ПРОПОВЕДИ
Каждый человек искушается.
Иак.1.14 «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью».
Под термином «искушение» будем понимать соблазн, желание чего-нибудь запретного, и действия человека, которые бросают вызов Богу. И приводят к тому, что по отношению к этому человеку Бог явно обнаруживает справедливость свою и волю. Через наш эпиграф ап. Иаков объясняет, в чем заключается истинная причина зла и на что следует возлагать вину за него. Библия называет сатану искусителем. Но есть и другие вещи, которые могут порой искушать нас. Но ни сатана и никто другой, а также ничто другое не виноваты настолько, чтобы извинить нас, ибо истинный источник зла и искушений находится в собственном нашем сердце. Горючий материал находится в нас, хотя пламя может раздуваться внешними причинами. Итак, искушения происходят как внутри, от нас самих, так и извне, от сатаны. Сатана назван искусителем (Мф.4.3). Он нас серьезно искушает, поэтому нужно молиться «и не введи нас в искушение». Искушения сильно досаждают Божьим детям. Чем больше на нашем жизненном пути искушений ко злу, тем труднее дается нам благо.
Искушая нас, сатана преисполнен ненависти. Он завидует человеческому счастью, когда видит человека, этот земной прах, рядом с Богом. Памятуя о том, как его, некогда славного ангела, изгнали из рая небесного. Ненависть сатаны настолько сильна, что он искушает даже тогда, когда знает, что ему это не удастся. Он искушал Иисуса Христа. Он искушает и святых, хотя он знает, что одолеть святых не в его силах. Ап. Петр в своем Первом послании указывает на опасность со стороны врага более жестокого и неугомонного, чем наихудший из людей, и пишет: 1Пет.5.8 «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». Этот лев постоянно охотится за добычей. Когда мы отвергаем его, он не сдается, но приходит снова искушать нас.
Сатана прибегает к большому разнообразию искушений. Если он видит, что одно искушение не достигает цели, он прибегает к другому. Если ему не удается искусить плоть, он искушает гордость. Если не удается воззвать к алчности, он взывает к расточительности. Когда дьявол видит, что человека невозможно запугать, он пытается взывать к самонадеянности. Если ему не удается склонить людей к нечестию, он постарается сделать из них формалистов. Если ему не вышло навязать человеку пороки, он пытается навязать заблуждения. Несмотря на то, что дьявол лишился святости, он не лишился силы. Сила его в искушении проявляется следующим образом. Во-первых, как дух, он может внедриться в воображение человека и населить его дурными мыслями. Как Святой Дух вселяет благие побуждения, так дьявол насаждает порочные. Сатана «вложил в сердце» Иуде Искариоту предать Христа (Ин.13.2). Во-вторых, несмотря на неспособность сатаны принуждать волю человека, он может сильно воздействовать на органы чувств, являя им прекрасные образы. Он поставил перед Аханом слиток золота и поймал его на эту приманку. В-третьих, он может пробудить присущую человеку порочность и расположить сердце к принятию искушения. Читаем из Библии: 1Пар.21.1 «возбудил Давида сделать счисление израильтян».
Некоторых интересует, как нам определить, когда искушение исходит от нашего сердца, а когда от сатаны. Есть три способа выявить различие: 1. Побуждения ко злу, исходящие от нашего сердца, не так ужасны для нас. Мы не склонны пугаться собственных мыслей. Побуждения же от сатаны намного страшнее. Таковыми являются побуждения к хуле Бога и самоубийству. Поэтому искушения от сатаны сравниваются с раскаленными стрелами (Еф.6.16). Они, подобно вспышкам пламени, наводят на душу страх и бросают в дрожь. 2. Побуждения ко злу, возникшие в нашем сердце, пробиваются медленно и постепенно. Грех долго созревает в мыслях, прежде чем человек на него решится. Побуждения же, исходящие от сатаны, определяем по внезапности их появления. Свое мастерство сатана оттачивал уже несколько тысяч лет. 3. Мы испытываем отвращение и противимся злым мыслям, насаждаемым нам извне.
Может возникнуть вопрос: «Почему Бог позволяет, чтобы Его дети подвергались искушениям сатаны?» Ответ: для достижения многих мудрых и святых целей, в т.ч.: 1) чтобы испытать их; 2) чтобы не возгордились они; 3) чтобы научить их утешать страждущих; 4) чтобы вызвать у них сильное желание попасть на небо. Рассмотрим более подробно эти ответы. 1. В древнегреческом языке понятия «искушать» и «испытать» обозначаются одним словом. Искушение – пробный камень, проверяющий, что находится внутри сердца человека. Дьявол искушает, чтобы обмануть и погубить, Бог же допускает искушение, чтобы испытать нас. Бл. Августин: «Кто не искушается, тот не проверяется». Допуская искушение, Бог проверяет нашу искренность. Так нелицемерная вера праведника Иова была проверена в искушении. Сатана говорил Богу, что Иов – притворщик и служит Господу только за предоставленные блага. Иов прошел через огненные испытания, и его искренность была доказана. Одна из причин, почему Бог допускает, чтобы Его народ подвергался искушению – это испытания на прочность веры, любви и благородства верующих. Вспомним миф об Ахиллесе. Его мать предупредили, что ее сын умрет от раны. И она погрузила его малышом в воды реки Стикс, надеясь, что это сделает Ахиллеса неуязвимым. Но, окуная младенца, мать держала его за пятку. И в эту-то «ахиллесову пяту» и вонзилась роковая стрела. Каждый из верующих должен задаться вопросом: «А где моя ахиллесова пята?» Нам нужно знать свои слабости, в которые нас легко может поразить сатана. 2. Гордость когда-то проникла даже в апостолов, когда те спорили, кто из них наибольший. И в ап. Петра, когда он сказал: Мф.26.33 «если и все соблазняться о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Как будто у него благодати было больше, чем у остальных апостолов. Гордость сдерживает рост благодати, мешает успеху последней. Бог скорее позволит христианину попасть на какое-то время в руки сатане, чтобы излечить от гордости, чем даст Своему чаду превознестись. 3. Пройдя через испытания, верующему легче помочь ближнему в беде. И легче попасть туда, где не будет искушений (на небеса).
В искушении мы получаем утешения. 1. Искушение постигает не только нас. Они были у самых выдающихся Божьих детей. 2. Искушение является свидетельством благодати. Сатана искушает Божьих детей не потому, что у них грех, а потому, что у них благодать. Его искушения имеют цель лишить их благодати. Вор не станет напасть на пустой дом. Нападает на тот, в котором, по его мнению, сокровище. 3. Во всех наших искушениях рядом с нами всегда стоит Господь Иисус. Он нам сочувствует в искушении и приходит на помощь. Евр.2.18 «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь». Господь помогает искушаемым Своим Духом, работа Которого заключается в том, чтобы напомнить обетования, способные укрепить христианина. Кроме того, Он помогает Своим искушаемым, ходатайствуя за него и устраняя искусителя. 4. В искушении сатана идет не далее дозволенного Богом. Власть его ограничена. 5. Искушение не является признаком ненависти Бога к нам. И Христос подвергался искушениям.
Замечено, что искушения оживляют у христиан дух молитвы. Верующие начинают молиться лучше и больше. От искушения душа побежит к Богу, и будет усердно просить Его либо избавить ее от искушения, либо быть рядом с ней во время искушения. Искушенный христианин возрастает в благодати. Лютер сказал: «Один искушенный христианин стоит тысячи». Посредством искушений Бог дает нам облегчение. После искушения Господа Иисуса к Нему пришли ангелы и служили Ему (Мф.4.11). Лютер назвал искушения объятиями Христа, ибо после искушения Христос обходится с душой по-особому бережно. Бог судит Своих детей не по одному поступку, но по состоянию сердца. Бог иногда допускает падение верующих перед искушением, чтобы, видя собственную немощь, они больше опирались на Христа и дар благодати. Христиане не должны быть беззаботными в отношении искушения, даже если будут знать, что Бог обратит искушения им на пользу. Мы должны проводить различие между добровольным падением и падением от слабости. Если он сражался сатаной, но, будучи слаб, потерпел поражение, Бог сжалится над ним и поможет ему извлечь из поражения пользу. Но если он добровольно уступает искушению, Господь не помилует его.
Нам может показаться невероятным, что сатана искушает людей и к исполнению религиозного долга и согрешать под маской любви к Христу. Он искушает людей совершать служение с корыстными целями. Так он искушал библейских фарисеев долго молиться и давать милостыню, чтобы показаться набожными перед людьми. Поглядывать во время молитвы искоса, работая из тщеславия на публику – грех. Дьявол искушает и к исполнению религиозного долга, когда это несвоевременно. Об этом читаем из Библии: Чис.28.2 «Наблюдайте, чтобы приношение Мое, хлеб Мой в жертву Мне, в приятное благоухание Мне, приносимо было Мне в свое время». Сатана искушает совершать служение, когда это неуместно. Он искушает некоторых читать Библию дома в то время, когда нужно Слово Божье слушать в церкви. Некоторые по простоте душевной думают, что всё делают из любви к Христу, однако в это время пребывают во власти искушения. Напр., когда самаряне не приняли Господа Иисуса, братья Иаков и Иоанн сказали: Лк.9.54 «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их?» Они думали, что поступают так из любви к Господу, но на самом деле пребывали во власти искушения. Иезуиты установили инквизицию, которая служила не к славе Божьей.
Дадим несколько рекомендаций, к каким средствам следует прибегать, чтобы не попасть во власть сатанинских искушений. 1. Будем избегать одиночества. Мы больше преимущества даем сатане, когда мы одиноки. Можно рассказать братьям или сестрам по вере о своей ситуации, попросить у них совета и молитвенной поддержки. 2. Стремиться к умеренном употреблении земных благ. Неумеренное желание обладать земными благами часто приводит людей в сети дьявола. 1Тим.6.9 «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть». Любящие богатство часто добывают его нечестным путем. 3. Будем всегда бдительны. В Библии во многих местах находим призыв бодрствовать. Нам надо замечать, где сатана старается пробить брешь. Следите за всеми органами чувств: глазами, ушами и т.п., потому что дьявол пролазит сквозь них. Во времена, когда повсюду в обращении были золотые монеты, практиковался следующий способ проверки подлинности золота: монету окунали в азотную кислоту. Если оно было фальшивым, то кислота его уничтожала, если настоящим, то с ним не произошло ничего. С Божьей точки зрения наша вера намного драгоценнее золота и ее тоже нужно испытывать (1Пет.1.7). Но эти испытания не приводят к уничтожению человека. Цель Господа – не разоблачить ложную веру, а выявить веру истинную. 4. Будем обращаться к Слову Божьему, изучать его. Ап. Павел называет его «мечом духовным» (Еф.6.17). 5. Необходимо проводить время в молитве. Тот, кто попадает в очаг инфекции, носит с собой обеззараживающие средства. Лучшим обеззараживающим средством против искушения является молитва. Благодаря молитве, человек обретает силу с неба. 6. Не будем думать о себе высоко. Очень близок к падению тот человек, кто переоценивает собственные силы. Когда человек становится надменным, Господь допускает его падение.
Христианин из искушения может извлечь благо. Благодаря ему, он может увидеть в своем сердце порочность, которой не замечал прежде. Благодаря искушению, христиане становятся смиреннее. Лютер говорил, что есть три вещи, созидающие доброго служителя Божьего: молитва, размышление и искушение. Испытавшие искушение и превозмогшие его будьте милостивы. Пожалейте искушаемые души, проявите свое благочестие в сострадании. Страждущим передайте свой опыт. Одержавшие победу над сатаной, не должны расслабляться. Не надо думать, что сатана больше никогда не придет к нам с искушением.
Господь наш! Просим, помоги нам не расслабляться и не терять бдительности, одолев сатану. Слава Господу Иисусу, силой Которого мы побеждаем в искушении. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы должны активно противостать искушениям и быть твердыми в вере. Своими силами это невозможно. Но Бог обещает быть с нами во всех невзгодах и, в конечном итоге, нас усовершить, утвердить, укрепить и сделать непоколебимыми. Его силой мы учимся бодрствовать, противостать злу и верно следовать за Ним. Просим, не дай нам стать ленивыми или почувствовать себя слишком комфортно в духовной жизни. Помоги нам сохранять бдительность, чтобы противостать искушениям. Дай нам благодать подчинить Тебе наше сердце и предать всю суету в нашей жизни очищающему огню Святого Духа. Любящий Господь! Ты – наше величайшее благословение. Помоги нам быть довольным тем, что у нас есть Ты. Боже, мы знаем, что бессильны в борьбе с искушениями. Мы нуждаемся в Тебе. Просим, помоги нам. Аминь.