ПРОПОВЕДИ
Иисус Христос воскресил дочь Иаира.
Мк.5.42 «И девица тотчас встала и начала ходить».
Личность с именем Иаир встречается в Библии 4 раза. В нашем повествовании Иаир – один из начальников синагоги, дочь которого была воскрешена Христом.
В гл. 5 Евангелия от Марка описано великое чудо: мертвая девочка воскресла. Царь ужасов силен, но есть Тот, Кто сильнее его. Ключи от смерти в руках Иисуса Христа. Настанет день, когда Ис.25.8 «поглощена будет смерть навеки». После исцеления бесноватых и после того, как в Галилейском озере потонули около 2000 свиней, жители страны Гадаринской пожелали, чтобы Господь покинул их. Он переправился по воде на другой берег. К Нему собралось множество народа. Если одни отвергли Господа, то были и те, кто принимал и приветствовал Его.
Был один, кто пришел открыто умолять об исцелении больного ребенка, и им был никто иной, как один из начальников синагоги – Иаир. У него была дочь лет 12-и, которая находилась при смерти. И это горе заставило его прийти к Христу. В скорби люди часто ищут Бога. Когда нашу семью посещает горе, мы не должны сидеть подавленными, а как Иов, «пасть ниц и поклониться». В обращении Иаира к Христу следует отметить, во-первых, его смирение. Он сам лично обратился к Христу со своей просьбой, а не послал к Нему своего слугу. Он пал к Его ногам и сильно просил Его, т.е. оказал Ему почтение. Во-вторых, его веру. Мк.5.23 «дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива». Для любого другого врача приходить к больному человеку, кто «при смерти», уже слишком поздно. Нет ничего более абсурдного, чем посмертная терапия. Несомненно, Иаир знал об этом. Но он верил в то, что Господь Иисус больше, чем врач. Он верил в силу Господа. Он просит усердно, как тот, кто не только ценит милость, за которой пришел к Нему, но и знает, что ни в каком другом месте не получит ее.
Эта история очередной раз показывает нам, что никакое положение в обществе не может защитить человека от страданий, болезней и смерти. Предположим, что богатство Иаира позволяло оплатить услуги лучших врачей. Но никакие деньги не могли спасти его дочь от смерти. Смерть делает равными всех людей. Небеса – это единственное место, где Ис.33.24 «ни один из жителей не скажет: «я болен». Блажен тот, кто помышляет о небесном.
Господь с готовностью соглашается и идет с Иаиром. Он не только хотел даровать ему просимое, воскресить к жизни его дочь. Но Христос настолько готов был удовлетворить его просьбу, что отправился в его дом, чтобы сделать это. Он никогда не говорил детям Израиля, т.е. Своему избранному народу: «Вы ищете Меня напрасно». Разнообразие методов, используемых Христом при совершении чудес, вероятно, определялось разнообразием характеров обращающихся к Нему за помощью, разницей в их расположении духа. Обо всем этом в совершенстве знал Господь. Обратим внимание на то, что за Ним последовали и ученики Его, избранные Им для постоянного общения. Это делалось не ради торжественности, парадности, не ради того, чтобы все заметили, что Он берет с Собой Свою свиту. Но для того, чтобы ученики могли быть свидетелями Его чудес.
Болезнь и смерть пришли в наш мир через грех и непослушание Адама и Евы. Но благодать второго Адама (Иисуса Христа) победила и то и другое. Когда шли к дому, Иаиру принесли печальную весть о том, что дочь его умерла. Т.о., Христу слишком поздно идти к ней, если Он такой же врач, как другие. Пока теплится жизнь, есть надежда и есть смысл использовать различные средства, но когда жизнь оборвалась, то ничего не поправишь уже. Иаиру сказали: ст.35 «что еще утруждаешь Учителя?» Обычно в таких случаях говорят: «Всё разрешилось, исполнилась воля Божья, я подчиняюсь и соглашаюсь. Господь дал, Господь и взял». Вспомним, что сказал царь Давид, когда умер его младенец: 2Цар.12.22 «доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло, зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его?» Такими словами мы должны успокаивать себя в такие дни.
Случай с дочкой Иаира был необыкновенным. Смерть ребенка не стала, как это обычно бывает, концом повествования. Известие о смерти дочери, пронзившее сердце Иаира, не остановило Господа. Он сразу же утешил несчастного отца, сказав ему: «Не бойся, только веруй». Можно предположить, что Иаир оказался в нерешительности: просить ли Иисуса Христа продолжать путь или нет. Но разве мы не больше нуждаемся в благодати Божьей и Его утешении и, следовательно, в молитвах Божьих служителей и друзей-христиан, когда в нашем доме смерть, чем когда была болезнь? Поэтому Господь быстро вносит определенность в эту ситуацию: «Не бойся, что Мой приход окажется бесполезным, только веруй, что Я всё обращу во благо». Урок для нас: смерть наших родных не должна приводить нас в отчаяние. Мы не должны скорбеть о них, как прочие, не имеющие надежды. В такое время вера есть единственно средство против тревоги, горя и страха. Будем же сохранять уверенность во Христе Иисусе и упование на Него, и Он всё устроит к лучшему.
Во время второй мировой войны самолет-бомбардировщик попал под огонь зенитных орудий. И, потеряв управление, стал штопором падать в океан. Позже летчик вспоминал: «Я стал молиться, а что было потом, не помню. Пришел в себя уже после того, как мы упали в воду. Дела мои были плохи: ниже колена правой ноги не было. И я понял, что через несколько минут умру от потери крови. Но тут меня что-то зацепило: мимо проплывал кусок фанеры с аптечкой. Я достал из аптечки жгут, а мой второй пилот помог мне его наложить и остановить кровотечение. Вдруг над нами пролетел самолет и сбросил спасательный плот. Если это не чудо, то что же это такое? Бог ответил на мою молитву». Через книгу пророка Иеремии Господь говорит: Иер.33.3 «Воззови ко Мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе недоступное и великое». Бог показывает нам это в ответ на нашу молитву. Когда мы молимся согласно воле Божьей, Бог делает то, что мир считает абсолютно, заведомо невозможным. И здесь нужна наша вера. Она ожидает от Бога невозможного.
Итак, Господь идет к дому, где находился мертвый ребенок, в сопровождении людей, которым Он позволил идти с собой. И не позволил никому из учеников следовать за собой, кроме трех ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Этого количества было достаточно для того, чтобы иметь свидетелей чуда. Но его было недостаточно для того, чтобы это могло выглядеть как повод для тщеславия. Здесь можно отметить следующее: 1) Этого ребенка любили, потому что соседи и родственники «плакали и вопияли громко». Это прискорбно, когда нас покидает тот, о ком мы думаем, что будет утешением нашим. 2) Смерть ребенка была очевидной. Презрительные насмешки присутствующих над словами Господа Иисуса «девица не умерла, а спит» хотя и заслуживают порицания, однако служат доказательством этого факта. 3) Господь выслал вон как недостойных быть свидетелями чуда всех тех, которые так шумливо выражали свою скорбь. Которые были так надменны, что насмехались над Его словами. Он пригласил родителей ребенка быть свидетелями чуда, потому что видел их веру. И хотел этим чудом утешить их.
Господь Иисус воскресил девочку властным словом, которое записано здесь. И притом записано на древнесирийском языке, на котором заговорил Господь для большей несомненности факта воскресения: «Талифа куми – девица, тебе говорю, встань». Обычно иудеи, давая больному лекарство, говорили: «Встань с одра болезни», что означало: «Мы хотим, чтобы ты поправился». Господь сказал умершей: «Встань из мертвых», подразумевая под этим: «Я повелеваю тебе встать». Более того, здесь подразумевается, что, т.к. у самых мертвых нет силы встать, то сказанное слово сопровождается силой, могущей сделать его действенным. Господь Иисус Сам действует, когда повелевает. Поэтому Он может повелеть всё, что Ему угодно, даже повелеть воскреснуть мертвым. Таков же призыв Евангелия к тем, кто мертв по грехам и преступлениям. И не более способен воскреснуть из духовно мертвых своими собственными силами, чем эта мертвая девочка. Слова Еф.5.14 «встань, спящий, и воскресни из мертвых …» не тщетны, если за ними следует: Еф.5.14 «… и осветит тебя Христос».
Девица, как только к ней возвратилась жизнь, «встала и начала ходить» (ст.42). Духовная жизнь проявится в нас, когда мы встанем и начнем ходить в жизни благочестивой. Начнем ходить во имя Христа и Его силой. Все видевшие это и слышавшие об этом, восхищались чудом и Тем, Кто сотворил его. Ст.42 «… видевшие пришли в великое изумление». Они не могли не признать, что в этом было нечто сверхъестественное. Но не знали, как к этому отнестись, какие сделать выводы из увиденного. Их удивление должно было бы способствовать пробуждению живой веры в их сердце. Но они остались в изумлении.
Господь Иисус старался сохранить это в тайне. Ст.43 «И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал». Достаточному кругу людей уже было известно об этом чуде. Он не хотел, чтобы весть о нем разнеслась дальше. Т.к. собственное Его воскресение должно было стать великим проявлением Его власти над смертью, то другие проявления ее должны были оставаться в тайне до тех пор, пока не будет представлено это главное доказательство. Пусть одна часть доказательств остается в тайне, пока не будет готова другая, на которой делается главное ударение. Господь «сказал, чтобы дали ей есть». Из этого явствует, что девочка не только была воскрешена к жизни, но и стала совершенно здоровой.
В одной семье заболел и умер мальчик. Умер потому, что его родители отказались позвать врача. Они считали, что принимать лекарства – значит не верить в Бога. После смерти сына родители смиренно сказали: «На то была воля Божия». В Библии не осуждается тот факт, что Иаир пригласил врача – Господа Иисуса. А вот ап. Павел советовал Тимофею употреблять вино для лечения желудка и частых недугов. Некоторые считают, что у Тимофея были заболевания на нервной почве. Т.о., ап. Павел советовал Тимофею употреблять вино как лекарство. Сказанное должно убедить нас, что Бог совсем не против, чтобы мы приглашали врачей и использовали доступные нам средства для поддержания здоровья, т.е. не против медицины. Но к медицинским рецептам для христиан есть важное дополнение: для эффективного воздействия лекарства к нему нужно добавить молитву и благодарение. И будем помнить, что с медициной или без нее, всякое исцеление от Бога. Не всегда нужно ждать от Бога чуда, чаще всего Он действует простыми подручными средствами.
Представим себе, как в доме Иаира в миг всё изменилось. Скорбь и рыдание сменились радостью, а смерть жизнью. Это чудо показывает, как много может сделать Господь для мертвой души. Он в силах спасти людей от грехов и преступлений и даровать им новую жизнь в Боге. Есть ли в нашей семье духовно мертвые? Призовем Господа Иисуса прийти и оживить. Не будем печалиться о своих близких и друзьях, почивших во Христе, как будто у нас нет надежды увидеть их еще раз. С надеждой можем смотреть в будущее. Славное утро воскресения грядет. 1Фес.4.14 «Умерших в Иисусе Бог приведет с Ним». Однажды исполнятся слова Господа, записанные в книге пророка Осии: Ос.13.14 «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа?»
Господь! Мы благодарим Тебя за то, что Тот, Кто воскресил дочь Иаира, вечно жив. Он соберет вокруг себя Свое стадо, ни одна овца не потеряется. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за эту историю, показывающую всемогущество нашего Спасителя Иисуса Христа. Известие о смерти дочери Иаира не остановило его. Он потерпел страдания, позволил, чтобы Его руки и ноги были прибиты к Кресту, чтобы принести Своим людям наилучшую новость в истории духовно мертвых людей, искалеченных тел, умов и сердец. Он отдал Свое тело и кровь, чтобы стать для нас пищей и питьем новой бесконечной жизни в Нем. Отражение Его в нашем отношении к людям показывает, как Бог изменяет нас. Благодарим, что это чудо показывает, как много может сделать Христос для мертвой души. Он в силах спасти людей от грехов и преступлений и даровать им новую жизнь в Боге. Мы можем являть характер Христа миру, который изголодался по милости и справедливости. Боже, Ты любишь нас в истине. Просим, помоги нести эту любовь окружающим с неизменной благодатью, которую дает Твой Дух. Помоги рассказать другим людям, как Христос сделал нас духовно живыми. Аминь.