ПРОПОВЕДИ
Когда истину подавляют неправдою.
Рим.1.18 «Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою».
Здесь ап. Павел объясняет, что господствует над теми людьми, которые не имеют Евангелия. В стихах 16 и 17 апостол сказал, что Евангелие есть сила Божья к спасению, поскольку в нем открывается Божья праведность, происходящая от веры. А здесь он стремится сделать эту благодать Божью поистине нужной и необходимой для человека. Он показывает, что людям пришлось бы действовать иначе, если бы они не имели Сына Божия. Тогда пришлось бы им испытать гнева Божия. Под откровением гнева Божьего некоторые понимают лишь то, что происходит в совести. Но апостол явно говорит о дне, в который явлен будет гнев Божий. Рим.2.4,5 «Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога».
Нам не следует представлять себе «гнев Божий» как движение души Бога, подобное тому, которое обозначается словом «гнев» у людей. Гнев Божий обозначает в Библии, во-первых, Его святое и ужасающее недовольство грехом. И Его решительность в наказании греха. Во-вторых, гнев Божий обозначает в Библии сами суды, которыми Господь посещает грешников. А этот гнев уже часто открывался на Земле: потоп, проклятие земли за грех Адама и Евы, ужасное уничтожение Содома и Гоморры, и т.д. Гнев Божий из-за греха был явлен особым образом в ужасных страданиях и смерти Иисуса Христа, нашего Спасителя и Посредника. Ибо поскольку так тяжело было страдание, когда наши грехи были возложены на единородного Сына Божия, каждый человек может понять ужасающее усердие Бога в отношении наказания греха. До сих пор гнев Божий чаще всего был сокрыт. Но настанет день, «день гнева», в который явится гнев Божий в высшем смысле слова, «явление Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога».
В выражении, что гнев Божий откроется с неба «на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» нужно понять и отметить нечто очень важное. В самом деле, Бог ненавидит всякий грех, но гнев Божий откроется лишь на нечестие и неправедность. Всякий грех является отклонением от Закона и преступлением против святой воли Божьей. Но нечестие является еще чем-то иным. Это выражение указывает на то, что человек не воздает честь Богу, не почитает и не боится Его. Из такого источника вытекает всякая неправедность, когда и в делах люди свободно преступают Божьи заповеди. И не делают того, что они должны делать по отношению к Богу, самим себе и своим ближним. Но для этого требуется подавлять истину неправдой, т.е. сдерживать известные требования истины к своему сердцу, не допускать их в вой разум и свои мысли, чтобы обрести свободу в грехе и неправедности. Именно это, как провозглашает Сам Христос, является подлинной причиной осуждения. Он сказал: Ин.3.19-20 «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий зло, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы». Здесь мы видим, что человек знает что-то о Боге и Его воле, но поступает преднамеренно вопреки им.
Итак, в стихе 18 описывается греховное состояние человека. Апостол различает две категории грехов: грехи нечестия (против законов первой скрижали) и грехи неправды (неправедности) – против законов второй скрижали. Причина этой греховности: она заключается в подавлении истины неправдой. Люди всегда имели некоторые представления о существовании Бога и о том, что такое добро и зло. Но они подавляли их неправдою. Они держали истину как пленника, чтобы она не оказывала влияния на них. Неправедное злое сердце подобно темнице, в которой заточена истина. В стихе 18 мы видим и недовольство Бога против греха человека. Оно открывается не только в слове, но и в действиях Бога, в Его судах над грешниками. Апостол показывает, что вне Евангелия все осуждены, что в нем одном открывается нам спасение. Прекрасное устройство мира должно было подвигнуть человека на прославление Бога. Но многие не исполняют этот свой долг. Отсюда явствует, что таковые виновны в святотатстве и безбожной неблагодарности. Плоть (неверующий человек) неохотно смиряется до того, чтобы приписать славу за спасение одной Божьей благодати. И поэтому ап. Павел весь мир делает повинным смерти.
Удивительно наблюдать, как люди, испытывающие страх перед грядущим судом Божьим и обладающие способностью самооценки, не могут найти в себе силы покинуть путь греха и встать на путь праведности. Хотя их совесть убеждена в том, что первый вариант приведет к вечному осуждению, а второй – к жизни, миру и вечному счастью. Попробуем исследовать, что может быть причиной такого неразумного упорства. И представляется очевидным, что те, кто живет в невозрожденном состоянии во времена Евангелия, насилуют собственную совесть и подавляют истину неправдою. Хотя им открывается гнев Божий с небес. В данном Послании ап. Павел доказывает, что оправдание грешника происходит только путем вменения праведности Христовой через веру. Чтобы показать это, апостол разделяет весь мир на язычников и иудеев. Первые ищут праведности от света природы (исследуя сотворенную Богом природу) или от закона, написанного в их сердце. Иудеи стремятся к праведности через дела Закона, т.е. внешнее исполнение Закона Моисея. Ап. Павел убедительно доказывает, что ни те, ни другие не находят того, что ищут.
В стихе 18 (в эпиграфе) представлено ясное и страшное откровение гнева Божия. Здесь же представлена причина Его открывающегося гнева. Он «открывается с неба на всякое нечестие и неправду человеков». Как уже и сказали, слово «нечестие» относится ко всем грехам против первой скрижали Закона (грехи, относящиеся к Богу). Оно подразумевает безбожную жизнь и поступки людей, пренебрегающих исполнением христианских обязанностей. Слово «неправда, неправедность» подразумевает грехи против второй скрижали (против людей). Такие грехи как обман, ложь, кража и т.п. Поскольку эти два слова заключают в себе множество частных случаев, апостол и говорит: «открывается гнев Божий против всякого нечестия и неправедности». Нет ни одного греха, относящегося либо к нечестию, либо к неправедности, который бы не вызывал Божьего гнева. Нам также сказано об особой тяжести этих грехов. О том, что делает их в глазах Божьих более ненавистными, чем они могли бы быть. Причина заключается в следующем: люди, совершая эти грехи, «подавляют истину неправдою». Слово «подавляют» в оригинале означает «удерживают, препятствуют». Люди ставят преграду на пути истины о Боге, на пути знания о Его бытии, могуществе, благости, верности, а также о должном Ему поклонении и о различии между добром и злом. Эти истины воздействуют непосредственно на их совесть. Совесть стремится побудить людей к исполнению их обязанностей и удержать их от греха. Но тщетно, люди пересиливают свою совесть. И словно заключают в темницу свои светлые чувства и убеждения. Итак, гнев Божий пылает против всех тех, кто продолжает жить в грехе вопреки природному свету и велениям совести.
Грехи, совершенные по неведению, также вызывают гнев Божий. И всё же они не так ужасны по своей природе, как грехи, совершенные против голоса совести и собственных убеждений. И будут они караться не так сурово. Христос говорит: Лк.12.47 «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много». Когда совесть стремится уберечь нас от греховных поступков, а мы затыкаем уши, чтобы не слышать ее голос, то здесь происходит явное и самое ужасное пренебрежение Богом и Его Законом. Грехи неведения не могут сравниться с такими грехами по своей тяжести.
Чтобы понять наш текст, высказанный выше, покажем, что есть совесть, что есть голос совести, и как этот голос обязывает совесть и заставляет тревожиться ее. Совесть обладает огромной властью, после Бога она наш первый судья. Велениям совести следует оказывать неукоснительное послушание и относиться к ним с огромным почтением. Цвингли не без основания говорил: «Скорее я изберу самую суровую смерть, скорее я вынесу самое тяжкое наказание, более того, скорее я спущусь в самую бездну ада, нежели буду поступать против своей собственной совести». Похоже, он чувствовал, что укоры совести горше даже самой смерти. Тем не менее, как много людей предпочитают, не скажу жить, но мучиться в угрызениях собственной совести. Она сопровождает вас, куда бы вы ни шли. Что бы вы ни сказали, ни сделали и ни помыслили, совесть учитывает это.
Теперь мы рассмотрим вопрос о голосе совести и его видах. Господь не создал бы столь дивного творения как душа человека без окон, через которые в нее должен проникать свет. И Бог не отказывает в этом деле никому. Однако есть двоякий свет, просвещающий и направляющий совесть. Есть свет природы, свет разума, названный мудрым Соломоном светильником Господним. Прит.20.27 «Светильник Господень – дух человека». Это сказал человек, в разуме которого горел духовный светильник более яркий, чем у других людей. Это справедливо и в отношении совести, которая есть Божий свидетель и надзирает над душой человека. В разуме и совести язычников также сияет этот свет. Некоторые из них, ведомые этим светом, сделали удивительные открытия. Напр., Овидий сказал: «Какова совесть человека, таковы и его надежды и страхи». К стыду некоторых христиан некоторые из язычников относились к своей совести с большим уважением, чем они. Один из таких язычников сказал: «Бойся сперва себя самого, страшись себя самого, даже когда нет других свидетелей». Но даже наиболее проницательные философы в этом вопросе блуждали в потемках. И поэтому Бог даровал человеку более яркий и более превосходный свет, который бы сиял в его разуме и совести, а именно: свет Евангелия. Без особого откровения мы бы никогда не узнали о причине своего несчастья: о грехопадении и о единственном пути спасения через Христа. Более того, Бог не только дарует некоторым людям свет разума и евангельского откровения, но и добавляет к этому внутреннее озарение от Святого Духа, самый яркий и прославленный свет в мире. Он сияет в сердце верующих, чтобы дать им познание славы Божьей.
Попробуем коротко показать, каким образом свет, сияющий в душе человека, ведет его к послушанию. И каким образом прихоть противоборствует совести. Не подлежит сомнению, что просвещенная совесть обязывает душу к послушанию. Ибо воля Божия – высший закон. Это воля Царя царствующих и Господа господствующих. И провозглашение этой воли обязывает совесть повиноваться, т.к. никакая власть на Земле не может разрешить ее от этой обязанности. Ибо человек, услышавший голос Божий из уст своей собственной совести, становится должником перед Богом. И он должен подчиниться.
Так вот совесть всячески побуждает душу к послушанию, предупреждает, повелевает и направляет душу к исполнению ее обязанностей вопреки противному влиянию греховных наклонностей. Отсюда-то и возникает в душе человека борьба. Иногда побеждает совесть, а другой раз преобладает испорченность. Эта борьба происходит не без труда. Человеку трудно преодолеть свою испорченность. Но всякий человек способен выпутаться из подобной ситуации, не впадая при этом в грех.
Господь! Просим, помоги нам увидеть, что правильно, одобрять это и следовать за этим. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Жизненные бури выглядят по-разному: ураганы, наводнения, землетрясения, непредвиденные проблемы в браке или с детьми, внезапная потеря здоровья или денег. Многое из того, что мы ценим, может быть уничтожено в одну секунду. Но через Библию Ты указываешь нам самое безопасное место среди этих бурь: (Пс.45.2-3) «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, поэтому не убоимся, хотя бы поколебалась Земля, и горы двинулись в сердце морей. Просим, помоги нам отдать все свои страхи в Твои руки и успокоиться в Твоей бесконечной любви. Ибо без Тебя мы не продержимся. Благодарим за Твою заботу. Помоги нам верить, что Ты усмотришь, даже если кажется, что ожидание затянулось. Благодарим, что Ты заботливо исправляешь и восстанавливаешь нас так, как не смогут никакие человеческие усилия. Благодарим Тебя за водительство Святого Духа в нашей обновленной жизни. Просим, помоги использовать данное нам время, чтобы как можно лучше прославить Тебя и послужить другим. Аминь.