ПРОПОВЕДИ
В чем сущность христианства.
Рим.2.28-29 «Ибо не тот иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога».
Иудей должен считаться таковым не по плотскому происхождению, и не по внешнему исповеданию или знаку. И обрезание, делающее человека иудеем, состоит не только во внешнем символе. Но и то, и другое является внутренним свойством человека. То, что добавляет ап. Павел об истинном обрезании, взято из многих мест Библии и из общего смысла его учения. Повсеместно повелевается народу обрезать свое сердце, и Господь Сам обещает исполнить это дело. Ведь необрезание устраняется как порча всей природы. Обрезание есть умерщвление всей греховной плоти. «Буквой» называет здесь апостол внешнее соблюдение Закона, не сопровождаемое благочестием, а «духом» – цель всякого обряда, являющуюся духовной. Ибо, полезность всех обрядов и символов зависит от того, какой цели они служат. По устранении этой цели остается голая буква. Вот в чем заключается смысл апостольских слов: глас Божий, если не принят с искренним сердцем, остается лишь бездушным писанием. Если же повеления эти проникают в душу, то преобразуются неким образом в дух.
Из этих стихов мы можем сделать вывод, почему мы стали христианами и в чем сущность христианства. Горе некоторых наших церквей состоит в противоречии между словом и делом. Это относится и к некоторым верующим. А противоречие это подвергает нас оправданной критике мира и обвиняет нас. Из-за этого хулится в мире имя Божие. Очень приятно нам слышать, когда христиане показывают свет Христа в своей жизни. Один бывший преподаватель Библейского института Муди на вопрос: «О чем он скучает после ухода из института», ответил: «О студентах. Мне очень по душе их любовь к Иисусу Христу и то, как она проявляется в повседневной жизни». Начальник полиции Чикаго однажды сказал: «Когда студенты института Муди возвращаются с каникул, в городе словно зажигается свет». Многие христиане не лучше иудея, изображенного в нашем эпиграфе. Они ничего не знают, да и не хотят знать об обрезании сердца Духом Святым, о возрождении Духом. Они считают всё это преувеличением и фанатизмом. Никогда еще «это христианство» не сознавало своей полнейшей погибели перед Богом, а также необходимости спасения посредством жертвы Сына Божьего. По сути дела оно знает только закон, но который разбавлен и потерял остроту. Оно пытается исполнить этот закон, утешая себя в сознании своих недостатков тем, что принадлежность к церкви и участие в таинствах окажут ему какую-то пользу. Такое христианство находится под судом этих стихов.
В ст.28-29 выделаются три назидательных урока. Мы узнаем, что: 1) в Божьих глазах формальная религия – это не религия, а формальный христианин – это не христианин. 2) Вместилищем истинной религии является сердце человека, а истинный христианин – это христианин в сердце. 3) Истинная религия никогда не должна рассчитывать на популярность в мире. Она получит похвалу не от людей, но от Бога. Рассмотрим более подробно эти принципы.
1. Изложим, что имеем в виду, когда говорим о формальной религии. В Библии сказано, что быть детьми Авраама (иудеями или христианами) – это значить творить дела Авраама. Когда человек – христианин только во внешнем, а не во внутренних чувствах, только в исповедании, а не на практике без какого-либо влияния на его сердце или жизнь, в таком случае человек имеет то, что называем формальной религией. В самом деле, он обладает формой религии, но не обладает ее сущностью или ее силой. Один английский священник, живущий в 17-ом веке, сказал: «Формализм – это великий грех Англии в наше время, под которым страна стонет. Сегодня больше света, чем раньше, но меньше жизни; больше слов, но меньше содержания; больше исповедания, но меньше освящения».
Вокруг нас много таких людей, вся религия которых состоит в выполнении религиозных обрядов или постановлений. Они могут регулярно посещать храмы. Они могут участвовать даже в Вечери Господней. Но они не знакомы с Библией и не считают нужным читать ее. Они не отделяются от путей мира. Они не проводят различия между благочестием и нечестием в своей дружбе или супружеской жизни. Они мало заботятся или не заботятся вовсе об отличительных доктринах Евангелия. Из всего того, что мы увидим или услышим от них в будничный день, мы можем предположить, что они неверующие. По исповеданию они христиане, тем не менее, их христианство не имеет ни сердца, ни жизни.
Есть и другая группа христиан, вся религия которых состоит в разговорах о возвышенном исповедании. Они знают теорию Евангелия и заявляют, что они наслаждаются евангельской доктриной. Они многое могут сказать о темноте тех, кто не соглашается с ними. Но если посмотреть их внутреннюю жизнь, то можно увидеть, что они ничего не знают о практическом благочестии. Они не являются ни верными, ни любящими, ни смиренными, ни честными, ни уравновешенными, ни великодушными, ни бескорыстными, ни благородными. И о них можно сказать только одно: они – номинальные христиане. Их религия – форма.
В Библии сказано о том, что формализм (показуха) – это грех и бесполезность. Об этом говорит Господь Бог через книгу пророка Исаии. Ис.1.11-15 «К чему Мне множество жертв ваших?- говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; …кто требует от вас, чтобы вы топтали Мои дворы? …Праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование». Эти слова, если их тщательно взвесить, необычны. Жертвоприношения, которые здесь объявлены бесполезными, были установлены Самим Богом. Праздники и заповеди, о которых Бог говорит, что Он их ненавидит, были предписаны Им Самим. Итак, Сам Бог провозглашает Свои установления бесполезными, если они используются формально и без участия сердца поклоняющегося. На самом деле они даже хуже, чем бесполезны: они оскорбительны для Бога. Они показывают, что формальная религия в глазах Бога ничего не стоит. Мы вспомним, что говорит Господь Иисус: Мф.15.8,9 «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня». Он неоднократно разоблачает формализм и лицемерие книжников и фарисеев, и предостерегает от этого Своих учеников.
2. Попробуем показать, что сердце является истинным критерием человеческого характера и истинный христианин – это христианин в сердце. Ст.29 «Но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве». Человека не всегда можно узнать по тому, что он говорит или что он делает. Он может говорить или поступать правильно из недостойных и ложных мотивов, в то время как его сердце неправо. Пр.23.7 «Каковы мысли в душе его, таков и он». Поэтому Бог смотрит на сердце: 1Цар.16.7 «Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце». Человек может совершать много правильных дел. Может казаться, что он соблюдает Божьи заповеди. Но до тех пор, пока сердце его будет заблуждаться, Бог не будет благоволить к нему. Бог желает иметь либо всё сердце человека, либо ничего. Когда сердце право, Бог может простить многие недостатки. Могут быть ошибки в суждениях и бессилие в практической жизни. Но Бог милостив и благодатен и готов простить многие несовершенства, если Он видит правое, преданное Ему сердце. Пример из Библии: Пасха, которую проводил царь Езекия, имела множество нарушений. Многие люди не имели возможность выполнить надлежащие ритуалы и формы. Они ели пасху «не по уставу»Но они делали это с искренним и чистым сердцем. И мы читаем, как Езекия молился о них: 2Пар.30.19-20 «Господь благий да простит каждого, кто расположил сердце свое к тому, чтобы взыскать Господа Бога, Бога отцов своих, хотя и без очищения священного! И услышал Господь Езекию и простил народ».
Приведем предупреждение. Нельзя допускать и мысли, что если формальная религия не спасает, то и сами ее формы бесполезны. Злоупотребление вещью – это не аргумент против ее употребления. Слепое идолопоклонство перед формами, которое преобладает в некоторых местах, не является поводом для того, чтобы отбросить все формы в сторону. Ковчег, который Израиль сделал идолом на поле боя и поставил на место Бога, не смог спасти израильтян от филистимлян. Но тот же ковчег, когда с ним обошлись непочтительно, стал причиной смерти Озы, а при почтительном отношении он принес благословение дому Аведдара. По данному вопросу некий эпископ выразился так: «Тот, кто имеет только форму лицемер, но тот, кто не имеет и формы – атеист».
Ст.29 «И то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве». Мы понимаем так: буквой называет ап. Павел внешнее соблюдение Закона, не сопровождаемое благочестием. Если Слово Божье не принято людьми с искренним сердцем, остается лишь буквой, т.е. бездушным писанием. Если же оно проникает в душу, то преобразуется неким образом в дух. Блаженный Августин говорит: «Обрезание сердца он (ап. Павел) называет чистой волей, т.е. волей, которая свободна от всех запретных вожделений. Это недостижимо по букве: поучениями и угрозами, но Духом, Который помогает и исцеляет. Т.о., слава таких даров принадлежит не человеку, но Богу».
3. Истинная религия получит похвалу от Бога. «Ему и похвала не от людей, но от Бога». Т.к. глаза людей смотрят лишь на внешнюю видимость, ап. отрицает достаточность того, что одобряется человеческим мнением. Высокие притязания и благовидное исповедание могут обмануть людей, но Бога ими не обманешь. Он видит сквозь внешность то, что представляет собой человек в действительности. Поэтому апостол напоминает лицемерам о суде Божьем, обманывающим себя ложными убеждениями. Истина Божья и библейское христианство никогда не были, не бывают и не будут по-настоящему популярными, пока существует этот мир. До тех пор, пока человек будет оставаться нынешним человеком, большой части человечества религия формы будет нравиться больше, чем религия сердца. Формальная религия устраивает непросвещенную Богом совесть человека. Откровенное безбожие никогда не бывает популярным. Но греховный человек хочет иметь такую религию, которая не требует многого, не сильно тревожит его сердце, не сильно мешает его грехам. Формальное христианство удовлетворяет его. Формальная религия – это популярная вещь. Она получает похвалу от людей. Не зря говорит ап. Иоанн о некоторых лжеучителях: 1Ин.4.5 «Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их».
Что касается религии сердца, она, как общее правило, не получает в свой адрес доброго слова от человечества. Она навлекала на людей, исповедовавших ее, насмешки, презрение, вражду, ненависть, преследование и даже смерть. Ее сторонников всегда было мало. Религия сердца слишком смиренная, чтобы быть популярной. Она говорит человеку, что он – виновник, заслуживающий ада грешник. И что человек должен бежать за спасением к Христу. Человеческая гордость восстает против таких известий. Религия сердца слишком свята, чтобы быть популярной. Она требует от человека веры, покаяния, духовного мышления, чтения Библии и молитвы. Они приказывает человеку отказаться от многих вещей, которые он любит, и оставить которые он не может решиться. Бог наблюдает за состоянием сердца человека в нынешней жизни. Он поддерживает в нем действие благодати и пополняет его веру, надежду и силы.
Боже наш! Нет ничего настолько доброго и духовного, что оно не может стать у нас формальной привычкой. Поэтому просим Тебя, помоги нам наблюдать и быть настороже. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за сегодняшние наставления, посредством которых Ты хочешь прогнать от нас лицемерие, привести нас к искренности. И, следовательно, к сокрушению, которое побуждало бы нас искать Твоей милости и спасения, и стать искренними верующими. Ты нам сказал, что все внешние дела, все внешние преимущества, поступки и соблюдение Закона Божия – всё это лишь видимость, если сердце не искреннее, не рождено вновь и не живет перед Богом в покаянии и вере. Благодарим, что уже в Крещении мы были приняты в завет Божий, что мы обладаем всем Словом Божьим, даже всем светом Нового Завета. Просим, помоги нам обновляться в духе, отвернуться от своей тленной сущности, быть оправданными благодатью и жить Христом и в Нем. Просим, помоги нам наблюдать за состоянием нашего внутреннего человека, нашим языком, нашей жизнью. Аминь.