ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 10 Мф.
10.1 «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь». В ст. 1-4 мы читаем о том, кого посвятил Господь в сан апостолов (посланников). Они уже были Его ученики. Еще раньше Он призвал их быть Его учениками, постоянно сопровождающими Его. Он обещал им тогда, когда призвал их, что сделает их ловцами человеков. Теперь Он исполнил Свое обещание. Всё это время Он испытывал их. Он знает всё, что есть в человеке, тем не менее, Он употреблял этот метод, чтобы дать пример Своей Церкви. Служение в церкви ответственно, его нельзя доверять людям, прежде чем они не будут испытаны. А для этого необходимо выдержать время. Ни на кого не следует поспешно возлагать руки, не испытав его прежде как кандидата или стажера. Грехи некоторых людей явны, а некоторых открываются впоследствии (1Тим.5.22). Кого Христос предназначает и призывает к какому-нибудь служению, тех Он сначала подготавливает и обучает для него. Христос готовил к служению Своих учеников следующим образом: 1. Он брал их с Собой повсюду. 2. Он учил их отдельно от других людей. Давать власть учить других тем, кто не имеет для этого способностей, значит насмехаться над Церковью. Он полномочия даровал им, «призвав их» к Себе. Раньше Он призывал их следовать за Ним, теперь допускает их до более близкого отношения с Собой. Он «дал им власть» требовать послушания от людей, пользуясь авторитетом Его имени. В подтверждение этой власти дал власть требовать покорности от нечистых духов. Посланные Христом проповедники были лишены каких-либо внешних преимуществ, которые могли бы рекомендовать их народу. У них не было ни богатства, ни учености, они были незначительными людьми. Поэтому необходимо было наделить их необыкновенной властью, которая возвысила бы их над книжниками. «Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их». Он дал им власть изгонять нечистых духов из тел людей. Это должно было быть предзнаменованием сокрушения духовного царства сатаны. Он дал им власть «врачевать всякую болезнь и всякую немощь». Он наделил их властью совершать чудеса для подтверждения Его учения, чтобы доказать, что оно от Бога. Они должны были исцелять и болезни, которые считались неизлечимыми. Не существует и духовных болезней, таких злостных и застарелых, для исцеления от которых во Христе не нашлось бы достаточно силы.
10.2-4 «А имена двенадцати апостолов таковы: первый – Симон, называемый Петром, и Андрей, его брат; Иаков, сын Зеведея, и Иоанн, его брат; Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей, сборщик налогов; Иаков, сын Алфея, и Фаддей; Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его». Слова «ангел» и «апостол» обозначают одно и то же – посланный по поручению, посол. Все верные служители Христа посылаются Им. Но эти были самыми первыми и были посланы непосредственно Самим Христом. Она были апостолами в высшем смысле этого слова. Однако это было лишь периодом становления, т.к. только после восшествия Своего Христос «поставил одних апостолами, …» (Еф.4.11). Число апостолов было двенадцать, соответственно числу колен Израилевых. Евангельская Церковь должны быть Израилем Божьим. Апостолы должны были стать духовными отцами, производящими потомство для Христа. Израиль по плоти должен был быть отвержен за свою неверность, поэтому эти двенадцать должны были стать отцами иного, нового Израиля. Они поименованы парами, т.к. с самого начала они посылались на служение по два. Они будут помогать друг другу, и больше принесут пользы своим совместным служением, как Христу, так и душам. Что забудет один, то вспомнит другой. И, кроме того, устами двух свидетелей подтверждается всякое слово. Три пары апостолов были братьями: Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, другой Иаков и Левий. Хорошо, когда браться по крови являются и братьями по духу. Петр назван первым, может быть, потому, что он всегда опережал остальных учеников и по всякому поводу выступал от имени всех остальных. Но это вовсе не давало ему права властвовать над прочими апостолами. Это не было признаком того, что ему было дано превосходство над ними. Или что он на это превосходство претендовал. Матфей, автор данного Евангелия, объединен с Фомой. Но у Марка и Луки имеется два расхождения с этим стихом (Мк.3.18, Лк.6.15). У них имя Матфея стоит на первом месте, перед Фомой, а здесь, в перечислении самого Матфея, Фома занимает первое место. Там он называется просто Матфей, а здесь – Матфей мытарь (сборщик податей). Симон назван Кананитом, по имени города Каны Галилейской, откуда, вероятно, он был родом. Он называется также Симон Зилот. Иуда Искариот называется последним и с черной каймой вокруг его имени – «который предал Его».
10.5 «Этих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город самарянский не входите». В стихах 5-15 читаем о наставлениях Христа Своим ученикам, когда Он назначил их на служение. Здесь написано, что Он «заповедал им». Посланники получают указание, куда должны они идти. Не к язычникам и не к самарянам. Пока израильтяне не отвергнут благую весть, они не должны нести ее к язычникам. Самаряне были потомками смешанного народа, которыми ассирийский царь заселил Самарию – северную территорию Израиля. Располагалась она между Иудеей и Галилеей, так что апостолы не могли миновать ее, но в города самарянские они не должны были заходить. Христос пока не желал являть Себя язычникам и самарянам, поэтому апостолы не должны были им проповедовать. Это ограничение касалось только их первого миссионерского путешествия. Впоследствии им было повелено идти по всему миру и научить все народы.
10.6 «А идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева». Сам Христос среди них совершал Свое служение, поэтому и апостолы должны были ограничиваться ими. Первое предложение спасения должно было быть сделано иудеям. Они были возлюбленными Божьими ради отцов (Рим.11.28).
10.7 «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное». Они должны были стать странствующими проповедниками: всюду, куда они придут, должны провозглашать «Приблизилось Царство Небесное». Эти слова должны быть темой их проповедей, эту тему они должны были развивать. Пусть народ знает, что ныне, согласно Писаниям, воздвигается Царство Мессии, Господа с небес. Из этого следует, что народ должен каяться в своих грехах и оставлять их, чтобы быть допущенными к привилегиям этого Царства. В стихе Мк.6.12 читаем: «Они пошли и проповедовали покаяние». Духовное царство должно утвердиться в сердце людей. Но существует Царство славы, которое только грядет.
10.8 «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте». Господь наделяет апостолов силой, чтобы совершать чудеса для подтверждения их учения. Он посылал их проповедовать то же учение, которое проповедовал Он Сам. Ныне, когда Царство Божье пришло, нет необходимости подтверждать истинность учения Христа чудесами. В наши дни просить новых знамений – значит искушать Бога. Христос повелевает им употреблять данную им силу на добрые дела. Он не говорит им: «Низвергайте огонь с неба», но: «больных исцеляйте, …». Через это станет ясно, что они являются слугами Бога, Который благ и творит добро. Получившие дар исцелять все болезни, вместе с ним получили повеление делать всё это даром. Их дар исцелять больных не стоил им ничего, поэтому они не должны извлекать из него материальную выгоду для себя.
10.9,10 «Не берите собой ни золота, ни серебра, ни меди в ваши пояса; ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания». При отправлении миссионера необходимо решать вопрос, кто должен нести расходы, связанные с его посольством. Ученики не должны были заботиться о себе самом. С одной стороны, они не должны зарабатывать себе на этом деле, а с другой стороны, не должны тратить на это то малое, что имели. Им предстояло сравнительно короткое путешествие, вскоре они должны были вернуться к своему Учителю и в свои дома. Христос хотел научить их действовать, полагаясь на Божье провидение. Занятые Его трудом находятся под Его защитой, и на Его особом обеспечении. Они должны были надеяться, что те, к кому они посылаются, обеспечат их всем необходимым. Они не должны ждать, что будут насыщены чудесным образом, подобно пророку Илии, но могут надеяться, что Бог расположит сердца тех, в среде которых они станут трудиться. Так что те будут добры к ним и обеспечат их. Служители являются тружениками, и поэтому они достойны пропитания, не должны быть вынуждаемы зарабатывать себе на хлеб.
10.11 «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете». Господь наставляет учеников правилам поведения, которые они должны соблюдать в любом месте. Их никто не приглашал, не ожидал и не знал. И они никого не знали там, куда приходили. Слова Господа: «Войдя в город, наведывайтесь, кто в нем достоин» означают, что в каждом городе они могли найти людей, более расположенных, чем другие, принимать Евангелие и его проповедников. Даже среди домочадцев императора Нерона были святые. Надо узнавать, кто имеет в своем сердце страх Божий. От одних людей можно ожидать, что они окажут благосклонный прием апостолам и их проповеди. Они должны искать приюта в частных домах, у тех, кто хочет их принять и не ждет никакой денежной компенсации. Ап. Павел во всех своих путешествиях находил братьев. Из этого стиха подразумевается, что если ученики будут узнавать, кто достоин, то обязательно найдут таковых. Им надо оставаться в доме тех, кого они найдут достойными. Если же они часто будут менять квартиру, их справедливо могут заподозрить в недобрых намерениях. Ученикам Христа подобает довольствоваться тем, что есть, и не переходить с места на место из-за незначительных неудобств.
10.12 «А входя в дом, приветствуйте его, говоря: «мир дому этому». Найдя дом человека, сочтенного ими достойным, они при входе в дом должны его приветствовать. В знак своего смирения они должны быть предупредительными с людьми, должны проявлять учтивость. Не должны унизительным для себя считать попроситься в дом, не должны быть настолько щепетильны, чтобы ждать приглашения. Приветствуйте семью, чтобы завязать последующую беседу и таким путем начать проповедь. От общих вопросов в разговоре можно незаметно перейти к назидательной беседе. Обратите внимание на то, как они приняли ваше приветствие: с насмешкой, холодно или с готовностью откликнуться на него. Кто не примет вашего приветствия сердечно, тот не примет сердечно и вашего благовестия. Приветствовать семью надо и для того, чтобы внушить им доброе мнение о себе. Господь учит нас быть учтивыми, любезными и услужливыми со всеми, с кем нам приходится иметь дело. Души привлекаются к Христу и удерживаются возле Него узами любви.
10.13 «И если мир будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится». После благочестивого приветствия семьи они должны, по ее реакции на него, вынести свое суждение о ней и действовать соответственно ему. Око Божье над нами, чтобы наблюдать, какой прием мы оказываем благочестивым людям и служителям Божьим. «Мир дому этому» было обычным приветствием, но в их устах оно превращалось в евангельское приветствие. Они желали дому мира Божьего. Христос говорит ученикам, что эта евангельская молитва (таковым стало теперь это приветствие), должна возноситься за всех. Ибо Евангелие предлагается всем без исключения. Если дом окажется достойным, то он пожнет плоды вашего благословения. Если же нет, то вреда не будет, вы ничего не потеряете – мир ваш к вам возвратится. Пренебрегая вашим приветствием, они делали себя недостойными и других ваших благословений и лишили себя их.
10.14 «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших». Апостолам дается предупреждение, что будут такие, кто отнесется к ним пренебрежительно, с презрением. Как к ним самим, так и к слову их. Самые лучшие и самые сильные проповедники Евангелия могут столкнуться с такими людьми, которые не хотят даже послушать их и не проявят к ним никакого внимания. Пренебрежение к Евангелию обычно сопровождается презрением к служителям Евангелия. И то, и другое является пренебрежением к Христу. Относительно этого случая Господь дает апостолам указания, как им поступать. Они должны выйти из этого дома или города. Евангелие не задерживается долго там, где его не принимают. При своем уходе апостолы должны отрясти прах с ног своих: 1. В знак отвращения к их нечестию – оно было настолько отвратительно, что оскверняло даже землю, по которой они ходили. И которую, поэтому, следовало стряхнуть как нечестивую. 2. Как предзнаменование грядущего суда над ними. Это должно было означать, что они были низкими и никуда не годными, как прах.
10.15 «Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому». Люди, не захотевшие слушать учение Христа, услышат приговор к погибели. В день суда одни грешники подвергнутся большим мучениям, чем другие. Осуждение тех, кто отверг Евангелие, будет более тяжким, чем осуждение Содома и Гоморры. Содом и Гоморра за свое нечестие были истреблены огнем, сошедшим с неба, Быт.19. Они предостерегающим примером служат для нас. Вина Израиля, к которому Бог посылал Своих слуг-пророков представляется с этой точки зрения более тяжкой, чем вина Содома. И, тем более теперь, когда Бог послал к ним апостолов Своего Сына.
10.16 «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби». Господь предсказывает их страдания, связанные с их трудом. Им также дается наставление о том, как они должны переносить их и как совершать свой труд среди них. Эта часть Его беседы относится к их будущему труду, а не к той миссии, которая им предстояла сейчас. Нам не сообщается, чтобы они, пока с ними был Господь, встречались с какими-либо значительными трудностями или терпели преследования. Но Христос говорит им, что их ожидают страдания. Хорошо когда нас заранее предупреждают о предстоящих скорбях, чтобы мы смогли подготовиться к ним соответственным образом И желает, чтобы они шли навстречу страданиям. Он предупреждает учеников для того, чтобы скорби не были неожиданностью для них и не поколебали их веру. «Я посылаю вас, как овец среди волков». Что могут ожидать беззащитные овцы среди хищных волков? Нечестивые люди подобны волкам, им свойственно истреблять христиан. Может показаться, что Христос не добр, если подвергает такому риску своих последователей. Но Он знает, что Его овец ожидает слава. Слова «будьте мудры, как змеи» следует воспринимать, как предписание проявлять мудрость, полезную во всякое время, но особенно в дни испытаний. Будьте мудры не как лисицы, чье искусство состоит в обманывании других. А как змеи, искусные только в том, чтобы защитить себя и ускользнуть от опасности. Воля Христа в том, чтобы Его народ без нужды не подвергал себя опасности, но использовал законные средства для сохранения себя от них. Слова «будьте просты (безвредны) как голуби» означают: «будьте кроткими, спокойными; не только никому не причиняйте никакого зла, но и никому не желайте его». Мы должны быть мудры, чтобы не вредить самим себе, но при этом должны постоянно заботиться о том, чтобы не обидеть кого-либо словом или делом.
10.17,18 «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах будут бить вас. И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками». Они должны быть готовы к тому, что их будут арестовывать и привлекать к суду как злодеев. Часто добрым людям причиняют зло под маской законности. Их ждут преследования не только от местных властей (синагоги и судилища), но и со стороны высшей власти. В книге Деяния апостолов мы находим много примеров исполнения этого предсказания Господа. Здесь в нескольких стихах говорится о том, от кого и через кого будут претерпевать ученики Христа преследования. Казалось бы, должен открыться ад и должны воплотиться демоны, чтобы бороться против учения Христова. Но всё это зло будет исходить от тех, кому ученики проповедуют спасение. Земля потому оказывает такое сильное противодействие Небу, что люди находятся под властью ада. Мир докатился до такого состояния, что лучшие из людей вынуждены остерегаться других людей. «Остерегайтесь же людей». Будьте всегда начеку, избегайте опасного общества. Следите за собой, что вы говорите и делаете. Не полагайтесь на человеческую верность. Мир, в котором мы живем, настолько коварен, что трудно найти таких, кому можно доверять. «Они в синагогах своих будут бить вас», в местах, где они собираются для поклонения Богу. Избиение детей Христовых будет рассматриваться ими как часть их религиозной жизни. Ап. Павла пять раз избивали в синагогах (2Кор.11. 24). Иудеи, под видом ревности по Моисею, были самыми жестокими гонителями Христа. Они не ограничивались только избиением учеников Христовых, что было пределом дозволенной им власти. Они предавали их в руки римских правителей, как они сделали с Иисусом Христом. Здесь сказаны слова утешения в отношении их труда. Все их старания предназначены «для свидетельства перед ними и язычниками». Когда предадут вас римским властям, с тем, чтобы те предали вас на смерть, другому, ваше свидетельство широко распространится. Это дает вам возможность донести Евангелие как до иудеев, так и до язычников. Больше того, вы будете свидетельствовать им и против них теми самыми скорбями, которыми они подвергнут вас. Страдания мучеников свидетельствуют как об истине Евангелия, которое они проповедовали, так и о враждебности их гонителей.
10.19 «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать. Ибо в тот час дано будет вам, что сказать». Когда поведут вас к властям, держитесь достойно, не обременяйте себя заботой, как вам выйти из этого положения. Возложите эти ваши заботы на Бога. Не старайтесь произнести красивую речь, чтобы снискать себе расположение. Дано будет вам, что сказать. Ученики Христовы должны более заботиться о том, чтобы хорошо поступать, а не хорошо говорить. О том, как сохранить свою непорочность, а не как защитить ее. Когда Бог призывает нас свидетельствовать о Нем, мы можем надеяться, что Он научит нас, что сказать.
10.20 «Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Ученики получают заверение в том, что Дух Святой будет говорить за них. Они не будут предоставлены самим себе в этом случае – Бог будет действовать в них. Бог даст им способность говорить не только хорошо, но и со святым дерзновением. Тот же самый Святой Дух, Который вдохновлял их, когда они проповедовали, вдохновит их и перед судом.
10.21 «Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их». Злоба врагов разъярится до такой степени, что они будут жаждать крови учеников Христа и предадут их на смерть. А вера и терпение их будут такими твердыми, что они будут готовы встретить ее. Премудрость Божья допустит это, зная, как кровь мучеников сделать печатью истины и семенем церкви. Они будут предаваться смерти как преступники, но в действительности – как жертвы. Они будут как жертвы благодарения во славу Божию, ради Его истины и дела. Это зло ученики Христовы должны претерпевать даже от родственников. Вследствие этого сын разделится со своим отцом. Даже женщины станут гонительницами. Дочь восстанет против верующей матери.
10.22 «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется». Всё это зло ученики Христовы должны претерпевать от всех людей. Они будут ненавидимы за имя Его всеми нечестивыми людьми. А таких в мире большинство. Любящих Христа, признающих Его и поддерживающих Его правое дело в мире так мало, что мы вправе сказать, что ученики Его ненавидимы всеми людьми. В какой мере распространяется отступление от Бога, в такой мере растет и вражда против Его детей. «Претерпевший же до конца спасется». Радостно сознавать то, что, во-первых, будет конец скорбям. Они могут длиться долго, но не всегда. Бог даст нам будущность и ожидаемый конец. Во-вторых, эти скорби не только не вечны, но и не невыносимы. В-третьих, вечное спасение будет наградой всем тем, кто претерпит до конца. Кто терпит только в течение короткого времени, а в час искушения падает, тот потеряет всё, к чему стремился. Оставшиеся верными до конца получат награду.
10.23 «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий». Отвергните тех, кто отвергает вас и ваше учение. Обратитесь к другим людям, может быть, они примут вас и ваше учение. Перемените место ради вашей собственной безопасности. В случае, когда вам угрожает опасность или смерть, спасайтесь бегством. А потом снова вступите в сражение. Христос устраивает всё так, что ярость гонений не поднимается одновременно во всех местах. Когда в одном городе становится слишком опасно, в другом можно найти приют. Надо использовать благоприятные возможности, а не пренебрегать ими. Христос объясняет ученикам, почему они должны быть в добром расположении духа. Одно из утешительных заявлений Господа относилось к их настоящей миссии: «не успеете обойти городов Израиля, как придет Сын Человеческий». Они должны были проповедовать о том, что приблизилось Царство Христа. Их должно утешать следующее: 1. Всё, проповедуемое им народу, исполнится. 2. Это осуществится скоро, труд их будет непродолжителен. 3. Исполнив эту свою миссию, они получат более высокое назначение. Сейчас Христос послал их как учеников Своих, но вскоре их полномочия будут расширены, они будут посланы по всему миру, облеченные большой властью.
10.24 «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего». Христос говорит ученикам, что жестокое обращение, с которым они встретятся, не будет более жестоким, чем то, которое Он (их Учитель) переносил прежде их. Словами «ученик не выше учителя» Он объяснил последователям, почему они должны без колебаний исполнять самые унизительные обязанности. В этом заключается причина, почему они не должны соблазняться, когда встретятся с суровыми испытаниями. Иисус Христос – наш Учитель и Господин, встретил со стороны мира жестокое отношение. Трудно сказать, чему здесь следует больше удивляться: нечестию людей, так унизивших Христа, или Его терпению, позволившему так унизить Себя. Помня о том, какое злое обращение встретил Господь в этом мире, мы должны приготовиться к такому же и переносить всё терпеливо.
10.25 «Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» Ученики должны быть готовы к тому, что среди этих страданий их заклеймят самыми позорными и унизительными прозвищами, какие только можно выдумать. Их преследователи, чтобы оправдать свою жестокость, представят их в ужасных красках. Они очернят святых Божьих самыми грязными именами, назовут их Веельзевулом, именем князя бесовского. И поскольку подавляющее большинство людей считает себя врагом дьявола, то они постараются сделать Божьих святых ненавистными для всего рода человеческого. Слуги сатаны желают, чтобы думали о Божьих детях, как о врагах Его.
10.26,28 «Итак, не бойтесь их; ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и тело и душу погубить в геенне». Под выражением «нет ничего сокровенного, что не открылось бы» мы понимаем, во-первых, откровение Евангелия всему миру. Ибо оно должно быть провозглашено по всей Земле. Истины, которые тогда еще являлись сокрытыми от рода человеческого, должны сделаться известными всем народам. Во-вторых, это выражение нужно понимать в том смысле, что откроется невиновность страдающих учеников Христовых. Иногда это происходит в этом мире, а чаще – только в Великий день. Все обвинения в их адрес исчезнут. А их достоинство и служение их откроются. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить …». Долг и преимущество учеников Христа – не бояться самых грозных врагов. Тем, кто поистине боится Бога, не надо бояться людей. Боязнь перед людьми ставит сеть, которая смущает человека и нарушает его мир. Поэтому необходимо молиться, чтобы не дать место страху. Легко сказать, что не должны бояться, но когда наступает время гонений, мучений, пыток, темниц и т.п., эти ужасы способны привести в трепет самые отважные сердца и принудить их к отступлению. Особенно тогда, когда ясно, что всего этого можно избежать, сделав всего лишь несколько шагов в сторону. Поэтому, чтобы укрепить нас против этого искушения, в стихах 26 и 28 приводятся причины, почему не следует этого делать: ограниченная власть врагов. Они убивают тело – и это является пределом, до которого может простираться их ярость. До этого они могут дойти только тогда, если им позволит Бог, но не дальше. Они не могут убить душу или причинить ей какой-либо вред. Душа не умирает со смертью тела, не лишается способности мыслить и воспринимать. Ибо в таком случае убиение тела было бы убиением души. Душа убивается, когда отделяется от Бога и от Его любви и становится сосудом Его гнева. Но это находится за пределами власти людей. Люди могут только убить тело, а душа будет наслаждаться общением со своим Богом. Хорошим средством против страха человеческого является страх Божий. Геенна есть место погибели души и тела. Эта погибель исходит от могущества Божьего. Страх перед властью Божьей, царствующей и над душой, является наилучшим средством против страха перед людьми. Лучше вызвать недовольство всего мира, чем недовольство Бога.
10.27 «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях». Какая бы опасность вам ни угрожала, продолжайте свое дело провозглашения Евангелия. Это призвание всех христиан, об этом надо помнить. Замысел врагов заключается не в том, чтобы просто погубить вас, но чтобы заглушить благую весть. Апостолы говорили то же самое, что говорил Христос, только то, и ничего более. Особые наставления, касающиеся Царствия Божия, которые Христос дал ученикам после Своего воскресения, были сказаны Им на ухо. Ибо тогда Он не являлся народу открыто. Но они должны будут открыто исполнять свое посольство, ибо евангельское учение касается всех. В благовествовании Христовом нет ничего такого, что нужно было бы скрывать.
10.29 «Не две ли малые птицы продаются за ассарий (мелкая монета)? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего». Господь Иисус в ст.29-31 говорит о том, что Его ученики в их страданиях за Царство Божье составляют предмет особого Божьего попечения. Он обращается к учению о вселенском провидении Божьем, распространяющемся на все творения и на все их действия, даже на малейшие и самые незначительные. Нас учит этому сама природа. И это несет утешение всем людям, но особенно тем, которые верой могут назвать Бога своим Отцом. Он о них заботится с отцовской любовью. Рассмотрим действие Божьего провидения на такие незначительные творения, как малые птицы. Они так дешево ценятся, что не продаются по одной. А две вместе стоят всего один ассарий (самая мелкая римская монета). Но даже она не выпадает из поля зрения божественного провидения. Она не упадет на землю по причине смерти без ведома Бога. Даже ее смерть не остается не замеченной Богом. Тем более, смерть Его детей. Итак, птица не попадает в сети ловца, не падает от выстрела охотника и не оказывается проданной на базаре иначе, как только по указанию Бога. Враги учеников Христа могут их схватить, мучить и убить только тогда, если Бог позволит им сделать это.
10.30 «У вас же и волосы на голове все сочтены». Рассмотрим особое попечение Божьего провидения об учениках Христа. Выражение «У вас же и волосы на голове все сочтены» означает, что Бог принимает участие и помнит обо всем, что касается Его народа. Это должно побуждать нас жить в постоянной зависимости от попечения Божьего провидения, которое простирается на все случаи нашей жизни. Если Бог считает их волосы на голове, то тем более Он пересчитывает их головы. И заботится об их жизни, об их благополучии, об их душе. Это значит, что Бог заботится о них больше, чем они сами о себе заботятся. Ни малейшего вреда не будет причинено детям Божьим без того, чтобы Бог не заметил и не оценил его. Так драгоценны в очах Его их жизнь и их смерть.
10.31 «Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц». Не бойтесь страданий или смерти, ибо ваши враги не имеют никакой власти против вас кроме той, что дана им свыше. Учение о Божьем провидении вполне достаточно, чтобы успокоить все страхи народа Божьего. Если малая птица не умирает без воли Бога, тем более человек, христианин, служитель Божий.
10.32,33 «Итак, всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедую и Я перед Отцом Моим Небесным. А кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим Небесным». Христос говорит о том, что в День великий Он исповедует тех, кто в этом мире, в мире испытаний исповедует Его. Тогда как те, кто здесь на Земле отрекается от Него, будут Им отвержены навеки. Он не признает их Своими. Если мы будем исповедовать его, то это доставит нам впоследствии блаженство и несказанную славу. Наш долг – не только веровать во Христа, но и исповедовать эту веру, в т.ч. и в страданиях за Него, когда нас к этому призывают. Мы никогда не должны стыдиться нашего родства с Ним, нашего служения Ему и упования нашего на Него. Потому что так доказывается искренность нашей веры. Однако такой образ действий может подвергнуть нас многим поношениям и скорбям в этом мире. Но за это мы будем обильно вознаграждены в будущем, в воскресение праведных. Тогда услышим слова Христа: «Он есть один из принадлежащих Мне, один из Моих любимцев, возлюбивший Меня и возлюбленный Мною. Он выкуплен Моей Кровью и наставлен Моим Духом. Его исповедаю Я перед Отцом Моим». Так Христос почтит тех, кто почтил Его здесь на Земле. Отрекаться от Христа и не признавать Его перед людьми – очень опасно. Ибо поступающие так не будут признаны Им Своими в день суда, когда они более всего будут нуждаться в Нем.
10.34 «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». Страдания детей Божьих представляются здесь как страдания от меча и разделений. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю», т.е. временный мир и внешнее благоденствие. Некоторые Его ученики думали, что Христос пришел сделать Своих последователей богатыми и дать им власть в этом мире. Христос пришел дать нам мир с Богом, мир с нашей совестью, мир с другими верующими, но при этом сказал: «В мире (т.е. в земной жизни) будете иметь скорбь». Если бы весь мир принял Христа, тогда наступил бы всеобщий мир на Земле. Но пока существует так много отвергающих Его, сыны Божьи будут страдать от враждебности мира. Христос принес благую весть, которая дает повод силам зла поднять меч преследований. Можно сказать, что Он принес и этот меч. Он предопределил Своей Церкви страдания для испытания добродетелей Своих детей и ради их прославления. И для наполнения меры греха их врагов.
10.35 «Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее». Не ждите мира в семье, но ждите разделений. Члены семьи испытывают вражду, когда одни верят евангельской истине, а другие нет. Или когда уверовавшие осуждают тех, кто не уверовал. Порой непримиримая вражда вспыхивает в семье на почве религиозных разногласий. Он обращается с нами честно и верно, не скрывая самого худшего, что может встретиться в нашем служении Ему. Вражда будет там, где семейные привязанности, казалось бы, должны стремиться к миру и согласии.
10.36 «И враги человеку – домашние его». Скорби учеников Христовых особенно усугубляются тем, что они возникают от их родственников. Тяжело, когда на нас восстают люди, от кого можно было бы ожидать защиты и сочувствия. Они ожесточаются против него за то, что он принял христианство, в особенности за верность Христу во время гонений. Тогда они присоединяются к его гонителям. Вражда со стороны родственников обычно бывает самой непримиримой.
10.37 «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Христос принял учеников на том основании, что они будут готовы страдать за Его дело. Он уже в самом начале сказал им, что они будут не достойны Его, если не будут готовы всё оставить ради этого. Они не должны останавливаться перед теми трудностями, которые являются неизбежными в их служении. Поэтому они либо покоряются этим скорбям, либо отказываются от привилегий своего исповедания (служения). Считаются недостойными звания христианина те, кто не дорожит своим богатством во Христе больше всего остального. Кто делает служение Богу делом всей своей жизни и своей благой частью, подчинят ему и всё остальное. Не желающие принять Христа на этих условиях могут легко оставить Его на погибель себе. Мы должны предпочесть Христа нашим самым близким родственникам: отцу, матери, сыну или дочери. Родственники приведены здесь в пример как имеющие возможность больше всего влиять на нас. Нас не должна отвращать от служения Христу любовь к нашим родственникам. И не должна препятствовать в служении Ему их ненависть.
10.38 «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Сегодня христианским миром правят малодушие и желание, чтобы все оставили их в покое. Так называемое благоразумие переродилось в желание идти на компромисс ради спокойствия. Мы успокаиваем себя тем, что делать добро тому или другому человеку бесполезно, остерегаемся свидетельствовать неверующим о Христе, боясь причинить вред или обидеть. Будем же на чеку и не допустим подобных мыслей, потому что их вызывают лень и сатана. В этом стихе Христос продолжает излагать требования к Своим последователям. Мы должны предпочесть Христа нашему благополучию и безопасности. Мы должны взять крест свой и последовать за Ним, в противном случае мы не достойны Его. Взяв свой крест, мы должны следовать примеру Христа.
10.39 «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Мы должны предпочесть Христа и самой жизни нашей. Потерять душу-жизнь – значит лишить душу ее наслаждения и тем самым заставить ее страдать в вечности. Если последователи Христа сберегут свою душу-жизнь в этом веке, путем отречения от Христа, они лишают свою душу ее наслаждения в грядущем веке Царства. Кто думает, что своим отречением от Христа он сбережет свою душу, тот потеряет ее в вечной смерти. А человек, потерявший земную жизнь свою ради Христа, согласившийся скорее расстаться с жизнью, чем отречься от Христа, сбережет ее. К будущей жизни лучше всего приготовляют себя те, кто проявляет наименьший интерес к этой земной жизни.
10.40 «Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня». Хотя большинство людей и отвергнет учеников Христа, всё же они встретят на своем пути тех, кто их примет с радостью. Примет их слово благовестия. Господь рассматривает всё, что делают Его верным служителям, будь то доброе или худое, так, как если бы это делали лично Ему Самому. И считает, что как обращаются с ними, так обращаются и с Ним Самим. Далее мы видим, что они удостаиваются еще большей чести: их так же принимает и Бог Отец. Оказывая гостеприимство служителям Христа, люди, не зная, оказывают гостеприимство Христу и Богу Отцу.
10.41 «Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка. И кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника». Благодеяние, оказываемое ученикам Христа, принимается Господом тогда, когда оно оказывается им ради Его имени.. Благодеяния, оказываемые народу Христа, будут не только приняты, но и щедро вознаграждены. Делая доброе ученикам Христа, можно многое получить взамен. Если служение добра будет совершаться ради Господа, то Он возвратит затраченное с прибылью, ибо не неправеден Он, «чтобы забыл дело ваше и труд любви» (Евр.6.10). Они не потеряют награды своей. Господь не говорит, что они заслуживают награды. Но Он говорит им здесь, что они получают награду как ничем не обусловленный дар от Него. Награждение может быть отложено до времени, тем более получение полной награды, которое откладывается до воскресения праведных. Слова «награда пророка и награда праведника» объясняют так: 1. Та награда, те благословения, которые Бог дает пророкам и праведникам. Они изольются и на их добродетелей. 2. Та награда, которую Он дает через посредство пророков и праведников в ответ на их молитвы (Быт.20.7).
10.42 «И кто напоит одного из малых этих только чашей холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». Каким бы незначительным ни было благодеяние, оказанное ученикам Христа, всё же будет принято и оно. Крайняя нужда служителей может быть такова, что даже чаша холодной воды уже может быть большой помощью. Благодеяния, оказываемые ученикам Христа, оцениваются в Его записях не соответственно величине дара, а по глубине любви и сострадания жертвователя.