ПРОПОВЕДИ
Не отягчайте свое сердце объедением и пьянством.
Лк.21.34 «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и житейскими заботами».
Словами нашего эпиграфа Господь Иисус предостерегает от чревоугодия. В библейском понимании слово «чревоугодие» имеет значение – способ ловли душ, когда человек обоготворяет свое чрево. При этом часто наносит вред своему телу и лишает себя возможности быть полезным другим. Поэтому чревоугодие – это грех. Мы обязаны смотреть за собой, чтобы наше сердце не отягчалось, не оказалось обремененным, перегруженным. И поэтому неспособным делать то, что является долгом христианина. Мы должны остерегаться двух вещей, чтобы не отягчать ими свое сердце: потворства потребностям тела и чрезмерного стремления к материальным благам этого мира. Итак, мы должны остерегаться быть неумеренными в употреблении пищи и пития. Ибо это обременяет сердце не только чувством вины, но и дурным влиянием, оказываемым неумеренностью тела на душу. Объедение и пьянство делают человека не только равнодушным к своим обязанностям, но неспособным исполнять их. И делают душу к духовным истинам нечувствительной. Т.о., чревоугодие является грехом. В ветхозаветные времена люди помнили об этом грехе. Первые христиане тоже старались его избегать. Против чревоугодия много предостережений содержат записи отцов Церкви. А в наши дни, к сожалению, на это почти не обращают внимания. Люди последних 2-3-х столетий перестали об этом думать.
Рассматривая этот порок, нельзя сосредоточить свои усилия только на чревоугодии излишества, т.е. на обжорстве. Я читал об одной женщине, которая – прекрасный тому пример. Она удивилась бы, если бы узнала, что вся ее жизнь порабощена этой разновидностью чувственности. А скрыто было это от нее потому, что ела она мало. Она не заметила, что использовала человеческий вкус и желудок для развития недовольства, нетерпимости и эгоизма. Для официантов и гостеприимных хозяев она была – сущий ужас. Она всегда отказывалась от того, что ей предлагали. И сказала с легким вздохом и полуулыбкой: «Ах, что вы, мне ничего не надо, кроме чашки чаю, не крепкого, но и не слишком жидкого, и малюсенького хрустящего гренка». Ей хотелось съесть меньше, и стоило это дешевле, чем то, что ей предлагали. И поэтому она никогда не воспринимала как чревоугодие свою настойчивость, сколько бы хлопот она ни доставила другим. Балуя свой аппетит, она была уверена, что упражняется в умеренности. А на самом деле ее желудок господствовала над всей ее жизнью. Она находилась в таком состоянии, которое мы можем назвать «мне бы только хотелось». Ей бы только хотелось как следует заваренного чаю, или как следует сваренное яйцо, или как следует прожаренного гренка. Но она никогда не находила ни прислугу, ни друзей, пригласивших ее в гости, которые могли бы сделать эти простые блюда «как следует». Тем временем ее ежедневное разочарование приводило к ежедневному и растущему раздражению. Кухарки отказывались работать у нее, дружбы с ней охладевали. В данном случае ее чревоугодие выражалось в том, что она слишком интересовалась едой. Приверженность в еде – чревоугодие.
Теперь рассмотрим, что говорит Библия о чревоугодии в общем. 1) Глупо делать потребление пищи целью жизни. В Библии мы находим предостережения: Лк.21. 34 «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством». Смотрите за собою, чтобы искушения, в том числе и искушение едой и питием, не победили вас. Неумеренное потребление пищи и пития не только вредно для здоровья, но обременяет сердце чувством вины. Объедение и пьянство делают человека неспособным исполнять свои обязанности, притупляют совесть и делают душу менее чувствительной к духовным вещам. Эту мысль приводит и ап. Павел в Рим.13.13,14 «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечение о плоти не превращайте в похоти». Здесь апостол говорит о трех родах порока, в каждом из которых выделяет два вида: неумеренность и обжорство в еде и питии; половую похоть и все сопутствующие ей гнусности; ссоры и зависть. Если всё это настолько гнусно, что даже плотские люди стыдятся совершать это перед глазами других людей, то христианам, тем более, подобает воздерживаться от этого. Воздерживаться нам, которые ходят в свете Господнем, даже не находясь перед взором других людей. «Но облекитесь в Иисуса Христа». Эта метафора часто употребляется в Библии в отношении того, что либо украшает, либо уродует человека. И то и другое означается одеждами. Ибо грязная и рванная одежда бесчестит человека, а красивая и чистая возвышает его в глазах других. Облечься во Христа означает здесь так оградиться отовсюду силой Его Духа, чтобы стать пригодным ко всем сторонам святости. Ибо так восстанавливается в нас образ Божий – единственное украшение человеческой души. 2) Чревоугодие – это злоупотребление едой. Человек ест для того, чтобы жить и иметь сил. Прит.23. 19,20 «Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом». Мудрый царь Соломон неоднократно увещает нас слушать. В этом он похож на Господа Иисуса, Который тоже нежно, но настойчиво призывал нас пользоваться своими глазами и ушами. В притче мудрец призывает противостать распространенному искушению. Порой Божьи творения злоупотребляют Его дарами. Из-за чрезмерного употребления вина и пищи страдают и душа и тело. Мудрый царь учит нас не только беречься этих пороков, но и избегать людей, которые этим порокам поддались. Можем ли мы находиться среди больных чумой и не заразиться? Лучший способ показать свою любовь к людям – молиться, трудиться ради их обращения, а не сидеть с ними. Юноши запомните (высказывание богослова): «Молодость так же податлива нечестию, как дерево – огню, воск – штемпелю, а бумага – чернилам».
Теперь порассуждаем о последствиях чревоугодия. Они могут быть следующие: 1) Чревоугодие заставляет нас подчиниться своим природным страстям, которые приводят к излишествам и грехам. Напр., используя необходимое чувство голода, сатана старается увести нас с правильного пути. Он пытался атаковать даже Господа Иисуса. Мф.4.3 «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Более того, он предпринял три попытки искусить Христа. 2) Чревоугодие приводит к сонливости и апатии. Прит.23.20,21 «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют». Глупо думать, что сатана, враг души нашей хочет, чтобы мы были счастливы хотя бы в этой жизни. Чревоугодников уже в этой жизни ожидает бедность и позор. Но это только цветочки. Сатана нашел куда более страшный конец для своих жертв – отправить их на вечные мучения. 3) Чревоугодие ведет к притуплению разума. Лк.21.34 «Смотрите же за собою, чтобы сердце ваше не отягчалось объедением и пьянством». Объедение и пьянство притупляют совесть (разум) и делают душу нечувствительной к самым трогательным вещам. 4) Чревоугодие может привести к другим грехам. Флп.3.19 «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме». «Их бог – чрево». Чревоугодники не думают ни о чем, кроме как о своих чувственных удовольствиях. Это гнусный и позорный идол для любого человека, но особенно для христиан. Из-за него они теряют Божье благоволение и блаженство. «Слава их – в сраме». Они не только грешат, но хвалятся и гордятся тем, чем следовало бы стыдиться. Грех – это срам человека, особенно, если он гордится им. 5) Чревоугодие вредит окружающим. Вспомним наставление царя Соломона: Еккл.10.16,17 «Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» В этих стихах мудрый Соломон показывает, насколько блаженство страны зависит от характера ее правителей. Народ не может быть счастлив, если его владыки сластолюбивы. Народ счастлив, если его правители воздержанны. 6) Чревоугодие часто приводит к чувству независимости от Бога. Втор.32.15 «И утучнел Израиль и стал упрям; утучнел, потолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего». Здесь описано отступничество Израиля от Бога, которое вскоре произойдет и к которому израильтяне уже имели склонность. Здесь приведены примеры их нечестия, которые приравниваются к отступничеству от Бога. Они оставили Бога, создавшего их. 7) Чревоугодие, в конце концов, губит грешника. Флп.3.19 «Их конец – погибель, их бог – чрево». Здесь апостол дает характеристику врагам креста Христова. Обжоры и пьяницы сделали богом свое чрево, и вся их забота – угодить ему и обеспечить его. Подобно тому, как добрые люди чтут Бога.
Далее поговорим о греховности чревоугодия. 1) Чревоугодие – это напрасный перевод продуктов питания, а это противоречит установлениям Божьим. 2) Чревоугодие пренебрегает истинами и обязанностями, которые Бог открыл нам. Чревоугодник потребляет пищу не во славу Божию. А Господь через ап. Павла призывает нас к этому. 1Кор.10.31 «едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, всё делайте во славу Божию». Это фундаментальный принцип практического благочестия. Мы всё должны делать в славу Божию, из угождения Ему и почтения к Нему. 3) Зачастую чревоугодник – это человек, который жаждет от жизни только удовольствий, которые, по его мнению, являются самым большим благом. 4) Чревоугодие – это своеобразное рабство, потому что человек отдает себя в рабы еде, вместо того, чтобы быть слугой Бога. По этому вопросу в Библии сказано: 1Кор.6.12 «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». 5) Чревоугодник часто нарушает заповедь любви к ближнему. Этот грех совершает только тот, кто живет только для себя. 6) Бог осуждает чревоугодие. Вспомним Пс.77.31 «Гнев Божий пришел на них и убил тучных их». Мы все дадим отчет Богу за то, как пользовались своим телом, а чревоугодие приводит к греху против тела. Об этом находим предостережение: 1Кор.3.16,17 «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а этот храм – вы». Храм был отделен для использования в святых целях, для непосредственного служения Богу. Так и все истинно верующие христиане должны быть отделены от всего нечистого для Бога, для служения Ему. Если мы храм Божий, то должны избегать всего, что разделяет нас с Ним, что развращает и оскверняет нас, и делает непригодным для служения Ему.
Приведем несколько рекомендаций, что нужно делать, чтобы не стать чревоугодником. 1. Видеть, к чему приводят наши действия, и иметь правильные приоритеты. В жизни человека есть вещи более важные, чем голод тела. Гораздо более мы нуждаемся в пище, которая питает духовную жизнь. Нам истинное длительное удовольствие ни еда, ни другие мирские удовольствия доставить не могут. Его может принести только исполнение воли Божьей. Надо понимать, какое место пища должна занимать в жизни человека. Еда необходима только для поддержания земной жизни. Бог сотворил пищу, и поэтому в ней нет ничего плохого. Бог хочет, чтобы мы радовались Его дарам. Можно от еды получать удовольствие, но нельзя становиться ее рабом. 2. Принимать христианское учение о теле. Тело предназначено не для удовольствий, а для Господа. Оно – храм Духа Святого. Христианин должен уметь управлять своим телом и содержать его в святости и чести. 3. Упражняться в самодисциплине. Не надо есть слишком много. Элементом самодисциплины может быть пост. Как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена Божий народ прибегал и прибегает к посту. Важно помнить, что христианство положило конец посту как ритуалу (Мк.2.18-22). Пост есть часть поклонения Богу. Но поститься нужно тайно, а не напоказ.
Господь! Просим, помоги нам победить грех чревоугодия. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за новую жизнь, которую Ты дал нам, за свободу от всего, что повергает нас в страх и стыд. Просим, помоги нам жить угодной Тебе жизнью. Мы слабы и уязвимы. Благодарим, что Ты живешь в нас. Просим, дай, чтобы Ты и Твоя сила в нас стали видимыми. Пусть величие Твое и слава Твоя станут явными в нашей жизни. Помоги нам передать ненадежность свою Тебе и довериться Твоей доброте и верности. Иногда нам трудно ждать. Прости нас, что временами мы беспокоимся о том, чего не можем дождаться или контролировать. Помоги нам найти покой в Тебе, уповать на Тебя и Твою помощь. Просим, пошли нам терпение. Дай нам веру, чтобы слушать Тебя и тогда, когда наши планы срываются. Ибо мы знаем, что у Тебя самый лучший план для нашей жизни. Бог всякой надежды! Мы верим в Тебя, несмотря на плохие обстоятельства. Мы любим Тебя. Просим, наполни нас Твоей радостью и миром. Аминь.