ПРОПОВЕДИ
Мудрые христиане должны быть довольными.
Еккл.5.9-10 «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, а кто любит богатство, тому нет пользы от того. Умножается имущество, умножаются и потребляющие его».
В этом отрывке мудрый царь Соломон говорит о том, что мирские люди думают, что деньги – это реальные блага, а если человек может иметь их достаточно, то он счастлив. Это ошибочное мнение раскрывает здесь Соломон. Он показывает, что большому богатству сопутствует значительная суета. И человек не может сделать себя счастливым, не только собирая богатство, но и тратя его. Он считает, что помимо необходимого, богатство, которое накапливается и не используется, не приносит пользы и не сделает человека беспечным или счастливым. Спаситель Христос говорит о том, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк.12.15). Чем больше человек имеет, тем больше ему хочется иметь. Он может иметь немного серебра, но быть довольным и считать, что имеет достаточно. Но кто любит серебро и утверждает на нем свое сердце, тот никогда не будет считать, что имеет достаточно. Порочные желания ненасытимы. Кто имеет изобилие серебра, тот обнаружит, что оно не приносит твердого удовлетворения его душе. Мирское изобилие не может удовлетворить духовные желания. Чем больше человек имеет, тем больше у него возможности иметь больше, тем больше забот требует его богатство.
В 19 веке сотни английских моряков теряли жизнь по причине перегруженности кораблей, перевозивших уголь. Недобросовестные судовладельцы в погоне за прибылью с легкостью отправляли людей на риск. Корабли, погруженные в воду чуть ли не по самую палубу, покидали порт и через несколько дней многие из них тонули во время первого же шторма. Однако владельцы кораблей не только не сожалели о погибших, но радовались большей прибыли, получаемой от выплаты страховки. В 1873г. ко дну пошли 411 кораблей. Разрешение этой проблемы стало целью жизни одного политического деятеля Англии Сэмюеля Плимсолла. Он в течение примерно 15 лет прилагал все усилия, пока не добился своего. Были приняты законы, устанавливающие высоту грузовой линии, необходимую для безопасного плавания корабля. Со временем линия стала международным стандартом. В наши дни в любом порту можно найти результаты упорного труда Плимсолла. На борту каждого грузового корабля нанесена линия, показывающая максимальную глубину, до которой может быть загружено судно.
Жизнь стала бы намного легче, если можно было нанести «линию Плимсолла» и на человека. Путешествие по жизни далеко не всегда безопасно. Некоторые важные библейские истины содержат ограничения по загрузке. Мы не прибудем в порт назначения, если не будем следовать стандартам, установленным Богом.
В 1999г журнал «Фаст компании» провел опрос по интернету: «Сколько нужно иметь, чтобы быть довольным?» Вопрос этот уточнялся, что имеется в виду: Сколько нужно получать денег, чтобы быть довольным своей работой? Сколько нужно проводить времени с семьей, чтобы она была счастливой? Сколько нужно общественного признания, чтобы удовлетворить свое «эго»? Сколько нужно учиться, чтобы понять жизнь? Сколько имущества нужно для комфорта? Что такое удовлетворение, что значит быть довольным? В журнале были опубликованы результаты опроса, проведенного среди читателей, чья жизнь признана наиболее успешной. Результаты таковы: «Так или иначе, всё сводится к деньгам». Для большинства опрашиваемых деньги – самое важное в жизни, они являются решающим фактором в их успехе. Деньги – источник их удовлетворения и средство, определяющее содержание и саму суть их жизни. И такого понятия как «достаточно» в отношении денег вообще не существует. Чем больше люди их имеют, тем больше хотят еще. Обладатели больших состояний желали иметь дорогие машины, большие дома и обедать в роскошных ресторанах. Они хотели иметь больше денег, больше успеха и больше удовлетворения от семейной жизни, больше страстей. Сотрудники журнала не дали название болезни опрашиваемых. А болезнь эта довольно распространенная. Это – алчность. Один из основных законов человеческой греховной природы гласит, что при возрастании потребления возрастают и запросы. Греческое слово, переводимое как «алчность» означает «желание иметь больше». С точки зрения Библии это не просто склонность, которой следует избегать. Это поистине смертельный враг души, который побуждает нас забыть о линии Плимсолла и об опасности перегрузить собственную жизнь.
Разрушительная сила сребролюбия (т.е. алчности) проявляется, по меньшей мере, в четырех областях: 1) Сребролюбие искажает наш взгляд на Божью истину. На протяжении 1-го послания к Тимофею ап. Павел противостоит лжеучителям. В отрывке 6.3-5 он говорит о них последний раз и указывает на то, что искаженное богословие связано с извращенным образом жизни. За ересями лжеучителей стоял вполне конкретный мотив. Они думали, «будто благочестие служит для прибытка». За внешним видом духовного учительства скрывалось обычное плотское желание делать деньги. 2) Сребролюбие служит причиной многих искушений. 1Тим.6.9 «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти». Все мы подвержены искушениям. Ап. Павел утверждает, что есть особого рода искушения, приходящие к тем, чье сердце поглощено страстью к деньгам. Нетрудно понять, какие это искушения. Желание сделать карьеру вынуждает человека пренебрегать семьей. Легкая нажива может побудить человека идти на компромисс с верностью Богу. Стремление находиться рядом с теми, кто может поспособствовать моему успеху в мире, побуждает меня подражать их образу жизни. Шанс добыть пару лишних рублей толкает человека на внесение ложных данных в налоговую декларацию. 3) Сребролюбие калечит всю жизнь. Ап. Павел писал о похотях, «которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1Тим.6.9). Мы не можем служить Богу и маммоне (богатству) (Лк.16.13) одновременно. Деньги – бог мира сего. И, тем не менее, за деньги не купишь всё. За деньги можно купить развлечения, но не купишь радость. С кошельком можно пойти в аптеку и купить снотворное, но нельзя купить душевный покой. Деньги обеспечат множество знакомых, но не дадут друзей. Богатство может вызвать уважение, но не любовь. Оно позволит купить лучшие лекарства, но не дает здоровья. Да, неплохо иметь то, что могут дать деньги, только бы не потерять при этом того, чего купить нельзя. 4) Любовь к богатству часто уводит от веры. 1Тим.6.10 «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». Христос смотрел на алчность как на смертельного врага души. Его предупреждения были недвусмысленны: Лк.12.15 «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Источником жизни является Бог. Он один управляет ею. Вера в деньги не может сосуществовать с живой верой в Бога. Когда культура накопительства встречается с алчностью греховного сердца, риск катастрофы становится поистине огромным. Кроме того, надо помнить, что Библия никогда не призывает нас просто избегать отрицательного. Она побуждает нас стремиться к положительному.
Обратим наше внимание на то, что мы должны учиться быть довольными. Довольство – противоположность алчности. Слова ап. Павла точно выражают это: 1Тим.6.6 «Великое приобретение быть благочестивым и довольным». Термин «благочестие» описывает внутреннюю почтительность и уважение к Богу, выражающееся во внешнем поведении. Истинное благочестие начинается со страха Божьего, благоговения перед Богом, плодом которого является не только поклонение, но и жизнь, согласующаяся с характером и заповедями Господа Бога, Которого мы любим и Которому служим. Для ап. Павла именно это означало быть христианином. Своего духовного сына Тимофея он наставляет так: 1Тим.4.7-8 «упражняй себя в благочестии, ибо благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей». Упражняй себя в практической религии. Кто хочет быть благочестивым, тот должен упражнять себя в благочестии, оно требует постоянного упражнения. Довод берется из той пользы, которую приносит благочестие. Воздержание от пищи или брака и тому подобное хотя и считаются актами самоотречения и умерщвления плоти, однако сами по себе мало полезны. Какая польза от умерщвления тела, если мы не умерщвляем грех? Польза от благочестия заключается в данных ему обетованиях, которые касаются и настоящей жизни, но особенно будущей. В Ветхом Завете обетования касались, в основном, временных благ, а в Новом – духовных благословений. Может возникнуть вопрос: «Восполнит ли польза от благочестия утраты наши?» Ап. Павел произносит еще одно верное слово, достойное принятия: все наши усилия и потери в служении Христу будут щедро вознаграждены. Истинное благочестие всегда сопровождается довольством. Он писал филиппийцам из тюремной камеры: Флп.4.11-13 «Я научился быть довольным тем, что у меня есть…, научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть в изобилии и в недостатке. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Т.о., довольство – это не самодостаточность (как утверждают философы-стоики), а достаточность во Христе. Это не отказ от желаний и стремлений, а подчинение Христу и принятие Его воли. Довольство в Боге не имеет ничего общего с самодовольством или пассивностью, или с устранением от жизни. Благочестие предполагает, что мы должны быть довольны тем, чем обладаем, и не удовлетворены тем, кем являемся, желая стать лучше, мудрее, уподобиться Христу. Довольство – это плод безопасности в Боге, награда за упование на Него.
Направив Тимофея прочь от сребролюбия, ап. Павел указывает ему правильный путь. Лжеучители были поглощены погоней за прибылью, а апостол желал, чтобы Тимофей посвятил себя духовному совершенствованию. Мечта у мирских людей – разбогатеть. Поэтому апостол пишет Тимофею: 1Тим.6.1 «Ты же человек Божий, убегай сего». Мы призваны убегать от желания разбогатеть и от любви к деньгам. Такое утверждение прозвучит чуждо для общества, посвятившего себя погоне за богатством. Обольщение «евангелия благосостояния» побуждает приверженцев его прославлять то, от чего Бог призывает нас удаляться – накопительский, материальный образ жизни. Но просто удаляться от материального взгляда для христиан недостаточно. Нам дано указание, к чему следует нам стремиться. 1Тим. 6.11 «Преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости». Нам нужно заменить стремление к материальному преуспеванию желанием преуспевания духовного. Слово «преуспевай» имеет важное значение. Оно указывает на то, что характер невозможно изменить в мгновение ока. Кроме того, слово «преуспевай» напоминает, что, хотя перечисленные выше духовные качества даются от Бога, мы тоже играем в их приобретении важную роль. Благочестие является результатом усердного труда.
Но кроме «убегания» и «преуспевания» есть еще кое-что. Ап. Павел пишет: 1Тим. 6.12 «Подвизайся добрым подвигом веры». Хотя истинная христианская жизнь всегда личная, она никогда не бывает частной. Верующий в Господа Бога призван трудиться для славы Божьей и провозглашения Царства Христа. Сребролюбивая жизнь всегда эгоистична. А жизнь христиан должна быть жертвенной. Мы отвергаем сребролюбие, мы учимся быть довольными. И мы посвящаем то, что имеем, служению делу Божьему в этом мире. Щедрое жертвование – это способ избежать сребролюбия, потому что щедрость – лучшее средство от жадности.
Чтобы избежать опасной перегрузки материальными благами, дадим четыре предложения, которые помогут нам провести линию Плимсолла: 1) Не балуйте себя, а ограничивайте. Не следуйте примерам мира. Попробуйте жить несколько скромнее, чем вам позволяют доходы. 2) Воспитывайте в себе щедрость, а не жадность. Сострадание и щедрость – это лучшее средство от жадности. Давайте больше, чем вам кажется необходимым. 3) Заботясь о теле, так же ревностно заботьтесь о душе. 4) Вкладывайте в вечное, а не во временное.
Боже наш! Просим, помоги нам в том, чтобы грядущее Царство Божье стало главным устремлением нашей жизни. Дай нам желание служить его созданию своими дарами. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы не можем знать, что Ты задумал на наш счет, но помоги нам об этом не переживать. Просим, помоги нам принимать всё как есть, зная, что в Своей любви, мудрости и заботе Ты послал нам самое лучшее. Дай нам осознать, что настоящее счастье не зависит ни от чего в этом мире. Живем ли мы в изобилии или в нужде, у всех нас есть склонность заполнять чем-то нездоровым пустоту в душе. Но, обращаясь к Тебе в поисках мира и спокойствия, мы найдем в Тебе источник милости, благости и любви. Просим, помоги нам поддерживать связь с Тобой, напоминая себе о Твоей верности и любви. Ты Тот же Бог, Который был верен в прошлом и будешь любить нас и в будущем. Помоги нам доверить Тебе свое будущее. Нам нужен мир, который можешь дать только Ты. Просим, помоги нам быть довольными, т.к. довольство позволяет нам духовно возрастать, где бы ни насадил нас Бог. Аминь.