ПРОПОВЕДИ
Первая Пятидесятница после вознесения Иисуса Христа.
Деян.2.4 «И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им изрекать».
Еврейский праздник седмиц праздновался в 50-й день после Пасхи, а 50-й по гречески гласит «пентекосте». Это слово стало другим названием праздника седмиц. И от этого греческого названия произошло слово «пятидесятница». После плена этот день стал одним из главных праздников иудаизма, когда люди из самых отдаленных уголков Римской империи возвращались в Иерусалим, чтобы поклониться Богу. Он служил тем связующим звеном, которое объединяло еврейский мир в 1-ом веке по РХ и напоминало евреям об их истории. Праздник седмиц (Исх.34.22), названный также праздником жатвы и днем первых плодов, праздновался через семь недель после начала жатвы. Или в 50-й день после приношения в святилище первого снопа. Он должен был праздноваться собранием и особенным жертвоприношением. Народ должен был праздновать этот день как субботу, т.е. прекращать всякую работу и веселиться вместе со всеми своими: детьми, слугами, вдовами и далее (Втор.16.11). Этот праздник был окончанием времени жатвы, которое начиналось с Пасхи.
В нашем эпиграфе читаем об излиянии Святого Духа на учеников Иисуса Христа в день Пятидесятницы. Святой Дух излился тогда, когда в Иерусалим прибыло множество людей со всех концов Святой земли, а также из других стран. Данный праздник был многолюдным, и молва об излиянии Святого Духа должна была разойтись быстро и далеко. Это во многом свидетельствовало распространению Евангелия среди народов. Нынешний иудейский праздник, как и предваряющий его праздник Пасхи, послужил набатным колоколом, возвещающим о начале евангельских богослужений и раздаче Божьих даров. Данный праздник выпал на первый день недели, что еще больше прославило этот день и утвердило его в качестве христианской субботы.
Это событие произошло тогда, когда все они были вместе. Что это было за место, не уточняется. То ли храм, где ученики собирались во время богослужений, то ли горница, где они встречались отметить Пасху. Это событие (т.е. сошествие Святого Духа) происходило в Иерусалиме. Именно это место избрал Бог, чтобы имя Его пребывало там. И пророчество Исаии гласило, что из Иерусалима выйдет Слово Господне ко всем народам Ис.2.3 «И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима». И в этот праздник Иерусалим был местом встречи многих благочестивых людей, ибо здесь Господь обещал встретить и благословить их. И здесь Он выходит навстречу этим людям с превосходнейшим из даров (Святым Духом). Иерусалим оказал Господу Иисусу величайшее из мыслимых бедствий. А Он, несмотря на это, воздает Иерусалиму такую честь. Желая тем самым преподать урок Своим, находящимся в этом городе. Здесь Его ученики пребывали в одном месте, ведь до сих пор их насчитывалось не так много. Так что одного такого места было достаточно для всех. И здесь все они были «единодушно вместе». Невозможно забыть, как ученики, пока их Учитель был с ними, спорили между собой, кто из них больше. Теперь этим словопрениям был положен конец. При помощи того, что они уже получили Духа Святого утрясенной мерой тогда, когда Господь Иисус дунул на них. Они избавились от заблуждений, порождавших былые споры, и посвятили себя святой любви. В последнее время ученики больше времени проводили в совместной молитве (Деян.1.14). И это побуждало их крепче любить друг друга. Так, Своей благодатью Господь приготовил их к принятию дара Святого Духа. Ибо этот благословенный Дух не бывает там, где крик и шум, споры и распри.
В книге Деяния святых апостолов, гл.2 описывается, каким образом и в какой мере сошел на них Дух Святой. Ветхий Завет часто говорит о Боге, сходящем в облаке. Когда Он брал в удел первую скинию, а, впоследствии, и храм, это символизировало тьму прежнего мироустройства. Однако Святой Дух нисходит не в облаке, поскольку Ему предстояло просветить мир, рассеять и разогнать духовные тучи, затуманившие разум человека. Ученики услышали громкий сигнал, который должен был вызвать в них ожидания чего-то великого. Деян.2.2 «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились». Сказано, что он прозвучал внезапно. Его звучание не усиливалось постепенно, как бывает обычно, когда поднимается ветер, а тотчас же приобрело свою наивысшую силу. «Как бы от несущегося сильного ветра» – ибо пути Святого Духа подобны путям ветра. В Евангелии от Иоанна об этом сказано так: Ин.3.8 «и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Когда Дух жизни должен был войти в сухие кости (видение, данное Богом пророку Иезекиилю), пророку было дано повеление изречь пророчество: Иез.37.9 «Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу … и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди дух, и дохни на этих убитых, и они оживут». Еще: Наум 1.3 «В вихре и буре шествие Господа». Из бури Бог отвечал Иову. Этот звуковой сигнал должен был символизировать силу влияния и воздействия Духа Божьего (Святого) на человеческий разум, а через него и на весь мир. Вероятно, этот шум встревожил весь город. Но чудо заключалось в том, что выбор пал лишь на это место.
Ученики могли увидеть и зримое знамение дара Божьего, который надлежало им принять. Они увидели ст.3 «разделяющиеся языки, как бы огненные и получили по одному на каждом из них». Можно было наблюдать загадочное явление: огонь, который осветил всех, разделился на части в форме языков пламени. Причем эти пламени огня не были всепожирающими, а мягкими. Зримое знамение было явлено с тем, чтобы утвердить в вере самих учеников, а прочих – убедить. Предназначение пророков в прошлом также удостоверялось вначале знамениями, чтобы весь Израиль знал, что им доверено Богом служение пророческое. Это знамение было огненным во исполнение пророчества Иоанна Крестителя о Христе: Мф.3.11 «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». То, что огонь явился в виде раздвоенных языков, имело символические знамения. 1) Говорение языками было одним из проявлений, выделенным в качестве первого свидетельства о даровании Святого Духа. На это самое дарование и указывало знамение огня в виде языков. 2) То были языки, ибо от Духа Святого мы имеем Слово Божье. Духом Господь Иисус говорит миру и Духа Святого же посылает ученикам, чтобы они приобрели не только знание, но и силу возвещать и свидетельствовать миру о том, что было открыто им. 3) Языки были раздвоены в знак того, что Бог разделит познание Своей благодати между всеми народами. Один из богословов высказывает мысль, что, смешав языки при строительстве вавилонской башни, Бог отринул народы. И они после этого, утратив свой язык, на котором возвещали о Боге, утратили познание Бога и впали в идолопоклонение. Ныне же, путем иного разделения языков, Бог возвратил народам познание Самого Себя. 4) Это пламя на какое-то время задерживалось на них в знак того, что Дух Святой отныне будет пребывать с ними всегда. В прошлом Бог наделял Своим Духом очень ограниченное число людей и только в определенные времена. А ученики Христа пользовались дарами Святого Духа постоянно, хотя это знамение, надо полагать, вскоре исчезло. Поскольку это пламя наблюдали при дневном свете, оно должно было быть сильным и ярким.
Теперь остановимся на том, чем немедленно обернулось случившееся. Ст.4 «И исполнились все духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им изрекать». Лука говорит о наличии немедленного результата и указывает, для какой цели давались языки. Еще одним доказательством излияния на них Духа Святого было то, что Бог наделил их даром говорения на языках, необходимым даром для содействия благовествованию. Вероятно, не только 12 апостолов, но и все 120 учеников в то же время исполнились Духа Святого. Исполнились все, которым надлежало проповедовать Евангелие. Ибо в Библии имеется четкое указание: Еф.4.8 «войдя на высоту, пленил плен и дал дары человекам». Он дал дары человекам, не одним только апостолам. Под словом «все» в стихе 4 следует понимать всех тех, которые «были единодушно вместе». Они стали возвещать Слово Божье и славить Его имя так, как Святой Дух давал им делать это. По-видимому, каждый, в зависимости от обстоятельств, мог разговаривать на разных языках. Они, вероятно, понимали не только самих себя, но и друг друга. Они выражались легко, как если бы разговаривали на родном наречии. В этом случае мы убеждаемся в том, что все чудеса Божьи совершенны. Господь наделил учеников способностью проповедовать каждому народу на его собственном языке. Вспомним еще ст.6: «ибо каждый слышал их говорящих его наречием». Пришельцы из разных мест были поражены, слыша, как апостолы вещали на их собственном наречии. Поэтому некоторые считают вероятным, что апостолы не говорили разными языками. Язык был один, но каждый воспринимал его так, словно слышал речь на собственном языке. Т.е. язык был один, но каждый воспринимал его так, словно слышал речь на родном языке. У этих людей есть и другое предположение. Ап. Петр произносил речь перед многими, собравшимися из разных народов. Но они не могли бы понять ее смысл, если бы звук его голоса воспринимался ими так, как исходил из уст Петра. Некоторые считают, что мы не можем отрицать, что ученики говорили на разных языках. Иначе чудо произошло бы не с ними, а с их слушателями.
В Иерусалиме на этот раз скопилось много народу. Тогда Тир был центром мировой торговли и притягивал к себе торговый люд. А Иерусалим был местом встречи людей, чтящих Господа Бога, местом встречи паломников со всех концов света. Можно рассмотреть еще одну причину, кроме праздника Пятидесятницы, которая привела тогда всех этих набожных иудеев и прозелитов в Иерусалим. В то время весь иудейский мир ожидал прихода Мессии, ибо только что истекли седьмины пророка Даниила и от Иуды отошел скипетр. И все думали, что «скоро должно открыться Царствие Божие» (Лк.19.11). Стремление получить свою долю благословений в Царстве Мессии раньше всех и заставило тогда наиболее ревностных и благочестивых иудеев находиться в Иерусалиме. В нашем случае пришельцы видели, что все ораторы суть галилеяне, которые не могли знать иные языки, кроме родного. Ст.7 «сии говорящие не все ли галилеяне?». Уроженцев Галилеи многие презирали, ибо ни учености, ни учтивости от них никогда не ожидали. Но Бог избрал немудрое и немощное мира, чтобы посрамить мудрых и сильных. Услышать язык, на котором говорят на родине, было для пришельцев не просто неожиданностью, но приятной неожиданностью. Такое ощущение присуще всем пришельцам в чужой стране. Они слышали, как ученики Христа славили Бога за Его великие дела, как они говорили об Иисусе Христе, Его искупительной жертве. Всё это помогло им уразуметь, что это явление было от Бога. И что Божья милость явилась также в том, что отныне богопознание и богослужение не ограничивались только иудеями. И преграда, разделяющая иудеев и иноплеменников, была устранена.
Иные, скорее всего из местных жителей, высмеивают увиденное ими. Это были те, которые всегда противились Святому Духу. В Библии сказано: Деян.2.13 «А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина». Другими словами: «Эти люди напились сладкого, т.е. молодого вина. Упились этим вином по случаю праздника». Но разве эти были настолько глупы, чтобы думать, будто вино, ударившее им в голову, могло наделить их способностью говорить на языках, которых они никогда не изучали? Нет, конечно. Некогда они, дерзнув не поверить персту Бога, явленному в чудесах Иисуса Христа, извращали их суть. Они говорили: «Он изгоняет бесов силой князя бесовского». И теперь они извращали ее, осмелившись не поверить гласу Святого Духа, слышимому в словах апостолов.
Господь! Просим, просвети Своим светом разум всех тех, которые еще не познали Спасителя Иисуса Христа. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, открой нам глаза, чтобы видеть Тебя. Открой уши, чтобы слышать Твой голос. Открой уста, чтобы возносить Тебе хвалу. Всё возможно Тебе. Силой воскресения Христа помоги нам сделать первый шаг навстречу жизни большего посвящения Тебе. Даруй нам новое сердце. Отец, Сын и Дух Святой! Ты пребываешь в совершенном единстве. Да обитает в нас Святой Дух, чтобы мир мог увидеть Тебя. Помоги нам возрастать в кротости и терпении к окружающим. Научи любить их, несмотря на многие различия. Только Бог может превратить запятнанную грехом жизнь в шедевр благодати. Помоги нам прославлять Твое святое имя. Мы не таковы, как должны быть, но Ты трудишься над нашим преобразованием. Просим, помоги нам разделить с другими людьми свет и жизнь Иисуса Христа. Мы приходим к Тебе за поддержкой в наших немощах, силой в нашей усталости и верой в наших сомнениях. Аминь.