ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 9 Мф.
9.1 «Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город». Христос просьбу жителей гергесинской страны удовлетворил. Мы не читаем о том нигде, чтобы Он когда-нибудь вновь сходил на их берег. Он не задерживается надолго там, где Его не принимают. Он покидает те места и тех людей, которые отвергают Его, но остается с теми, кто желает и просит Его остаться. Он без гнева, недовольства или укоризны вошел в лодку и переправился на другую сторону. Он прибыл в Свой город в Капернаум, который был главным местом Его жительства. События, изложенные в этой главе, произошли в Капернауме (Капернаум – город в Галилее, на западном берегу Тивериадского озера).
9.2 «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои». Первым событием после возвращения Христа в Капернаум было исцеление расслабленного (парализованного). Здесь мы можем отметить веру друзей, принесших его к Господу. И Он смотрел на их веру. Они твердо верили, что Христос может исцелить его. Мы можем отметить и смирение друзей. Хотя парализованный не мог сделать ни одного шага, они не просили Христа навестить его, но сами принесли больного к Нему. Мы можем отметить также благоволение Христа, выразившееся в словах: «Дерзай чадо! Прощаются тебе грехи твои». Это было сильным лекарством для больного. Слова Христа к больному были сердечными: «Чадо» и ободряющими: «Дерзай», т.е. не унывай, ободрись духом, всё будет хорошо. Господь указал на то, на чем может основываться ободрение это: «Прощаются тебе грехи твои».
9.3 «При этом некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует». Они говорили в самих себе. То, что Христос прощал грехи, некоторые из книжников определили как богохульство. Это было бы так, если бы Он не получил от Бога Отца власть прощать грехи.
9.4 «Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» Прежде чем продолжить Свое дело с парализованным, Христос убеждает книжников в несправедливости их помышлений. Он знает всё то, о чем мы говорим про себя. Все наши тайные мысли открыты перед Ним.
9.5 «Ибо, что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать: «Встань и ходи?»» В стихах 5-6 Господь рассуждает с книжниками об этом. Он указывает на Свою божественную власть. Какое ободрение для кающихся грешников содержится в словах о том, что наш Спаситель имеет власть прощать грехи. Если Он обладал этой властью на Земле, тем более теперь, когда воссел одесную Отца.
9.6 «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом Твой». Он говорит о том, что Его чудеса, в т.ч. и чудеса исцеления, подтверждали сказанное Им о Себе Самом, а именно, что Он – Сын Божий. В данном случае этот довод был особенно убедительным. Парализованность была лишь симптомом иной болезни – греха. Устраняя болезнь, Господь доказал, что Он может эффективно исцелить и причину болезни. Он хотел показать, что целью Его прихода на Землю было спасти людей Своих от грехов их.
9.7 «И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой». Христос обратился от прений с книжниками к исцелению больного. Мы видим мгновенное исцеление его. Исцеляющая и укрепляющая сила вошла в него словами Господа: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Господь приказывает ему взять свою постель, желая показать, что он полностью исцелен. И что у него не только нет более причины для того, чтобы его носили на ней, но что теперь у него достаточно сил самому нести ее. Он посылает исцеленного в дом его, чтобы он стал благословением для семьи, для которой так долго был тяжелым бременем. Христос не позвал его с Собой, чтобы показывать его народу, как поступили бы в этом случае ищущие человеческой славы.
9.8 «Народ же, видя это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам». В этом стихе мы читаем о впечатлении, которое произвело это исцеление на очевидцев. Люди прославили Бога за то, что Он сделал для этого несчастного. Милости, дарованные другим людям, должны рождать в нашем сердце хвалу Богу. Мы обязаны благодарить Бога и за них, ибо мы относимся к одному человеческому роду. К сожалению, люди в данном случае восхищались Христом не как Богом, или Сыном Божьим, но как Человеком, Которому Бог дал такую власть. Бога следует прославлять за всякую власть, какую Он дает людям для творения добра. Он является источником добра, а люди – инструментом.
9.9 «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея. И говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним». В стихах 9-13 говорится о благодати и благоволении Христа к мытарям, в частности, к Матфею. Мытари у римлян – богатые и почетные мужи, обыкновенно римского дворянского сословия. Они за известную плату на точно определенное количество лет получали у римского правительства право на собирание податей в какой-либо римской провинции. Они на таможенных заставах ставили своих чиновников, которые и взимали с населения пошлины. Эти подчиненные чиновники называются в Новом Завете мытарями. Они были или римлянами, или уроженцами данной страны. Их положение и деятельность делали их людьми подозрительными и, поэтому, они в Библии упоминаются вместе с грешниками, блудницами и язычниками. По Талмуду еврей, на эту службу поступивший, считался отлученным от общества израильского. Христос также из них приобрел последователей (Матфей, Закхей). Евангелисты Марк и Лука называют Матфея Левием. Левий было его собственным именем, а Матфей (дар Божий) было его прозвищем. Некоторые предполагают, что Христос дал ему имя Матфей, когда призвал его к апостольству. Так же, как Симона Господь переименовал Петром. Христос застает Матфея у сбора пошлин. Отсюда мы видим, что нет такого ремесла, в котором не было бы спасенных. Мы нигде не читаем, что Матфей искал Христа или проявлял какую-то склонность следовать за Ним. Христос предварил его благоволением Своей благости.
9.10 «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его». Другие евангелисты сообщают, что Матфей сделал для Христа большое угощение. Но сам Матфей не упоминает ни того, что это был его дом, ни того, что он устроил пир. Он хотел сохранить память о благоволении Христа к мытарям, а не о почтении, какое он оказал Христу и Его ученикам. Матфей пригласил также много мытарей и грешников для знакомства их с Господом. Он узнал по личному опыту, что может сделать Божья благодать и не считал состояние своих прежних товарищей безнадежным.
9.11 «Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» Фарисеи возроптали на Христа. Он Своим примером учит нас тому, чтобы мы также ожидали упреков, были готовы к ним и переносили их терпеливо. Фарисеи эти были похожи на тех, кто еще во время пророка Исаии говорил: Ис.65.5 «остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя». Они обратились со своими упреками не лично к Христу, но к ученикам Его. Фарисеи считали, что Его достоинство должно было удерживать Его на большей дистанции от таких компаний. Христиане должны проявлять заботу о том, чтобы защищать и оправдывать Христа и Его учение. В то время как Он является нашим Защитником на небесах, мы должны быть Его защитниками на Земле, принимая на себя Его поношение. Общение с нечестивыми людьми противоречило Закону Божьему. Вспомним два стиха из Библии. Пс.118.115 «Удалитесь от меня, беззаконные, и буду хранить заповеди Бога моего». И псалом: Пс.1.1 «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей». Общение с мытарями противоречило и преданиям старцев, и фарисеи считали это чем-то ужасным. Они обвиняли Христа за это, потому что желали Ему зла и искали случая представить Его в ложном свете. Они не желали добра мытарям и грешникам и завидовали тому, что Христос благоволил к ним. Справедливо предположение, что завидующие тем, кто имеет благодать Божью, и выражающие свое недовольство этим, сами ею не обладают.
9.12 «Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Ученики, вероятно, не знали, что ответить фарисеям. И поэтому их слова передали Христу. Или же Он Сам услышал, что они сказали ученикам. В Своей защите Христос подчеркивает безотлагательность нужды мытарей и грешников. Она вопияла о помощи и оправдывала Его общение с ними ради их блага. Христиане, тоже должны быть врачами для людей. Христос доказывает, что нужда в Нем грешников оправдывала Его поведение, Его близкое отношение с ними. И Его не следовало бы укорять за это. Милосердию всегда должно отдавать предпочтение перед формальностями религиозной жизни. Долг, диктуемый нравственными обязательствами, должен занять место обрядовых законов.
9.13 «Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы?» Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Свои слова Он подтверждает стихом из Книги пророка Осии: Ос.6.6 «Милости хочу, а не жертвы». Общение Христа с мытарями и грешниками здесь названо милостью. Содействовать обращению душ – это величайший акт милосердия, это есть спасение души от смерти. Обратим внимание на то, как цитирует Господь Иисус Священное Писание: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы». Недостаточно быть знакомым только с буквой Писания, мы обязаны научиться понимать его значение. Данное место Писания Христос цитирует для того, чтобы показать, в чем заключается истинное благочестие: в творении добра, которое мы можем сделать людям. Он цитировал этот стих и для того, чтобы осудить лицемерие тех, у кого благочестие выражается более в ритуалах, чем в нравственности. Они поддерживают те формы благочестия, которые совместимы с их собственной гордостью, алчностью и честолюбием. Далее Христос говорит о сущности и цели Своей собственной миссии. Задача Его состояла и в том, чтобы призвать грешников к покаянию. Если бы люди не были грешниками, тогда бы Христу незачем было и приходить к ним. Он – Спаситель человека падшего. Он пришел в мир спасти не столько тех, которые, будучи грешниками, сравнительно праведны, сколько худших из грешников. Чем больше грешник сознает свою греховность, тем желаннее будет для него Христос и Его Евангелие.
9.14 «Тогда приходят к Нему ученики Иоанна и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся». Как видно из слов других евангелистов, к ученикам Иоанна присоединились ученики фарисеев. Можем предположить, что здесь тайно поработали фарисеи, это они раздули огонь. Ученики Иоанна хвалились своими постами: «мы и фарисеи постимся много». Фарисеи много постились, некоторые из них постились два раза в неделю, однако большинство из них были лицемерами. Ученики Иоанна постились в соответствии с практикой их учителя, ибо люди склонны подражать своим лидерам. Среди верующих существует склонность хвастаться своими достижениями в религии, и не только перед людьми, но даже и перед Богом. Они выставляют их как заслугу и полагаются на них как на праведность. Ученики Иоанна должны были знать, что Христос наставлял Своих учеников соблюдать свои посты тайно. И вести себя так, чтобы не показываться перед людьми постящимися. Поэтому с их стороны было жестоко делать вывод о том, что они не объявляли о своих постах.
9.15 «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». Христос мог бы укорить учеников Иоанна первой частью их вопроса: «Почему вы поститесь много?» Но Он только защищает Своих учеников. Он выдвигает два оправдания в защиту того, что ученики Его не постились. Это было время, не подходящее для поста. Он сформулировал Свой ответ таким образом, чтобы не осудить ни правил Иоанна, ни поведения его учеников. Он приводит обычай веселиться в течение брачного торжества. Есть время плакать и время смеяться. И мы должны приспосабливаться к этому времени.
9.16,17 «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие, и вино вытечет, и мехи пропадают. Но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое». Это второе оправдание Христа в защиту того, что Его ученики не постились – они не имели достаточно силы для поста. Эту мысль Христос выразил посредством двух аналогий: пришивания новой заплаты к старой одежде и вливания молодого вина в ветхие мехи. Ученики Христа не могли выполнить строгие предписания о посте так, как это делали ученики Иоанна и фарисейские. Некий богослов объясняет это следующим образом: среди иудеев существовали секты фарисеев, ессеев, а также школы пророков, где прививали людям строгую дисциплину. Вероятно, что многие ученики Иоанна тоже были выходцами из этой школы. В то время как ученики Христа пришли к Нему непосредственно от своих ремесел, не были приучены к религиозному аскетизму. Он не стал обременять учеников тяжелыми обязанностями с самого начала, чтобы не обескуражить их. Из-за допущенной в самом начале нерассудительности вера людей терпит крушение. Заплата из небеленой ткани, пришитая на старую одежду, отрывается из-за того, что садится. От этого дыра становится хуже. Старая одежда обозначает хорошее поведение: хорошие поступки и религиозные занятия человека. Заплата из небеленой ткани обозначает учение Христа, учение Евангелия. Молодое вино здесь обозначает Христа и Его учения как новую жизнь, которая полна энергии. Старые мехи обозначают религиозные занятия, такие как пост, которого фарисеи придерживались. Молодое вино, налитое в старые мехи, прорывает мехи в результате брожения. Наливать молодое вино в старые мехи – значит помещать Христа как бодрящую жизнь в какую бы то ни было нехристианскую религию. Новые мехи обозначают церковную жизнь в поместных церквях как вместилище для молодого вина, т.е. для Христа как новой жизни.
9.18 «Когда Он говорил им это, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает. Но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива». В ст.18-26 представлены два события: воскрешение дочери Иаира и исцеление женщины, страдавшей кровотечением. Описание исцеления женщины вводится как вставка в описание чуда воскрешения. К этим двум добрым делам Христос был призван в то время, когда Он разговаривал, отвечая на придирки фарисеев. У начальника Иаира была маленькая дочь лет двенадцати, которая находилась при смерти. В обращении начальника к Христу следует отметить его смирение. Он сам лично обратился к Господу, а не послал к Нему своего слугу. Он поклонился Ему, т.е. оказал Ему почтение. В его обращении к Христу следует отметить его веру: «Дочь моя теперь умирает». Хотя для любого другого врача приходить было уже слишком поздно, но Иаир верил, что у него еще есть надежда – Христос может сотворить чудо. Вспомним слова Иаира: «приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива». Жизнь, потерянную однажды, человек не может вернуть. Но это было не выше сил Христа. В наше время Он действует обычным образом, в согласии с природой, а не вопреки ей. Поэтому мы не можем приходить к Нему теперь с такими просьбами. Пока теплится жизнь, мы можем молиться. Бог слышит молитвы, но решение принимает в соответствии со Своей волей. Я вспомнил два случая. Строилось церковное здание под руководством пастора, который долгое время работал строителем. Пастор умирал. Члены церкви просили Господа, чтобы Он позволил пастору завершить строительство. Господь исцелил пастора. Другой раз члены церкви усиленно молились за одного умирающего верующего. Бог им ответил, чтобы они не молились, т.к. ему лучше умереть. Когда Христос был на Земле, вера, какую демонстрировал Иаир, одобрялась Им.
9.19 «И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его». Господь не только хотел даровать Иаиру просимое, воскресить к жизни его дочь, но отправился в его дом. Ранее Он отказался пойти с царедворцем. Разнообразие методов, используемых Им при совершении чудес, вероятно, определялось разнообразием характеров обращавшихся к Нему за помощью, разницей в их расположении духа.
9.20,21 «И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его. Ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею». Женщина, страдавшая от тяжелого недуга, приблизилась к Христу в толпе и «прикоснулась к краю одежды Его» в надежде получить исцеление. Она не проронила ни слова о помощи, не исповедала веры перед людьми, но верила, что если ей удастся прикоснуться лишь к краю одежды Господа, то она получит исцеление. В других Евангелиях написано, что она издержала на врачей всё свое состояние, чтобы излечиться от своей болезни, но безуспешно. Она обнищала ради восстановления здоровья своего, но оно не восстановилось. Она страдала болезнью, которая не только ослабляла тело, но и делала ее нечистой с точки зрения Закона, лишала права входа в дом Божий. Обратим внимание на великую веру женщины во Христа и в Его силу. Болезнь ее была такого рода, что не позволяла ей открыто обратиться к Нему за исцелением, как то делали другие. Однако по особому побуждению веры (Духа Святого) она приняла правильное решение.
9.22 «Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дочь! Вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова». Она готова была уйти, ибо получила исцеление, но Христос не хотел просто так отпускать ее. Он хотел, чтобы не только Его сила возвеличилась в исцелении женщины, но чтобы и благодать Его возвеличилась в ее утешении. Победа ее веры должна была послужить к ее похвале и чести. Господь вселяет радость в ее сердце, произнеся: «Дерзай, дочь». Она боялась, что ее станут бранить за тайное прикосновение, а ее Господь ободрял. Он называет ее «дочь», обращается к ней с нежностью отца. Верующие женщины – это дочери Христа. Он хвалит и одобряет ее веру. Из всех верующих наибольшей чести Он удостаивает смиренных. Она имела основание дерзать (действовать смело) не только потому, что выздоровела, но потому, что вера ее спасла ее. Она была и духовно исцелена.
9.23,24 «И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон; ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним». Здесь написано о ситуации, которую застал Христос в доме Иаира. Близкие и соседи пришли в дом выразить свое соболезнование, утешить родителей. Среди них были и музыканты, которые своими мелодиями еще больше увеличивали скорбь. Матфей пишет обо всем этом, чтобы показать, что девочка действительно была мертва. Свидетельствовала об этом и вся обстановка. Христос сказал им: «Выйдите вон», дайте место Мне. Он говорит, почему не следует так печалиться: «ибо не умерла девица, но спит». Это было верно в данном случае, т.к. девице надлежало возвратиться к жизни. Она действительно была мертва, но не для Христа, ибо Он знал, что воскресит ее. Слова Христа вызвали насмешки. Несмотря на то, что жители Капернаума знали, что Он никогда не говорит необдуманно. Они знали, как много Он совершил великих дел. Так что если они не поняли значения Его слов, то могли бы, по крайней мере, помолчать в ожидании исхода дела. Нельзя относиться с насмешкой, презрением к словам и действиям Христа из-за того, что они непонятны нам. В данном случае смех присутствующих был вызван тем, что смерть девицы была совершенно очевидной.
9.25 «Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала». Насмешники, смеющиеся над тем, что они видят и слышат, но что превосходит их разумение, недостойны быть свидетелями чудес Христа. Господь взял девицу за руку, как бы для того, чтобы разбудить ее и помочь ей подняться, сообразуясь со Своим утверждением, что она находится во сне. Первосвященнику по Закону не разрешалось прикасаться к умершим. Но Христос, обладая силой к воскрешению мертвых, не был подвержен опасности осквернения и поэтому не уклонился от прикосновения к мертвому телу.
9.26 «И разнесся слух об этом по всей земле той». Весть об этом чуде распространилась, хотя оно было совершено не открыто. Оно стало предметом всеобщих разговоров. Хотя нам и не довелось видеть чудеса Христовы, однако, имея достоверное свидетельство о них, мы обязаны доверять ему.
9.27 «Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов». В стихах 27-31 описывается исцеление двух слепых. Когда Христос возвращался из дома начальника в Свое жилище, за Ним последовали двое слепых, которые кричали вслед Ему. Обратим внимание на титул, каким наделили эти слепые Христа, обращаясь к Нему. Они назвали Его «Сын Давидов». Данное Давиду обетование о том, что Мессия его потомком будет, было хорошо известно в Израиле. И поэтому Мессию обычно называли Сыном Давидовым. В то время многие ожидали Его появления. И вот эти двое слепых узнали и провозглашали по улицам Капернаума, что Мессия пришел и что Им является Иисус. Слепые не могли видеть Его и чудеса Его, но вера приходит через слышание. Было предсказано, что Сын Давидов будет милосерд (Пс.71.13, 14). Поэтому слепые кричали: «помилуй нас, Сын Давидов».
9.28 «Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: Да, Господь». В их просьбе слепые проявили настойчивость. Казалось, Он вначале не обращал никакого внимания на них, ибо хотел испытать их веру. Она, как Господь знал, была сильной. Он также хотел этим научить нас быть постоянными в молитвах. Даже если ответ не приходит сразу, нам надо ожидать его. И покоряться Божьему промыслу, хотя нам может казаться, что Его действия противоречат прошениям нашим. Христос не хотел исцелять их публично, на улице. Казалось бы, это было неприлично с их стороны – врываться в дом вслед за Христом, когда Он искал уединения. Но Господь проявил милосердие, Он готов был дома принять их. Он призывает их исповедать свою веру в исцеление. Когда они обратились к Нему за помилованием, Он спрашивает их: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» (Вера является главным условием для обретения благоволения Христа. Духовное благословение обретается только верой.) Слепые уже исповедали свою веру во Христа, как Сына Давидова и в Его милость. Христос хочет, чтобы они исповедали свою веру в Его силу. Это будет означать, что они веруют в Него не только как в Сына Давидова (Мессию), но и как в Сына Божьего, ибо открывать глаза слепым – это Божья прерогатива. Слепые ответили на вопрос Христа: «Да, Господь».
9.29 «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам». Христос видел искренность их веры, принял и одобрил ее. Хотя она может быть слабой, хотя другие могут не замечать ее, хотя люди и сами готовы усомниться в своей вере, тем не менее, она известна Христу. Кто обращается к Нему, тот получает от Него по вере своей. Не по своему внешнему вероисповеданию, но по истинной вере. Наше утешение будет возрастать или уменьшаться по мере возрастания или ослабления нашей веры.
9.30 «И открылись глаза их. И Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал». Христос дает повеление прозревшим слепым, чтобы они хранили в тайне свое исцеление. Он делает это для того: 1. Чтобы дать нам пример кротости и смирения. Делая добро, следует искать не похвалы от людей, а только славы Божьей. 2. Он действовал так из осторожности, ради собственной безопасности. Ибо чем больше о Нем разглашали, тем больше возрастало Его влияние среди народа, вызывавшее зависть у иудейских духовных руководителей. 3. Некий богослов так объясняет причину, почему Христос иногда скрывал Свои чудеса и запретил ученикам распространяться о Своем преображении: «Он не хотел потворствовать мечтам иудеев, что Мессия должен стать земным царем».
9.31 «А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той». Это было больше актом радости, чем благоразумия. Хотя этот поступок может быть извинителен, как имеющий в виду прославление Христа, тем не менее, он не может быть оправдан, т.к. был нарушением запрета, наложенного Христом. Каждый раз, когда мы намереваемся прославить Бога, нам необходимо следить, чтобы наши действия были согласованы с Его волей.
9.32 «Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого». Немой находился под властью дьявола в области речи, так что неспособен был говорить. Как велика злоба дьявола против человеческого рода, какими многообразными способами он проявляет ее. Этого несчастного привели к Христу. Хотя праведный своей верой вечно жив будет, однако земные блага мы можем получать по вере тех, кто возносит молитвы за нас.
9.33 «И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле». Исцеление немого было мгновенным. Христос отверз уста немого, сокрушив власть сатаны над его душой. «Народ удивлялся», и было чему удивляться. Хотя веруют немногие люди, но многие удивляются. Народ говорил: «никогда не бывало такого исцеления в Израиле», следовательно, нигде и никогда такого не видели на Земле. Ибо ни один народ не пережил такие чудеса милосердия, как Израиль.
9.34 «А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского». Фарисеи, будучи не в состоянии отрицать очевидность Его чудес, приписали их дьяволу, словно бы между ним и Христом был тайный договор. Мы услышим об этом и об ответе Христа на него еще раз (глава 12.25). Здесь отметим только, что это является как грехом фарисеев, так и их наказанием. Их прежние упреки Христу за то, что Он прощал грехи (стих 3) и общался с мытарями и грешниками (стих 11), хотя и были оскорбительны, однако имели какую-то видимость благочестия, набожности. Этот же дышал только злобой и ложью. Т.к. народ удивлялся, то они должны были что-то сказать, чтобы как-то ослабить эффект чуда. И ничего иного им придумать не удалось.
9.35 «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия, и исцелил всякую болезнь и всякую немощь в людях». Это повторение того служения Господа, что мы читали в ст.4.23. Там это было предисловием к более подробному описанию проповеди Христа (главы 5-7) и Его исцелений (главы 8-9). Некоторые полагают, что здесь евангелист повторяет то же самое в заключение приведенных примеров. Он как бы желает сказать: «Надеюсь, что, описав конкретные примеры, я сумел передать вам, о чем проповедовал и как исцелял Христос». Другие считают, что это было второе путешествие Господа по Галилее. Он продолжал Свой труд – проповедовал Евангелие Царствия. Обратим внимание на то, что Он почтил Своим благовестием не только города, но и селения. Он учил и в синагогах их. Он проповедовал везде, где люди проявляли желание выслушать Его. Использовать все возможности – в этом состоит мудрость и обязанность служителей Христа.
9.36 «Видя толпы народа, он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря». Христос видел толпы народа, не только те, которые следовали за Ним, но также и те большие массы людей, которые населили страну. И которые Он замечал во время Своих путешествий. Ему жаль было их, и Его беспокоило то, что они были невежественны. И могли погибнуть из-за недостатка ведения. Именно жалость к душам привела Христа с неба на Землю, а потом и на Крест. Его жалость вызвало и то, что они были изнурены, т.е. духовно измучены. Они сбились с пути, они рассеялись. Душа простых людей нуждалась в помощи, но они не имели никого, кто мог бы помочь им. Книжники и фарисеи питали их пустыми нравоучениями, обременяли их преданиями старцев, вводили в заблуждение. Но они не знакомили их с глубиной и духовной природой Божьего Закона. Поэтому-то они и дошли до изнурения. Душа изнемогает, когда она, не будучи насыщенной словом истины, должна исполнять свой долг, противостоять искушениям. Слова «они были рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» взяты из3Цар.22.17. Нет более беспомощного создания, чем овца, более беззащитного и более неспособного найти обратную дорогу домой. Грешные души подобны заблудшим овцам, они нуждаются в пастыре, который привел бы их домой.
9.37 «Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало». Жалость к людям заставляет Христа изыскать средства, чтобы помочь им. Слова Его «жатвы много, а делателей мало» означают, что народ желал услышать хорошую проповедь Слова, но хороших проповедников было мало. Удивительно было то, что нуждающиеся в наставлении желали и стремились получать его. Был такой подъем религиозного чувства, который обещал добрые плоды. Очень жаль, когда «делателей» мало, когда зерно осыпается на землю и гниет из-за недостатка жнецов.
9.38 «Итак, молите Господина жатвы, чтобы послал делателей на жатву Свою». Господь побуждает Своих учеников молиться за души. Он говорит об их долге при таких обстоятельствах: «молите Господина жатвы». Когда положение выглядит безнадежным, мы должны больше молиться. Тогда у нас будет меньше уныния и страха. Мы должны молиться о насущных нуждах церкви. Бог является Господином жатвы. Жатва собирается для Него, ради служения Ему и во славу Его. Он распоряжается всем, что касается жатвы по собственному усмотрению – когда и где будут трудиться делатели и как долго. Служители есть труженики на ниве Божьей. Труд жатвы – это неотложный труд, где требуется, чтобы всё было сделано своевременно. «Высылать делателей» – это задача Божья, служителей ставит Сам Христос (Еф.4.11). Он назначает на служение, Он дает способность совершать его и Он же призывает к нему. Тот, кто приступает к служению без Его призыва, поручения и подготовки, не будет ни признан, ни награжден как Его делатель. Когда Бог побуждает молиться о даровании милости, это добрый знак того, что Он собирается излить особую милость на людей.