ПРОПОВЕДИ
Я посылаю ангела Моего приготовить путь предо Мною.
Мал.3.1 «Вот, Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною».
В данной проповеди речь будет идти об Иоанне Крестителе. Имя Иоанн означает – Иегова милосерд. Иоанн Креститель – последний из пророков Ветхого Завета. О нем существуют пророчества, в которых пророк Исаия предсказал об Иоанне как «о гласе вопиющего в пустыне» (Ис.40.3) для приготовления пути Мессии. А пророк Малахия говорит об Иоанне Крестителе как об ангеле Господнем, который должен приготовить путь Ему (Мал.3.1) и как о пророке Илие (Мал.4.5). По свидетельству Иисуса Христа Иоанн – самый великий из всех рожденных женами в Ветхом Завете (Мф.11.11). Он родился от престарелых благочестивых родителей Захарии и Елизаветы, которые происходили из священнического рода. Сам Иоанн посвящен, с самого начала своей жизни, на служение Богу (Лк.1.15). Уже в утробе матери он возрадовался Мессии, Который родился 6 месяцев спустя после его рождения (Лк.1.23,44). Он рос в Иудейской пустыне до дня явления своего Израилю. Его общественное служение началось в 15-й год царствования римского императора Тиберия (Лк.3.1) приблизительно в 27г по РХ.
В Иудейской пустыне (малозаселенное место) он начал собирать вокруг себя толпы людей, действуя на них своей строгой и аскетической жизнью и, особенно, своей проповедью покаяния в духе и силе пророка Илии. Он без снисхождения обличал грехи каждого приходящего к нему человека, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И направляя людей к крестящему Духом Святым – Иисусу Христу. Иоанн указывал на Него, как на Агнца Божия, берущего на Себя грех мира. В своих проповедях он подчеркивал: 1) неминуемость мессианского Царства; 2) необходимость покаяния, приуготовляющего это событие (Мф.3.2). Когда начал свое служение Иисус Христос, роль Иоанна предтечи, который должен был свидетельствовать о Мессии, завершилось. Обличение Ирода Антипы и порицание его незаконного брака стало причиной казни Иоанна Крестителя. Иосиф Флавий, признанный историк того времени говорит, что казнь Иоанна совершилась в крепости Махерон, неподалеку от Мертвого моря.
В Евангелии от Марка Мк.6.14-29 описывается казнь Иоанна, одного из самых знаменитых Божьих святых. Никто из евангелистов не рассказывает так подробно эту ужасающую историю как Марк. Рассматривая ее, попробуем извлечь уроки из этого печального повествования.
Сначала обратим внимание на причудливые представления людей о Господе Иисусе. Его соотечественники, жители Назарета, не могли поверить, что в Нем может быть что-то великое, потому что знали о Его бедном родстве. Однако и другие иудеи, свободные от этого предубеждения, были готовы поверить чему угодно, только не истине – что Он Сын Божий и истинный Мессия. Говорили, что Он пророк Илия, которого ждали. Или пророк, т.е. один из ветхозаветных воскресших пророков. Или один из пророков, появившийся теперь, равный ветхозаветным пророкам. Услышав о Господе Иисусе и Его славе, о том, что Он говорил и делал, царь Ирод Антипа сказал: Мк.6.16 «это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых». Далее царь утверждает: «это также верно, как то, что мы сейчас находимся здесь. Пока он был с нами, то не совершал чудес. Но, удалившись на некоторое время в иной мир, вернулся с большей силой и потому чудеса делаются им». Такое поведение царя Ирода говорит нам об удивительной власти истины над совестью. Сам царь Ирод боялся Иоанна, когда тот был еще жив. И не мог найти себе покоя, когда того убили по его приказу. Иоанн, у которого не было ни друзей, ни оружия, кроме Божьей истины, устрашил правителя. Совесть есть у каждого, и это помогает Божьему служителю. Поэтому дрожал от страха Феликс (римский наместник в Иудее, около 60г по РХ), слушая речь ап. Павла. Бог не оставляет без свидетельства о себе сердце даже самых отъявленных грешников. Хотя бы люди падшие, в них есть совесть, которая обличает и которую невозможно заставить молчать. Совесть заставляет бояться даже царей. Об этом следует помнить всем проповедникам Слова Божьего. Если они проповедуют Христовы истины, то могут быть уверены, что их труд не напрасен. Слушатели проповеди в собрании бывают невнимательными. Но всё же из услышанного Слова остается в памяти, а посеянное Слово может принести плод в любое время. Даже тогда, когда сеятель уже умер, как Иоанн Креститель. Люди, сражающиеся против истины Божьей, увидят себя пораженными, в то время как считают себя победителями. Они не достигнут своей цели, ибо Слово Господне пребывает в век.
Человек с виновной совестью не нуждается ни в каких обвинителях или мучителях, кроме самого себя. Совесть Ирода обвинила его в смерти Иоанна, в чем никто другой не посмел бы обвинить его. В ужасе от соделанного им Ирод вообразил, что Христос – это воскресший Иоанн Креститель. Обвиняющая совесть может внушать такие же ужасы, как призраки и привидения. (Призрак – образ кого(чего)-нибудь, представляющийся в воображении. Привидение – призрак умершего или отсутствующего существа /Словарь Ожегова/). Поэтому кто хочет сохранить нерушимым свой внутренний мир, тот должен сохранять непорочной свою совесть.
Царь Ирод был религиозным человеком. Он ценил и почитал Иоанна. Мк.6.20 «Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его; и с удовольствием слушал его». Чтобы быть истинно хорошим человеком, необходимы как праведность, так и святость: святость по отношению к Богу, а праведность по отношению к людям. Иоанн был мертв для благ и удовольствий этого мира, поэтому был добрым другом, как праведности, так и святости. Ирод знал об этом не только по слухам, но и через личное знакомство с ним. Он уважал его примерный образ жизни, замечал достойное похвалы в нем. «Он берег его», он защищал его от злобы его врагов. «Он слушал его» проповеди, и это было великим снисхождением с его стороны, если учесть, каким незначительным был внешний вид Иоанна. «Он многое делал» из того, чему учил его Иоанн в своих проповедях. Он слушал Иоанна не только со страхом, как Феликс ап. Павла, а с удовольствием. Он был не только слушателем слова, но отчасти и исполнителем. Но одного Ирод всё-таки сделать не смог: он не смог удержаться от прелюбодеяния. Он не смог расстаться с Иродиадой, женой брата, что и погубило его душу. Пусть пример Ирода послужит нам предупреждением. Нельзя цепляться за любимый грех, необходимо оставлять позади себя всё, что мешает нашему спасению. Заглянем в свое сердце и проверим, не убивает ли нашу душу какой-нибудь возлюбленный грех. И не успокоимся, пока не сможем сказать вместе с псалмопевцем: Пс.118.128 «Все повеления Твои, все признаю справедливыми, всякий путь лжи ненавижу». Давид, автор этих строк, любил все Божьи заповеди, потому что считал их верными, здравыми и справедливыми, соответствующими своему назначению. Все они именно такие, какими должны быть. В них невозможно найти никакого изъяна. И нам следует любить их, ибо они несут Божий образ и открывают нам Его волю. Любовь к истине породила в Давиде ненависть ко лжи. Давид ни к чему не был безразличен: то, что он не любил, ненавидел. Он не был равнодушным человеком, от которого нет ни вреда, ни пользы. Путь греха прямо противоположен Божьей заповеди, которая верна. И поэтому тот человек, кто любит и ценит Божий Закон, ненавидит путь греха и не смирится с ним. Пусть Дух Святой действует в нашем сердце так, чтобы мы любили повеления Слова Божьего, как Давид.
В повествовании об Иоанне Крестителе мы видим, как ревностный, истинный служитель Божий должен обличать грех. Царь Ирод женился на жене своего брата Филиппа. Вся страна срамила и укоряла его за это, но только Иоанн обличал его прямо и говорил: Мк.6.18 «не должно тебе иметь жену брата твоего». Он не собирался молчать только потому, что опасно и невежливо говорить царю о его проступках. Он не говорил намеками, он говорил со всей прямотой, не думая о последствиях. Примеру Иоанна должны следовать служители Божии. С кафедры или в личной беседе они должны обличать грех и предостерегать о последствиях всех тех, кто живет в нем. Конечно, это может оскорбить и даже обидеть людей. Они могут ополчиться на служителя, который вскрывает их неблаговидные поступки. Тем не менее, долг служителя – обличать, а результат зависит от Бога. Но для этого нужна твердость характера и смелость. Служитель должен уметь это делать с мудростью и с любовью к грешникам. Возможно, слова служителя поначалу покажутся обидными, но потом родят в сердце обличаемого уважение и благодарность. Об этом говорит и мудрый царь Соломон через Книгу притчей: Прит.28.23 «Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком». Льстецы могут вначале нравиться тем, кто впоследствии будет испытывать к ним отвращение и презрение. Но если позднее человек убедится в том, что стоял на злых и греховных путях, на которые стал из-за лести, которым потакали эти льстецы, то они возненавидят их. Возненавидят как тех, кто замышлял зло в их адрес, кто оказал на них дурное влияние. Кто ругает хирурга за то, что он делает ему больно, исследуя рану, тот отплатит впоследствии ему добром и благодарит за исцеление. Если мы стремимся угождать человеку больше, чем это необходимо для его духовного исцеления, то мы не служители Христа.
Мы видим, как иногда люди, упорствующие в своем грехе, ненавидят того, кто их обличает. Кажется, что Иродиада пристрастилась к своему греху еще больше Ирода. Ослепленная грехом, она возненавидела Иоанна Крестителя, который говорил правду. И не остановилась в своей ненависти, пока не умертвила его. И в этом нет ничего удивительного. Когда люди твердо решают идти по пути нечестия, они ненавидят каждого, кто пытается их остановить. Богобоязненные люди всегда были гонимыми. Верному служителю не нужно стыдиться ненависти со стороны нечестивых. Наоборот, нечем гордиться тому, кто старается быть хорошим для всех. И кто хочет, чтобы его любили все без исключения. Вспомним слова Христа: Лк.6.26 «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо».
Есть мнение богословов, что был составлен заговор с целью обезглавить Иоанна. Ирод участвовал в этом заговоре, хотя и выражал свое огорчение. Между ним и Иродиадой было полное согласие, ибо сказано: Мк.6.21 «Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир». В честь торжества дочь Иродиады должна была плясать перед гостями. Ирод должен был выразить и выразил свое восхищение ее пляской. И все гости, в угоду ему, сделали то же самое. Царь щедро обещал дать ей всё, «чего ни попросит, даже до половины царства». Обещание было скреплено клятвой, чтобы не оставлять никакой возможности для отступления. Предполагаем, что вряд ли бы Ирод дал такое безрассудное обещание, если бы он не знал, о чем она будет просить его. Она должна была получить голову Иоанна «теперь же», т.е. без задержки. Читаем, что «царь опечалился», т.е. казался опечаленным. Есть такая древняя поговорка: «Кто не может лицемерить, тот не умеет править». Ирод совершил убийство Иоанна, сославшись на свою клятву. Однако если бы девица попросила только четверть царства, то он нашел бы способ для уклонения от исполнения своей клятвы.
Обратим внимание на то, что даже самые лучшие служители Божьи не всегда получают свою награду в этом мире. За свой добросовестный труд Иоанн был несправедливо заключен в тюрьму, а затем казнен. Многие другие верные Божьи слуги засвидетельствовали об истине своей кровью. Подобные истории напоминают нам, что истинных христиан лучшее ждет впереди. Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Господь, просим, дай нам осознать, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8.18). Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что совесть есть у каждого человека. Бл-м, что Бог не оставляет без свидетельства о Себе сердце даже самых отъявленных грешников. Просим, помоги нам не оглядываться назад, не цепляться за любимый грех, оставлять позади всё, что мешает нашему спасению. Помоги исследовать свое сердце и проверить, не убивает ли нашу душу какой-нибудь возлюбленный грех. Дай нам не успокоиться до тех пор, пока не сможем сказать вместе с Давидом: «Все повеления Твои, все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу». Дай нам осознать, что долг христианина – обличать с любовью. А также осознать, что в этом мире дети Божьи должны ходить верою, а не видением. И что если они ждут человеческой славы, их неминуемо постигнет разочарование. Просим, даруй нам усердие там, где мы работаем. Помоги видеть Тебя в людях, которым мы служим, и в местах, где исполняем свои обязанности. Просим, сделай так, чтобы состояние нашего сердца было угодно Тебе. Аминь.