ПРОПОВЕДИ
Блаженны не видевшие и уверовавшие.
Ин.20.29 «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».
Наша проповедь построена на отрывке из Ин.20.24-31, в котором рассказано об апостоле Фоме. Полагают, что это событие включено в Библию, чтобы вера благочестивых людей еще больше окрепла. Фома был не только медлителен и ленив в вере, но и довольно горделив. Упорство заставило его потребовать увидеть и даже ощупать воскресшего Спасителя. Его упорство пример и нашего упорства. Фома отсутствовал на первом собрании учеников, когда им явился воскресший Господь Иисус. Возможно, что это послужило предпосылкой второго Его явления. Возможно, отсутствие Фомы было по причине какого-то несчастья, то ли он был нездоров, то ли его не известили. Или, может быть, он увлекся каким-нибудь делом или связался с какой-нибудь компанией. То ли он не осмелился прийти из опасения от иудеев и считал своими благоразумием и осторожностью то, что в действительности было трусостью. Однако отсутствием своим он лишил себя счастливой возможности увидеть своего Учителя воскресшим и разделить с учениками их радость. Из этого мы можем сделать вывод: те, кто беззаботно оставляют установленные торжественные собрания христиан, не знают, как многого они лишаются.
Когда ученики встретились с Фомой в следующий раз, то с радостью сказали ему: «мы видели Господа». Несомненно, они рассказали ему обо всем происшедшем. В частности, о том, что Он удостоверил их в Своем воскресении, показав Свои руки и ребра. Они сказали это Фоме с тем, чтобы: во-первых, укорить его за его отсутствие: «мы видели Господа, а ты нет». Во-вторых, скорее, с тем, чтобы известить его: «мы видели Господа, и как бы мы хотели, чтобы и ты тоже был с нами и видел Его». Этот поступок учеников служит и для нас примером: ученики Христа должны прилагать усилия к тому, чтобы назидать друг друга в святой вере. Способы следующие: посредством пересказа другим того, что услышали и узнали они; так и посредством сообщения им того, что они пережили. Те, кто верой увидел Господа и вкусил, как Он благ, должны рассказывать другим о том, что Бог сделал для их души, только без хвастовства.
Возражения, выдвинутые Фомой против этого очевидного факта, можно выразить примерно так: «Не говорите мне, что вы видели Господа живым. Вы слишком доверчивы. Кто-то подшутил над вами. Что до меня, то я не поверю, если не только не увижу на руках Его ран от гвоздей, но и не вложу в них перста моего, и не вложу руки мои в ребра Его». Вспомним, что написал евангелист Иоанн до этого о Фоме: Ин.11.16 «Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним». Ин.14.5 «Фома сказал Ему: Господи! Не знаем, куда идешь, и как мы можем знать путь?» Учитывая эти высказывания Фомы, некоторые строят предположение о том, что он был человеком грубого и мрачного характера, склонным к ворчливости. Ибо не у всех добрых, верующих людей одинаково ровный характер. В тот момент в поведении Фомы было много неправильного. Во-первых, он не относился должным образом к тому, о чем не раз говорил Господь Иисус, а именно, что Он воскреснет. Фоме следовало бы сказать: «Он воскрес», даже если он не видел Его. И не имел возможности переговорить с теми, кто Его видел. Во-вторых, он непочтительно отнесся к свидетельству своих собратьев – учеников Христа, которые заслуживали доверия. В-третьих, он искушал Христа, когда пожелал убедиться на основании личного опыта, а иначе вовсе не хотел убеждаться. Фома ставит свою веру в зависимость от видимого доказательства. Или ему позволят сделать так, как он хочет, и его прихоть будет удовлетворена, или же он не поверит. Есть явное сходство между его словами и словами духовных руководителей Израиля, стоящих возле Креста: Мф.27.41-42 «Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него». В-четвертых, это был не только грех, но и непозволительный поступок. Как один малодушный человек делает робкими многих, так и один скептик «делает робкими сердца братьев его, как его сердце» (Втор.20.8). Объявление Фомой своего неверия, притом в такой категоричной форме, могло иметь недобрые последствия для остальных учеников, которые были пока еще совсем слабыми и колеблющимися в вере. Несомненно, такое его открытое заявление в присутствии учеников обидело и огорчило их. Эти слова и не пахнут верой, представляя собой чувственное суждение. То же самое происходит со всеми, приверженными собственным мнениям – они не оставляют места Слову Божию.
Господь Иисус отложил на время Свой последующий визит, чтобы показать ученикам, что Он воскрес не для земной жизни, которой жил раньше. И не для постоянного общения с ними, но для жизни в ином мире. Он отложил его на целых 8 дней. Может быть, Он не явился раньше и потому, чтобы испытать веру и терпение остальных учеников. Они увидели Господа и обрадовались. Однако Он хотел выяснить, сумели ли они сохранить достигнутое, не имея возможности видеть Его в течение нескольких дней. Он хотел также постепенно отучить их от Своего телесного присутствия, к которому они были слишком сильно привязаны, и от которого так сильно зависели.
Господь нанес второй визит ученикам в Иерусалиме. Двери опять были заперты из опасения от иудеев. Они остались в городе, чтобы отпраздновать праздник опресноков. Теперь с ними был Фома. Обратим внимание на тот немаловажный факт, что Господь не являлся Фоме с целью убедить его до тех пор, пока не нашел его в обществе остальных Своих учеников. Потому что Он одобряет собрания христиан, на которых и Сам присутствует посреди них. И, кроме того, Он хотел, чтобы все ученики были свидетелями того, что Он не только укорял Фому, но в то же время проявлял Свою нежную заботу о Нем.
Господь милостиво снисходит до Фомы. Он обратился лично к нему с такими словами: «Подай перст твой сюда», и т.к. ты этого сам желаешь, «осмотри руки Мои», полностью удовлетвори любопытство свое созерцанием «ран от гвоздей; подай руку твою и», если ничто меньше не может убедить тебя, «вложи в ребра Мои». Здесь мы находим, во-первых, скрытый упрек за неверие Фомы, на что указывает полное совпадение слов Господа с тем, что говорил Фома. Полагаем, что эти слова должны были заставить Фому покраснеть от стыда. Во-вторых, мы видим открытое снисхождение Господа к его слабости. Господь предпочел снизойти к этой ненужной прихоти Фомы, чем разорвать всякие отношения с ним и бросить его одного в неверии. Господь заканчивает Свою речь, обращенную к Фоме, трогательными словами: «Не будь неверующим, но верующим». Оставаясь неверующими, мы остаемся без Христа и благодати. Поэтому мы скажем хотя бы так: Мк.9.24 «Верую, Господи, помоги моему неверию». Из того, что Христос легко согласился исполнить неуместную просьбу Фомы, пригласив его потрогать руки и рану на боку, мы выводим: Господь заботился не только о его, но и о нашей вере. И для нас важно, чтобы всё подтверждало истинность нашей веры. Стремиться надо к тому, чтобы сдерживать распущенность нашего разума, чтобы кто-то, потакая себе в этом противлении, не угасил полностью чувство благочестия и не закрыл для себя дверь веры.
Фома теперь стыдится своего неверия. Он проснулся и, как обычно делают люди, приходящие в себя, восклицает: ст.28 «Господь мой и Бог мой». По-видимому, палец в раны от гвоздей он не вложил, т.к. Господь говорит: ст.29 «Ты поверил, потому что увидел». Это внезапное восклицание показывает, что вера еще не совсем в нем угасла. Того, что он увидел, оказалось для него достаточно. То же самое происходит в некоторых людях. Временно они распутничают, как бы сбросив с себя страх Божий, и в них не заметно никакой веры. Но как только Бог прикасается к ним, они приходят в себя. Болезнь сама по себе еще не достаточна для научения благочестию. Но безграничная благость Божия приводит к тому, что избранные не впадают в пучину полного отчуждения. Бог тайной уздой удерживает Своих избранных и не дает им впасть в погибель. Теперь Фома нисколько не сомневается в истинности воскресения Христа. В том, что Тот самый Иисус, Который был распят, теперь жив и что это действительно Он. Робость и медлительность веры Фомы могут послужить укреплению нашей веры. Ибо через это открывается нам, что свидетели воскресения Христа, которые впоследствии свидетельствовали о воскресшем Спасителе всему миру, были не легковерными людьми. Раз они поверили, то имели на это все основания.
Фома поверил, что воскресший Иисус есть Господь и Бог. И мы должны в это верить. Мы должны верить не в то, что человек стал Богом, а в то, что Бог стал человеком. Фома признал Иисуса Христа своим Господом и Богом. И мы должны признавать Его за Того, Кем определил Ему быть Бог Отец. Выражение «Господь мой» соответствует слову «Адонай» – мое основание и моя опора. А «Бог мой» – слову «Элохим» – мой князь и мой судья. Мы должны полностью полагаться на Иисуса Христа, чтобы Он был нашей опорой и нашим основанием. И должны согласиться с решением Бога Отца, что Он сделал Христа арбитром и судьей. Это есть жизненно важный акт веры. Фома открыто исповедал свою веру перед теми, кто был свидетелем его неверия и сомнений. Словами «Господь мой и Бог мой» он обращается и к Господу Иисусу – «Ты Господь мой и Бог мой»и к своим товарищам – «Это Господь мой и Бог мой». И мы должны отдаться в Его подчинение и говорить об этом другим.
Христос упрекнул Фому в том, что недопустимо для верующего человека рождаться вере от прикосновения и внешнего вида. Вера не может произойти только от опыта человека; надо, чтобы она основывалась на Слове Божьем. Ст.29 «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». Эти слова означают, что Господь признает Фому за верующего. Он милостиво признает веру серьезных и искренних верующих, хотя они бывают слабы и медлительны. Те, кто долго упорствовал, но, наконец, всё же сдался, найдут Его готовым простить их. Фоме следовало бы устыдиться от мысли о том, что он пришел, наконец, к вере не без большого труда. Если наш опыт, наши ощущения есть единственный метод доказательства, то как миру обратиться к вере в Христа?
Христос хвалит веру за то, что, покоясь на одном Слове, она совершенно не зависит от чувств и разума плоти. Она не основывается на текущем лицезрении, но проникает в душу с небес, чтобы верить в то, что сокрыто от человеческих чувств. Действительно, мы тогда воздаем честь Богу, когда истина Его для нас очевидна, не требует доказательства. Вера обладает своим зрением, но оно не направлено на мир и земные объекты. По этой причине она называется подтверждением невидимого факта. Ап. Павел, противопоставляя ее видению (2Кор.5.7), хочет сказать, что она не прилепляется к текущему положению дел и не взирает на то, что явно в этом мире. Она взирает на Бога и, укрепившись Его Словом, побеждает весь мир, бросая якорь в сами небеса. Многие нечестивые лицезрели тогда Христа только глазами и от этого ничуть не стали блаженны. Мы же, никогда не видевшие Его телесным взором, обладаем тем блаженством, о котором Он говорит. Отсюда следует, что Он зовет блаженными очи, духовно созерцающие божественное и небесное. Этим словам Христа отвечает сказанное в 1Пет.1.8, где ап. Петр хвалит верующих, любящих Христа, Которого не видели, и радующихся неизреченною радостью, хотя и не созерцали Его лично. Достаточно бросить взгляд назад, на ветхозаветных святых. Они не видели того, что видели ученики Господа и, тем не менее, верили Божьим обетованиям. Эта вера более достославна, чем вера тех, кто увидел и уверовал. В ней лучше проявляется сила божественной благодати. Приведем высказывание одного раввина: «Один прозелит (язычник, принявший иудаизм) более приятен Богу, чем все тысячи Израилевы, стоявшие у подножия горы Синай. Ибо они видели и поэтому приняли Закон. А прозелит не видит и, тем не менее, принимает его».
Господь! Просим, умножь и сохрани нашу веру, основанную не на видении, а на Слове Божьем. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы хотим, чтобы главным в нашей жизни был Ты, а не мы. Просим, даруй нам крепкую веру и сохрани ее в нас. Открой нам глаза, чтобы видеть себя такими, какими видишь нас Ты. И даруй нам благодать верно исполнять то, к чему Ты нас призвал. Помоги нам довериться Иисусу Христу, исполнять Его волю и отражать Его владычество. Господь Иисус, благодарим Тебя за возвещение мира через Твою смерть и воскресение. Благодарим, что Ты снял с нас наш грех и одел в Свою праведность. Помоги нам поделиться Твоим даром спасения с теми, которых мы знаем или кого встретим. Помоги использовать данное нам время, чтобы как можно лучше прославить Тебя и послужить другим людям. Помоги разделить с другими свет и жизнь Спасителя. Аминь.