ПРОПОВЕДИ
Не исполняйте вожделений плоти.
Гал.5.16 «поступайте по духу и вы не будете исполнять вожделений плоти».
По словарю русского языка Ожегова «вожделение» – сильное чувственное влечение, страстное желание чего-нибудь. По Библии «вожделение» – это или неуправляемое, всё подчиняющее желание, или сознательное желание сделать что-нибудь незаконное и недозволенное. Поддавшись вожделению, человек грешит, потому что ставит получение удовольствия выше желания угодить Богу, а самоудовлетворение – выше блага других.
Рассмотрим, чем отличается практически вожделение от желания. 1) Способность желать, т.е. желание тела, ума и духа, была дарована Богом человеку при сотворении. В ней не было ничего плохого: 1Тим.4.2-4 «Посредством лицемерия людей, говорящих ложь, людей, заклейменных в собственной совести как бы раскаленным железом, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божье хорошо и не предосудительно ничто, если принимается с благодарением». Вступать в брак – желание законное. Вспомним стих Быт.9.1 «И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь и наполняйте Землю». Желать можем мы любую пищу. Мы не должны отвергать плоды Божьей щедрости и не должны быть щепетильными, делая различия там, где Бог не делает их. Только надо, чтобы все земные блага принимались нами освященными Словом Божьим. 2) Некоторые желания необходимы для сохранения жизни, напр., аппетит или желание, необходимое для продолжения человеческого рода. Читаем про Иисуса Христа: Мф.4.2 «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». Аппетит напомнил Господу о том, что Он находится в человеческом теле и Ему необходима человеческая пища. А про брак читаем: Евр.13.4 «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно». Брак почетен, ибо Бог учредил его в раю, признав, что не хорошо человеку быть одному. Брак почетен как средство против нечистоты и осквернения ложа. Брак бывает честным и счастливым, когда двое живут, сохраняя свой брак неоскверненным не только противозаконными, но и неумеренными страстями. Бог знает, кто виновен в грехах осквернения ложа. Никакая тьма не может скрыть их от Его взора. 3) Господь Иисус желал есть пасху со Своими учениками: Лк.22.15 «И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания». Он знал, что эта пасха будет вступлением к Его страданиям. И поэтому желал ее, чтобы эти страдания предназначались для славы Отца Его и для искупления человека. Он был рад исполнить эту часть воли Божьей относительно Себя как Искупителя. Ап. Павел сказал: Флп.1.23 «имею желание разрешиться и быть с Христом». Те, кто знает цену неба и Христа, как напр., ап. Павел, охотно соглашаются, что несравненно лучше быть на небе, чем в этом мире. Гораздо лучше быть с Христом, чем с кем-либо из творений. Такие желания нельзя осудить. 4) Грех портит человеческие желания. Используя человеческие желания (вожделения) грех стремится сделать этот мир еще хуже. Поэтому Библия призывает нас различать желания: 2Пет.1.4 «удалившись от господствующего в мире растления похотью». Над людьми мира сего грех господствует через их вожделения (плохие инстинкты). Их желания влекут их к греху, и поэтому грех управляет ими. 5) Желания превращаются в вожделения, когда они могут легко устремляться ко злому. Такое наставление мы находим в 1Кор.10.6 «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы». Бог питал израильтян в пустыне манной, но им непременно хотелось мяса. И стали обнаруживать прихоти. Если потворствовать плотским желаниям, они одержат верх. Их надо замечать и контролировать в самом начале, как только они возникают. Если однажды они одержат победу над нами, то неизвестно, куда могут завести они нас. Плотские вожделения являются корнем и началом многих грехов. 6) Желание становится вожделением, когда его осуществление незаконно. 2Цар.11.3 «И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия …Давид послал слуг взять ее, и она пришла к нему». 7) Желание становится вожделением, когда не мы, а оно контролирует нас. Ап. Павел пишет: 1Фес.4.4-5 «Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога». Целомудрие является одной из составных частей нашего освящения. Во всех истинных верующих Божья благодать производит его. Противоположное ему поведение приведет к великому бесчестию.
Как желания, так и вожделения исходят из сердца. Это доказывают слова: Пс.36.4 «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего». На языке Библии под словом «сердце» подразумеваются мысли, чувства и воля человека. Вожделение стало частью природы людей после грехопадения. Эту природу можно описать как погрязшую в вожделениях. Рассмотрим основные источники вожделения. 1) Сильные противозаконные и поэтому грешные желания нашего тела. Рим.6.12 «да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его». Хотя иногда грех может одержать верх и над нами, верующими, но мы не должны позволять ему управлять нами через наши вожделения. 2) Вожделение (греховный инстинкт) живет в нашей плоти, которая заботится об удовлетворении своих желаний. Рим.13.14 «Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». И еще стих: Гал.5.16 «поступайте по духу и вы не будете исполнять вожделений плоти». В наших интересах встать на сторону своих добродетелей против вожделений. Ап. Павел призывает нас к этому как нашему долгу и предписывает нам одно общее правило – поступать по духу. 3) Вожделение свидетельствует о грехе, который пребывает в человеке и контролирует его поступки. Рим.7.7-8 «я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил «не пожелай». Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание».
Вожделение имеет свои яркие характерные особенности: 1) Вожделение привлекает, потому что обещает счастье, но на самом деле приносит только несчастье и страдание. Ап. Павел учит: Еф.4.21,22 «в Нем (во Христе) научились … отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях». Греховные вожделения – это обольстительные похоти, и если их не умерщвлять и не подавлять, то они приведут человека к погибели. 2) Вожделение проявляется в неуправляемой страсти, в «страсти похотения» (1Фес.4.5). Это приводит к половой безнравственности, а иногда и к извращениям. 3) Вожделение проявляется в жажде денег. Ап. Павел говорит: Деян.20.33 «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал», т.е. он победил желание владеть имуществом других. Всякое пожелание к запретному объекту уже есть начало греха. Это гибельный шаг к греху. 4) Вожделение часто овладевает человеком, когда он смотрит на что-то. Напр., Ева искусилась тем, что увидела красивое дерево, которое росло посреди райского сада. Ахан, один из израильских воинов, искусился увиденным награбленного в Иерихоне. 5) Дружит вожделение с такими грехами как пьянство, излишество в пище и питии. Ап. Петр предостерегает: 1Пет.4.3 «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, …излишеству в пище и питии …». 6) Вожделение хочет подчинить человека себе. Горючий материал находится в нас, а пламя зажигается внешними причинами, в т.ч. и вожделением. Грех сначала увлекает, а затем обольщает. Сердце увлекается в сторону от дела доброго и обольщается, чтобы прилепиться к злому. Сначала вожделения отдаляют человека от Божьей жизни, а затем человек постепенно утверждается на пути греха. 7) Вожделение слушает только то, что хочет слушать. Об этом предупреждает еще ап. Павел: 2Тим.4.3 «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху». Люди отвратят слух от истины, им наскучит простое Евангелие Христа. И Бог попустит им поддаваться обману и поверить лжи за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. 2Пет.3.3 «знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям». Ап. Петр говорит, что явятся люди, которые будут смеяться над грехом и над спасением от него. Они поступят по вожделениям своего сердца, своим плотским наклонностям, а не велениям и указаниям здравого смысла. И как они насмехаются над законами Божьими, ограничивающими их поведение, так не могут допустить того, чтобы заповеди Божьи указывали и предписывали им, во что они должны верить.
Порассуждаем над последствиями вожделений. 1) Вожделение развивается. Иак.1.15 «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». Если мы позволим греху пробудить в нас вожделения, то вскоре эти вожделения созреют до согласия, и тогда о похоти можно сказать, что она зачала. Грех уже реально существует, хотя только в зародыше. Когда же он достигнет полного своего размера в уме человека, то проявляется в поступках. А когда люди проявляют беззаконие, то рождается смерть. 2) Вожделение бесчестит тело. Рим.1.24 «То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела». Бог убрал узду сдерживающей благодати, предоставил их самим себе. Тем самым, Бог позволил сатане связывать их. Те, кто не хотел обращать внимания на чистые указания Бога, справедливо лишаются инстинктов, охраняющих честь человека. То, что отказываются признавать, что Бог сотворил их, происходит вследствие похотей их сердца. Те, кто бесчестил Бога, предаются тому, чтобы бесчестить самих себя. Нет большего рабства, которому может быть предан человек, чем рабство собственным похотям. 3) Вожделение разрушает то доброе, что есть в нашей жизни: 2Пет.1.4 «Которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского, удалившись от господствующего в мире растления похотью». Грех господствует над людьми мира (над неверующими) через их похоти. Их вожделения влекут их к греху, и поэтому он управляет ими. То господство, которое грех имеет над людьми, соответствует тому наслаждению, которое они находят в нем. 4) Вожделение порождает конфликты. Иак.4.1 «Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» Вожделения вызывают как внутреннюю войну в нас, так и внешние распри. Борьба, происходящая внутри человека между совестью и плотской природой, а также между одним плотским вожделением и другим, вызывает их распри между собой. Применив это к частным случаям, разве мы не согласимся, что причиной вражды и ссор между родственниками и ближними являются вожделения, воюющие в их членах? От жажды власти и господства, от стремления к наслаждениям или богатству, от одного из этих вожделений или от нескольких возникают ссоры и войны. 5) Вожделение уменьшает влияние Слова Божьего на человека. Мк.4.19 «Но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода». 6) Вожделение делает нас друзьями миру и врагами Богу. Иак.4.4 «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Бога». 7) Вожделение навлекает на себя гнев и суд Бога. 1Фес.4.6 «Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за всё это». Апостол здесь говорит о том, что в предыдущем и последующем стихах, т.е. о грехе нечистоты, о вожделении. Христиане не должны обманывать других, пользуясь их неведением или нуждой, не должны прибегать к хитрым уловкам или искусству лжи. Хотя это может долго оставаться необнаруженным людьми и ненаказанным, однако праведный Бог воздает им за это. Единственное действенное лекарство от вожделения – это благодать Божья. Она помогает нам сказать нет нечестию и мирским похотям и после этого целомудренно , праведно и благочестиво жить в нынешнем веке.
Господь! Мы просим, помоги нам оставлять прежний образ жизни ветхого человека с его обольщающими желаниями и облечься в нового человека, созданного для того, чтобы мы могли уподобиться Иисусу Христу в праведности и святости. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Наши проблемы и сомнения показывают, в каком печальном состоянии мы находимся и как нуждаемся в Боге. Нам хочется думать, что мы можем управлять своей жизнью и что мы знаем ответы на все вопросы. Но это не так. Мы нуждаемся в Тебе. Наш Спаситель Иисус Христос сошел к нам, отдал Свое тело на растерзание и смерть, чтобы мы познали Его любовь. Просим, помоги нам воспользоваться Его помощью. И делится Его любовью с другими людьми. Благодарим за Его жертву, которую Он принес, чтобы мы могли жить. Когда люди увидят, как мы меняемся, у нас появится возможность рассказать им, что сделал для нас Ты. Жизнь, измененная любовью Христа, стоит того, чтобы рассказывать о ней. Помоги нам пойти туда, куда ведет Твоя любовь. Пошли сострадание к окружающим и помоги быть Твоим инструментом, чтобы принести людям весть о Христе. Аминь.