ПРОПОВЕДИ
Для чего притчами говорил Христос народу?
Мф.13.9-10 «Кто имеет уши слышать, да слышит! И, приступивши, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?»
Притча по словарю русского языка Ожегова – иносказательный рассказ с нравоучением. Притча – рассказ, взятый из истории или окружающей жизни, цель которого запечатлеть духовные или нравственные истины. Греческое слово «параболэ» (притча) обозначает также «сравнение». Ибо при помощи притчей делают сравнение между естественными и духовными понятиями и показывают соответствие между чувственным и духовным миром. Говорить притчами было свойственно восточным мудрецам и ученым. Пророки часто пользовались притчами, чтобы произвести впечатление на народ и князей. Так, пророк Нафан (выдающийся пророк во время Давида, друг и советник своего царя) высказал царю Давиду его грех в притче о богатом человеке, который отнял и заколол единственную овечку бедняка (2Цар.12). Спаситель также часто пользовался таким способом изложения Своего учения. Почти все Его притчи имеют целью представить Царство Божье с различных точек зрения. Господь Иисус в Своих притчах показывает, что уроки веры можно извлекать из всего творения.
Для того чтобы правильно понимать притчи, надо принять во внимание следующие принципы: 1) Не обязательно, чтобы всё, о чем говорится в притче, было в действительности. Рассказанного события могло и не быть. 2) Необходимо уяснить себе цель притчи. Ее возможно понять из пояснения, если оно есть; из предисловия к притче; или из обстоятельств, которые побудили сказать ее; а также из общей связи с контекстом. 3) Не все подробности притчи можно понимать в духовном смысле. Некоторые добавлены для того, чтобы ярче осветить главную мысль. 4) Кроме главной мысли притча может содержать такие подробности, которые напоминают о других истинах или подтверждают их.
Христос учит нас важным вещам, служащим к нашему миру и относящимся к Царству Небесному. Он говорил не о пустяках, но о том, что имело вечные последствия. Мф.13.3 «И поучал их много притчами». Богословы полагают, что их было гораздо больше, чем записано в Библии. Этот способ поучения оправдывал себя, будучи приемлемым, понятным для всех. Это обязывает нас быть очень внимательными, когда Господь говорит нам, чтобы не упустить ничего из сказанного Им. Бог издревле употреблял притчи через пророков. Читаем Его слова: Осия 12.10 «Я говорил к пророкам и умножал видения и через пророков употреблял притчи». В этом отрыве объясняется главная причина того, почему Христос поучал притчами. Учеников это несколько удивило, ибо до сих пор Он не часто прибегал к притчам в Своих проповедях. Они спросили Его: Мф.13.10 «Для чего притчами говоришь им?» Им искренне хотелось, чтобы народ мог слушать и понимать. И мы должны заботиться о том, чтобы не только мы сами, но и другие получали назидание через проповедь. Т.е., если мы сильны, то должны сносить немощи (духовные) бессильных людей. На этот вопрос Господь отвечает обстоятельно. Он говорит, что проповедует притчами потому, что, благодаря им, тайны Божьи становятся более ясными для тех, кто искренне хочет их знать. И, т.о., Евангелие окажется для одних людей «запахом живительным», а для других – «смертоносным» (2Кор.2.16). Такое утешение находил ап. Павел и находили его сотрудники в своем труде даже тогда, когда их благовествование не приносило спасения некоторым из слышавших его.
Рассмотрим более подробно объяснение Господа Иисуса. Мф.13.11 «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано». Ученики уже знали некоторые из этих тайн и не нуждались в том, чтобы их наставляли таким образом. Но народ был невежествен, их следовало поучать ясными аналогиями. Они неспособны были учиться другим способом. Ученики были склонны к познанию евангельских тайн, они желали понять смысл притч и через них приблизиться к большему познанию тайн Царствия Небесного. А многие люди из присутствующих ограничивались простым слушанием, не старались заглянуть глубже и узнать смысл притч, не стремились быть более мудрыми. Притча подобна скорлупе, которая сберегает внутри себя плод для усердных людей, но скрывает его от ленивых. Христово воплощение, искупление, заместительство, наше оправдание и очищение через союз с Христом, весь труд спасения от начала до конца действительно являются тайной. Эту тайну можно узнать только через божественное откровение. Тайна была лишь отчасти открыта тогда ученикам. Таинственность евангельских истин должна не обескураживать нас, но побуждать к их большему исследованию. Это знание дается всем искренним верующим. Божья благодать в сердце – вот что дает человеку разумение Божьих истин и веры в Иисуса Христа, а благодаря этому и разумение притч.
Существуют люди, которым эти знания не даны. Ин.3.27 «не может человек ничего принимать на себя, если не дано ему с небес». Иоанн Креститель в своем последнем свидетельстве отрицает, что в его или во власти других людей сделать себя великими. Ведь положенный нам удел – быть такими, какими нас хочет видеть Бог. Если даже Сам Божий Сын принял на Себя достоинство не от Себя, кто из Его стада дерзнет требовать больше, чем дал ему Господь. Одна эта мысль достаточна для обуздания любого самомнения. Можно поставить вопрос: «Почему еще человек возносится сверх положенного, если не потому, что не хочет зависеть от Господа и довольствоваться тем, куда Он его поставил?» Следует помнить, что Бог не должник перед человеком. Его благодать – это Его собственная благодать, и Он дает ее, как Ему угодно. Поэтому вопрос о различении людей решается Божьим суверенитетом. Это различие объясняется далее тем правилом, которым руководствуется Бог при распределении Своих даров. Он изливает их на тех, кто пользуется ими, и удерживает от тех, кто ими пренебрегает. Христос говорит: Мф.13.12 «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Бог при распределении Своих даров руководствуется правилом: Он изливает дары на тех, кто пользуется ими, и не дает их тем, кто Его дарами не пользуется. Милости Божьи в настоящее время являются залогом Его будущих милостей. Ученики были весьма склонны к познанию евангельских тайн. Они желали познать смысл притч и через них приблизиться к большему познанию Царствия Небесного. А люди из народа ограничивались простым слушанием, не старались заглянуть глубже и узнать смысл притч. Кто имеет благодать и употребляет то, что имеет, будет иметь еще больше. Человек, имеющий истинную благодать, будет иметь ее более и более, пока не достигнет изобилия во славе. У того, кто не желает обрести благодать, кто не использует должным образом данные ему дары, отнимется и то, что имеет или думает, что имеет.
Господь конкретно объясняет эту притчу, ссылаясь на две категории людей, с которыми Он имел дело. Одни были невежественными по собственной вине. Мф.13.13 «Потому говорю им притчами, что они, видя, не видят и, слыша, не слышат и не разумеют». Они закрывали глаза от ясного света проповеди Христа и потому были оставлены во тьме. Видя Иисуса Христа, они не видели Его славы. Видя Его чудеса и слушая Его проповеди, они смотрели и слушали без интереса и прилежания, не желая понимать сказанное Им. Существует множество людей, которые видят евангельский свет и слышат евангельское слово, но они не достигают их сердца. И Бог будет справедлив, лишив света тех, кто закрывает от него глаза, кто предпочитает оставаться невежественным. В этом исполнится Священное Писание: Мф.13.14 «И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите». Пророк Исаия, который из ветхозаветных пророков наиболее ясно говорил об евангельской благодати, предсказал и пренебрежительное отношение к этой благодати и его последствия. Т.е., какие бы средства благодати некоторые не имели, им не будет пользы от них. Они будут лишены благословения от них и будут наказаны за их грех. Данное место цитируется в Новом Завете не менее шести раз. Это говорит о том, что в евангельские времена духовные суды будут распространенным явлением.
В отрывке из книги пророка Исаии описывается та добровольная слепота, ожесточенность грешников, которая является грехом. Мк.13.15 «Ибо огрубело сердце людей сих, … и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». Под этим подразумевается как чувственность, так и неосмысленность сердца, равнодушие к Слову Божьему и к Его жезлу, презрительное отношение к Богу. Они закрыли оба органа познания – глаза и уши. Они закрыли всё это, потому что «более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин.3.19). Христос упреждает возбуждаемые обычно мирскими людьми жалобы. Ведь они думают, что Бог поступает с ними суровее, чем они заслуживают. Многим кажется жестоким, что не верующие во Христа низвергаются в погибель. Поэтому, чтобы никто не приписывал Христу свое осуждение, Он учит, что эту погибель следует относить к их собственной вине. Причина в том, что неверие свидетельствует о злой совести. Неверующим прийти к Христу мешает их собственная порочность. Ненависть к свету проистекает только из преступной души. Самое прискорбное состояние человека в этом мире – это слышать живую проповедь с мертвым сердцем. Слышать Слово Божье, видеть действие Божьего помысла, и не разуметь воли Его ни в том, ни в другом. Это самое большое наказание, какое только может быть на Земле. Бог дает мудрое сердце. И порой Он отказывает в нем тому, кому напрасно дал уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть. В конце отрывка из книги пророка Исаии описываются горестные последствия этого состояния: «да не увидят глазами …». Они не хотят видеть, потому что не желают обратиться. Бог говорит, что они не увидят, потому что не обратятся: «да не обратятся, чтобы Я исцелил их». А все те, кто действительно обращается к Богу, обязательно будут исцелены Им. Так что если грешник погибает, то в этом следует винить не Бога, а его самого. Бог справедливо отказывает в Своей благодати тем, кто много раз в течение продолжительного времени отказался принять ее и противился ее действию.
Далее сказано о том, в чем состоит истинное блаженство. Мф.13.16 «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат». Это блаженство было обетовано, что в дни Мессии «очи видящих не будут закрываемы и уши слышащих будут внимать» (Ис.32.3). Очи самого слабого верующего более блаженны, нежели глаза великих ученых, которые не знают Бога. Правильное понимание тайн Царствия Божьего и должное применение этих правил несут с собой блаженство. Слышащее ухо и видящий глаз – это плоды Божьего труда в освященных сердцах, труда Его благодати. Апостолам предстояло учить других, именно с этой целью они были наделены особенно ясными откровениями божественной истины. В этой главе, в притче о сеятеле, Господь говорит о том, что только одним способом можно засвидетельствовать, что Слово принимается правильно, т.е. что видят наши глаза и слышат наши уши – принести угодные Богу плоды. Плоды, о которых здесь идет речь – это плоды Святого Духа. Покаяние перед Богом, вера в Господа Иисуса, святая жизнь, молитва, смирение, любовь к Богу и к людям, духовная рассудительность – только так можно доказать, что Слово Божье действует в нашей душе. Без этого свидетельства вся наша вера тщетна, как бы много о ней не говорили. Господь Иисус сказал: Ин.15.16 «Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод».
Мы никогда не должны довольствоваться пустой ортодоксальностью и холодной правильностью богословских взглядов. Мы не должны довольствоваться ясным знанием, теплыми чувствами и хорошим вероисповеданием. Кроме всего этого, мы должны видеть, что Евангелие производит добрый плод в нашем сердце и в нашей жизни. Это и есть настоящее христианство.
Господь! Просим, помоги нам почаще задавать себе вопросы: «А как я слушаю Слово? Какое воздействие оно оказывает на мою жизнь? Приношу ли я что-нибудь, что заслуживает названия плод?» И найти ответы на эти вопросы. И чтобы Слово Божье стало нашей главной движущей силой. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Иисус Христос, великий Господин Церкви, берет из книги природы притчи, замечательные иллюстрации к важным духовным вопросам. Тем самым Он показывает, что уроки веры можно извлекать из творения. Как ярко будет сиять благодать, когда ее не будут затуманивать мир и необращенные люди! Просим, помоги нам Твои Слова обдумывать с верой. И применять услышанные Слова в нашей жизни. Дай, чтобы Твои идеи проникли в наш разум и рождали новые мысли. Ибо, если этого нет, всё тщетно – Дух Святой обычно действует на сердце через разум. Сонное, ленивое, невнимательное сердце вряд ли когда-нибудь обратится. Помоги нам преодолеть неверие. Искорененный из сердца истинного верующего силой Святого Духа, этот грех всегда готов вновь прорасти там, и дать свои побеги. Просим, помоги нам принять Слово Божье всем своим сердцем. И дай, чтобы оно изменило нашего внутреннего человека. Аминь.