ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 8 Мф.
8.1 «Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа». В предыдущих главах евангелист дал нам образец проповеди Христа, теперь он переходит к описанию некоторых из совершенных Им чудес, доказывающих, что Он Учитель, пришедший от Бога. Первый стих этой главы отсылает нас к заключительной части предыдущей проповеди. Люди удивлялись Его учению, а когда Он сошел с горы, последовали за Ним. Народ не хотел расходиться. Слышавшие слова проповеди говорили, что никто не проповедовал так, как Он. Но и чудес таких никто никогда не совершал. Те, кому открылся Христос, не могут не стремиться к более близкому знакомству с Ним, хотят еще больше познать Его.
8.2,3 «И вот, подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! Если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, протянув руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. В этих стихах описывается, как Христос очистил прокаженного. Сравнивая этот отрывок с Мк.1.40 и Лк.5.12, можно предположить, что это чудо имело место раньше Нагорной проповеди, хотя Матфей поместил его после нее. Полагают, что Матфей хотел сначала передать учение Христа, а потом уже описать Его чудеса. Это чудо описывается первым, потому что проказа среди иудеев рассматривалась как знак особой Божьей немилости. Некоторые библейские персонажи: Мариамъ (сестра Моисея), Гиезий (слуга пророка Елисея) и Озия (царь) были наказаны проказой за их конкретные грехи. Поэтому Христос, желая показать, что Он пришел для того, чтобы отвратить гнев Божий от людей, взять грех мира на Себя, исцелил многих прокаженных. Считалось, что это заболевание посылается Самим Богом, и исцеление от него ожидалось непосредственно от Его руки. Его не пытались лечить с помощью врачей, но больного отсылали под наблюдение священников, служителей Божьих, которые ожидали, что совершит Бог. Полагают, что это была болезнь совершенно иного рода, чем та, которую мы знаем сейчас под этим названием. Вспомним стих из Библии. Царь израильский сказал слуге сирийского полководца Неемана: 4Цар.5.7 «Разве я Бог, что он посылает ко мне, чтобы я снял проказу?» Христос показал, что Он Бог, исцелив многих от проказы. И Своим ученикам Он дал власть совершать то же самое во имя Его. Это было одним из доказательств того, что Он есть Мессия. Кроме того, Он показал себя в этом и как Спаситель Своих людей от их грехов. Поэтому согласно Закону (Лев.13 и 14) проказа считалась не болезнью, а нечистотой. Прокаженный подошел к Господу Иисусу как облеченному божественной властью. Ответ Христа на его обращение был милостивым. Прокаженный человек источал зловонный запах, и все-таки Господь прикоснулся к несчастному. Кроме того, прикосновение к прокаженным делало нечистым, оскверняло. Христос хотел показать, что Ему не угрожает опасность осквернения. Если мы коснемся нечистого, то осквернимся, но Христос был отделен от грешников, даже когда жил среди них. Он не подвергал лечению прокаженного, но сказал слово и исцелил его. Это было слово милосердия: «хочу» и силы: «очистись». Перемена, происшедшая с прокаженным: он тотчас очистился. Природа действует постепенно, а Творец природы – моментально.
8.4. «И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай; но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, в свидетельство им». Господь сказал очищенному прокаженному, что должен делать тот за свое очищение. Он по-прежнему должен делать то, чего требовали правила старого Закона. Потому что еще продолжался переходный период: старый Закон еще не был исполнен Его искупительной Кровью. «Смотри, никому не сказывай». Не говори никому до тех пор, пока не покажешься священнику, пока он не объявит тебя чистым. Тогда у тебя будет законное свидетельство того, что ты прежде был прокаженным, а теперь совершенно очистился. Христос хотел, чтобы Его чудеса были ясными и очевидными. Чтобы о них не разглашали прежде, чем они станут таковыми. «Никому не сказывай, но пойди и покажи себя священнику», чтобы узнав заранее, кто исцелил тебя, он не отказался бы по своей злобе дать тебе свидетельство об исцелении. «Пойди, покажи себя священнику», как того требует Закон. В Библии написано: Лев.14.2 «Вот закон о прокаженном, когда надобно его очистить: приведут его к священнику. Священник …». Христос позаботился о соблюдении Закона, чтобы не дать повода к соблазну и показать, что Он сторонник порядка и дисциплины. И что Он уважает тех, кто находится на служении Богу. «Принеси дар, какой повелел Моисей, в свидетельство им» (Лев.,гл.14). Принеси дар, как знак благодарности Богу, как вознаграждение священнику за его труды, а также в свидетельство им. Обрядовые законы были свидетельствами Божьей власти над людьми, попечения Его о них и той благодати, которая должна была открыться позже. «Принеси свой дар в свидетельство им», пусть священники знают, Кто и как очистил тебя. Это будет свидетельствовать им о том, что есть среди народа Некто, могущий творить такое. Слова и дела Христа – это Его свидетельство.
8.5,6 «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». В стихах 5-13 описывается, как Христос исцелил слугу сотника от паралича. Это имело место в Капернауме, где теперь проживал Господь Иисус. Он ходил по всей Палестине, а теперь пришел домой. Сотник был язычник, офицер римской армии, возможно, командующий той частью армии, которая находилась в Капернауме. Хотя он был воином, тем не менее, был благочестивым человеком. Бог имеет Своих людей среди всех слоев общества. Ни звание человека, ни положение, которое он занимает в этом мире, не могут быть оправданием для его неверия и нечестия. Слуга сотника был сам больной. Здесь подтверждается, что у Бога нет лицеприятия. В истории исцеления слуги сотника мы можем заметить проявления взаимного благорасположения между Христом и сотником. Сотник просил Господа, не как Нееман (сирийский военачальник) приходил к пророку Елисею с важным видом, требуя исцеления и ожидая почтительного отношения к себе. Офицеры армии, контролирующей город, были важными лицами, тем не менее, сотник просил Его почтительно. Это дает основание предположить, что он видел в Господе нечто большее, чем можно было увидеть с первого взгляда. Увидел в Нем нечто, требующее уважения. Признавая власть Христа, сотник называет Его Господом. Он знал, что имеет дело с мудрым и благим Врачом. В Библии мы читаем о многих, приходивших к Христу с просьбами о своих детях, но это единственный случай, когда к Нему обратились с просьбой о слуге. Паралич лишил слугу способности исполнять свои обязанности, однако сотник не оставил его в пренебрежении, но постарался помочь ему. Сотник верил, что Христос может исцелить даже такую болезнь, как паралич.
8.7,8,9 «Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди» и идет; и другому: «приди» и приходит; и слуге моему: «сделай то» и делает». Мы видим доброе отношение Христа к сотнику. Он сразу согласился исполнять его просьбу. Он готов посетить простого больного слугу. Его смирение, выразившего такую готовность прийти, подает пример сотнику, побуждает его смиренно признать себя недостойным посещения Христова. Милостивое снисхождение Христа и к нам должно приводить нас к большему смирению перед Ним и самоунижению. Мы можем обратить внимание на глубокое смирение и самоунижение сотника. После того, как Христос выразил Свою готовность прийти и исцелить его слугу, он проявляет еще большее смирение. Оно выразилось в словах: «Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Эти слова показывают, что он думал о себе скромно, а о Господе высоко. В этом городе он был большим человеком, но он признавал свое недостоинство перед Богом. Смирение придает достоинство человеку высокого положения. Хотя облик Христа был скромен, сотник был уверен, что Его слово имеет власть исцелять. Вывод: мы должны ценить и чтить всё, что от Бога, даже в тех людях, кто по внешнему положению ниже нас во всех отношениях. При всяком нашем приближении к Христу и к Богу через Христа нам подобает сознавать себя ничтожными творениями и негодными грешниками. Недостойными получить какое-то благо от Него. Должны обратить внимание на великую веру сотника. Он был уверен не только в том, что Христос может исцелить его слугу, но также и в том, что Он может исцелить его на расстоянии, что Его сила не знает границ. Тем самым он признает, что Господь обладает божественной силой и властью приказывать всему творению и силам природы. Христос принимает всякую истинную веру. Свою веру в могущество Христа сотник иллюстрирует примером своей власти над воинами. Он мог действовать через них на расстоянии, его слово было для них законом. Христос имел такую же власть над всеми телесными недугами, какую сотник имел над подчиненными.
8.10 «Услышав это, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры». Он хвалит веру сотника и пользуется ею как поводом для того, чтобы сказать одобрительное слово в адрес язычников. Господь знал о вере сотника, т.к. Он Сам произвел ее, но говорил об этом, как о чем-то замечательном. Сказав это, Он хотел научить нас, что мы должны восхищаться не мирской славой, но красотой святости. Теми качествами, которые драгоценны в глазах Божьих. Христос хвалит сотника, обратившись к «идущим за Ним». Слова «и в Израиле не нашел Я такой веры» сказаны, во-первых, к чести сотника. Хотя он и не происходил по плоти от Авраама, но унаследовал его веру, и Христос признал это. Хотя сотник был язычником, тем не менее, он удостоился похвалы. Вывод: Мы не только не должны быть недоброжелательны к тем, кто не принадлежит к нашей деноминации или к нашему обществу, но, должны быть готовы воздать им заслуженную похвалу. Во-вторых, слова эти сказаны к стыду Израиля, которому принадлежали усыновление, слава и завет. Духовные достижения тех, кто мало имел возможности для духовного роста, усугубляют грех и наказание тех, которые имели в изобилии средств благодати, но не воспользовались ими должным образом. Пусть иудеи не позволяют себе отстать от язычников, особенно в вере, которой так прославился отец их Авраам.
8.11 «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном». Христос, обращаясь к окружающим, пользуется данным случаем как поводом для сравнения между иудеями и язычниками. Он говорит такое, что не могло не удивить тех, кто привык думать, что спасение принадлежит только иудеям. Из Его слов следует, что будет спасено множество язычников. Высказывания Христа подобного рода вызывали ярость против Него, в том числе у жителей Назарета (Лк.4.27). Христос дает нам представление о тех, кто будет спасен: «многие придут с востока и запада». Выше Он говорил (гл.7.14): «Немногие находят путь жизни». Это должны понимать так: немного в одно время, немного из одного места, но когда они соберутся все вместе, то будет великое множество. Они придут с мест, удаленных друг от друга. Они будут приняты в завет благодати. Благословения патриархов распространяются и на язычников. Они будут приняты в Царство славы на небесах. Возлежание подразумевает длительность положения.
8.12 «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Эти слова Господа означают, что великое множество иудеев погибнет. Здесь вынесен странный приговор: «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю». Иудеи, упорствующие в своем неверии, будут отвержены от Божьей церкви, несмотря на то, что по рождению они являются сынами царства. То самое Царство Божье, чадами которого они почитали себя и хвалились этим, будет отторгнуто от них. В тот великий день людям не поможет войти в число сынов Царства их звание иудея или христианина. Люди тогда будут судимы не по тому, как они назывались, но по тому, кем они являлись в действительности. Рождение от верующих родителей причисляет нас к сынам Царства, но если мы успокаиваемся на этом и ничего не можем представить Богу, кроме этого, то будем извержены вон. Делающие беззаконие будут извержены во тьму внешнюю, во тьму тех, кто находится вне Церкви. Т.о., народ, отлученный от Церкви, преданный духовным судам, уже находится во внешней тьме. Некоторые считают, что здесь подразумевается ад, в котором окажутся осужденные грешники. В аду будет терзание духа. Грешники с завистью будут смотреть на блаженство других, сознавая, что у них была возможность получить его.
8.13 «И сказал Иисус сотнику: иди и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час». Слуга сотника получил исцеление от болезни, а сам сотник получил укрепление и ободрение своей веры. Христос оказал честь для сотника, когда сказал: «Да будет тебе по вере твоей». То, что было сказано сотнику, говорится и всем нам: «Веруй, и получишь, только веруй». Здесь мы видим силу Христа и силу веры. Как Христос мог сделать то, что Он хотел, так и искренне верующий может иметь то, что он хочет получить от Христа. Мгновенное исцеление слуги доказывает, что оно было чудом. Врачи отмечают, что болезни, записанные в Библии, которые исцелял Христос, относились к разряду трудноизлечимых, и особенно паралич.
8.14,15 «Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке. И коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им». В этой болезни не было необыкновенного, горячка в то время была распространенной болезнью. Но поскольку больная была в родстве с Петром, то этот случай был записан как пример проявления особого попечения и милосердия по отношению к семьям его учеников. Здесь мы узнаем, что ап. Петр имел жену и, тем не менее, был призван в апостолы Христовы. Дом ап. Петра находился в Капернауме, хотя родом он был из Вифсаиды. Вероятно, он переселился в Капернаум после того, как Христос сделал этот город своим основным местом жительства. Исцеление произошло так, что Господь коснулся руки женщины. Это свидетельствует о Его доброте и нежности. Исцеление было доказано – «горячка оставила ее; и она встала и служила им». Те, кто излечивается от горячки естественным путем, обычно некоторое время остаются слабыми и неспособными ни к какому труду. Сверхъестественность этого исцеления доказывается тем, что женщина немедленно стала здоровой и могла заняться домашними делами. Хотя она удостоилась особого благоволения, от этого она не стала важничать, но была готова прислуживать за столом. Те, кому Христос оказал особую честь, должны быть смиренными. Получив исцеление от болезни, женщина поняла, что должна воздать за это. Всем, кого исцелил Христос (как от телесной, так и от духовной болезни), следует служить Ему во все дни своей жизни.
8.16 «Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных». Здесь находим описание в общих чертах большого числа исцелений, совершенных Христом. Он изгнал злых духов Словом Своим. В человеческих болезнях, приписываемых естественным причинам, может оказаться большая доля участия сатаны, действующего по допущению Божьему, как это было в случае с праведником Иовом. Это особенно касается душевных болезней. Во время земной жизни Христа одержимых бесами, которые обладали телами людей и мучили их, полагаем, что было больше, чем в наши дни. Также полагаем, что это было допущено Божьей мудростью для того, чтобы Христос мог иметь больше возможностей обнаружить Свою власть над сатаной и показать цель Своего прихода в мир. А цель Его прихода заключалась в том, чтобы лишить сатану того, чем он обладал, и разрушить его дела. И успех Христа был настолько же славным, насколько благими были Его намерение и цель. И исцелил всех больных без исключения, каким ни была его болезнь.
8.17 «Чтобы исполнилось сказанное через пророка Исаию, который говорит: «Он взял не Себя наши немощи и понес болезни»». Исполнение пророчеств Ветхого Завета было великой целью Христа и доказательством Его мессианства. Наши грехи обусловливают наши болезни и немощи. Христос Своей смертью избавил нас от грехов и, соответственно, от немощей и болезней. До этого Он совершил много исцелений при жизни на Земле. Он и теперь несет их с нами в Своем сострадании к нам. Эта часть бедствий человеческой природы была предметом Его особой заботы. И теперь Его сила и любовь не уменьшились.
8.18 «Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел (ученикам) отплыть на другую сторону». Он отправляется на другую сторону озера и велит Своим ученикам приготовить транспортные средства. Его служение не должно было ограничиваться каким-то одним местом. Он удалился, увидев вокруг Себя множество народа. Это множество окружавших Его людей свидетельствовало о том, что они желали, чтобы Он был с ними. Он знал, что были другие, которые также желали видеть Его у себя. Они тоже имели право на свою долю в Нем.
8.19 «Тогда один книжник, подойдя, говорит Ему: Учитель! Я пойду за Тобой, куда бы Ты ни пошел». Наставления, которые дает здесь Христос двум людям, поучительны и для нас. Первый человек, который подошел к Нему, был книжник, образованный человек, один из тех, кто изучал и толковал Закон. Как правило, они характеризуются в Евангелиях как враги Христа. Редко кто из них следовал за Ним. Однако в данном случае нашелся один, который просит Господа принять его в число учеников. Обратим внимание на то, как он выражает свою готовность следовать за Ним: «Учитель! Я пойду …». Трудно найти человека, кто мог бы выразиться лучше. Христос не призывал его, это было его собственное расположение. Мы были бы уверены в таком человеке, но ответ Господа означает, что его решение было опрометчивым, а его цели – плотскими. Он видел чудеса, сотворенные Христом и, возможно, надеялся, что Господь восстановит земное израильское царство. И желал вовремя присоединиться к Нему.
8.20 «И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». Господь испытывает, искренней ли была готовность книжника следовать за Ним. Он дает ему понять, что Сын Человеческий, за Которым он стремится последовать, не имеет, где приклонить голову. Само по себе странно, что Сын Божий, придя в этот мир, поставил Себя в такие условия. Здесь мы должны обратить внимание на то, как хорошо обеспечены низшие творения: лисицы имеют норы, птицы небесные имеют гнезда. Если мы лишены необходимого, то можем утешаться тем, что наш Господь пережил то же самое. Он со Своими учениками жил на пожертвования людей. Он хотел показать нам суетность мирского богатства, научить нас смотреть на него со святым презрением, чтобы мы стремились к лучшему для нас. Когда книжник пожелал последовать за Ним, то, казалось бы, Господь должен был обрадоваться. Ведь книжник мог бы оказать Ему большую услугу и большую честь, чем 12 рыбаков. Но Господь видел сердце этого человека. По всей видимости, его решение исходило из мирских, корыстных побуждений.
8.21 «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Этот кандидат в служители уже был одним из учеников Христа. Климент Александрийский, основываясь на древнем предании, считает, что здесь речь идет о Филиппе. Заметим оправдание, к которому этот ученик прибегнул, не желая немедленно последовать за Христом. Расширим его слова: «Прежде чем я пойду и стану Твоим постоянным и близким учеником, позволь мне исполнить свой последний долг перед отцом». Некоторые полагают, что отец его был в это время болен, или лежал на смертном одре, или уже умер. Другие считают, что он просто был в преклонном возрасте и жить ему осталось недолго. Поэтому этот ученик хотел присмотреть за ним во время его болезни, присутствовать при его смерти и похоронить его. А затем уже стать служителем Христа. Это извинение могло показаться обоснованным, но оно могло быть неверным. Богословы считают, что Христос знал, что ученик этот не имел усердия и рвения к труду, какое требовалось от него. И поэтому ссылался на причину, казавшуюся правдоподобной. И мы временами пренебрегаем своим долгом перед Богом и откладываем его исполнение под предлогом исполнения наших мирских обязанностей.
8.22 «Но Иисус сказал ему: иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Христос не принимает этого извинения. Отметим, что хотя избранные сосуды могут отговариваться, не сразу соглашаться с Божьим призывом, тем не менее, Христос, в конце концов, убеждает их. Он побеждает их нежелание и делает их своими учениками. Выражение «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» следует понимать так: «Пусть духовно мертвые погребают физически мертвых. Предоставь мирские дела людям мирским, не обременяй себя ими. Погребение мертвых, и особенно погребение отца – это дело доброе, но это не твое дело в данный момент. Его так же хорошо могут сделать и другие. Тебе же надлежит делать нечто иное».
8.23 «И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его». Христос уже отдал повеление Своим ученикам о том, чтобы они переправились на другой берег Тивериадского озера, в страну Гадаринскую в удел Гада, сына патриарха Иакова. Она располагалась восточнее Иордана. Он решил переправиться по воде. Путь по озеру был не легче сухопутного, но Он предпочел этот вариант, чтобы иметь повод явить Себя не только как Бога суши, но и как Бога воды. «За Ним последовали ученики Его», они держались близко к Нему. Те, кто хочет покоиться с Христом на небе, должны следовать за Ним повсюду, куда бы Он ни повел их.
8.24 «И вот, великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами, а Он спал». Христос мог бы предотвратить эту бурю и устроить ученикам приятное морское путешествие, но это не содействовало бы Его славе и укреплению их веры так, как избавление от бури. Эта буря была допущена ради них. Присутствие Христа в лодке должно было, казалось бы, обеспечить им благоприятный ветер, но оказалось наоборот. Некоторые богословы полагают, что Господь хотел им показать, что, переплывая с Ним по морю этой жизни на другую сторону (в мир потусторонний), они встретят бури на пути. В стихе пророка Исаии Ис.54.11 сказано «о церкви, бросаемой бурями». Мы ни разу не читаем о том, чтобы Христос спал, кроме этого случая. Он часто бодрствовал и проводил в молитве всю ночь. Он спал, показывая тем самым, что Он действительно человек, подверженный безгрешным немощам нашей природы.
8.25 «Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! Спаси нас, погибаем». На учеников, хотя и привычных к волнению Тивериадского озера, напал сильный страх. И в этом страхе они обращаются к своему Учителю. Близость неминуемой опасности часто побуждает людей обращаться к Богу. Они верили, что Он может спасти их и просили, чтобы Он сделал это. Христос пришел в этот мир спасать, но спасаются только те, кто призывает имя Господа. Доводы учеников: «мы погибаем». Они считали свое положение безнадежным, а себя – погибшими. Много тех, которые исполнены благодатью настолько, что во время невзгод простирают руки к Христу, моля Его: «Господи! Спаси нас, погибаем». Однако им не хватает веры, чтобы осознать, что даже в самый черный день им нечего бояться. Возможно, мы никогда не узнаем, насколько мала наша вера, пока не попадем в стесненные обстоятельства. Христос многомилостив к нашей вере. Ему известны наши немощи и наше несовершенство, но Он не выкидывает нас во тьму внешнюю из-за нашего маловерия. Он сострадает даже тем, кого упрекает. Молитва, сказанная даже со слабой верой, будет услышана.
8.26 «И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина». Сила и благость Христа пришли им на помощь. Он во время бури может сразу не оказать помощь, но Он никогда не проспит, когда Его Церковь переживает бурю. Он укоряет учеников не за то, что они побеспокоили Его, а за то, что своим страхом лишили себя покоя. Он вначале обличил их, а потом избавил. Таков Его метод – сначала подготовить нас к милости, а потом уже дать ее нам. Обратим внимание на Его неодобрение их страха. Он как бы говорит им: «Пусть грешники или язычники трепещут от страха во время бури, но только не вы». Он указывает на причины и источник этого страха: «маловерные». Многие имеют истинную веру, но немощны в ней. Такая вера не способна на большие дела. То, что во время бурных дней нами овладевает страх, объясняется слабостью нашей веры. Страх учеников, ими овладевший во время бури, и их неверие, т.е. причина страха, неугодны Господу Иисусу. Они бесчестят Его и лишают покоя их самих. «Он запретил ветрам и морю». Ученики видели до сих пор действовать Господа как Бога благодати и Властителя сердец. Теперь же Он действует как Бог природы. Он успокоил море и ветры одним лишь словом. Он имеет абсолютную власть над всем творением, что составляет блаженство для тех, кого Он защищает. Обычно после бури на поверхности воды остается волнение, и проходит некоторое время, прежде чем оно совсем успокоится. Но здесь внезапно сделалась великая тишина.
8.27 «Люди же, удивляясь, говорили: кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему?» Люди были хорошо и давно знакомы с Тивериадским озером. И никогда за всю свою жизнь не видели, чтобы буря так мгновенно превращалась в полный штиль. Это было признаком явного чуда. Они восхищаются Христом: «Кто же Этот?». Причина их восхищения: «И ветры и море повинуются Ему». Согласно этому, Христос достоин особого восхищения, потому что имеет власть над морем и ветром. Если Он может это, Он может и всё остальное, может дать покой в Нем во время самых сильных бурь.
8.28 «И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов(из пещер, где погребали), весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем». В стихах 28-34 мы читаем о том, как Христос изгнал бесов из двух одержимых. Цель всей этой главы – показать божественную власть Христа на примерах проявления над телесными недугами, которые неподвластны людям, над ветрами и волнением озера и над нечистыми духами. Чудо, описанное в этом отрывке, было совершено в стране Гергесинской, где жили остатки древнего народа гергесеев. Хотя Христос был послан, главным образом, «к погибшим овцам дома Израилева», тем не менее, Он посещал и заселенные другими народами территории. Он хотел одержать победу над сатаной в этой местности. В этом случае нам дан пример того, как действуют злые духи в своей вражде к человеку. Мы можем обратить внимание на то, что сделали бесы с тем, в ком пребывали и в тех, в которых они потом вошли. Их присутствие проявилось в ужасном состоянии одержимых ими людей. Эти несчастные жили в гробах, т.е. в пещерах, в которых погребали. Пребывание этих бедных жертв сатаны в гробах усиливало его власть над ними. Они не только не могли владеть собой, но были опасны и для окружающих. Дьявол питает злобу к роду человеческому, и это доказывается тем, что он сеет ненависть и злобу среди людей.
8.29 «И вот они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». Бесы держат себя вызывающе по отношению к Христу. Власть Бога над бесами в данном случае проявилась и в том, что бесы не могли удержать этих несчастных людей от встречи с Господом. Своей всемогущей рукой Он привел бесов в Свое присутствие. Оказавшись перед Ним, они начали протестовать против Его права судить их в данное время: «Что Тебе до нас, Иисус, …». Бесы знают и исповедуют Христа Сыном Божьим. Не знание о Боге, но любовь к Богу отличает детей Божьих от бесов. «Что Тебе до нас?» Буквальный перевод: «Что нам и Тебе?» (еврейское выражение). Это понимают так: «Что общего у нас с Тобой?» Это верно, что бесы ничего общего с Христом не имеют. Отрывок «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» выражает страх и негодование бесов. Пришел Ты выгнать нас из этих людей и лишить нас возможности творить зло, какое нам хочется. Быть лишенным возможности творить зло – это мучение для бесов. Их радость заключается в человеческих страданиях и их гибели. Ты пришел мучить нас «прежде времени». Духи злобы, которые по Божьему позволению ходят по Земле, даже теперь ограничены до определенного предела. Но потом они будут заключенными узниками. Они принимают это как само собой разумеющееся. Каждое повеление Христа выйти из человека причиняет им мучения.
8.30 «Вдали же от них паслось большое стадо свиней». Свиньи считались по Закону нечистыми животными, ведь их нельзя было употреблять в пищу, и даже прикасаться к ним. Среди живущих на окраинах страны было много язычников. Вероятно, им принадлежало это стадо свиней. Либо сами иудеи держали их для продажи римлянам, которые любили свинину.
8.31 «И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней». Хотя свиньи паслись вдалеке, но бесы, желавшие причинить людям зло, заприметили их и просили позволить им войти в этих свиней. Они обнаружили присущую им склонность делать вред и находить в этом удовольствие. Если им не позволяют вредить телам людей, то они станут вредить их имуществу, а через это – их душе. Они признали власть Христа над собой, признали, что без Его допущения они не могут причинить никакого вреда даже свиньям. Сатана и его помощники не могут сделать больше того, что Бог им позволит.
8.32 «И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде». Бог часто, из святых и мудрых намерений, позволяет сатане творить вред, и даже заставляет его служить Своим целям. Полагают, что Христос позволил бесам войти в свиное стадо ради убеждения саддукеев, которые отрицали существование духов. Христос хотел наглядно показать им эти существа, их силу и злобу. Полагают также, что Христос позволил бесам войти в свиное стадо ради наказания жителей страны Гергесинской, которые, вопреки Закону, держали свиней. Он также хотел показать им, от какой злобной бесовской шайки они были избавлены. Бесам не было приказано сохранить жизнь свиней, поэтому они заставили их броситься с крутизны в море.
8.33 «Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватым». Владельцам свиней доложили обо всем пастухи стада.
8.34 «И вот, весь город вышел на встречу Иисусу и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их». Любопытство побудило людей выйти Господу навстречу. Чтобы потом сказать, что видели человека, совершившего такое дело. Некоторые выходят встречать Христа за компанию (напр., на евангелизационных собраниях), не испытывая ни действительного влечения к Нему, ни желания знать Его. Движимые сожалением о погибших свиньях, они стараются избавиться от Него. Вместо того, чтобы пригласить Его в свой город, или привести к Нему своих больных, чтобы Он исцелил их, они просят Его отойти «от пределов их». Бесы восстановили людей против Христа. Сатана внушил людям, что от Христа больше вреда, чем пользы. Так он творит зло в христианской Церкви, а потом обвиняет в этом христианство и восстанавливает против него народ. Жители просили, чтобы Христос ушел от них, чтобы Он не навел на их город других язв.