ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 7 Мф.
7.1 «Не судите, да не судимы будете». В стихах 1-6 Спаситель указывает нам, как мы должны относиться к чужим недостаткам. При прочтении этих стихов важно не пойти по пути их ложного понимания. Этими стихами злоупотребляют враги Евангелия, превращая их из лекарства в яд. В Его словах содержится укор в адрес книжников и фарисеев, которые очень жестко и высокомерно осуждали всех вокруг себя. В стихах 1-2 содержится предупреждение против осуждения. Существуют люди, в чьи обязанности входит судить других: правители, судьи и т.п. Христос пришел не для того, чтобы аннулировать судопроизводство и судей. Ибо через них Бог руководит человеческим обществом. Говоря «не судите», Господь не имел в виду, что мы не можем иметь собственного мнения о событиях и людях, нас окружающих. Мы обязаны иметь собственное мнение, более того, Он не говорит, что мы не должны замечать грех других людей. Такое толкование слов Господа противоречит всей Библии. При таком толковании Его слов Земля была бы отдана в руки нечестивых и злом наполнились бы дела наши. Что же имел в виду Господь Иисус, осуждая людей, везде и всюду ищущих ошибки? Он запрещает обвинять других в незначительных проступках; критиковать без должного основания, не разобравшись в сути дела; преувеличивать ошибки и несовершенства других и ставить их ниже себя. Мы не должны занимать место судьи и делать свое слово законом для других. Мы не должны злословить других. Мы не должны изображать людей в самом худшем виде, находить в их словах и поступках что-то возмутительное и оскорбительное, чего в действительности они не содержат. Мы не должны судить немилосердно, безжалостно, в духе мщения или желания причинить вред. Мы не должны судить о человеке по одному его поступку или судить о нем по тому, как он обращается с нами, поскольку в делах, касающихся лично нас, мы можем быть пристрастны. Мы не должны выносить приговора другим по вопросу их вечного спасения, не должны называть их лицемерами, нечестивцами и отверженными. Это будет повышением наших полномочий. Мы можем посоветовать ему, помочь, но не судить. Аргумент, усиливающий этот запрет: «Да не судимы будете» Обычно никого не судят так строго, как того, кто более всех осуждает других, и кто немилостиво относится к репутации других. Но это еще не самое худшее: они будут судимы Богом, они получат от Него тем большее осуждение. Слова «Да не судимы будете» означают и то, что если мы скромны и милостивы в наших суждениях о других, то не будем судимы Богом. Бог дарует прощение Свое тем, которые прощают других людей.
7.2 «Ибо каким судом судите, таким будете судимы. И какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Праведный Бог соблюдает в Своем суде правило соответствия. Да удержит это нас от всякой суровости в отношениях с другими людьми. Что будет с человеком, если Бог будет судить его так же скрупулезно и строго, как порой он судит других? Хотя мы не должны судить других, но отсюда не следует, что мы не должны обличать их. Это наш долг – обличать тактично, с любовью. Это может оказаться средством для спасения других от погибели. Это будет средством спасения нашей души от участия в их грехах.
7.3 «И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» Не каждый может обличать другого человека. Кто сам виноват в том, за что укоряет другого, не может оказать никакой помощи тому, кого обличает. Фактически тот постыжает самого себя. В стихах 3-5 содержится справедливый упрек критикам, которые укоряют других людей за малейшие ошибки, в то время как сами допускают большие. Существуют разные степени греха: некоторые грехи подобны сучкам, тогда как другие – бревнам. Но это не означает, что существуют маленькие грехи, ибо не существует маленького Бога, против Которого мы грешим. Некоторые люди виновны в великом грехе, он господствует над ними. И, тем не менее, они не осознают этого, но оправдывают себя, как если бы не нуждались ни в покаянии, ни в исправлении. Сатана искусно ослепляет умы таковых. Порой они смело выступают и критикуют других. Фарисеи сурово осудили учеников Христа за то, что те «ели неумытыми руками», что едва ли можно назвать даже сучком. В то время как они поощряли народ к пренебрежению своими родителями, что можно сравнить с бревном. Некоторые люди, будучи сами виновны в каком-нибудь тайном грехе, осмеливаются даже наказывать других за такой же самый грех, когда он обнаруживается.
7.4 «Или, как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучек из глаза твоего»; а вот, в твоем глазе бревно?» Быть строгим к ошибкам других людей, а к своим собственным снисходительным – признак лицемерия. Фактически такой человек не является врагом греха, которого критикует. Он проявляет себя как враг брату своему, поэтому заслуживает осуждения. Заботу о духовном благополучии надо начинать с себя самого. «Как скажешь брату твоему»: «Дай, я помогу тебе исправиться», когда ты не заботишься о собственном исправлении? Твоя совесть будет укорять тебя в абсурдности твоего поведения. Сознание того, что мы и сами не лишены недостатков, хотя и не должно удерживать нас от дружеских укоризн, однако должно удерживать от повелительного, властного тона. Оно нас должно делать милостивыми и искренними, когда мы рассуждаем о других. Мы должны помнить слова из стиха Гал.6.1 «Поэтому в духе кротости наблюдайте каждый за собой». Ты тоже будешь грешником, если Бог предоставит тебя самому себе.
7.5 «Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего». Здесь дается правило для обличающих других. Наша непригодность к обличению других еще более усугубляет нашу вину. Человек не должен говорить: «В моем глазу бревно, поэтому я не могу помочь своему брату вынуть сучек из его глаза». Преступление человека никак не может служить его оправданием. Он должен стремиться исправить себя самого, чтобы потом быть в состоянии помочь исправиться своему брату.
7.6 «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Это повеление Господа можно рассматривать, во-первых, как правило для учеников при проповеди Евангелия. Это не значит, что они не должны злым и нечестивым проповедовать. Христос Сам проповедовал мытарям и грешникам. Ученики должны относить это повеление к тем, кто продолжает упорствовать после того, как Евангелие было проповедано им. А также к тем, кто поносит его и преследует его проповедников. Во-вторых, это повеление можно рассматривать и как правило для всех обличающих. В своем рвении против греха мы должны руководствоваться рассудительностью: не следует давать наставления и советы ожесточенным насмешникам и обличать их. Поэтому не бросайте святыни псам и свиньям (нечистым творениям). Добрые советы и обличения – это святыни, это жемчуг. Поучения и наставления таковым пользы не приносят, они лишь подвергают обличителей всяким оскорблениям и опасностям. Ибо они не терпят, когда пытаются их обуздать. Нельзя навязывать Евангелие людям явно порочным, настойчивое свидетельство не приносит им пользы, а напротив – вредит, вызывая злость, раздражение и ожесточение. Однако мы должны остерегаться осуждать кого-то как пса или как свинью, этого нельзя делать без достаточных доказательств. Мы должны остерегаться называть плохих людей безнадежными. Итак, мы видим, что Господь Иисус нежно заботится о Своих чадах и не желает, чтобы они без нужды подвергали себя опасности.
7.7 «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам». Здесь Господь Иисус говорит о молитве, как о средстве для получения того, в чем мы нуждаемся. Ибо некоторые из Божьих заповедей слишком неприятны нашей человеческой природе. В этом стихе содержится предписание, выраженное тремя способами: просите, ищите, стучите. Желающие стать богатыми благодатью пусть просят ее у Бога. Предоставьте Богу свои нужды, обратитесь к Нему за поддержкой о подкреплении, помня Его обетования. Просите указать вам путь жизни. Ищите его в молитве. Стучите, подобно тому, как человек, желающий войти в дом стучится в дверь. Мы хотим быть допущенными к общению с Богом, к Его любви, прощению и благоволению, допущенными в Его Царство. Грех преграждает нам вход в двери, и мы стучимся посредством молитвы. Христос не только позволяет, но предлагает нам стучать в Его дверь. Дверь милости и благодати не закрыта перед нами, как перед врагами. Мы должны не только просить, но и прилагать усердия в наших молитвах. Мы должны искать то, о чем мы просим, иначе мы будем искушать Бога. Бог дает познание и благодать тем, кто исследует Писания. Он дает силу против греха тем, кто избегает поводов к греху. Мы должны не только просить, но приходить к Божьей двери и настойчиво просить, умолять Бога. Данное предписание подтверждается и дополняется обетованием: наш труд в молитве не будет тщетным. О чем бы вы ни молились, чего бы вы ни просили, дано будет вам, если Бог сочтет это полезным для вас. Бог будет найден теми, кто ищет Его.
7.8 «Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». В этом стихе повторяется обетование стиха 7. Но здесь оно имеет некоторые дополнения. Здесь оно распространяется на всех, кто молится правильно. Господь как бы говорит: «Не только вы, мои ученики, получите просимое, но всякий просящий получает, будь то иудей или язычник, богатый или бедный, знатный или простолюдин и т.п.» Все они одинаково радушно принимаются у престола благодати, если только с верой приближаются к нему. Этим самым Христос ставит Свою санкцию на прошение.
7.9,10 «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Обетование ст.8 поясняется аналогией с земными родителями, с их врожденной склонностью давать своим детям то, что они просят. Эта аналогия используется с той целью, чтобы дать указания относительно наших молитв и ожиданий. Мы должны обращаться к Богу как Его дети, к Небесному Отцу – почтительно и доверчиво. Для ребенка естественно бежать к своему земному отцу со своими просьбами, когда ему что-либо нужно или что-то с ним приключилось. Так должно быть и для нас, детей Небесного Отца, приходить к Нему за помощью и поддержкой. Мы должны доверяться Ему, т.к. Он лучше нас знает, что полезно для нас, что является для нас благом. В данном примере предполагается, что сын просит хлеба, то, что совершенно необходимо. И рыбы, то, что полезно. Но если бы сын имел глупость просить, напр., незрелые фрукты, чтобы съесть их, то отец, несмотря на всю свою доброту, отказал бы ему. Мы порой просим у Бога то, что повредило бы нам, если бы мы это имели. Он знает это и поэтому не дает нам просимого. Бог Сам признает нас Своими детьми и принял на Себя отцовские обязанности по отношению к нам.
7.11 «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него». Из текста стихов 9 и 10 Христос делает такой вывод. Утверждается, что любовь Бога, Его нежность и благость намного превосходят эти самые качества любого земного родителя. Здесь употреблены слова «тем более». Это основывается на истине, что Бог есть лучший Отец. Он несравненно лучше всех земных родителей. Его мысли выше их мыслей. Любовь родителей часто бывает неразумной, а Бог бесконечно мудр. Бог более добр. К тому же, Он более богат, больше может и больше готов дать Своим чадам, чем наши земные отцы по плоти могут дать нам. Он Отец нашей вечной души, вечно существующий Отец. Вследствие грехопадения люди потеряли многие добрые качества, присущие человеческой природе, и приобрели много пороков. И все-таки они умеют давать благие даяния своим детям. Тем более дает Бог. Он принимает даже тех, кого земные родители оставляют.
7.12 «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки». Праведность должна стать нашим правилом, которым мы должны руководствоваться во всех своих поступках. Возьмите себе за правило поступать с людьми так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами. Руководствуйтесь этим общим правилом. Напр., не судите, не критикуйте других, если вы сами не хотите быть судимыми. Таким образом будет соблюден закон справедливости. Если мы не будем честными в нашем поведении, Бог не услышит наших молитв. В подтверждении этих слов приведем из Библии только одно высказывание Бога из многих: Ис.1.15-18 «И когда вы простираете руки ваши (в те времена молились так), Я закрываю от вас очи Мои. И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих. Перестаньте делать зло, научитесь делать добро. Ищите правды; спасайте угнетенного. Защищайте сироту; вступитесь за вдову. Тогда придите и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши как багряное, как снег убелю». Мы не можем ждать благодеяний от Бога, если сами не делаем другим того, что справедливо и честно. Мы должны быть правдивыми людьми, иначе наше благочестие будет всего лишь лицемерием. Это правило Христа действует и в негативной форме. Мы не должны делать другим зла, которое они сделали нам или которое они хотели бы сделать, если бы это было в их силах. Мы должны делать другим то добро, которое хотели бы видеть от них. Основывается это правило на заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Мы должны служить другим такими добрыми делами, какие ожидаем от них. Имея дело с другими людьми (сделка, договор), мы должны поставить себя в те же условия, в которых находятся они, и поступать соответственно этому. Подтверждающий данное правило довод: «Ибо в этом закон и пророки».
7.13 «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими». Мы должны быть осторожными в своем хождении. Обратим внимание на то, как описывается в ст.13 и 14 злой путь греха и добрый путь святости. Для человека существуют лишь два пути, два варианта: путь в небо и путь в ад. Мы все идем по одному из этих двух путей. В ст.13 дается описание пути греха и то, что привлекает многих к этому пути. Суть этих слов. Люди будут иметь полную свободу на этом пути. Ворота широкие, они распахнуты, чтобы искушать людей. Вы сможете пройти через эти ворота со всеми вашими прихотями и похотями, здесь ничто не будет препятствовать вашим желаниям и страстям. Это широкий путь, и они могут бесконечно блуждать. На этом пути у человека будет много попутчиков. Для людей естественно поступать так, как поступает большинство. От этого пути должно отпугивать то, что он ведет в погибель. Конец этого пути – смерть вечная.
7.14 «Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». В этом стихе мы находим описание пути святости. Обращение и возрождение – те ворота, через которые мы вступаем на этот путь. Мы должны перейти от состояния подчинения греху в состояние благодати посредством рождения свыше (Ин.3.3,5). Христос прямо говорит нам, во-первых, что ворота тесные. Их трудно найти и трудно пройти через них. Наклонности нашей души должны перемениться, порочные привычки и обычаи должны быть уничтожены. Мы должны плыть против течения, преодолевать большое сопротивление, как извне, так и изнутри. Мы должны отречься себя, отречься от мира. Мы должны быть готовы к тому, чтобы оставить всё ради превосходства познания Христа. Эти врата для одних теснее, чем для других. Напр., для богатых и для тех, кто долгое время был предубежден против религии. Во-вторых, этот путь узкий. Пройдя через тесные врата, мы не попадаем тотчас на небо. Мы должны пройти по пути узкому, огражденному божественным Законом. Похоти плоти надо умерщвлять, надо противостоять ежедневным искушениям, надо исполнять христианские обязанности. Мы должны переносить трудности, должны бодрствовать над всем и поступать осторожно и осмотрительно. Нам надлежит пройти через многие скорби. Тело, которое мы носим, и пороки, заложенные в нашем теле, делают наш путь послушания христианскому долгу трудным путем. В-третьих, немногие находят и избирают эти тесные ворота и узкий путь. Многие проходят мимо них по беспечности – они довольствуются тем, что есть и не испытывают нужды в перемене пути. Другие смотрят на него, но держатся в стороне – их пугает узость и ограниченность этого пути. Тех, кто идет в небо, немного по сравнению с теми, кто идет в погибель. Это некоторых обескураживает: они не хотят быть одни, не любят уединения. Верующих (избранных) побуждает идти этим путем то, что он ведет к вечной жизни. На нем нас утешает благоволение Божье, которое есть жизнь для души. Надежда на это должна примирять нас со всеми трудностями этого пути. Вечная жизнь и благочестие непрерывно связаны между собой. В-четвертых, Господь Иисус возлагает на людей большую ответственность и обязанность: «Входите тесными вратами». Задача поставлена прямо: нам предлагаются жизнь и смерть, два варианта существования в вечности. Людям остается вникнуть в суть дела, т.е. избрать путь для себя, каким он желает идти к вечности. Никакой человек, находящийся в своем уме, не предпочтет отправиться на виселицу только потому, что путь, ведущий к ней, ровный и приятный. И не откажется от предлагаемого ему места во дворце царя только по той причине, что путь к нему трудный. К сожалению, в вопросах, касающихся души, многих людей можно уличить в безрассудстве. Надо знать и помнить, что мы не можем войти в эти ворота без помощи божественной благодати. Но верно также и то, что благодать предлагается всем и даром.
7.15 «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Господь Иисус предупреждает нас о лжеучителях в Церкви, чтобы мы остерегались быть обманутыми ими. Пророки учили народ, как им надо жить, а в узком смысле этого слова они были предсказатели будущего. В Ветхом Завете упоминаются некоторые, претендовавшие на это звание, но не имевшие на него полномочий от Бога. И ход событий опровергал их притязания. Связь между этими словами и предыдущими поразительна. Идущий по узкому пути должен остерегаться «лжепророков». Они появились уже в ветхозаветные времена. Мы должны быть готовы к встрече с ними. Господь предупреждает нас не напрасно. Тысячи людей готовы поверить любой небылице, если она звучит из уст служителя церкви. При этом забывают, что служитель, как и прихожанин, может заблуждаться. Любое учение должно быть взвешено на весах Священного Писания. И до тех пор, пока учение соответствует Библии, ему должно следовать. Здравое учение и святая жизнь, вот отличительные знаки истинных учителей. И нам об этом следует помнить. Лучше всего защитить нас от ложного учения может изучение Слова Божьего с молитвой о водительстве Святого Духа. Человек, читающий Библию с благоговением, защищен от ошибок. А пренебрежительное отношение к ней приводит к обожанию первого встречного учителя. Причина для предупреждения «берегитесь лжепророков» – ибо они волки в овечьей шкуре. Мы должны быть осторожны, потому что претензии лжеучителей правдоподобны и благовидны и легко могут ввести нас в заблуждение. Это выражение можно понимать и в переносном смысле: они притворяются овечками, внешне выглядят невинными, кроткими, добрыми и честными людьми. На самом деле он не просто не овца, но ее худший враг. Он приходит только для того, чтобы увести верующих от Бога и друг от друга.
7.16,17,18 «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. В ст.16-20 нам сказано, какого правила следует держаться ввиду этого предупреждения Господа. Мы должны испытывать духов. Здесь нам предлагается и критерий испытания: «по плодам их узнаете их». Христос сравнение приводит с деревом, природа которого определяется по его плодам. Не всегда можно различать деревья по их коре или листьям, но по плодам легче всего узнать их. Плод соответствует дереву. Люди могут исповедовать устами то, что противоречит их принципам, но общее направление их практической жизни будет соответствовать им. Христос делает ударение на соответствии между деревом и плодом его. Это соответствие таково, что если известно, какое дерево, то можно заранее знать, какого плода от него стоит ожидать. Никогда не собирают «с терновника виноград или с репейника смоквы». Надо помнить следующее: на терние можно наколоть яблоко или подвесить виноградную гроздь. Так и в злом человеке могут быть обнаружены добрые намерения, слова или поступки. Но мы можем быть уверены, что они никогда там не произрастали. Добрые дела – это добрые плоды. От плохих людей не ожидают угодные Богу добрые дела (без эгоизма, без взаимности). С другой стороны, если известно, каков плод, то по нему можно определить и дерево. В таком случае плодом дерева следует считать то, что является его неподдельным произведением. То, что он приносит в изобилии и постоянно. И люди познаются не по отдельным их действиям, но по общему направлению и характеру их поведения, по привычным для них поступкам.
7.19 «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь». То же самое говорил Иоанн Креститель (гл.3.10). Христос мог вы выразить ту же самую мысль иными словами, но Он не считал унизительным для себя применять те же самые слова, которые до Него говорил Иоанн. Пусть служители Христа не стремятся изобретать новые выражения, а слушатели не стремятся услышать что-то новое. Говорить и писать то же самое не страшно, если это установленная истина. Бесплодные деревья приносят какой-то плод, но если этот плод недобрый, то дерево считается бесплодным. Человек может что-то делать, что само по себе является добрым. Но если это делается неправильным образом и недобрыми намерениями, то это для Бога не является добрым плодом. Участь, уготованная для бесплодных деревьев – их «срубают и бросают в огонь» (ни на что другое они не годятся). Бог поступит с лжепророками так же, как люди обращаются с сухими деревьями, напрасно занимающими землю. Лжепророки брошены будут в огонь ада.
7.20 «Итак, по плодам их узнаете их». Лжепророков узнаете путем испытания, по плодам их. В данном случае термин плод можно разделить на две части. 1.По плодам их собственной личной жизни: по их словам и делам, по всей их жизни. Если вы хотите узнать, правы они или нет, понаблюдайте за их жизнью. Их дела засвидетельствуют либо за, либо против них. Библейские книжники и фарисеи учили Закону Моисееву, но были горды, завистливы, лживы и деспотичны, что несовместимо с учением Закона. Поэтому Христос предостерегал Своих учеников, чтобы они «береглись их закваски» (не брали с них пример). Если человек претендует на звание пророка (проповедника), а безнравственный образ жизни ведет, то это доказывает его притворство. Напр., тот не может быть истинным проповедником учения Христа, у кого бог – чрево, кто мыслит о земном. Те, чья жизнь доказывает, что они водимы нечистым духом, не могут быть ни посланными, ни наученными святым Богом. Хотя они способны провозглашать Божьи уставы, но не имеют на это никакое право. 2. По плодам их учения: каков пророк (проповедник), таков и плод, таково провозглашаемое им учение. Это один из путей испытания учения – от Бога оно или нет. Понятия, которые приводят к греху, не от Бога. Если это учение от Бога, то оно должно производить серьезное благочестие, смирение, добродетельность, святость и любовь, вместе со всеми другими христианскими качествами. Если же, наоборот, проповедуемое этими пророками учение делает людей гордыми, мирскими, сварливыми и беспечными в своем поведении и т.п., то можно заключить, что такое убеждение не от Бога. Это не есть мудрость, сходящая свыше (Иак.3.15).
7.21 «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Нагорная проповедь Христа завершается заключением, назначение которого – показать абсолютную необходимость послушания Его заповедям. В ст.21-23 Христос показывает, что внешнее исповедание веры (только на словах), каким бы замечательным оно ни было, не приведет нас в небо, если не будет соответствующего образа жизни. Он показывает здесь, что недостаточно только на словах, только языком выражать свою принадлежность к Нему как своему Господу. Мы правильно говорим, что Он Господь. Но мы не можем считать, что этого достаточно для того, чтобы привести нас в небо. Христа, Кто знает человеческое сердце и просит отдать его Ему, нельзя обмануть показухой. Комплименты среди людей являются выражениями учтивости, и на них отвечают такими же комплиментами. Но никто не будет за них платить как за реальные услуги. Ради нашего же собственного блага мы должны исполнять волю Христа, которая есть воля Его Небесного Отца. Воля Бога как Отца Христа изложена в Евангелии. Его воля состоит в том, чтобы мы веровали во Христа, покаялись в грехе, жили святой жизнью и любили Бога и друг друга. Если мы не соглашаемся с волей Божьей, то насмехаемся над Христом, когда называем Его Господом. Слова и дела часто расходятся в жизни людей. Но Бог в Своей заповеди объединяет слово и дело в одно целое.
7.22 «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?»» В этом стихе мы находим доводы лицемеров, т.е. предложение дел вместо послушания. Предполагается, что эти доводы они приведут в день великого суда. То, что они представят для отмены судебного приговора, будет тщетно. Они с уверенностью обращаются к Христу: «Господи! Разве Ты не знаешь, что (1) мы от Твоего имени пророчествовали?». Может быть и так. Библейские персонажи Валаам и Каиафа пророчествовали тоже и царь Саул оказался среди пророков. Однако это не спасло никого из них. Они пророчествовали во имя свое. Человек может быть проповедником, может иметь дар к служению и некоторый успех в нем и, тем не менее, оставаться злым и порочным. Неба он никогда не достигнет. (2) мы Твоим именем изгоняли бесов? Это тоже возможно. Иуда, предатель Христа изгонял бесов, а сам оказался сыном погибели. Ориген говорит, что в его время имя Христа широко использовалось для изгнания бесов, что порой оно помогало даже тогда, когда произносилось нечестивыми христианами. Человек может изгонять бесов из других и, в то же время, иметь беса в самом себе. (3) мы во имя Твое многие чудеса творили? Где творятся чудеса, там может и не быть спасающей веры. Вспомним по пророчеству Книги откровений, что в последние времена бесовские силы будут творить великие чудеса, чтобы погубить людей. Божья благодать приведет человека в небо без сотворения чудес. Но творение чудес никогда не приведет человека в небо без благодати. Обратим внимание на то, что приводили люди, называющие Христа Господом, в свое оправдание. Также обратим внимание на то, что они не привели в свое оправдание ни одного доброго дела. Они не сказали, что много добрых дел совершили. Некоторые считают, что они идут на небо, потому что у них хорошая репутация среди верующих, потому что они соблюдают праздники, дают милостыню и занимают высокое положение в церкви. Как если бы это могло возместить недостаток их любви к Богу и к людям. Будем остерегаться на упования на заслуги, чтобы не оказаться обманутыми и не погибнуть.
7.23 «И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»». Господь публично отвергает доводов лжехристиан как пустых. Обратим внимание на то, почему и на каком основании Он отвергает их и все их доводы – потому что они делали беззаконие. Люди могут иметь репутацию очень благочестивых людей и, тем не менее, быть делателями беззакония. А таковые примут большее осуждение. Жизнь в грехе уничтожит все притязания людей, какими бы благовидными эти люди ни были. Христос выразил Свое отвержение словами: «Я никогда не знал вас», т.е «Я никогда не признавал вас Своими. Не признавал даже тогда, когда вы были на высоте своего исповедания и вас более всего прославляли». Он знал о них, что они лицемеры с испорченным сердцем. Поэтому Он говорит им: «Отойдите от Меня». Тот, кто не захотел прийти к Нему, чтобы спастись, должен будет отойти от Него, чтобы погибнуть. Если проповедников, изгоняющих бесов и творящих чудеса Христос не признает Своими, потому что они делали беззаконие, то что станет с нами, если мы окажемся таковыми?
7.24 «Итак, всякого, кто слушает слова Мои эти и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне». В стихах 24-27 Христос говорит о двух типах христианских слушателей. Первый тип – это христиане, которые слышат и ничего не делают, второй – это те, которые слышат и делают. Господь проповедовал в тот момент смешанной толпе народа. Слушать Христа – это не просто обратить к Нему свой слух, но и подчиняться Ему. Мы все должны проявить большую заинтересованность в том, чтобы услышать, что Он говорит. Но если мы не осуществляем на деле того, что слышим, то благодать тщетно принимается нами. Исполнять слова Христа – это значит сознательно воздерживаться от греха, который Он запрещает. И исполнять долг, который Он нам предписывает. Каждый из нас строит дом, и этим домом является наша надежда на небеса. Существует скала, на которой мы должны строить этот дом, и этой скалой является Христос. В своих надеждах на небо мы должны полагаться на полноту заслуг Христа, на силу Его Духа (Святого Духа), на Его постоянное ходатайство за нас; на то, что Он единственный наш Спаситель.
7.25 «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне». Дом мудрого строителя выдержало натиск бури. Главная цель этой притчи состоит в том, чтобы научить нас, что единственный путь обеспечить вечное спасение нашей души – это слушать и исполнять слова Господа Иисуса. Некоторые из Его заповедей кажутся трудными для человеческого естества, но и они должны исполняться. И таким образом мы соберем доброе основание для вечности, гарантирующее спасение на евангельских условиях.
7.26 «А всякий, кто слушает эти слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке». Вера тех людей, кто слушает слова Христа, но не исполняет их, ограничивается только слушанием и не идет дальше этого. Они слушают Слово Божье, как если бы хотели знать пути Божьи. Но они не хотят исполнять Слово. Т.о., они обманывают собственную душу. Многие строят свое благополучие только для жизни в этом мире, как если бы собирались жить здесь вечно. Существует множество людей, которые заявляют о своей надежде достичь неба, но пренебрегают этой Скалой (Христом). Это не требует больших усилий, но в этом проявляется их глупость. Некоторые думают, что материальное благополучие - это залог Божьего благоволения к ним. Другие строят свою духовную жизнь на внешнем исповедании веры, на выполнении заповедей, обрядов. Они крещены, ходят в церковь, слушают Слово Божье, произносят молитвы свои, никому не делают зла. Но то, на что они так надеются, есть всего лишь песок.
7.27 «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». Здесь сказано об испытаниях, постигающих людей в этом мире. Когда настанет скорбь или гонение за Слово, тогда и обнаруживается, кто только слушал Слово, а кто слушал и исполнял его. Тогда всё разрушится, кроме надежды на Христа. Те надежды, которые безрассудный человек возлагал на что-то иное, а не на Христа, подведут его. Дом его развалится. Какое огромное разочарование постигнет его тогда. Чем выше поднимаются человеческие надежды, тем ниже они падают.
7.28 «И когда Христос закончил слова эти, народ дивился учению Его». В двух последних стихах говорится о том, какое впечатление произвела проповедь Христа на слушателей. Это была чудесная проповедь. Вероятно, Христос сказал больше, чем здесь написано. И, несомненно, ее делало особенно сильной то, что она произносилась устами, из которых изливается благодать. Итак, «народ дивился учению его». Возможно, что немногих оно побудило последовать за Ним (избранных Богом), но в тот момент они были преисполнены удивления. Люди могут восхищаться хорошей проповедью, оставаясь при этом необращенными.
7.29 «Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». Причина изумления народа заключалась в том, что «Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». Всякие учители пользовались всеми внешними привилегиями, какие можно было иметь. Однако в своих проповедях, беседах они говорили о том, чем сами не владели. Их слова не имели в себе силы и жизни, они произносили их подобно тому, как ученик отвечает заученный урок. Но Христос произносил свою проповедь как основатель учения, как судья, который выносит приговор. Его слово было словом повеления. Когда Христос Духом Святым учит душу человеческую, Он учит с властью.