ПРОПОВЕДИ
Воля невозрожденного человека стала развращенной.
Пс.106.10-11 «Они сидели во тьме и тени смертной, скованные скорбью и железом, ибо не покорялись словам Божьим и небрегли о воле Всевышнего».
Писание говорит, что узники сидели во тьме, запертые в тюрьме. Они сидели и в тени смертной. Всё это подразумевает не только их великое отчаяние и беду, но и великую опасность. Причиной этих страданий было: «ибо не покорялись словам Божьим». Противление Слову Божьему, противоречие Его истинам и нарушение Его Закона – это сознательный грех. Они «небрегли о воле Всевышнего», полагая, что не нуждаются в ней. А тому человеку, кто не желает слушать совет, помочь невозможно. Те, кто не обращает внимание на увещание собственной совести или справедливые упреки своих друзей, пренебрегают советом Господа Бога. За это они окованы скорбью, которая должна наказать их за неповиновение и перевоспитать. Непокорность была основной причиной скорбей народа Божьего. Господь предавал их в руки врагов, потому что они не были Ему верны. Бог не терпит пренебрежительного отношения, те, кто осмеливается на подобную дерзость, заплатят за нее годами неволи. Они считали себя умнее Творца и Царя всей Вселенной и потому оставили Его пути и прилепились к своим собственным. Кто не желает связывать себя узами Закона Божьего, будет связан узами суда.
Воля – это способность человека управлять собой. После грехопадения Адама и Евы она стала неверной, управляемой дьяволом и служащей ему. Воля человека первоначально подчинялась воле Бога, но она стала полностью независимой от Него. Но посредством внутреннего руководства Святого Духа человек способен познать испорченность своей природы. Это позволяет ему осознавать необходимость Божьей благодати, которая способна избавить его свободную волю от цепей греховности. Чтобы сделать порочность нашей воли очевидной, рассмотрим несколько конкретных факторов.
1. Воля невозрожденного человека не способна творить добро. Будучи от Бога отделенным, человек не может делать ничего истинно доброго в духовном понимании. Он поступает по принципу: «Я тебе, ты мне», а это в глазах Бога не является добром. Любые его устремления и желания, относящиеся к духовной области, являются плотскими и эгоистичными. Хотя совесть невозрожденных людей подсказывает им верный путь, но они не могут заставить себя избрать этот путь. Потому что порок сковал их волю и желания настолько, что они не способны уже сделать верный выбор. Ясные аргументы в пользу благочестия никак не могут привлечь этих людей на свою сторону. Ап. Павел пишет: люди «знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим.1.32).
2. Невозрожденная воля противится добру. Грех является составной частью бытия невозрожденного (природного) человека. И человек не желает разлучаться с ним так же, как рыба противится тому, чтобы ее выбросили на сухой берег. Человек не столько не может прийти к Христу, сколько не хочет прийти к Нему. Сам Господь Иисус говорит: Ин.5.40 «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Хотя такой человек весь испачкан грязью, всё же ему противна мысль об очищении. Как сказал о нем пророк: Иер.13.27 «ты и после сего не очистишься». Для доказательства не расположенности воли невозрожденного человека к добру приведем в качестве примера несколько рассуждений. А) Обратим внимание на непослушание детей. Разве мы не замечали их любовь к греховной свободе? Как не нравятся им разные запреты! На этом примере можно увидеть, что «человек рождается подобно дикому ослу» (Иов 11.12). Б) Воля природного человека делает его «врагом света» (Иов 24.13). Свет иногда проникает в его сознание, но он не способен выдержать его, ибо «люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин.3.19). Т.е., когда Бог посылает людям Свой свет, Свои духовные истины, они упрямо закрывают от него свои глаза. И Бог оставляет их, вследствие чего они лишаются духовного зрения, а потом Божьи истины становятся для них недоступными.
3. Воля невозрожденного человека имеет влечение ко злу. Если человек с не обновленной волей окажется перед выбором, где, с одной стороны, будут святость и жизнь, а с другой – грех и смерть, то он выберет грех и откажется от святости. Рассмотрим несколько доказательств этого утверждения. А) Не четко ли видна склонность детей к плохому, ко злу уже тогда, когда они еще не способны прикрывать свои поступки хитростью? В Библии об этом сказано: Пс.57.4 «с самого рождения отступили нечестивые; от утробы матери заблуждают, говоря ложь». Одновременно с развитием нашего ума мы становимся всё более укорененными в грехе. Словами не изгнать безрассудство, для этого необходимо наказание. Но, до того как наказывать своих детей, родители должны привести в порядок свои чувства и умерить свои страсти. Прежде чем приступить к наказанию, родители должны обратиться к Богу с молитвой за благословения, чтобы наказание произвело нужный результат. Научить детей (людей) добру так же трудно, как «ефиоплянину переменить кожу свою» (Иер.13.23). Б) Если бы воля человека в равной степени воплощала в себе добро и зло, то каждый мог бы с одинаковым успехом выбирать либо то, либо другое. Однако наш опыт показывает, что это не так. В) У человека бывают добрые намерения, но сердце его не в силах сохранить эти намерения. Осия 6.4 «Благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая».
4. Воля невозрожденного человека противостоит Богу. Она находится в прямом противостоянии и даже вражды по отношению к Богу и Его священной воле. Рим. 8.7 «потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». Во-первых, неверующий является врагом истины о существовании Бога: Пс.13.1 «сказал безумец в сердце своем: нет Бога». Он говорит это в своем сердце, желая, чтобы так и было, стыдится и боится говорить об этом во всеуслышание. Тот факт, что все неверующие люди являются подобными безумцами, доказывает ап. Павел в процитированной им псалме Давида: Рим.3.11,12 «нет разумеющего, никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны». Пока человек видит в Боге Создателя Вселенной и своего Хранителя, его сердце не протестует против Него, поскольку человек любит самого себя. Но если он смотрит на Бога как на Владыку или Судью этого мира, Который под угрозой наказания и проклятия призывает его к святости, тогда наверняка в сердце человека появится враждебность по отношению к Богу. Во-вторых, природный человек является врагом святой природы Бога. Как и те беззаконники, которые говорят Богу: Иов 21.14 «отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих». Бесконечно святая, справедливая и сильная Личность – это не тот бог, которого человек любит. А тот Бог, Которого он отвергает.
Невозрожденный человек – враг Христа и Его служения. Многие называют Его своим дорогим Спасителем. И даже те, которые никогда не получали от Него столько радостей и наслаждений, сколько дали им их любимые вожделения и страсти. Которые для них намного дороже, чем Сам Спаситель. И они, наверное, считают, что у Бога нет иного пути, чтобы стать любимым для них, кроме как предать Себя им для издевательств и оскорблений. И позволить им при этом мирно наслаждаться своими прихотями, а после смерти избавить их от ада. Не истинный, а ложный Спаситель приятен людям. А душа их отвергает настоящего Спасителя, Который «есть сияние славы Отца и образ ипостаси Его» (Евр.1.3). Бог Отец поручил Ему быть Пророком и Учителем, но не по воле людей. Ибо они в своем природном состоянии проголосовали бы против этого. Поэтому, когда Он пришел, Его и осудили как совратителя и богохульника. И в наши дни, когда Он приходит, чтобы Своим Духом (Духом Святым) наставлять душу людей, они, подобно «глухим аспидам» (Пс.57.5) затыкают свои уши, «всегда противятся Духу Святому» (Деян.7.51). Душевное состояние этих людей, водимых духом рабства, объясняется ничем иным, как проявлением душевного смятения и тревоги. Люди пренебрегают Библией, которая является Его Словом. Они пренебрегают проповедями о Христе. Природный человек является врагом Христа и в Его священническом служении и в Его служении Царя. Неверующий человек является врагом Христа как Спасителя и Посредника между Богом и человеком. Ибо испорченная природа человека не воспринимает тот великий план спасения через распятого Спасителя, который показан нам в Евангелии.
Неверующий человек – враг Духа Святого. Святой Дух – это Дух освящения, которое совершает Он в сердце человека для избавления его от страстей и пороков. Но природный человек, которому собственные страсти так же дороги, как любая часть его тела, не может не быть врагом Святого Духа.
5. Природный человек – враг Божьего Закона. Такой человек желает иметь завет, основанный на «добрых делах». Выбирает «путь спасения», противоположный тайне спасения через Христа. Они фактически являются врагами Закона. Рим.8.7 «ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». Не могут, поскольку Закон требует от человека всеобщей святости и свободы от всяких форм нечистоты. Нет ни одного не обновленного человека, который не был бы связан с тем или иным видом прихоти, с которым его сердце не может расстаться. И как раз то, что он не может привести свои желания и наклонности в соответствие с Законом, говорит о враждебности его сердца к святому и праведному Закону. И поэтому признаком наполненной Божьей благодатью души является то, что человек может «по внутреннему человеку находить удовольствие в Законе Божьем» (Рим.7.22). Из этой природной враждебности человека к Закону возникли его фарисейские толкования. В соответствии с которыми заповеди Божии, глубокие по смыслу, были истолкованы очень узко. Это по той причине, чтобы сделать их более соответствующими природным предрасположенностям человеческого сердца.
6. Воля невозрожденного человека своенравна. Человек своенравно следует по греховному пути. Он стремится иметь свободную волю, не понимая, что она может погубить его. Мы имеем обетование жизни, данное в форме повеления: Прит.4.4 «храни заповеди мои и живи». Оно говорит о том, что нераскаявшиеся грешники являются упрямыми самоубийцами. Они нарушают заповеди жизни, а потому они погибнут. Прит.8.36 «все ненавидящие меня любят смерть».
7. Воля невозрожденного человека извращена. Она, главным образом, извращена в том, что касается главного предназначения человека на этой Земле. Конечной целью природного человека является не Бог, а он сам. Однако человек имеет зависимое от Бога существование, первоначально в самом себе не имея ни жизни, ни способности к добру. Ибо всё это исходит от Бога, как от источника всех его совершенств: и физических и нравственных. И если бы Бог полностью отошел от него, человек сразу бы превратился в ничто. После грехопадения Адама и Евы человек отпал от Бога и повернулся лицом к самому себе. Это говорит о полном отступничестве и всеобщей развращенности человечества. Хотя среди людей много прекрасных моралистов, Библия говорит, что всё же «нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3.10). Многие люди живут «делая временами добро», но они всё же следуют не тем путем, потому что избрали неверную цель: прославлять себя, а не Бога. Поэтому ап. Павел пишет: 2Тим.3.2-4 «Люди более самолюбивы, …нежели боголюбивы». Невозрожденные люди не могут выйти за пределы своего «я». Они действуют для себя.
Большинство людей так далеки от того, чтобы видеть в Боге главную цель своих поступков, что в этом смысле Бог совершенно не присутствует в их помышлениях. Они едят и пьют, но их потребности и удовольствия лишены всякой высшей цели. Они не замечают славы Божьей в этих вещах, хотя им надлежит это замечать. 1Кор.10.31 «Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, всё делайте во славу Божию». Они едят и пьют совсем не для того, чтобы их тела пригодными были для служения Богу. «Я» неверующего человека является для него высшей целью. Такие люди пытаются превратить Бога в средство, а себя – в цель.
Господь! Силой благодати помоги нам жить по Твоей святой совершенной воле. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! В Библии сказано, что трудности и невзгоды, которые мы встречаем на жизненному пути, не должны поколебать нашу уверенность в неизменном Божьем присутствии. Мы благодарим Тебя, что Ты не только знаешь наш путь, но Ты идешь вместе с нами. Просим, помоги нам полагаться на Твое присутствие, на Твою волю, помощь и мудрость каждый день нашего путешествия по жизни. Благодарим, что Ты близок к нам во всякое время. Просим, защити Твой народ по всему миру. Мы не знаем, что Ты задумал на наш счет, но об этом не стоит переживать. Нужно принимать всё, как есть, зная, что Ты благ и любишь нас. Что в Своей любви, мудрости и заботе Ты послал самое лучшее. Нам нужен мир, который можешь дать только Ты. Помоги нам обращаться к Тебе в любой беде. Когда нас посещают мысли о своей ничтожности и одиночестве, нам некуда бежать, как только к Тебе. Твой Сын Иисус Христос показал, как много мы значим для Тебя, и мы благодарим Тебя. Аминь.