ПРОПОВЕДИ
Исцеление Иисусом Христом слуги римского сотника.
Мф.8.13 «И сказал Иисус сотнику: иди и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».
В восьмой главе Евангелия от Матфея описаны чудеса Господа Иисуса. И это не случайно. После величайшей из всех когда-либо звучащих проповедей (Нагорные проповеди Христа, главы 5-7) Христос чудесами подтверждает, что Проповедник (Он) был Сыном Божьим. Слышавшие слова Его проповеди говорили, что никто не проповедовал так, как Он, но и чудес таких никто не совершал. Рассмотрим отрывок, в котором описывается, как Господь Иисус исцелил слугу сотника от паралича (расслабление). Сотник обратился к Господу Иисусу. Хотя сотник был римским воином и само пребывание его среди иудеев говорило о том, что иудеи находились под римским игом, Господь Иисус, Царь иудейский, всё-таки проявил к нему благоволение. Тем самым Он учит нас творить добро и врагам нашим. Нет нужды нам втягиваться в национальную вражду. В Библии написано, что Господь не входил ни в какие языческие селения, однако просьбы от язычников принимал. Так начало осуществляться предсказание праведника Симеона, что Он будет «светом к просвещению язычников и славой народа Своего Израиля». Этот случай еще раз подтверждает, что у Бога нет лицеприятия. Господь Иисус готов был исцелить как самого бедного слугу, так и самого богатого господина.
Эта история открывает нам множество добрых качеств в поведении римского сотника. 1) Его благоговение перед нашим великим Учителем как единственным, Кто может и готов помочь его слуге. Он подошел к Господу и почтительно просил Его, подобно смиренному просителю. Не как Нееман, военачальник сирийского царя, который приехал к пророку Елисею с важным видом, требуя исцеления и ожидая почтительного отношения к себе. Такое поведение сотника дает основание предположить, что он увидел во Христе нечто, требующее уважения. Офицеры римской армии, контролирующие город Капернаум (где был дом Христа), были важными лицами. Тем не менее, этот сотник, обращаясь к Господу, не помышлял о своем высоком положении и просил Его. Сотник называет Иисуса Христа Господом и передает Ему свое дело без официального обращения. 2) Его милосердное отношение к своему бедному слуге. В Новом Завете мы читаем о многих, приходивших к Христу с просьбами о своих детях, но это единственный случай, когда к Нему обратились с просьбой о слуге. Заметим, что господа обязаны заботиться о своих слугах, когда те попадают в беду. Паралич лишил этого слугу способности исполнять свои обязанности, сделал его бременем для окружающих. Однако римский сотник не прогнал его, как поступил амаликитянин со своим слугой (1Цар.30.13), но постарался наилучшим образом помочь ему. Слуги сотника были послушны ему. Читаем об этом Мф.8.9 «говорю одному: «пойди» и идет; и другому: «приди» и приходит; и слуге моему: «сделай то» и делает». Полагаем, что сотник был добр к ним. И это побуждало их охотно повиноваться ему. Мы не должны пренебрегать правами слуг (подчиненных), когда они имеют спор с нами, ибо и мы, и они созданы по одному Божьему образу, одними Божьими руками и равны перед Богом.
Против паралича врачебное искусство обычно бывает бессильно. Поэтому обращение сотника к Господу за исцелением свидетельствовало о его вере в могущество Христа. Обратим внимание на то, как трогательно он представляет тяжелое состояние своего слуги: ст.6 «лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Именно так мы должны заботиться о душе наших детей и подчиненных, которые страдают от духовного расслабления, нечувствительны к духовному злу. И приводить их к средствам, дающим исцеление и здоровье.
Сотник и дальше проявляет глубокое смирение и самоунижение. Его смирение выразилось в словах: ст.8 «Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой!». Эти слова показывают, что он думал о себе скромно, а о Господе – высоко. Он не говорит: «Мой слуга не достоин, чтобы Ты вошел в его комнату, потому что она расположена на чердаке», но «я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Сотник был большим человеком, однако он признавал свое недостоинство перед Богом. Облик Господа был скромен и, тем не менее, сотник считал Его пророком или даже более чем пророком. Смирение придает особое достоинство человеку высокого положения. Мы должны ценить и чтить всё, что от Бога, даже в тех, кто по внешнему положению ниже нас во всех отношениях. При всяком нашем приближении к Христу и к Богу через Христа нам подобает смирить себя, сознавая себя негодными грешниками. Недостойными ни сделать что-то для Бога, ни получить какое-то благо от Него.
Обратим внимание и на великую веру сотника. Он был уверен не только в том, что Господь Иисус может исцелить его слугу, но также и в том, что: 1) Он может исцелить его на расстоянии; 2) Он может исцелять одним только словом, без всяких врачебных средств. Сотник верил, что в данном случае исцеление может совершиться без физического контакта, как это делается при обычных методах лечения, без встречи больного с врачом. Сотник верил, и это на самом деле так, что сила Господа не зависит от границ, поэтому расстояние не имеет для Него значения. Удаленность места не может служить помехой для Его ведения или для Его действия. Ибо Он «наполняет всё во всем». Иер.23.23 «Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?» Господь милостиво дал сотнику веру. Это доказывают слова сотника: ст.8 «скажи только слово и выздоровеет слуга мой». Тем самым он признает, что Господь обладает как божественной силой, так и божественной властью приказывать всему творению и силам природы. Делать всё, что Ему угодно в царстве природы. В Библии находим слова израильского царя: 4Цар.5.7 «разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его?» Свою веру в могущество Иисуса Христа сотник иллюстрирует примером своей власти как сотника над воинами и как хозяин над слугами. Они все находились под его контролем и в его распоряжении. Так что он мог через них действовать на расстоянии. Его слово было для них законом. Точно так же должно исполняться слово, сказанное Иисусом Христом. Он имел такую же власть над всеми телесными недугами, какую сотник имел над воинами. Телесные недуги овладевают нами, когда Бог посылает их. И оставляют нас, когда Он отзывает их. Для всех, кто принадлежит Христу, большим утешением является тот факт, что каждая болезнь служит Его благим намерениям о них. Им не нужно бояться ни болезней, ни последствий их, т.к. они видят, что все болезни находятся в руке их доброго Пастыря.
Вспомним отрывок из песни-молитвы Давида: 2Цар.22.26 «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно». Господу Иисусу сказали о расслабленном слуге, которого Он даже не видел. И Он сразу исполняет просьбу. Сотник только успел рассказать о своем слуге и собирался просить Господа об его исцелении, как Господь предупреждает его добрым и утешительным словом: ст.7 «Я приду и исцелю его». Он не говорит: «Я приду и посмотрю его», что свидетельствовало бы о Нем, как о милостивом Спасителе. Но «Я приду и исцелю его», что говорит о том, что Он – всемогущий Спаситель. Ему известно, что нам бывает тяжело в этом страшном мире. Он готов понести наши бремена. Ни одно сердце не сочувствует так, как Его сердце.
Господь хвалит веру сотника и пользуется ею как поводом для того, чтобы сказать одобрительное слово в адрес язычников. Ст.10-11 «Услышав это, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном». Господь не только одобряет и принимает сотника, но восхищается им и хвалит его. «Услышав это, Иисус удивился». Он удивился не потому, что вера сотника была для Него чем-то новым и удивительным. Он знал о вере сотника, ибо Он Сам произвел ее. Но Он хвалил потому, что это было великим и превосходным, необычным и редким. Он говорил об этом, как о чем-то замечательном, чтобы научить нас, чем мы должны восхищаться. Не мирской славой и ее мишурой, но теми украшениями, которые драгоценны в очах Божьих. Сотник, хотя и не происходил по плоти от Авраама, но унаследовал веру его, и Господь признал это. Урок для нас: мы не только не должны быть недоброжелательны к тем, кто не принадлежит к нашему обществу или к нашей деноминации, но, напротив, должны быть готовы воздать им заслуженную похвалу.
Обращаясь к окружающим, Господь пользуется данным случаем как поводом для проведения сравнения между иудеями и язычниками. И говорит такое, что не могло не удивить тех, кто привык думать, что спасутся одни иудеи. Он говорит, что: 1) Будет спасено великое множество язычников. 2) Великое множество иудеев погибнет. Языческий мир простирается от востока до запада. И здесь имеется в виду именно он, хотя язычники некогда были чужды заветов обетования. Возлежание подразумевает длительность положения. Люди, достигшие самых последних веков и самые безвестные, разделят славу вместе со знаменитыми патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом.
Ст.12 «А сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю». Упорствующие в своем неверии иудеи будут отвержены от Церкви. Несмотря на то, что по рождению они являются сынами Царства. Ибо люди будут судимы не по тому, как они назывались, но по тому, кем они явились в действительности. Рожденные от верующих родителей будут извержены вон из Царства Небесного, если они успокаиваются на этом и ничего не могут представить на небе кроме этого.
Господь исцеляет слугу сотника. Он дает сотнику то, за чем он обращался. И сказал ему нечто такое, что сделало исцеление для него таким же великим благоволением, как и для его слуги: ст.13 «как ты веровал, да будет тебе». Слуга получил исцеление от болезни, а его господин получил укрепление и ободрение своей веры. Сказав слова ст.13 , Господь оказал большую честь для сотника. То, что было сказано сотнику, говорится и всем нам: «веруй и получишь, только веруй». И ныне живущий верующий может иметь то, что он хочет получить от Иисуса Христа.
Мгновенное исцеление слуги доказывает, что оно было чудом. А его полное соответствие со словами Господа Иисуса, что оно было Его чудом. Он сказал – и сделалось. Он говорит, и расслабленный выздоравливает. Это было также доказательством Его всемогущества, того, что рука Его не коротка. Врачи отмечают, что болезни, которые исцелял Господь Иисус, относились к разряду трудно излечимых, и особенно паралич. Это чудо является основанием для нашей веры. Поистине благословенны уверовавшие! Евангелие призывает нас прийти к Иисусу, верить в Иисуса и жить жизнью для Иисуса, доверить Ему заботу о нас. Мир полон опасностей, и наше сердце слабо, но нет ничего невозможного для тех, кто с Иисусом.
Что же мы знаем о вере, получившей исцеление? Наши знания могут быть мизерными, но верим ли мы на самом деле? Наша возможность служить Иисусу Христу может быть незначительной, но верим ли мы? Пусть же душе нашей не будет покоя до тех пор, пусть я не перестану просить Бога, чтобы Он даровал мне веру, чтобы Он умножил во мне веру, пока на все эти вопросы я не отвечу «да». Для людей этого мира вера не представляет собой никакой ценности, но в глазах Божьих она – драгоценная жемчужина.
Боже! Просим, дай нам жить верою, побеждать мир верою. Ибо без веры в Спасителя Иисуса Христа никто не будет спасен. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Благодарим Тебя, что ради заслуг Иисуса Христа снял с нас наш грех и одел в Его праведность. Благодарим, что Ты держишь нас твердой рукой. Ты совершаешь в нас Свой труд и даруешь то, что нам нужно для путешествия веры. Просим, помоги нам возрастать в вере, учиться у тех Божьих детей, которые признают Иисуса Христа Спасителем мира, Господом своим. Пусть люди увидят в нас свет Христа и откроют для себя жизнь и надежду, которую может дать только Он. Помоги нам обращаться к Тебе в любой беде. Мы склонны забывать Бога. Мы не можем объять Твоего величия, но мы знаем, что Ты близок к нам. Помоги нам доверить Тебе всё, чего не понимаем. Помоги нам видеть Иисуса Христа тем, Кто Он есть – нашим Господом и Спасителем. Аминь.