ПРОПОВЕДИ
В Твоем неугасимом вечном свете мы видим свет.
Пс.35.10 «Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет».
Для древнего иудея, жившего в окружении солнцепоклонников, свет был священным естественным символом божества. В Ветхом Завете написано о сотворении его Богом: Быт. 1.3 «И сказал Бог: да будет свет и стал свет». А о Самом Боге сказано, что Он одет светом: Пс.103.2 «Ты одеваешься светом, как ризою». Вместе со словом жизнь свет символизирует всю полноту благодати, которую Бог дарует людям: Пс.35.10 «Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет». Имея Бога для своего блаженства, в Нем Его дети будут иметь источник жизни. Бог, сотворивший мир, является источником естественной жизни. В Нем мы живем, движемся и существуем. Бог благодати – источник духовной жизни. Всю духовную силу и утешение, все божественные принципы и действия освященная душа получает от Бога. Христос говорит, что всякий, кто захочет, может прийти и взять у Него даром воду жизни. Блаженство истинного верующего заключается в том, что он может видеть и быть близким к Богу, постоянно ощущать Его любовь и не бояться потерять ее. В Боге он имеет в совершенстве свет, который включает в себя мудрость, знание и радость. Познав Бога в благодати и увидев Его в славе, мы получим то, что в соответствует нашему пониманию и удовлетворит наш разум. Божественный свет, сияющий в Библии, и особенно в лице Христа, Который есть свет миру, имеет в себе всю истину. В Божьем благоволении мы имеем все блага, которых можно желать. Этот мир темен, мы видим в нем мало утешения, но на небесах пребывает истинный свет. Он светит вечно и никогда не истощается. Итак, ст.10 звучит просто, однако он чрезвычайно глубок. Жизнь творения проистекает из изобильного источника. От него она получает свое питание и благодаря ему растет и развивается. Жизнь во тьме – это жалкое существование, более похожее на смерть, чем на жизнь. Только Господь может даровать нам и физическую и духовную жизнь. Только Он может исполнить нашу жизнь светом. Интеллектуальные способности не помогают нам увидеть духовный свет. Только свет Святого Духа может просветить темные недра наших внутренних пороков. Вера получает свет и жизнь от Бога и поэтому не гаснет. В Новом Завете свет используется как обозначение вечной реальности и противопоставляется тьме, воплощающей греховное.
В своем 1Послании ап. Иоанн утверждает, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1.5). А ап. Иаков называет Бога, Творцом всего сущего, «Отцом светов». Он высказывается так: Иак.1.17 «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов». В Библии также говорится, что Бог обитает в «неприступном свете»: 1Тим.6.16 «Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете». В Новом Завете упоминается о пребывании света в Логосе (Слове, Иисусе Христе). Слово приходит в мир, светит во тьме заблуждений, всякого человека, приходящего к Нему, просвещает. Воплотившись, Христос стал «светом миру»: Ин.8.12 «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Для человеческих душ Христос значит то же, что Солнце для мира. Он является источником и центром всего духовного света, здоровья и роста. Подобно свету Солнца, свет Христа дается бесплатно. Все люди имеют возможность смотреть на Него и черпать духовную жизнь от Его света.
Кроме Господа Иисуса существуют и меньшие светильники, но свой отраженный свет они получают от Него. Таким был Иоанн Креститель. Господь говорит о Иоанне: Ин.5.35 «Он был светильник, горящий и светящий». О Своих учениках, последователях Он говорит: Мф.5.14 «Вы – свет мира» (свет для мира). Он называет Себя «Светом миру» (Светом, данным миру). Ученики – соработники Его, и на них распространяется нечто от Его славы. Он воздвиг Своих учеников, чтобы они сияли в Нем, заимствовали для этого от Него свет. Это подобие свету учеников означает: во-первых, будучи светом для мира, они у всех на виду, они обращают на себя всеобщее внимание. Во-вторых, они призваны и освещать и давать свет другим. Обращение ап. Павла на пути в Дамаск было встречей со светом с небес (Деян.9.3). Он был призван, чтобы стать светом язычникам. Он призывает своих учеников поступать «как чада света» (Еф.5.8).
Далее расскажем об основных качествах Божьего света.
1. Тьма не может объять Божий свет, т.е. не может погасить, победить его. Подобно тому, как тучи могут закрывать Солнце, но этим оно не исчезнет с небосвода. Тьма, зло этого мира многократно пыталось угасить удивительный свет Иисуса Христа. Господь еще был Младенцем, а царь Ирод уже скрежетал зубами против Него. И вооруженной рукой хотел уничтожить Его. Во время искушения Господа Иисуса в пустыне дьявол предлагал Ему совершать самые каверзные поступки. Он пытался смешать свет с тьмой, чтобы тьма поглотила Господа. Но Господь каждый раз отвечал: «написано». И Священным Писанием разрушал сатанинские обманы. Господь не пошел ни на какие сделки.
На протяжении веков и тысячелетий свет Христов подвергался гонениям. Библию много раз хотели уничтожить, людей даже убивали, если у них находили Библию. Уже в наши времена Н. С. Хрущев объявил, что он покажет по телевизору последнего верующего и с верой в Бога будет покончено. Но после этого он сам быстро исчез, и даже на экранах телевидения его больше не показывали. Сколько было разных лжеучений, но Божья истина стоит, а эти теории приходят и уходят. И все гонители света исчезают как дым. Тьма бессильна против света.
2. Свет просвещает всякого человека, приходящего в мир. Ин.1.9 «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». Иисус Христос является истинным светом в трех отношениях. Во-первых, в Нем нет никакой лжи в отличие от ложного света лжеучителей. Во-вторых, Он Сам является источником света. Ему не надо черпать свет у другого источника, чтобы светить. В-третьих, этот свет величествен в отличие от света других светильников. В раввинистической традиции светом миру называли Тору и Храм Иерусалимский. Называть Себя «светом миру» не означало притязать на божественность, однако для ап. Иоанна эти слова означают, что Иисус Христос – свет истинный, окончательная духовная реальность. Христос просвещает людей следующим образом: во-первых, светом разума. Все открытия и указания разума, все утешения, какие он дает нам, и вся красота, какой он наделяет нас – от Иисуса Христа. Во-вторых, провозглашая Евангелие всем народам. Иоанн Креститель был светом, но он осветил только для части Палестины. Евангелие Господа должно быть проповедано каждому языку и народу. Мк.13.10 «И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» (прежде – до скончания века). В-третьих, действиями Своего Духа (Святого Духа) и благодати. Те, кто не просвещаются Им, гибнут во тьме.
Для полноты наших знаний укажем на особенности, связанные со стихом Ин.1.9, хотя эти особенности не существенные. Ин.1.9 «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». Объясняя этот стих, комментаторы сильно расходятся во мнениях по двум пунктам. Богословы не могут прийти к единому мнению по поводу того, к кому относятся слова «приходящего в мир». В оригинале это выражение неоднозначно. Одни связывают эти слова со словами «Свет истинный». Тогда стих приобретает следующее прочтение: «Свет истинный, приходя в мир, просвещает всякого человека». В подтверждении этого взгляда приводятся отрывки: Ин.3.19 «Свет пришел в мир», и Ин.12.46 «Я свет пришел в мир». Другие комментаторы понимают под «приходящим в мир» человека, и считают, что в этом стихе речь идет обо всех физических потомках Адама. Один из отцов церкви (Нифаний) отметил, что «прийти в мир» – это еврейское, которое означает «родиться». Однако конструкция стиха в греческом языке (оригинале) допускает и первый и второй варианты перевода. К счастью, в этом споре оба мнения допустимы. Здравое учение есть и в том и в другом толковании. Много споров и разногласий вызывает выражение «просвещающий всякого человека». Существуют различные толкования этих слов. Все, кроме еретиков, согласны с тем, что они не означают того, что все будут обращены и спасется всё человечество. Мы считаем, что свет Христа светит во всём мире. И каждый рожденный человек, даже если он никогда не будет спасен, всё равно слышал об Евангелии спасения. В Библии находим историю, что один человек подходит к Господу и хочет стать Его учеником. Но Господь говорит ему о таких препятствиях на пути служения Богу, что тот больше не повторяет свою просьбу. Другому же Господь говорит: «А ты следуй за Мной». Причем в этом случае Господь не принимает никакие отговорки. Почему Господь так по-разному отвечает людям? Потому что Он есть свет, Который, подобно рентгеновским лучам, просвещает наше сердце и мысли.
3. Без духовного света люди спотыкаются, не различая добро и зло. Господь Бог вложил в человека совесть для того, чтобы он различал добро и зло. Но совесть, подобно музыкальному инструменту, может расстраиваться. О людях нечестивых в Библии сказано: Тит 1.15 «но осквернены и ум их и совесть». Музыкальные инструменты настраивают с помощью камертона. А наша совесть настраивается по Слову Божьему, чтобы различать добро и зло. Если человек не знает Божьи истины, у него может произойти смешение понятий. Но Дух Святой, посредством Слова Божьего, просвечивает наши внутренности, обнаруживает скрытые помышления. Приведем пример из Библии. За время царствования своего израильский царь Манассия приносил в жертвы идолам собственных детей, безжалостно убивал людей и творил всякое зло. Но Бог сжалился над ним и просветил его Своим светом. Читаем из Библии: 2Пар.33.12 «Он стал умолять лицо Господа Бога своего и глубоко смирился перед Богом отцов своих». После того, как он покаялся и стал поклоняться Богу, его поведение в корне изменилось. Обращение к Божьему свету изменило жизнь Манассии, и сегодня меняет жизнь людей, которые воспринимают библейские истины и отвечают на них с верой и послушанием. Никакой земледелец не оставит на своем огороде сорняки, т.к. они заглушат посевы. Только свет Божий может раскрыть тайники нашего сердца, только этот неугасимый свет может просветить нас и помочь освободиться от духовной заразы, которая незаметно для нас самих разлагает сердце.
4. Свет Божий разделяет людей на добрых и злых. Хотя спасение человека полностью является делом рук Божьих, погибает человек только по своей вине, пожиная то, что сам посеял. Бог послал свет в этот мир, и если человек не может прийти к этому свету, то он сам виноват в том, что остался во тьме. Божий свет всё обнажает, разделяет людей на добрых и злых. Человеку может казаться, что он хороший. Людям свойственно считать себя хорошими (Ал-Капоне). Чтобы узнать себя и разбираться в людях, Господь дал Свой свет. Кто идет к Его свету, тому нечего бояться, тот добрый человек. Но кто отвергает его, тот уходит всё дальше и дальше во тьму.
Один российский проповедник пишет: «До уверования у меня было много друзей. Но когда они узнали, что я начал читать Библию и молиться Богу (это было во время гонений), они с ужасом отшатнулись от меня. Вначале я переживал, но затем возблагодарил Бога за то, что Он показал мне, кто есть кто. А без Библии я и дальше обманывался бы в этих людях».
В заключение обратим внимание на еще одну очень важную истину. Вспомним отрывок: Пс.36.5,6 «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду Твою и справедливость твою, как полдень». Если в нашем сердце живет мечта о счастье, если мы стремимся к добру, любви и справедливости, не будем терять напрасно время. Пойдем к Христу, к этому истинному Свету, и мы не разочаруемся.
Господь! Просим, помоги всем назначенным к спасению обратить сердце к неугасимому вечному Свету, к Иисусу Христу. Да будет Ему вечная слава и вечное благодарение. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Ты послал неугасимый духовный свет в этот мир – Своего единородного Сына Иисуса Христа. Благодарим, что тому человеку, кто идет к этому свету, нечего бояться, он не погибнет. Благодарим, что Ты Сам предлагаешь нам отдать Господу бремена всей своей жизни. Сбросить груз беспокойств, смирить свою волю, покориться Божьим повелениям, отдать всё в руки Божьи. Благодарим, что мы с радостью можем совершать поприще свое, если будем уповать на Бога, будем идти за Божьим светом. Благодарим, что для нас истинная мудрость состоит в том, чтобы смиренно уповать на Бога, предать Ему свой путь и ожидать благословенных результатов. Благодарим, что то, что касается нашего доброго имени, то здесь мы можем совершенно спокойно и без малейшего опасения предать наше оправдание в руки всемогущего Бога, Судьи всей Земли и вселенной. Крепость наша в спокойствии и уповании. Дай нам осознать, что если мы будем искать Божьей славы, Ты будешь искать нашей. И тьма, мрак, скорби и злословия врагов уйдут от нас навсегда. Аминь.