогда, когда возводили кого-то на царство, или смиренно признавали победителем. Цицерон называет человека, удостоенного многих наград, человеком многих пальм. Вероятно, в данном случае люди взяли в руки пальмовые ветви как знак радости и праздника. Ведь они встречали нового Царя. Христу предстояло подчинить Себе Своей смертью начальства и власти. Ст.13 «и восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев». Этим они засвидетельствовали, что признают в лице Иисуса Христа обещанного их отцам Мессию, от Которого надо ждать искупления и спасения. Ибо Пс.117.25, откуда взято это восклицание, повествует о Мессии для того, чтобы дети Божьи пламенно ожидали Его прихода и с великим почтением приняли Его, уже явившегося. По воздействию Святого Духа они хорошо славили Христа и были назначены вестниками, возвещающими приход Мессии. Слово «осанна», составленное из двух еврейских слов, означает то же, что и «спаси» или «даруй спасение». К этому же относятся и следующие слова: «Благословен грядущий во имя Господне». Это также радостная молитва за успех и процветание того Царства, от которого зависело счастье и восстановление Церкви. Отсюда можно вывести следующее поучение: если мы – члены Церкви, Господь и сегодня призывает нас желать того же, чего хотели люди во времена Его земного служения. А именно: чтобы от всего сердца желали мы Царству Христову процветания и благоденствия. И чтобы мы свидетельствовали об этом в своих молитвах. Чтобы быть расположенными к молитве, следует знать: это Бог (Святой Дух) внушает нам нужные слова. Горе нашей лености, если пыл, в нас Богом пробуждаемый, мы угашаем холодностью или подавляем нежеланием. Будем знать и помнить, что желания наши, зачинаемые под водительством Божьим, вполне законны. Лишь бы мы сами не были ленивы и не устали просить. Бог же пребудет верным предводителем Своего Царства, будет защищать и оберегать его. Даже когда мы изнеможем, с нами будет пребывать величие этого Царства. А то, что часто оно проявляется не столь ярко, как подобает, происходит из-за наших пороков. Эти слова учат нас: Бог хранит и защищает Церковь. И Он повелевает приписывать Себе лишь то, что Ему принадлежит. Поэтому, когда мы, по дарованной от Него способности молиться, просим Бога сохранить Царство Христово, то говорим, что Царство это сохранилось в своем нынешнем состоянии. Т.е. чтобы только Бог был автором нашего спасения.
«Грядущий во имя Господне». Встречающие Господа Иисуса признают, что Он является Царем Израиля, грядущим во имя Господне. Они знали Писание и они правильно применяли его к Мессии. Возвышенные мысли о Христе лучше всего выражаются словами из Писания. Надо знать, что значит: «приходить во имя Господне». Во имя Господне приходит тот, кто не навязывает себя необдуманно, и не ложно присваивает себе честь. И, будучи призван законно, имеет Бога вождем и автором своих желаний. Во имя Господне приходит пророк, который, ведомый Святым Духом, искренне передает людям полученное с неба учение. Во имя Господне приходит царь, рукой которого Бог управляет Своим народом. Христос не только превосходит остальных степенью Своей власти, но и тем, что Бог полностью являет Себя в Нем. Ведь, как говорит ап. Павел (Кол.2.9), во Христе обитает телесным образом полнота божества. Так что о Нем по-особому говорится: «пришел во имя Господне». Ведь Бог явился через Него не отчасти, как некогда являлся в пророках, но всецело и несомненно. Встречающие Господа Своими восклицаниями утверждали, что Господь Иисус является Царем Израиля, грядущим во имя Господне. И это несмотря на то, что вид у Него был не царский. В противоположность тем представлениям о Мессии, которым научили их книжники, они признают Его Царем. Это говорит как о Его чести и достоинстве, перед которым мы должны поклоняться, так и о Его власти и силе, которой мы должны покоряться. Во-первых, они признают Его за праведного Царя, грядущего во имя Господне, т.е. посланного Богом. Во-вторых, за обещанного и долгожданного Царя-Мессию, ибо Он есть Царь Израиля. Они от всего сердца желают добра Его Царству, что подразумевается в слове осанна. Подобно тому, как восклицал народ когда-то при воцарении Соломона: 3Цар.1.39 «Да живет царь Соломон». Восклицая осанну, они тем самым просят о том, чтобы Царство Его пришло в своей силе и действенности, и чтобы оно восторжествовало над неприятелями. Они приглашают Его в Иерусалим: «Мы от всего сердца рады видеть Тебя, благословенный Господом». Так и каждый из нас, верующих, должен приветствовать Христа в своем сердце, т.е. восхвалять Его и находить в Нем удовольствие.
Ст.14 «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него». Другие евангелисты подробнее повествуют об этой истории. О том, что Христос послал двух Своих учеников, приведших к нему ослицу с молодым ослом. Иоанн же, писавший свое Евангелие позже всех, счел достаточным коротко передать то, о чем уже другие рассказывали. Поэтому он и опускает подробности. Скромно выглядела поездка Спасителя. Он один восседает на осле, а толпа народа шагает вокруг Него. Но это был более величественный вид, чем тот, который Он обычно принимал на Себя. Обычно Он ходил пешком, а теперь ехал верхом на осле. Но это было далеко от той величественности, которой обычно облекают себя великие мира сего. Если бы Он пожелал совершить торжественный выход в народ, соответствующий человеку высшего ранга, то Ему следовало бы ехать в колеснице. Но если брать за основу понятия этого мира, то такой выход скорее был бы бесчестием, чем честью для Царя израильского. Ибо производил бы впечатление, как будто Он хочет выглядеть великим, но не знает, как это сделать. Царство Его не от мира сего, и поэтому теперь проявилось не в ореоле внешней славы.
Ст.15 «Не бойся, дочь Сиона! Вот, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». Здесь приводится отрывок из Зах.9.9. Было предсказано, что Царь Сиона грядет и что грядет сидя на молодом осле. Даже это незначительное обстоятельство было предсказано, и Христос позаботился о том, чтобы оно было исполнено в точности. Святой горе Сиону издревле было предсказано быть царской горой. Царь Сиона наблюдает и будет наблюдать за Сионом и грядет к нему. Хотя Он и удалился ненадолго, тем не менее, возвратится в свое время. Он едет медленно (осел быстро не ходит) и с таким смиренным видом, что Его верные подданные дерзают обращаться к Нему и ожидать ответа от Него. Дочь Сиона приглашается воззреть на Царя своего, обратить на Него внимание и заметить приближение Его. Посмотрите на Него, хотя Он грядет не с видимой пышностью. «Не бойся». В пророчестве Захарии Сион призывается радоваться и торжествовать, а здесь читаем «не бойся». Недоверчивые страхи являются врагами духовных радостей. Если они будут исцелены, если они будут преодолены, то на смену им обязательно придет радость. В нашей душе лишь тогда воцарится покой, лишь тогда покинет нас страх, когда мы твердо уразумеем: над нами царствует Христос. Он принес нам благо, состоящее в следующем: освободившись от тирании сатаны и сломив ярмо греха, избавившись от вины, мы уверенно хвалимся защитой нашего Царя Христа, под крылом Которого не страшны нам никакие напасти. Мы не лишены страха, пока живем в мире, но упование, основанное на Христе, превыше всякого страха. Христос приходит к Своему народу для того, чтобы заставить замолчать их страхи. Мы должны приложить усилия для того, чтобы освободиться от угнетающего нас страха. Должны не опасаться врагов, спокойно и возвышенно почитать нашего Царя. Это обетование особо адресовано тем верным, которые покоряются Христу, чтобы Он царствовал над ними.
Боже! Просим, помоги нам не бояться, а ликовать от радости, т.к. над нами царствует Иисус Христос. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! С каким бы злом мы ни столкнулись, Крест и воскресение Иисуса Христа убеждают нас, что мы увидим Божье спасение, мы испытаем полное освобождение. Просим, яви нам Свое спасение и исцеление. Помоги нам служить Тебе и прославлять Тебя. Благодарим, что благословляешь нас радостью и привилегией искать Тебя и даешь нам возможности рассказывать о Тебе людям. Благодарим за направляющий свет Твоей великой любви. Сделай в нас и через нас то, что поможет другим увидеть, что мы обязаны Тебе всем. Благодарим Тебя за Твоего Сына Иисуса Христа, Чья сила и любовь в полноте открывают Твое сердце нашему потерянному миру. Благодарим, что Он пришел на Землю не ради славы, а чтобы смиренно принести Себя в жертву за наши грехи. Господь Иисус, нет подходящих слов, чтобы отблагодарить Тебя за величайший подвиг любви, который Ты совершил. Помоги нам возрастать в любви к Тебе и следовать за Тобой. Аминь.