ПРОПОВЕДИ
Когда всё содействует к благу.
Рим.8.28 «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу».
Здесь сказано об еще одной привилегии, которой наделены истинные христиане. Апостол заключает, что тяготы жизни не препятствуют нашему спасению, но скорее служат нам в помощь. Содействие всех обстоятельств к благу тех, кто принадлежит Христу. Несмотря на многие привилегии христиан, мы видим, что верующих постигают различные бедствия. Хотя Святой Дух и ходатайствует за них, тем не менее, скорби их могут продолжаться. Но ходатайство Духа никогда не бывает бездейственным, так что, хотя они и претерпевают скорби, но все скорби содействуют им во благо. Эти христиане описываются здесь такими чертами, которые свойственны всем истинно освященным. 1) Они любят Бога. Любовь к Богу делает для них полезными все обстоятельства жизни. Любящие Бога мирятся со всем, что делает Бог, и всё принимают без огорчения. 2) Они призваны по Божьему изволению, не по их достоинствам или заслугам. Полагаем, что фраза эта добавлена как уточнение, чтобы кто не подумал, что верные, любящие Бога, по своим заслугам обрели то, что даже из противных им вещей извлекают благо. Ибо, как только заходит речь о спасении, люди начинают измышлять всякие приготовления, которыми они якобы предваряют благодать Божию. Итак, ап. Павел учит, что те, которых он зовет почитателями Бога, прежде были избраны Самим Богом. Истина в том, что лишь тогда начинаем мы любить Бога, когда Он Сам предварит нас Своей не заслуженной нами любовью.
Привилегия истинных христиан состоит в том, что им всё содействует к благу, т.е. все предначертания Божьи относительно их. Все обстоятельства, благоприятные и неблагоприятные, в личной и общественной жизни содействуют их благу: либо временному благу, либо духовному вечному благу. Прямо или косвенно каждое обстоятельство жизни приводит тех, кто любит Бога, к духовному благу: их разделяет с грехом и приближает к Богу, удаляет от мира и поднимает к небесам. Всё содействует к благу, подобно тому, как медицинские средства, предписанные врачом, воздействуют на организм больного по разному, но все на пользу ему. Всё это мы знаем из Слова Божьего, из нашего собственного опыта и из опыта истинных христиан.
Призвание состоит из двух частей: внешнего и внутреннего призвания. Внешнее призвание есть не что иное, как Божья милость в Евангелии. Это Его обращение к грешникам, когда Он приглашает их прийти и принять благодать. Об этом говорит наш Спаситель: Мф.20.16 «Много званных, а мало избранных». Но этот внешний призыв недостаточен для спасения. Но он достаточен, чтобы у человека не оставалось оправдания. Есть внутреннее призвание, когда Бог чудесно наполняет сердце силой и привлекает волю человека принять Христа. Внутренним призывом Бог открывает сердце, как открыл Лидии: Деян.16.14 «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорит Павел». Внешнее свидетельство обуздывает грешника, внутреннее свидетельство изменяет его.
До того, как мы были призваны, мы были в состоянии порабощенности, мы были во тьме, мы были духовно бессильны, осквернены и прокляты. Объясняем эти слова более подробно. 1) До того, как Бог призывает человека, он находится во власти дьявола. Обманутый грешник является фактически рабом сатаны. 2) Он находится во тьме. Еф.5.8 «Вы были некогда тьма». Прежнее состояние ефесян ап. называет тьмой. Они жили порочной, нечестивой жизнью, поскольку были лишены как внешнего света наставлений, так и внутреннего просвещения от Духа Святого. Греховное состояние есть состояние тьмы. Грешники, подобно людям, находящимся во тьме, не знают, куда идут, не знают, что делают. Но благодать Божья производит великую перемену в их душе. А теперь свет в Господе, т.е. они просвещены Словом Божьим и Духом Святым. Тьма безутешна. Человек во тьме исполнен страха, он боится каждого своего шага. Находящийся во тьме может легко сбиться с пути. Во тьме неведения мы можем легко попасть в водоворот ада. 3) Он был немощный. Рим.5.6 «мы были немощны». Не было сил, чтобы противостать искушениям или бороться с внутренней испорченностью. 4) Он был осквернен. О нашем осквернении до нашего призвания Сам Бог говорит через пророка Иезекииля: Иез.16.6 «Я … увидел тебя брошенную на попрание в кровях твоих». Воображение грешника наполняется земными мыслями, сердце его – кузница дьявола, где разлетаются искры похоти. 5) Мы рождены под проклятием. На нас пребывает гнев Божий. Таково было наше состояние до того, как Бог Своим милостивым призывом привлек нас к Себе и вывел нас из того жалкого состояния, в котором мы находились.
Обычные средства, которые Господь использует, чтобы призвать нас – это не откровения и видения, а следующее: 1) Его Слово через Библию. Когда Бог через Библию призывает нас оставить грех, это всё равно, как мы услышали бы голос с неба. Поэтому сказано, что Бог говорит нам с небес. Евр.12.25 «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав говорящего на Земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвернемся от Говорящего с небес». 2) Господь призывает нас Своим Духом. Слово Божие – это инструмент нашего обращения, а Дух Святой – движущая сила. Семя Божьего Слова не производит обращения, если Дух Святой не произведет Своего действия на сердце. Бог не использует один определенный путь для призвания грешников. И не избирает одни и те же приемы со всеми людьми. Он иногда приходит в тихом голосе. Люди, выросшие в семье, где родители верующие, часто не знают, как и когда они были призваны. Господь незаметно и постепенно исполнял благодатью их сердце. По небесному влиянию в себе они знают, что призваны, но не знают, как и когда это произошло. Другие более упрямы в грехе, Бог приходит к ним в порыве ветра. Он использует Закон, чтобы сломить их сердце. Он смиряет их и показывает, что без Христа они находятся под проклятием. Вспахав их сердце смирением, Бог сеет семя утешения. Так Он поступил с ап. Павлом, сделав из гонителя христиан проповедника. Божьи пути призвания грешников могут быть разными, но все они производят одно и то же действие.
Бог призывает, привлекая; Он не принуждает, а зовет. Не подавляется свобода воли, а лишь преодолевается ее упрямство. После такого призвания не остается места для возражений. Это – призвание, которому нельзя противостать. Если Бог призывает человека, ничто не может стать на пути призыва. Ап. Павел пишет Рим.9.19 «Кто противостанет воле Его?» Когда Господь касается сердца человеческого Своим Духом, все гордые помышления падают и воля сдается. Это призвание неизменно. Рим.11.29 «Ибо дары и призвание Божие непреложны». Кого Он любит, того любит до конца. В Библии мы видим Бога, раскаивающегося в том, что Он сотворил человека (Быт.6.6). А также в том, что дал власть и почет человеку (1Цар.15.11). Но мы нигде не находим, чтобы Бог раскаивался в том, что даровал человеку благодать. Или в том, что призвал его. Эти дары и призвания непреложны. Бог не похож на многих друзей, которые сегодня любят, а завтра ненавидят. Благословенное состояние истинного верующего в том, что оно неизменно. Окружающий мир меняется вокруг нас каждый час, но состояние верующего прочно и неизменно. Божий призыв редок, немногие призваны к спасению: «мало избранных» (Мф.22.14). Мало не в общем, а по сравнению с остальными. Серьезные размышления над этим должны заставить нас со страхом совершать наше спасение.
Божье призвание обладает следующими свойствами: оно свято, благодатно, славно и это высшее призвание. 1) В Библии сказано: 2Тим.1.9 «Спасшего нас и призвавшего званием святым», т.е. призвавшего нас к святости. Кому надлежит быть спасенными впоследствии, в настоящее время все освящаются. Источником спасения являются незаслуженная благодать и вечное изволение Божье во Христе. Божий призыв зовет людей от их грехов, им они освящаются и отделяются для Бога. Сосуды скинии были изъяты из общего употребления и отделены для священного использования. Так призванные люди отделены от греха и освящены для служения Богу. Бог, Которому мы служим, свят. Наш труд для него свят, место, куда мы надеемся попасть – свято. Всё это призывает к святости. Святость – это наряд Божьего народа. Как целомудрие отличает благочестивую женщину от блудницы, так и святость отличает людей благочестивых от нечестивых. Само призвание свято: 1Фес.4.7 «ибо призвал вас Бог не к нечистоте, но к святости». Пусть никто, живущий в грехе, не говорит, что он призван Богом. Также просто добропорядочный человек пусть не говорит, что у него есть действенное призвание, ибо что есть добропорядочность без святости.
2) Это призвание благодатно. Оно является плодом и результатом безвозмездной Божьей благодати. Бог призывает одних и не призывает других. Действие этой благодати заключается и в том, что бедные люди становятся богатыми в вере и наследуют Царство. Иак.2.5 «не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия». А великие этого мира и благородные большей частью отвергаются: 1Кор.1.26 «не много благородных». Особенность этого призвания в том, что в одном человеке проповедь производит действие, а на другого оказывает не большее влияние, чем музыка на мертвеца; что один слышит голос Бога в Библии, а другой – нет. Одни и те же страдания делают одних верующими и ожесточают других. В этом проявляется Божья благодать.
3) Это призвание славно. 1Пет.5.10 «Призвавший вас в вечную славу Свою». Мы призваны в присутствие Творца и Царя всей Вселенной. Что есть человеческая слава, за которой гонится большинство людей? Она как пух, раздуваемый ветром. Призвав нас, Бог не отнимает у нас ничего, а избавляет нас от наших плохих черт характера. И Он хочет делать нас и делает счастливыми.
4) Божье призвание – это высшее призвание. Ап. Павел об этом говорит так: Флп.3.14 «Стремлюсь к цели, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе». Это призвание высоко, ибо мы призваны к высоким проявлениям нашей веры, в т.ч. смерти для греха, распятию для мира, жизни по вере, общению с Небесным Отцом. Это высшее призвание, т.к. оно ведет к тому, что для человека в естественном состоянии сделать невозможно. Это призвание высоко, потому что мы призваны к высшей цели – оправданию и усыновлению Богом.
До призвания, до обращения человек постоянно бесчестит Бога. Как темные испарения, поднимаясь от болотистой земли, затмевают Солнце, так и в сердце плотского необращенного человека поднимаются темные облака греха, затмевающие Божью славу. Грешник искусен в коварстве, но ничего не смыслит в том, как угодить своему Творцу. Но есть некоторые люди, на которых падает жребий благодати, и они выделяются как драгоценные камни из мусора. Они призваны для того, чтобы возвеличивать в мире Божье имя. Во все времена у Бога есть люди, противостоящие развращению, свидетельствующие о Божьей истине, и обращающие грешников с их путей. Являясь свидетелями Божьей милости, они будут глашатаями Его хвалы.
Эти размышления показывают, что без Божьего призвания нет пути на небеса. Мы должны быть призваны «к участию в наследии» (Кол.1.12). Приготовив для нас небеса, Бог готовит нас для небес. Человек, пребывающий в грязи своей природы, для небес не подходит. Поэтому недопустимо пренебрегать Божьим призванием, необходимо искать свидетельства своего призвания. Некоторые говорят, что воля человека не мертва, а спит. И Бог, через нравственное убеждение только пробуждает нас, а затем воля может повиноваться призыву и сама идет к обращению. Но в Библии сказано о том, что каждый человек находится в оковах греха. Деан.8.23 «Ибо вижу тебя … в узах неправды» (слова ап. Петра). Для человека, находящегося в узах, одного лишь убеждения и призыва к свободе недостаточно. Нужно разрушить оковы и освободить его. Благодатью Господь снимает оковы. Более того, дает ноги плотскому человеку, чтобы он мог бежать от погибели. Иначе он никогда не получит спасения.
Боже наш! Просим, помоги нам руководствоваться словами ап. Петра: «Старайтесь делать твердым ваше звание» (2Пет.1.10). Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Ты Сам призываешь тех людей, которых хочешь делать Своими детьми. Ибо так мы можем быть уверены в благополучном исходе. Благодарим, что Ты Своим призывом выводишь нас из того жалкого духовного состояния, в котором мы находились. Благодарим, что Ты даешь ноги обращенному человеку убежать от погибели, иначе он никогда не получит спасения. Помоги нам покориться Твоей любви, которая покрывает все наши грехи и превращает нас в чистый сосуд – обитель для Тебя. Ты любишь нас вечной любовью и прощаешь, когда мы обращаемся к Тебе. Облеки нас в Твою любовь, чтобы мы могли проявлять милость к тем, кто ранит нас. Возносим Тебе благодарность за многие благословения, посланные нам Тобой. Помоги нам видеть радость и мир, которые Ты даришь нам, чтобы всегда славить Тебя. Рано насыти нас Своей вечной любовью. Замени нашу жадность на святую жажду Тебя. Просим, помоги нам прилагать усилия, чтобы показать своей душе, что мы призваны Богом. Благодарим, что Ты призвал нас в общение с Тобой и что Ты хочешь постоянно слушать нас. Аминь.