ПРОПОВЕДИ
Отличие характеров спасенных и не спасенных людей.
Тит.1.15 «Для чистых всё чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть».
Для добрых христиан, здравых в вере и поэтому очищенных, всё чисто. Пища и питие и всё, что запрещено Законом (некоторыми соблюдалось), теперь потеряла всякие различия. Теперь стало всё чисто: законно и разрешено для употребления. «А для оскверненных и неверных нет ничего чистого». Т.е. вещи, законные и добрые сами по себе, от их злого употребления становятся греховными. Они высасывают яд из того, из чего другие извлекают сладость. Поскольку их ум и совесть осквернены, то всё, что они делают, также оскверняется.
Но не являются ли эти людьми религиозными, хорошо говорящими о Боге, о Христе и о праведной жизни? Заслуживают ли они столь сурового осуждения? Ответ дает здесь же сам ап. Павел, автор послания к Титу. Тит 1.16 «Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу». Многие, говорящие, что знают Бога, своей жизнью отрекаются от Него. Их практическая жизнь противоречит их исповеданию. Они «гнусны», т.е. заслуживающие отвращения со стороны Бога и всех добрых людей как нечто отталкивающее, противное. Они не умеют ничего делать правильно. Какое жалкое их состояние, имеющих только вид благочестия, но не силу его. Т.о., ап. Павел здесь показывает разительное отличие характеров спасенных и не спасенных людей. Как часто злые люди в каждодневной жизни своими действиями и поступками подтверждают истинность того, что сказано в ст.16. Злые намеки, предположения могут возникнуть у них в самых, казалось бы, невинных ситуациях. Их сознание, интеллект, а также как здесь говорится, «и ум их и совесть», окончательно осквернены. Поскольку мир полон всякого рода зла и возникает искушение оправдать свой грех только потому, что все люди грешат, мы должны быть очень внимательны к тому, чтобы не искать ни в себе, ни в других людях таких оправданий.
Человек в его природном состоянии полностью развращен. Как душа, так и тело его осквернено, о чем подробно говорит ап. Павел в главе 3 Послания к римлянам. Развращенность природы человека проявляется и через разум, и через чувствования, волю, совесть и память. Разум неверующего человека лишен ясности и уверенности. Люди лишились своих духовных очей. Рим.3.11 «Нет уразумевающего, никто не ищет Бога». И не только не ищет, но Бога даже не слушает. Один теолог рассказывает: «Работая преподавателем в университете, я не раз думал вот о чем: «Самое худшее для учителя – это стоять перед классом и видеть, что никто не обращает на вас внимания; говорить и видеть, что никто не слушает»». Кому понравится, если на него не будут обращать внимания? Как мы себя почувствуем, если наших слов не слушают, а искренним отношением пренебрегают? А теперь представим, как скорбит Бог, если мы не слушаем Его. Как скорбит Его сердце, когда мы ведем себя так, словно Его нет. И как Он чувствует Себя, видя, что Его святое Слово, данное нам в Библии, пренебрегается и забывается. Способность духовного восприятия природного человека искажена грехопадением.
Рассмотрим подробнее, в чем заключается испорченность человеческого разума, т.е. его неспособность понимать истину. Человеческий разум через грехопадение сделался слабым. Что касается духовного познания, то здесь разум человека чрезвычайно слаб. Ап. Петр говорит о тех, кто еще не просвещен благодатью Духа Святого: 2Пет.1.9 «в ком нет сего, тот слеп». Если рассказать человеку о том, как он может преуспеть в накоплении земных богатств или в удовлетворении своих страстей, он очень быстро поймет эти вещи. Но ему тяжело объяснить, как можно спасти свою душу. Или как его сердце может найти покой в Иисусе Христе. Даже люди, имеющие хорошее образование, увязают в очевидных Божьих истинах и рассуждают на эти темы как дети.
Руководимый дьяволом невозрожденный человек лишился света истины в своем сознании. Как сказал ап. Павел: Еф.5.8 «Вы были некогда тьма». Царь тьмы правит там. Непроницаемая тьма полностью покрыла весь языческий мир и никто не знал пути, который привел бы к спасению. В сердце большинства людей Божьего народа Израиля была также тьма невежества. Несмотря на то, что им было вверено Слово Божье. Но они своими доктринами извратили Божьи истины. В частности, иудейские духовные руководители не знали ни сущности, ни необходимости возрождения. Т.о., духовный мрак покрывал всю Землю, когда Иисус Христос – истинный свет вошел в этот мир. И подобный мрак наполняет душу человека до тех пор, пока Господь не просветит его.
Несмотря на то, что душа невозрожденного человека – это духовная тьма, но в глазах самих людей всё выглядит благопристойно. Сатана, наш искуситель, вводит людей в заблуждение. Они погибают, падая в ту или иную губительную пропасть. Одних гонит по свету алчность, другие увязли в болоте чувственности, третьи разбились о скалы гордости и высокомерия. Все люди хотят быть счастливыми, но не хотят принять путей достижения истинного счастья. У природного человека отсутствует спасительное познание о духовном мире. Он не знает, что надо делать для Бога. Не знаком с Иисусом Христом и не знает, что такое грех. Духовные знания недоступны неверующим людям. 1Кор.2.14 «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно».
Разум природного человека склонен к злу. Приведем слова пророка Иеремии: Иер.4.22 «они умны на зло, но добра делать не умеют». Искусство делать злое обильно растет в сознании людей вследствие развращенности их природы. В Библии сказано Прит.10.23 «для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость». Трудно обуздывать плотской ум даже тем людям, которые уже обращены к Богу. Их разум не расположен пребывать в размышлениях о духовных истинах. Мысли каждого человека уводят его в сторону от заботы о душе.
Разум природного человека неповоротлив, когда размышляет о добре, но быстр на злое. Приведем слова пророка Иеремии: Иер.4.22 «они умны на зло, но добра делать не умеют». И никого не надо обучать искусству делать злое. Мудрость эта в Библии охарактеризована как «земная, душевная, бесовская» (Иак.3.15). Она обильно растет в сознании людей вследствие развращенности их природы. Люди двигаются по греховным путям в одном потоке, поэтому не удивительно, что они достигли в совершении зла большого прогресса. Ибо корень зла – развращенность от рождения, присуща им и возрастает через совершения злых дел. Трудно обуздывать плотской ум даже тем людям, которые уже обращены к Богу. Мысли неверующего человека в любое время уводят его в сторону от заботы о душе: их усмирить так же трудно, как буйное животное. И удержать плотское мышление от того, чтобы оно не переключалось вновь и вновь на мысли о суетных мирских вещах, стоит большого труда. Когда Бог обращает Свое Слово к людям или когда они говорят с Ним во время молитвы, не блуждают ли их мысли? В таких случаях, хотя человек и стоит перед Богом, сердце его может находиться в другом мире. И хотя глаза его и закрыты, он видит тысячи суетных вещей. Нельзя сказать, что невозможно сохранять внимание сосредоточенным. Это на самом деле очень трудно, но всё-таки возможно. Божья благодать в этом поможет. Едва ли существует опасность, что разум мирского человека будет блуждать, когда он мыслит о земных делах. Подсчитывает прибыль или говорит о деньгах. Но когда вы говорите с ним о духовных истинах, он может не слушать вас, потому что его мысли сосредоточены на личных делах. К невозрожденному человеку прилипает всё, что является злым и греховным. 2Пет.2.14 «глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха».
Развращенный разум находит радость в греховных мечтах. Аморальные личности заполняют свои мысли похотливыми мечтаниями. Алчный человек наполняет свое сердце мыслями о благах этого мира, которыми он не в состоянии наполнять свои руки. Злобный человек с огромным наслаждением взращивает в своей душе планы мести. Для завистливой и мелкой души нет ничего приятнее, чем видеть несчастье соседа. Т.о., каждая прихоть в нужное время находит в развращенном разуме человека благоприятную почву.
Плотской разум противится истине. Он противодействует духовным истинам и даже питает отвращение к их восприятию. Бог дал людям в Библии откровение Своих мыслей, в т.ч. и путь спасения. Но природный человек не верит Слову Божию. В Библии сказано, что такой человек «не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем» (1Ин.5.10). Горький корень неверия имеется от рождения у всех людей. Неверие царствует, и до тех пор будет царствовать, пока благодать не направит разум человека к истинной вере. Большинство из не спасенных людей живет так, как если бы святое Евангелие было простой басней. А гнев Божий, который возвещен в Его Слове как наказание за их безбожность – всего лишь пугало. Мы имеем такого Бога, Который есть единый и святой Бог, Исх.34.7 «не оставляющий без наказания» вину людей.
В сознании природного человека имеется склонность ко лжи и обману, которые служат для сокрытия его грехов. Пс.57.4 «С самого рождения отступили нечестивые; от утробы матери заблуждают, говоря ложь». По сравнению с заблуждением, каким бы преимуществом не обладала истина, передаваемая посредством духовного воспитания, всё равно в сознании не спасенного человека заблуждение всегда одерживает верх над истиной. Для этого есть своя причина. Истинное вероучение отличается от заблуждения тем, что 1Тим.6.3 « следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии», а также направлено Тит 1.1 «к познанию истины, относящейся к благочестию». Ложное же вероучение проповедует безнравственность и безбожие. По выше приведенной причине не спасенный человек более доступен для неправды. Он не понимает, что в этом случае угождает дьяволу, потому что любое заблуждение исходит не от Бога, а от дьявола.
Разум не спасенного человека склонен к гордости. Он обычно горд и надменен. И поэтому, когда к нему приходит святое благовествование, то Святому Духу, прежде всего, приходится «ниспровергать замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия» (2Кор.10.4-5). Скромность ума сама по себе не возникает, но насаждается Богом в каждом возрожденном сердце. Не спасенному человеку его путь всегда кажется верным, т.к. это его путь. Прит.21.2 «Всякий путь человека прям в его глазах». И поскольку природный человек мнит о себе слишком много, он не воздает Богу полагающуюся Ему славу. Вспомним слова Бога, отрывок Осия 7.13 «Горе им, что они удалились от Меня! Я спасал их, а они ложь говорили на Меня». Много можно говорить о развращенности разума природного человека. Но уже сказанного достаточно, чтобы стала очевидной безусловная необходимость возрождающей Божьей благодати.
Приведем пример из жизни, показывающий склонность мышления человека к злу. Один фармацевт обладал завидной репутацией среди своих коллег: хороший семьянин и удачливый предприниматель, он мог заработать миллионы своим трудом. Однако, движимый жаждой наживы, он начал разбавлять лекарства, и был уличен в мошенничестве. Многие знакомые и пациенты недоуменно спрашивали: «Как такое могло произойти?» Глядя на падение известных нам людей, мы порой чувствуем своеобразное облегчение от того, что мы оказались лучше их. Но это лишь служит доказательством того, как мало мы знаем себя. Господь включил в библейское повествование рассказ о падении чад Божьих не для того, чтобы мы думали, что мы лучше их. А для того, чтобы предупредить нас о грозящей опасности. Падения других должны побудить нас внимательнее относиться к себе, больше сознавать нужду в Божьей благодати. Только зная свои слабости, мы можем больше укрепиться Божьей силой.
Господь! Просим, просвети наш разум, сделай наш характер угодным Тебе. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Благодарим за Твое Слово, из которого мы можем понять почему христиане должны быть такими и только такими, как апостол наставляет. Для добрых христиан, здравых в вере и поэтому очищенных, всё чисто. Просим, силой воскресения Иисуса Христа помоги нам сделать первый шаг навстречу жизни большего посвящения Тебе. Помоги нам почитать себя мертвыми для ценностей мира и жить для Христа. Стремиться к образу жизни, который показал Он. Научи нас вначале охранять свое сердце, чтобы затем мы смогли обуздывать уста. И помоги, если мы сделаем что-то недоброе, смиренно каяться и просить прощения. Положи охрану нашим устам, чтобы мы не ранили тех, к кому обращаемся. Твое сердце сострадает скорбящим и одиноким. Помоги нам любить Твой народ, как любишь его Ты, потому что мы созданы по Твоему образу. Мы признаем, что порой мы поддаемся гневу. Смягчи наше сердце и помоги не ранить, а, напротив, ободрять окружающих. Помоги нам более полно испытывать Твою любовь, чтобы распространять ее на других. Помоги жить в свете Твоей благодати и милости. Аминь.