ПРОПОВЕДИ
Открыл ли Бог наше сердце для Христа?
2Фес.2.16-17 «Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом».
В этих стихах приводится горячая молитва апостола Павла за фессалоникийцев. Заметим в ней следующее: он обращается к Господу Иисусу и к Богу Отцу. Мы можем и должны направлять свои молитвы не только к Богу Отцу, через посредство Господа Иисуса, но также и к Самому Иисусу Христу. И должны во имя Его, молиться к Богу не только как к Его Отцу, но и как нашему Отцу. Апостол надеется на Божью любовь, на то, что Бог уже сделал для него самого и для них. Любовь Божия есть источник всех благ, какие мы имеем или надеемся иметь. Наше избрание, призвание, оправдание и спасение – всё это обязано любви Божьей во Христе Иисусе. Из этого источника изливается и всё наше утешение. Они радуются в надежде на славу Божию и не только терпеливы, но и радостны в скорбях. Это есть независимая благодать и милость Божья. Апостол просит Бога о том, чтобы Он утешил их сердце и утвердил во всяком Слове и деле благом. Бог дал им утешение, а апостол молится, чтобы они могли более изобиловать утешениями. Он молится об их утверждении. Ведь это и есть дело Божье – не дать верующим пасть от тревоги и отчаяния. Мы должны быть утверждены на путях Божьих. Если мы колеблемся в вере, сомневаемся умом своим в Божьих истинах или хромаем на пути исполнения своих христианских обязанностей, то нам чужды радости веры. Христос должен быть прославлен нашими добрыми делами и словами.
На прошлом собрании мы рассуждали о том, что наше сердце должно быть открыто для Христа. Теперь хотим предложить испытать себя, открыл ли Бог наше сердце, готовы ли мы принять Христа как Спасителя и Господа? Исследуйте себя в соответствии со следующими признаками.
Признак 1. Если ваши глаза не открылись, чтобы видеть грех во всем безобразии его, и Христа во всей Его славе, пригодности и необходимости для спасения, то тогда ваше сердце еще действенно не открыто. Глаза человека могут открыться, чтобы видеть грех, а их сердце в то же самое время оставаться в своем неверии запертым от Христа. Но ничье сердце не может открыться Христу, пока остаются закрытыми глаза этого человека. Об этом Господь высказывается так: Ин.6.40 «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную». Вера всегда действует в свете убеждения. Исцеление сердца (духовного человека) начинается с глаз разума. Деян.26.18 «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету, и от власти сатаны к Богу». Если чьи-то глаза все еще ослеплены невежеством и самомнением, так что он не видит свою собственную вину и бедственное положение, и не замечает достоинства Спасителя и необходимость в Нем, то сердце такого человека всё еще находится под запорами сатаны.
Признак 2. Сердце не открывается Христу через веру, пока оно не ранится прежде укорами совести и смирением. Это ранение сердца всегда предшествует вере. Ап. Петр, проповедуя иудеям, не только говорит о том, какое это само по себе ужасное преступление распять Сына Божьего, но и вызывает у них укоры совести: Деян.2.23,37 «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили. … Слыша это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братья?» При этом возглашении три тысячи душ в один час открылись Христу. Теперь подумайте, было ли ваше сердце ранено таким же образом? Пронзила ли вашу душу печаль о содеянном грехе? Сердце человека, занятое суетными помыслами, должно болеть от уколов совести, иначе в нем не будет места для Христа. Подумай о состоянии твоего сердца. Призови назад ушедшие дни и скажи, было ли такое время, когда ты стенал по поводу своих грехов? Твое сердце также должно испытать боль из-за грехов, иначе оно никогда не откроется Христу. Он перевязывает раны только у раненого сердца.
Признак 3. Если Христос приходит в сердце, то любовь к греху и наслаждение им уходят из него. Он и любовь к греху не могут обитать вместе. Прочь те грехи, которые ты любишь больше всего. Христос не может прийти, пока они не ушли. Об этом говорит еще ветхозаветный пророк Исаия: Ис.55.6,7 «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив». Здесь поставлены ясные условия спасения. «Пути» означают внешние греховные действия, а «мысли» – внутренние деяния, когда вы замышляете грех. И то и другое должно быть оставлено. Но это еще не всё, ибо это только негативная сторона святости. Напрасно люди пытаются сделать дверь спасения шире, чем сделал ее Бог. Мы не можем сделать требования Христа ниже установленных Им Самим. Трудно расставаться с любимыми и приносящими наслаждение грехами. Но они должны уйти. Это будет намного труднее, чем отказаться от внешних вещей ради Христа.
Признак 4. Никакое сердце не может воистину открыться Христу, если оно не захочет принять Его вместе с Его Крестом, Его страданиями и бременем послушания. Мф.11.29 «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Этот стих откроет великую надежду тем людям, которые с трепетом спрашивают: «Откроет ли Христос любовь Своего Отца таким людям, как я?» В этом отрывке Христос не тех зовет, кто ощущает себя праведным и достойным, а тех, кто осознает, что они «труждающиеся и обремененные». В эту категорию попадают многие люди в этом мире. Сколько ободрения и утешения в этих словах Господа. Он не ставит невыполнимых условий, ничего не говорит о делах, которые надо совершить, чтобы заслужить Его прощение. Он просит нас прийти к Нему такими, какие мы есть, со своими грехами. И подчиниться, чтобы Он мог нас исцелить. Истинность этих слов была многократно подтверждена в жизни многих верующих. Все они заслужили кротость и смирение Христа. Еще вспомним другое высказывание Господа Иисуса: Мф.16.24 «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Всякое исключение из правил этих стихов является действенной преградой для Христа. Он смотрит на душу, делающую какие-либо исключения из данных правил, как на недостойную Его. Мф.10.38 «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Господь говорит нам, что истинного христианина в мире ожидают трудности, мы должны нести крест. Мы должны быть готовы ради Христа пожертвовать даже жизнью, смириться с потерей расположения людей и с нуждой. Если ты не считаешь, что Христос достойнее всех страданий, всех потерь, всех поношений, то Он тебя сочтет недостойным носить имя Его ученика. То же относится и к обязанности послушания, которое зовется игом Христовым. Тот, кто не хочет быть послушным Ему (принять на себя Его иго), тот никогда не сможет принять Его как Личность и не получит никакой пользы от Его Крови.
Признак 5. Любое сердце, открывшееся Христу искренне и согласно Евангелию, открывается Ему в глубоком смирении, осознавая свою опустошенность и недостоинство. Всякая самоправедность отбрасывается как мусор. Даже ап. Павел пишет: Флп.3.8 «Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа». Здесь видим истинный путь оправдания. Там, куда приходит вмененная праведность Христова, исчезает прежде всякая самоправедность. Под тем, «кто не делает», не понимайте праздного, ленивого верующего, который не заботится о долге послушания. Эти слова означают, что он трудится не с той целью, чтобы удовлетворить условиям первого завета, а чтобы заработать себе собственную праведность своими делами, чтобы одеться в ризу праведности своего собственного покроя. Ты должен или принять Христа, впустив Его в недостойную душу, или не принимать Его совсем. Ап. Павел всем сердцем отверг свою собственную праведность, чтобы обрести себя в праведность Христа. Флп.3.9 «И найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере». Итак, ваша самоправедность мешает приходу лучшей праведности. Есть грубая, а есть и более утонченная самоправедность. Одна более заметна окружающим и больше подвержена возможности обличения. А другую труднее обнаружить и исцелить. Спросите некоторых, на чем основана их надежда на спасение. Они ответят вам примерно так: они праведны в своем обращении с другими людьми, и что они постоянно молятся Богу. Этого для них достаточно, и поэтому они не сомневаются в своем спасении. Т.о., они ставят свою праведность на место Христовой Крови. И, стремясь спасти самих себя на этом пути, являются своими собственными губителями. Но есть более утонченный вид самооправдания, облаченный в такое подобие смирения, что многие лишь с трудом его различают. По этой причине они достойны сожаления. Они стоят вдалеке от Христа и не смеют уверовать, потому что лишены таких-то и таких-то качеств, которые сделали бы их пригодными к вере. Один из таких людей говорит: «Если бы я имел столь сильно сокрушенное сердце, столь сильное желание обновления и столь сильную власть над грехом, какие следует иметь, то я мог бы прийти к Христу». Это означает следующее: если бы я мог принести с собой плату, чтобы купить Христа, тогда бы я с воодушевлением устремился к Нему. Под видом видимого смирения скрывается здесь гордость. Бедный грешник, или приходи с пустыми руками согласно Ис.55.1 и Рим.4.5, или жди отвержения. Ибо Христос не товар от Бога, а Божий дар.
Признак 6. Всякая душа, открывшаяся Христу, открывается Ему окончательно и навечно. Сердце, однажды отворившееся Христу, будет вечно пребывать открытым для Него и никогда перед Ним не закроется. Здесь заметное различие между теми, кто приходит к Христу, испытав в своей совести неожиданный испуг, и снова уходит от Него, когда этот испуг прошел. И теми, кто принимает Христа, чтобы Он через веру обитал в его сердце. Когда Христос приходит в сердце, душа человека говорит: «Мой Господь, крепко держи меня в Своей руке, чтобы я никогда не покинула и не оставила Тебя». Завет между Христом и душой заключается навечно. Бог говорит: Осия 2.19 «И обручу тебя Мне навек». Плоть может меня уговаривать отступить от Бога, но я не могу отступить, говорит душа. Там где находятся истина, интересы и слава Христа, там должна быть и я. На этих условиях я приняла Христа и открыла Ему двери своего сердца. Я обязана иметь с Ним дело. Теперь предлагаем вам подумать, как вы прошли эти 6 признаков.
Когда чье-либо сердце принимает Христа, то отворение этого сердца служит ясным библейским свидетельством Господней любви к нему. И того, что Господь от вечности отделил для Себя этого человека. Мы не говорим, что каждый человек, чье сердце открылось через веру, в тот же час убедится и удостоверится в том, что Бог избрал его к спасению. Понимает ли он это, или нет, истина сама по себе от этого не меняется. Открытие сердца грешника с тем, чтобы оно приняло Христа, есть следствие особого воздействия всемогущей силы Божьей. Но достойные награды страдания и смерть Христа не будут действенными для спасения людей, пока в их сердце не произведет работу Дух Святой. В тот день, когда сердце человека спасительно распахнулось перед Христом, в этот самый день спасение пришло в его душу.
Боже! Благодарим Тебя за великий дар спасения. И за то, что открытие нашего сердца Христу дарует нам не только союз с Его Личностью, но также и состояние чудесного, обогащающего нашу душу общения с Ним. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что еще в ветхозаветное время Ты пообещал Своему народу: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез.36. 26). Это обетование исполнилось через смерть и воскресение Иисуса Христа. Благодарим, что, доверяясь Ему, мы получаем новое духовное сердце, очищенное от греха и отчаяния. Благодарим за новую надежду в Иисусе Христе. И просим, помоги нам полагаться на водительство Твоего Духа в этой новой жизни. Во тьме нашей жизни помоги нам увидеть свет Твоего Сына, нашего Господа и Спасителя. В нашей повседневной жизни много поводов для тревоги. Но мы можем расти в доверии Богу, напоминая себе, что Его Дух живет в нас и дарит Свой мир. Научи нас доверять Твоей верности, сознавать Твое присутствие и испытывать Твой мир. Аминь.