ПРОПОВЕДИ
Насыщение Иисусом Христом более пяти тысяч человек.
Ин.6.14 «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир».
В стихах Ин.6.1-14 описывается одно из самых удивительных чудес Господа. Много великих дел было сотворено Господом Иисусом, но не многие видели их. Чудо же, описанное здесь, видело и испытало огромное количество людей. Из всех чудес Господа только это чудо описывается всеми четырьмя евангелистами. У всех евангелистов мы находим описание еще только двух событий: распятия и воскресения Христа. Поэтому чудо, о котором рассказывается здесь, заслуживает внимания. Место и время совершения этого чуда указывается конкретно с целью еще больше удостоверить читающих в правдивости этой истории. В греческом тексте написано не «После сего пошел Иисус» (Ин.6.1), а «После этих (событий)» Некоторые богословы придерживаются мнения, что если ап. Иоанн начинает повествование о каком-то событии со слов «После сего», то это событие сразу же следует за предыдущим. Когда же между событиями есть значительный промежуток времени, апостол использует выражение «После этих событий».
Ин.6.1 «После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады». Это так называемое Галилейское море называлось еще и Геннисаретским озером, на самом деле оно было пресноводным озером. По научному определению «море» – часть мирового океана. Город Тивериада считался сравнительно молодым. Он находился на западном берегу Галилейского озера и был построен Иродом великим примерно в то же время, когда родился Господь Иисус. Ирод назвал его в честь римского императора Тиберия. Во время признанного историка того времени Иосифа Флавия, т.е. через 40 лет после распятия Иисуса Христа, Тивериада уже выделялась из числа других городов.
Причина, по которой Господь переправился на другую сторону озера, очевидно, заключается в том, что Он хотел удалиться от постоянно сопровождающей Его толпы или избежать преследования со стороны партии иродиан, которое могло начаться после убийства Иоанна Крестителя. Евангелист Лука сообщает нам, что это чудо произошло «в пустынном месте, близ города, называемого Вифсаидою» (Лк.9.10). Если вспомнить, что, по крайней мере, трое из учеников Господа (Филипп, Андрей, Петр) были из Вифсаиды, то нетрудно догадаться, почему Господь выбрал именно это место.
Ин.6.2 «За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными». Полагаем, что некоторые из людей уже начали задумываться о личности Христа: «Не Мессия ли Он, коль творит такие чудеса?» Остальные люди шли за Ним, движимые праздным любопытством или увидеть что-то необычное. Земное служение Господа проходило под взором толпы, что больше причиняло Ему хлопот, чем служило к Его славе. Его чудеса удовлетворяли их любопытство, но сила чудес не пробуждала их совесть. Иоанн опускает здесь то, о чем говорится в других трех евангелиях: часть дня была потрачена на исцеление больных и на учение народа.
Ин.6.3 «Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими». Точнее это выражение переводится как «на ту гору». Имеет ли это какое-то значение, мы не знаем. Возможно, эта гора выделялась на фоне всех остальных гор, окружавших ее. Один путешественник утверждает, что в той местности ест крутой мыс, у основания которого расположена гладкая травянистая площадка. На ней могут расположиться тысячи людей. Вполне возможно, что именно сюда приходил Господь. Он взошел на гору, чтобы этому множеству следовавших за Ним было удобно видеть и слышать Его. Теперь Господь вынужден был исполнять роль полевого проповедника, но от этого Его слово не становилось хуже. Он сидел там, т.к. учителям в то время положено было сидеть. Он сидел с учениками Своими. Он снизошел до того, что взял их с Собой, чтобы они сидели вместе с Ним. Этим Он хотел почтить их в глазах народа и вручить им залог будущей славы. Славы, в которой они вскоре должны будут воссесть вместе с Ним. Последователям Божьим сказано, что Бог «посадил нас вместе с Ним» (Еф.2.6).
Ин.6.4 «Приближалась же Пасха, праздник иудейский». О приближении Пасхи упоминается не случайно. Иоанн хочет показать, что тема проповеди Христа была актуальной. Умы людей были заняты мыслями о приготовлении пасхального агнца, окроплении его кровью косяков своих дверей и о той вечере, когда он будет испечен и съеден. Господь использует ситуацию и говорит людям о Божьих истинах, связанных с Пасхой. Мы в других местах Нового Завета можем получить доказательства способности Господа извлекать назидание из любой ситуации. Большое скопление народа в данном случае можно частично объяснить приближением Пасхи. Вероятно, многие заинтригованные слухами о чудесах Христа, свернули с пути в Иерусалим, где намеревались праздновать Пасху. И пошли навстречу Господу, чтобы увидеть воочию то, о чем слышали.
Ин.6.5 «Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлеба, чтобы их накормить». Из этого стиха не стоит делать вывод, что Господь был удивлен появлением большой толпы народа. По словам евангелистов Матфея и Марка, прежде чем совершить чудо, Он сжалился над народом. Приведем слова Марка: Мк.6.34 «потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много». Когда Господь закончил учить и увидел огромную толпу людей, Он не мог не позаботиться о них. Необходимо заметить, что те Божьи глаза, которые с жалостью смотрели на эту толпу, смотрят с состраданием на толпы людей и сегодня, особенно собравшихся во имя Бога. Вопрос задал Господь Филиппу, который был родом из Вифсаиды, рядом с которой и происходило это событие. Филипп был Его учеником с самого начала и видел все Его чудеса, в частности чудо превращения воды в вино на свадьбе в Каннах. И поэтому вполне можно было бы ожидать, что он скажет: «Господи, если Ты хочешь, для Тебя никакого труда не составит накормить их всех». Но Филипп оказался не на высоте. Казалось бы, когда Господь поучал и исцелял народ, то уже сделал Свое дело. И теперь они должны были бы подумать о том, как угостить Его Самого и Его учеников. Желающие получить духовные дары Христа, вместо того, чтобы заплатить за них, сами получат плату за то, что приняли эти дары. Напитав их душу хлебом жизни, Христос питает также и тело их насущным хлебом, чтобы побудить их молиться о насущном хлебе и чтобы оставить нам пример сострадания к бедным.
Господь часто испытывал Своих учеников. Когда Он явился после воскресения двум ученикам на дороге в Эммаус, то, после беседы с ними Он «сделал вид, что хочет идти далее» (Лк.24.28). Это Он сделал для того, чтобы испытать их, хотят ли они находиться в Его обществе. В другом случае, когда Он шел к ученикам по морю, то «хотел миновать их» (Мк.6.48). И в этой главе, немного ниже нашего отрывка, чтобы испытать веру Своих учеников, Он задает им вопрос: Ин.6.67 «Не хотите ли и вы отойти?» Господу хорошо известно, насколько медлительно и холодно сердце человека. Поэтому Он испытывает нас, чтобы разбудить наши духовные чувства и желания.
Ин.6.6 «Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать». Необходимо обратить внимание на то, что Господь предвидел, какое чудо сделает. Все Его дела совершались не от случая к случаю, и не вследствие каких-то непредвиденных обстоятельств, а по предвидению и предопределению. Это были «дела, которые Отец дал Ему совершить» (Ин.5.36). Один из отцов Церкви (Гроций – Grotius) подсчитал, что хлеба, купленного на двести динариев, едва ли хватило бы, чтобы накормить две тысячи человек. Но Филипп исходил из самых скромных расчетов. Чтобы каждому из них досталось хотя бы по немного. Организм, говорим мы, довольствуется малым. Не можем не заметить слабость веры Филиппа, рассуждающего в стесненных обстоятельствах так, как будто Господь был самым необыкновенным человеком. Господь мог бы сказать ему уже прямо сейчас то, что сказал впоследствии: Ин.14.9 «столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?» Так мы бываем склонны сомневаться во всемогуществе Божьем, когда видимые средства оказываются бессильны.
Андрей, брат Симона Петра познакомил Господа с тем, что у них было в наличии. Сушенная рыба – это распространенная пища в странах с жарким климатом. А ячменные хлебы считались грубой пищей. Ап. Иоанн намеренно вставляет в свое повествование вопрос Андрея: Ин.6.9 «но что это для такого множества?» Это свидетельство еще больше возвеличивает чудо, сотворенное Господом. И не оставляет места для скептических предположений о том, что оно было заранее спланировано и приготовлено Господом и Его учениками. Даже для Его самых близких последователей это чудо стало полной неожиданностью.
Ин.6.10 «Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч». Когда собирается много народа, необходим порядок. Евангелист Марк сообщает, что «они сели рядами, по сто и по пятидесяти», Мк.6.40. Сели, т.к. было много травы на том месте. В английском и венгерском переводах Библии вместо слова «людей» применяется «мужчин». И ап. Матфей пишет о том, что в число 5000 не входили женщины и дети.
Чудо Христа предваряет торжественная молитва благодарения. Мы должны благодарить Бога за пищу, потому что иметь ее – Божья милость. Пища из рук Господа раздавалась руками Его учеников. Источником всех наших земных благ являются руки Христа. Через кого бы наши блага ни приходили, это Он посылает их. Ин.6.12 «И когда насытились». Пища раздавалась для удовлетворения каждого. Ученики не говорили, чтобы каждый брал понемногу. Но все брали «сколько кто хотел», ст.11. Господь не ограничивает и тех, кого питает хлебом жизни. Все насытились. Невозможно убедить 5000 голодных мужчин в том, что они сыты, если это не так. И представить, чтобы 5000 голодных мужчин вдруг перестали чувствовать голод, не съев достаточного количества пищи.
Из того, что ученики собрали оставшуюся пищу, видно, что Господь был против ненужной расточительности. Вспомним Его слова: «чтобы ничего не пропало», ст.12. Эти слова можно отнести к тому, как мы тратим наше время и деньги, как мы проявляем милосердие и творим добрые дела. Мы всегда должны заботиться о том, чтобы не растрачивать никакие творения Божьи, ибо они дарованы нам. Бог справедлив, когда дает нам испытать нужду в том, что мы расточали беспечно. Иудеи проявляли большую заботу о том, чтобы не выбрасывать хлеб, не ронять его на землю, чтобы его не топтали. У них существовала поговорка: «Кто пренебрежительно относится к хлебу, тот опускается в глубины бедности». Когда мы сыты, мы должны помнить о том, что другие нуждаются в хлебе, и что мы сами тоже можем оказаться в нужде. Если бы этот не съеденный хлеб остался лежать на траве, то звери и птицы подобрали бы его. Но если данное человеку в пищу выбрасывается зверям и птицам, то оно расточается.
Ин.6.14 «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир». Люди ожидали, что явление каждого пророка и посланника Божия будет сопровождаться чудесами и знамениями. Это великое чудо взбудоражило людей. Даже неграмотные иудеи с уверенностью ожидали Мессию, Который должен был прийти в этот мир и стать великим Пророком. Они с уверенностью говорят здесь о том, что Он уже пришел. Фарисеи презирали их как «невежд в законе», но их духовные глаза были более открыты, чем у фарисеев. Чудеса, которые творил Господь, очевидным образом доказывали, что Он и есть обещанный Мессия. Но много было тех, которые не приняли Его учения. Ибо они не пребыли в нем. И остались глухими к Его словам.
Боже наш! Просим, дай нам не сомневаться в том, что слова Иисуса Христа могут удовлетворить все духовные потребности человека. И что Евангелие не устарело и не потеряло своей силы. Аминь
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за описание этого чуда в Библии. Благодарим, что со всеми подробностями сообщаются его обстоятельства, чтобы можно было проверить факты. Благодарим, что люди признали автора чуда Мессией, т.к. именно это имел в виду Господь Иисус. Любящий наш Небесный Отец! Благодарим, что Ты открылся нам и примирил нас с Собой через Иисуса Христа. Верующие в Него спасены, потому что Он – Эммануил, «с нами Бог». Благодарим, что Ты обеспечиваешь нас всем в жизни. Господь Иисус! Когда жизнь наша становится слишком трудной, просим, напоминай нам, что видеть Тебя – значит видеть Отца. Помоги нам не сводить с Тебя глаз. Благодарим, что чудеса, которые Ты творил, очевидным образом показывают, что Ты есть обещанный Мессия. Аминь.