ПРОПОВЕДИ
Сам никто не откроет даже через веру свое сердце для Христа.
Еф.2.8,9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар. Не от дел, чтобы никто не хвалился».
Ап. Павел для того рассуждал об избрании и незаслуженном призвании, чтобы достичь этой вершины: показать, что ефесяне обрели спасение одной лишь верой. Он утверждает: их спасение – дело одного Бога, и притом незаслуженное. Они приняли эту благодать верой. Апостол отрицает, что Бог нам что-то обязан. Итак, то, что Он спасает погибающих людей – чистая благодать, а не награда или воздаяние. Теперь спрашивается, как предложенное спасение люди принимают из руки Божьей? Апостол отвечает: верою. Отсюда он заключает: значит, ничего в деле спасения нам не принадлежит. Ведь если со стороны Бога благодать, а мы ничего не вносим, кроме веры, и вера – Божий дар, отсюда следует, что спасение не от нас. Разве не должны умолкнуть от этого и свободная воля человека, и его благие намерения и заслуги? Ап. Павел говорит, что ничто из перечисленного выше не заслуживает похвалу за спасение человека. Ведь тогда не было бы, как он учит, в похвалу одной благодати. Поскольку со стороны человека апостол видит лишь принятие спасения через веру, он отбрасывает все прочие средства, на которые обычно надеются люди. К Богу вера приводит человека пустым, чтобы наполнить его Христовыми благами. Апостол добавляет: «и это (вера) не от вас», чтобы ефесяне лишь Бога признавали автором своего спасения.
Вместо сказанного ранее, что их спасение происходит от благодати Божьей, ап. Павел утверждает теперь, что оно – Божий дар. Вместо сказанного «не от вас», он дальше говорит «не от дел». Он ничего не оставляет людям в деле спасения. Здесь он коротко обсуждает то, о чем писал подробно в Посланиях к галатам и к римлянам. Т.е., что праведность приходит к нам только по милосердию Божию, предлагается нам во Христе, через Евангелие. И принимается одной верой без заслуги дел. Он отбрасывает всю состоящую в делах человеческую праведность. И приписывает здесь всю славу за спасение наше божественной благодати. Обратим внимание на вывод апостола: «чтобы никто не хвалился». Человек часто пытается найти себе славу. Словом «дар» апостол хочет сказать, не только то, что вера – дар Божий. Но что спасение дается нам от Бога или обретается по божественному дару. Т.о., наша вера, наше обращение и наше вечное спасение не являются продуктами наших природных способностей или каких-то заслуг с нашей стороны. Хвалящийся должен хвалиться не собой, а Господом.
Железная преграда божественного Закона, этот устрашающий Закон Моисея, не может заставить сердце неверующего человека открыться для Христа. Можно слышать о тех людях, кто знает слова Закона и всё же они благословляют себя в своем сердце, считают, что они не подлежат его проклятиям. Они играют с адом и вечными мучениями, сломя голову кидаются в нечестие подобно тому, как резвая лошадь устремляется в гущу сражения. Они являются людьми, влюбленными в свою собственную вечную смерть. Золотой ключ свободной благодати не может сам по себе открыть сердце таких людей для Христа. Звуки благодати, милости, мира и прощения не трогают духовно мертвое сердце неверующих людей. Никакие дела человека сами по себе не достаточны для того, чтобы открыть сердце его для Христа. Суды Божьи не могут этого сделать. Тысячи людей болели, поражаемые Богом, и всё же они упорствовали в грехе. Иер.5.3 «О, Господи! Очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться». Посланники суда Божьего находятся повсюду, поражая некоторых в отношении их имущества и в один день пуская на ветер труды многих лет жизни. Посланники предостерегают их совесть, чтобы они подумали о Христе и о мире грядущем, поскольку в этом мире их благополучие и счастье разрушено. Некоторые испытывают удары в отношении самых близких родственников. Некоторых поражает болезнь, которая напоминает им о скором приходе конца земной жизни, и велит им готовиться к иному месту пребывания. Но всё впустую.
Никаких милостей Божьих самих по себе не достаточно, чтобы ожесточенное сердце грешников отворить для Христа. Бог нагромождает множество милостей на многих из них. И все они должны вести к покаянию. Рим.2.4 «пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божья ведет Тебя к покаянию?» Перефразируем слова ап. Павла, его мысль выскажем более подробно: «Ах, грешник! Как можешь ты огорчать и бесчестить Бога, Который кормит, одевает и оберегает тебя со всех сторон? Этим ли воздаешь Богу, глупый и неразумный народ?» Но всё это не возымеет действия. Ни суды, ни милости не могут ни запугать, ни привлечь плотское сердце человеческое к Христу. Только Его Дух, Его всемогущая сила распахивает эти врата и заставляет крепкие запоры сердца отвориться.
Выше мы представили бедственное состояние человеческой природы и ужасное положение невозрожденных душ. Христос-Искупитель отворяет сердце, сатана и грех затворяют. Ужасно состояние человека, сердце которого заперто в неверии. Рим.1.28,32 «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства. … Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют». Это состояние мы должны считать для себя горем. Здесь можно обнаружить не только одержимость тела, но и одержимость души. И всё же это происходит с неверующими людьми. Их душа служит обителью бесов. Вот то несчастье, в котором находятся все неверующие люди.
Сатана – «дух, действующий в сынах противления» (Еф.2.2), их правитель в мире этом. Святой Дух обитает и правит в освященных душах, живя в них, как в освященном храме, направляя, утешая их. Так и сатана обитает в сердце невозрожденных людей, разлагая их искушениями. Используя их способности и телесные члены как инструменты неправедности. Спасайте свою жизнь, не проводите в покое очередную ночь в столь печальном и ужасном состоянии. В Ин.8.36 сказано: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».
Далее скажем о том, сколь славным делом Божьей благодати является обращение грешника к Богу. Сердце неверующего человека стережется сатаной таким большим количеством запоров, что открытие его для Христа заслуживает удивления в наших глазах. Тот, кто помыслит о Христе, удивится тому, что не все сердца в просвещенном Им мире широко отворены, чтобы принять Его. И всё же, если кто подумает о характере и нраве нашего природного (необращенного) сердца, и о том, как прочно сатана внедрился и укрепился в нем, то справедливо подивиться, услышав о делах обращения даже в наше время.
При обращении новые духовные глаза открываются в разуме человека. 1Ин.5.20 «Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе; Сей есть истинный Бог и жизнь вечная». Все ангелы на небесах, все служители Божьи и библиотеки на Земле не могут создать таких духовных очей человеку, которые дарует Христос. Делать такое может только Бог, Кто «озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божьей в лице Иисуса Христа» (2Кор.4.6). Таким же славным сверхъестественным делом является убеждение совести человека, возникающее под воздействием лучей спасительного света. Совесть, которая действовала прежде в глубоком сне, начинает страшиться и озираться со страхом. Жизнь и чувство вернулись к ней, и теперь она кричит: «Я больна, жажду Спасителя». И не менее удивительно, что под воздействием всемогущей Божьей силы упрямая воля человека склоняется так действенно, так подобающе, так определенно и безошибочно к Господу Иисусу. Воля действенно определяется к добру, так что никакая сила ада или природы не может противостоять или сделать бесплодной ту могучую Божью силу, которая действенно трудится во всех верующих. Читаем сказанное об этом в Библии: 1Фес. 2.13 «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное Слово Божие, … которое и действует в вас верующих». Сила Божья действует, не принуждая, а находясь в согласии с природой человеческой воли: Осия 11.4 «узами человеческими влек Я их, узами любви». Сатана предлагает душе свое, но предложения со стороны Христа бесконечно превышают всё, что предлагает сатана. Вечные, духовные богатства вместо чувственного преходящего наслаждения – именно они и определяют выбор воли человека. И таким образом могучая и сверхъестественная сила Божия открывает сердце, которое сатана столь тщательно охранял от Христа.
Из сказанного также следует, что у человека нет своей собственной воли к благу сверхприродному. Воля не может своими силами открыть себя, чтобы с верою принять Христа. Когда она всё-таки открывается на встречу Ему, это происходит не благодаря ее природным силам, но действующей в ней силой Божьей. Некоторые много говорят о суверенности воли человека, словно она избежала грехопадения. Они говорят, что ничего большего, чем нравственное убеждение, не требуется для того, чтобы открыть сердце Христу. Т.е. Бог, чтобы спасти грешников, не делает больше того, что делают бесы, чтобы погубить их. Но если когда-нибудь Бог заставит вас почувствовать, каким дивным событием является спасительное обращение, вы тут же признаете, что в отношении духовного улучшения ваша воля хромает. И вы возопите из глубины вашей раненой грехом воли и из глубины вашего помраченного разума и ожесточенного сердца. Вы сразу же признаете, что «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп.2.13). Рождение нового человека происходит не по воле человека, но лишь по воле Божьей.
Человеку надо познать необходимость обращения для того, чтобы получить спасение. Небеса и Иисус Христос закрыты для вас, пока ваше сердце спасительно не откроется Ему. Господь говорит иудейскому учителю-начальнику Никодиму: Ин.3.7 «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше». Ожесточенное сердце человека должно смириться, его упрямая и несговорчивая воля должна склониться; вся сила его души должна опереться и раскрыться для принятия Христа. Он должен войти в душу человека, иначе человек не узрит лица Божьего. Только Христос является в тебе «упованием славы» (Кол.1.27).Он со всей надеждой славы будет обитать в верующем. Если надежда, происходящая от смерти Христовой, была бы достаточной и без воздействия Его Духа, чтобы спасти грешников, то тогда почему многие осуждаются? Грех Адама не осуждает никого, кроме тех, кто пребывает в нем. А Христова праведность не спасает никого, кроме тех, кто верою в Нем пребывает. Вечное намерение Бога Отца и достойная награды смерть Сына никого не приводит к спасению, пока и то и другое могущественно не прилагается к душе грешника. Приятно слышать, что Христос стучит в дверь нашего сердца посредством многочисленных убеждений и уговоров, чтобы мы отворили сердце Ему. Всё это приближает к нам Христа и спасение. Но всё же это может сделать еще более тяжелым наше осуждение. Это произойдет с теми людьми, чье сердце не отворилось.
Без Духа Святого и силы Божьей, сопровождающих проповедь Слова, сердце человека никогда не откроется Христу. Очень важно для служителей, проповедующих Евангелие, преклонив колена, добиваться от Бога помощи в деле распространения Слова. Да участвует каждый верующий в этом труде, присоединяет свои молитвы к молениям проповедников, чтобы Дух Святой благословил Слово.
Господи! Просим, излей Духа Твоего Святого вместе со Словом Твоим. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Какая честь для нас называть Тебя этими словами. Благодарим Тебя за наше спасение и за то, что мы дороги в Твоих глазах. Мы не просто спасены, мы любимы. Благодарим за напоминание, что Ты продолжаешь преображать сердца и жизни человеческие. Хотя преображение нашей жизни происходит не так впечатляюще, как хотелось бы, но всё равно, когда люди увидят, как мы меняемся, у нас появится возможность рассказать им, что сделал для нас Господь. Жизнь, измененная любовью Христа, стоит того, чтобы о ней рассказывать. Дай нам увидеть мир, как видишь его Ты, и присоединиться к Твоей спасательной операции. Пошли сострадание к окружающим и помоги быть Твоим инструментом, чтобы принести им весть о Христе. Господь Иисус! Нам трудно представить себе, что значило для Тебя оставить прекрасный небесный дом и стать одним из нас. Благодарим за Твою голгофскую жертву, которую Ты принес, чтобы мы могли жить. Помоги каждому избранному к спасению открыть сердце и волю Тебе. Аминь.