ПРОПОВЕДИ
И побили камнями первого мученика Стефана.
Деян.7.59 «И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: «Господь Иисус, прими дух мой!»
Стефан (т.е. венец) – один из семи дьяконов в иерусалимской христианской общине, муж, «исполненный веры и Духа Святого» (Деян.6.5). Совершаемые им чудеса и его убедительная проповедь о Христе возбудили против него сильную вражду евреев, которые схватили его и привели в синедрион, обвиняя в богохульстве и противодействии Закону. В своей защитительной речи он доказал исторически, что христианство было истинным развитием религии Моисеевой и что противники христианства суть достойные потомки и последователи тех, которые всегда преследовали истину. Раздраженные такой речью слушатели, схватили его, повлекли его за город и побили камнями. Стефан был первым учеником Христа, умершим за веру в Него, первым мучеником.
Враги и гонители Стефана возмущались неоспоримыми доводами, которыми Стефан побуждал их к покаянию, и гневались оттого, что возразить ему ничего не могли. Они не умилялись сердцем с печалью, а рвались сердцем от негодования и гнева. Стефан обличал их строго, это обличение задевало их за живое. Ст.54 «Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами». Начало мероприятия еще как-то походило на суд. Но, вот, судьи уже не могут сдерживать свою ярость. Вначале речь Стефана прерывалась шумом и ропотом. Теперь же они поднимают крик, чтобы не слышать ничего из произносимого. Они скалили на него зубы, как скалятся собаки на того, кто приводит их в ярость. Вот почему, предостерегая против обрезанных (иудеев) ап. Павел говорит: Флп.3.2 «берегитесь псов, берегитесь злых делателей». Питая вражду к добрым христианам, люди часто превращаются в грубых животных. Им было так досадно видеть в Стефане очевидные признаки силы Божьей и Божьего присутствия.
Ст.57 «Они закричали громким голосом». Они закричали не только для того, чтобы не слышать его голоса, но чтобы заглушить пронзительные вопли своей совести. Часто правду, и особенно правду христианскую пытаются заглушить шумом и криком. Потому что доводов против нее нет. Ст.57 «они … затыкали уши свои». Затыкали под предлогом того, что не хотят слушать богохульства Стефана. Затыкая уши, на самом деле они показывали, что не хотят слушать обличения. Именно на это нередко жаловались ветхозаветные пророки. Иудеи были, как Пс.57.5-6 «глухой аспид, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателей». Это роковой знак того жестокосердия, которому их в наказание предал Бог. Ст.57 «они … единодушно устремились на него». Как единодушны были они в этом порочном деле, как жестоки были они! И с какой поспешностью устремились они на него, хотя Стефан и не думал спасаться от них бегством. Они завидовали его спокойствию и самообладанию и надеялись таким образом устрашить и смутить его. Самомнение всегда подталкивает лицемеров кипятиться сверх меры. Или же весть о славе Христовой была для них столь тяжкой и мучительной, что ввергла их в полное безумие.
Осудили Стефана под предлогом исполнения Закона Моисеева. Лев.14.16 «И хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его всё общество». Так же приговорили к смерти и Христа, тем же синедрионом. Он (Христос) был признан виновным в богохульстве. Но тот приговор, нацеленный на то, чтобы больше обесславить Христа, был приведен в исполнение через распятие. Стефана вывели за город, показывая тем самым, что один только вид его уже противен. Руководили казнью, согласно закону, люди, свидетельствовавшие против него. Втор.17.7 «Рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтобы убить его». Свидетели должны были таким образом удовлетворять свои показания. И поскольку побитие камнями было нелегким делом, свидетели сняли с себя верхние одежды. Ст.58 «и положили свои одежды у ног юноши, именем Савла» (будущий ап. Павел). На тот момент юноша Савл был довольным наблюдателем разыгравшейся трагедии.
Рассмотрим силу благодати, действовавшей в Стефане. Его гонители исполнились сатаной, а он исполнился Духа Святого (ст.6.5). И теперь, призванный принять мученическую смерть, он остается тем же человеком. Так он стал выше силы и ярости своих гонителей. Они взирали на него, исполненные злобы и ненависти. Он же смотрел на небо, не обращая на них никакого внимания. Был так захвачен виденным, что, казалось, не думал о земном существовании в настоящем. Стефан не озирался вокруг себя, чтобы оценить опасность и найти путь к бегству, но взирал на небо. Он туда собирался отправиться. Пусть одолевают нечестивые люди, им не дано нарушить его общение с Небом. Ст.55-56 «Он увидел … Иисуса, …стоящего одесную Бога». Обратим внимание на два факта: во-первых, он увидел Христа одесную Бога. Мы нуждаемся в защите Господа в этом мире, но не только. Его охрана нужна нам и при переходе в иной мир. Во-вторых, он увидел Христа, стоящего там. В Библии 16 раз упоминается о том, что Христос находится по правую сторону Бога. Тринадцать раз говорится, что Он восседает там, и дважды – что Он находится там. Но только в этом месте Библии сказано, что Он стоит. Стефан понял так, что Господь встал, чтобы принять его дух, и восклицает: ст.59 «Господь Иисус, прими дух мой».
Рассмотрим более подробно эти два факта.
1. Т.к. Христос находится одесную Бога, то, следовательно, грехи верующего в Него прощены. И он может просить так, как просил Стефан. Если мы видели, как преступника ввели в тюрьму и с тех пор не видели его вышедшим оттуда, то мы можем предположить, что он всё еще отбывает наказание в тюрьме. Но если мы увидели, что он вышел на свободу, тогда нам понятно, что он удовлетворил справедливости той страны, что он выстрадал всё, что ему было положено. Так же было с Иисусом Христом. Он был приговорен к смерти за наши грехи на Кресте, умер, был похоронен в гробнице. Если бы люди не видели пустую гробницу и воскресшего Господа, то тогда можно было бы предположить, что Он всё еще отбывает приговор Закона (хотя и за нас). Но Бог, судивший Его, воскресил Его из мертвых и вознес на небеса по правую сторону. Мы можем быть вполне уверены, что Он удовлетворил справедливость Бога. И если наш Ходатай освобожден, и мы тогда свободны. Сознание этого дало такой безмятежный мир осужденному на смерть Стефану.
2. Т.к. Христос находится одесную Бога, тогда верующий в Него будет принят Богом. Сын Божий пришел на Землю, чтобы быть Ходатаем людей, по двум причинам: 1) чтобы пострадать от гнева Божьего вместо людей; 2) чтобы им вменить то послушание, которое они потеряли, которым они пренебрегли в лице Адама. Т.к. Господь Иисус как Ходатай выстоял в страданиях, тогда каждый умерший грешник, принявший Его, будет награжден пребыванием во славе. Стефан, увидев Христа одесную Бога Отца, понял, что Христос был принят Отцом, и что он сам теперь будет в присутствии возлюбленного Сына Божия. То, что Христос встал, это понимают так, что Он встает, чтобы ходатайствовать. Евр.7.24-25 «а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Как много верующих было бы изгнано, если бы не было великого Ходатая! На смертном одре, из-за телесной боли и душевных страданий человеческий ум может забыть о Христе. Но счастлива та душа, которая смотрит туда, куда смотрел Стефан.
Господь Иисус встает, чтобы защитить погибающего Стефана. Этот мир – злейший враг верующего. С одной стороны, он действует искушениями: предлагает людям то греховное, что им нравится. С другой стороны – преследованиями. И, тем не менее, мы можем перейти в иной мир в безопасности. Во-первых, потому, что после смерти мир не сможет нас там достать. Камень насилия может убить тело, но это всё что он может сделать. Во-вторых, Господь Иисус встает, Он готов защитить нас от всего. Наша душа покоится в Его могучих руках. В этот час дьявол стоит рядом с нами, но он не сможет причинить нам вреда, если мы с Господом. Христу принадлежит вся власть на Земле и на небе. Господь Иисус встает, чтобы принять отлетающую, любящую Его душу. Он является в смерти тем же добрым Спасителем, каким был на протяжении нашей жизни. Это самое радостное утешение для всех истинных верующих. Приятно ждать, что Божьи ангелы ожидают, чтобы сопровождать верующую душу.
Будем знать, что для христианина смерть – переход в блаженную вечность. Господь Иисус сказал: Ин.11.26 «и всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». Будем знать, что душа верующего отправляется, чтобы быть с Господом. А быть с Господом означает пребывать в радости и славе. Поэтому говорит ап. Павел: 2Кор.5.8 «желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (водвориться – поселиться на жительство). Будем знать, насколько опасно быть безразличным к Иисусу Христу. Христос не встанет, чтобы принять таковых. Они не были омыты Его Кровью, они не пришли к Нему, чтобы иметь жизнь блаженную. Он часто протягивал к ним Свои руки, но они отталкивали их прочь, а теперь у Него нет жалости к ним. Они не будут иметь Бога и Бог не будет их Богом. Они всегда были Его противниками. Их гордое сердце не примирилось с Ним, и Он остается их врагом, на них пребывает гнев Божий.
Стефан увидел Христа и воззвал к Нему. Пусть будет причиной и нашей глубокой озабоченности в дни нашей земной жизни, прежде всего, не забота о нашем теле, а о нашей душе. О том, чтобы Бог был твердыней нашего сердца и нашей частью вовек, хотя бы и изнемогла наша плоть. Господь Иисус есть Бог, и только в Нем мы должны искать убежища. Только Им должны утешаться, живя или умирая. Стефан молился здесь именно Христу, точно так же должны поступать и мы. Ибо такова воля Божья: Ин.5.23 «дабы все чтили Сына, как чтут Отца». Не оправдано рисковать жизнью, отправляясь в иной мир без защиты Сына Божьего, без Его водительства.
Ст.60 «И, преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им греха сего» (почивать – спать). Внешняя сторона этой молитвы Стефана заслуживает особого внимания. Ибо для него молитва о врагах имела большее значение, чем молитва о самом себе. В молитве за своих врагов, которая сама по себе вступает в вопиющее противоречие с греховной сущностью человека, Стефан должен был засвидетельствовать внешним, что молится о них совершенно серьезно. Он преклонил колена, чтобы враги приняли во внимание его желание молиться. И воскликнул громким голосом, чтобы они расслышали его слова и узнали, что: 1) они сейчас совершают великий грех, который, если не вмешаются милость и благодать Божьи, вменится им в вину и обернется для них осуждением в вечности. 2) Несмотря на их озлобленность и ярость, Стефан остается далеким от мысли призвать на своих врагов Божью кару в отместку за свою смерть. 3) Хотя этот грех и был осознанным, пусть они не предаются отчаянию оттого, что он не может быть прощен, как бы они ни каялись в нем. Если их покаяние будет идти из глубины души, то Бог не возложит на них вины за содеянное ими. Бл. Августин задает вопрос: «Слышал ли Савл (ап. Павел) молитву Стефана о своих врагах?» И отвечает сам же: «Наверное, слышал, и при этом смеялся, однако потом эта молитва оказала Павлу неоценимую услугу».
Ст.60 «И, сказав сие, почил» (почивать – спать). Смерть верующего человека есть не что иное, как сон. Но это не сон души, а сон тела. Со смертью душа обретает покой от всех своих скорбей и трудов. Стефан почил во время молитвы за своих врагов. И нам надо умирать с любовью ко всем людям. И тогда мы являемся перед Христом в мире. Вульгата (латинский перевод Библии) добавляет: «в Господе, объятый Его любовью». Не будем скорбеть о своих близких и друзьях, почивших во Христе. Да, они ушли от нас, но ушли в более радостные обстоятельства. И Господь Иисус встал, чтобы принять их бессмертные души.
Господь Иисус! Ты достоин наивысшей славы. Ты высок и превознесен, Твое имя выше всякого имени. Однажды всякое колено преклонится перед Тобой, и всякий язык исповедует, что Ты Господь. Просим, помоги нам верой смотреть на Тебя, нашего единственного Спасителя. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам лучше узнать Господа Иисуса Христа. Дай нам возрастать в любви к Нему и следовать за Ним. Научи нас подражать Ему, чтобы мы больше ценили жертву, принесенную Им за нас. И были готовы пожертвовать собой ради других. Помоги нам принять Его своим Спасителем. Прости наши грехи и помоги начать угодную Тебе жизнь. Порой жизнь кажется нам неуправляемой, и мы не знаем, куда идти. Благодарим, что Ты всё знаешь и направляешь нас верным путем через Твое Слово и Твой Дух. Помоги нам оставаться верными и быть Твоим светом в окружающей тьме. Помоги нам передавать другим ту благодать, которую мы приняли от Тебя. Помоги нам понять Божьи истины, уроки Спасителя и влечение Святого Духа. Просим, дай нам крепкую веру в Тебя, а не в свои силы и способности. Аминь.