ПРОПОВЕДИ
Жизнь человека не зависит от изобилия его имения. (На праздник урожая)
Лк.12.15 «берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения».
В стихах Лк.12.15-23 Иисус Христос дает предостережение Его слушателям. Хотя Он пришел не для того, чтобы делить имения людей, однако Он пришел для того, чтобы направлять их совесть в этом вопросе. И хотел бы всех людей предостеречь против того порочного принципа, который господствует среди неверующих. Предостережение Господа: «берегитесь любостяжания». Т.е. наблюдайте за собой, ревностно следите за тем, чтобы в сердце ваше не вкралась алчность. Держите строгий контроль над своим сердцем, чтобы алчность не господствовала в нем и не диктовала свои законы. Любостяжание – это грех, против которого мы должны всегда бодрствовать. И поэтому нас необходимо так часто предостерегать против него. Аргумент, подкрепляющий предостережение это: «ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Т.е. наше счастье и покой не зависят от нашего богатства в этом мире. Несомненно, душа – главная часть личности человек. Предметы этого мира не соответствуют природе нашей души, они не могут удовлетворить ее потребности и желания. Они не так долговечны, как долговечна душа. Больше того, даже наша телесная жизнь и ее счастье не заключаются в изобилии вещей. Т.к. многие, имеющие небольшое богатство в этом мире, вполне довольны и счастливы. В то время как обладатели больших богатств бывают несчастны. У них изобилие всего земного, но оно не утешает их. Многие богатые люди недовольны и раздражительны.
Господь Иисус иллюстрирует Свои слова притчей, которую назвали «Притча о безрассудном богаче». Суть притчи сводится к тому, чтобы показать безумие мирских (неверующих) людей, проявляемое ими при жизни. И ожидающую их после смерти гибель. Она предназначена для усиления предостережения – беречься любостяжания. Эта притча предоставляет нам жизнь и смерть богатого человека, предоставляя нам самим судить о том, был ли он счастливым человеком. У него было собственное владение. Он богател, его богатство в основном заключалось в произведениях земли. Плодородие земли – это великое благословение. Но порой Бог обильно одаривает им нечестивых людей, для которых оно становится сетью.
В ст.17 сказано о том, как он рассуждал сам с собой. Напомним, что Бог небесный знает и замечает всё, о чем мы рассуждаем в сердце своем. И за всё мы дадим ему отчет. Он обнаруживает и судит помышления и намерения сердечные. Мы ошибаемся, если думаем, что наши мысли сокрыты от Бога и что они свободны. Увидев на своих полях необыкновенный урожай, наш богач, вместо того, чтобы возблагодарить Бога или порадоваться возможности сделать больше добрых дел, начал тревожиться: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». Он говорил, как человек, зашедший в тупик. Нищий, не знающий, где добыть кусок хлеба, не мог бы говорить с большей тревогой, чем этот богач. Тревожная озабоченность – обычный плод людей, обладающих земным богатством. Чем больше человек имеет, тем больше у него трудностей, связанных с богатством. Тем больше стремления сохранить то, что он имеет и еще добавить к нему. Тем больше и забот, как всё потратить. Так что именно изобилие богатства лишает богатых сна. Поскольку они постоянно думают, что же им делать с ним, как его распределить. Проекты и намерения нашего богача были, как результат его забот, такими же абсурдными и безумными, как и сами заботы. Во-первых, было неразумно с его стороны называть плоды земли своими плодами и своим добром. Ему, вероятно, было приятно подчеркнуть, что это – его добро. В то время как всё, что мы имеем, принадлежит Богу, а нам всего лишь предоставлено для пользования. Мы являемся управляющими Божьим имением. Прочитаем Осия 2.8 «А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей, и умножил у ней серебро и золото». Богач говорит про себя: «и соберу туда весь хлеб мой». Как будто не следовало бы ничего уделить ни бедному, ни левиту, ни пришельцу, ни сиротам и вдовам. Но надо было всё сложить в свои огромные житницы.
Было безумием с его стороны толковать о расширении житниц, как будто следующий год обязательно должен быть таким же плодородным, как этот. Вслед за урожайным годом обычно следуют голодные годы. Было безумием с его стороны думать, что строительством новых житниц он облегчит свои заботы. Кто знаком со строительным делом, тот знает, что это трудная задача. Мирской способ избавления от забот только увеличивает их. Было безумием замышлять и решать всё так категорично. Безоговорочные проекты являются безумными проектами, ибо наши дни – в руках Божьих, а не в наших. И мы не знаем, что случится завтра.
Он приятные надежды связывал с осуществлением своих планов: ст.19 «И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Он был уверен в том, что хорошо обеспечил себя, независимо от того, одобрит ли это Бог. Он успокоится лишь после того, как построит новые житницы и заполнит их. Безумной была его уверенность в том, что его добро сохранится на многие годы. Его огромные житницы и всё, что лежало бы в них, могли сгореть дотла. Безумным было рассчитывать на спокойную жизнь, ибо даже при самом богатом изобилии существует множество вещей, способных лишить человека покоя. Болезни, семейные неприятности и, особенно, нечистая совесть могут лишить покоя самого богатого человека. Безумием было и его намерение использовать свое богатство только для того, чтобы есть, пить и веселиться, ублажать свою плоть. И не помышлять о том, чтобы сделать добро другим. И таким образом послужить Богу и своему поколению. Как будто мы живем для того, чтобы есть, а не едим для того, чтобы жить. Как будто счастье человека заключается только в чувственном удовлетворении. Это было большим безумием – обращаться к своей душе с подобными словами. Если учесть, что душа бессмертна, что она отделима от тела, никоим образом не заинтересована в житницах, полных зерна. Душа желает того, и нуждается в том, чего не могут дать земные блага. Это величайшее безумие людей мира сего – надеяться обеспечить и удовлетворить свою душу материальными богатствами и чувственными удовольствиями.
Христос приводит и Божий приговор. Мы убеждаемся, что Божьи суждения истинны. Богач сказал себе, своей душе: «покойся». Если бы это сказал ему Бог, то он действительно был бы счастлив, т.к. Божий Дух свидетельствует духу верующих, чтобы успокоить их. Но Бог сказал ему совершенно противоположное. Бог сказал, что он сделал зло себе: ст.20 «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя». Бог вынес решение относительно этого человека и сообщил ему о нем. Сообщил либо через его собственную совесть, либо посредством какого-то случая, отрезвившего его. Но, скорее всего, через то и другое. Это было сказано в то время, когда богач решал планы по замене житниц. Он мог бы дополнить к имеющимся две или более построек, что вполне отвечало бы его целям. Разрушение старых житниц и построение новых больших удовлетворило бы его прихоти. Когда он прогнозировал таким образом, всё продумывая до конца, а потом услаждал себя прекрасными мечтами о том, как он будет наслаждаться жизнью многие годы, тогда-то Бог и объявил ему Свой приговор. Бог охарактеризовал его словом: «безумный». Неверующие люди – безумцы, и придет день, когда Бог назовет их собственным их именем. Приговор, который Бог вынес ему, был приговором к смерти: «в сию ночь душу твою возьмут у тебя». И тогда кому же достанется то, что ты заготовил? Т.о., он думал, что имеет много добра, которым будет владеть многие годы, но в эту ночь он должен будет расстаться со своим любимым добром. Смерть неверующих корыстолюбивых людей несчастна сама по себе и страшна для них. Она является взятием души: «Душу твою возьмут у тебя». Это означает, что он не хотел расстаться с ней. Добрый христианин в свой смертный час с радостью расстается со своей душой, а у неверующего человека она отнимается силой. Ему страшно подумать о том, что будет с ним после того, как он оказался без души. «Возьмут», т.е. возьмут злые ангелы. Добрые ангелы принимают добрые души, чтобы доставить их в место радости. А злые души принимают бесы. Дьявол потребует виновную душу как свою собственность.
Итак, смерть для неверующего человека есть оставление всего, что он заготовил, ради чего трудился и к чему готовился в будущем с таким усердием. Всего, в чем он видел свое счастье и на чем строил свои надежды. От всего накопленного им богатства не будет ему никакой пользы ни в смерти, ни на суде, ни в вечности. И богач не знает, кому достанется его богатство, кто будет владеть этим добром. И он не знает, какими окажутся те, кому он намеревался его оставить: его дети и родные. Будут ли они мудры или глупы? Благословят ли они его память? Будут ли они честью для его семьи или позором? Используют ли они оставленное им богатство в добрых целях или в недобрых, сохранят ли его или пустят на ветер? Более того, твое богатство может достаться кому-то другому, о ком ты и не думал. Если бы люди могли предвидеть, кому достанется их дом, после того, как они умрут, то многие из них предпочли бы предать его огню. Итак, притча показывает безумие нашего богача. Неверующие, корыстолюбивые люди безумны в своей жизни. Пс.48.14 «Этот путь их есть безумие их». Их безумие становится более очевидным, когда они умирают. Ибо тогда станет ясно, что он собирал сокровища для мира, из которого уходит, а не позаботился собрать их для того мира, куда теперь направляется.
О применении этой притчи Господь Иисус сделает вывод: ст.21 «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Таков путь и таков конец подобных людей. В этой притче мы находим описание мирского, неверующего человека. Он собирает сокровища для себя, для тела, а не для Бога. Собирает для своего «я», от которого верующим надо отречься. Он ошибочно считает, что его плоть это и есть он сам. Как будто человек – это только тело. Его ошибка в том, что он сделал своим занятием собирание сокровищ для плоти и называет это собиранием для себя. Все его труды – для удовлетворения плоти. Другая его ошибка в том, что он считает своим сокровищем то, что он собрал для земной жизни. Он почитает это богатством, на которое он полагается, к которому привязано его сердце. Самая большая из всех его ошибок состоит в том, что он не стремится богатеть в Бога, богатеть в глазах Божьих, что действительно делает нас богатыми. Не стремится богатеть в божественном деле, богатеть верою, добрыми делами, плодами праведности, благодатью, утешением и духовными дарами. Многие, обладающие богатствами этого мира, совершенно лишены того, что действительно обогащает душу, что делает человека богатым в Боге, богатым для вечности. Заканчивая притчу, Господь Иисус еще раз говорит о безумии и несчастье неверующего человека: ст.21 «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Он говорит нам, каков будет его конец. Это безумие большей части человечества – стремиться к сокровищам этого мира больше, чем к сокровищам вечного мира. И думать, что всё временное, необходимое для плоти, важнее того, что необходимо для души и вечной жизни.
В конце притчи Иисус Христос предписывает не отягощать себя беспокойными заботами о средствах к существованию. Ст.22 «не заботьтесь для души вашей», т.е. о сохранении ее, если она находится в опасности. Ни о необходимом обеспечении ее, о пище или одежде. Он хочет побудить нас возложить на Бога все наши заботы, т.к. это верный способ избавиться от них.
Боже! Просим, дай нам надеться на то, что Бог, заботящийся о низших творениях, позаботится и о добрых христианах. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя, что Иисус Христос уничижил Себя, стал человеком и теперь живет в нас. Помоги нам лучше понимать Твой труд в нашей жизни. Без ежедневной Божьей заботы наша душа истощается и засыхает. Но если мы находим радость в Его Законе, то станем похожи на «дерево, посаженное при потоках вод». Наши листья не будут увядать и во всех делах нас ожидает благословение. Укорененные и утвержденные в Боге, мы всегда будем сочными и свежими. Мы поднимаем взгляд к Тебе и благодарим, что можем положиться на Твою верность. Просим, открой перед нами путь, на котором в нашей жизни начинает преобладать радость. Господь Иисус говорит: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками». Но такая плодоносность требует ежедневной подпитки. Благодарим, что Бог щедро обеспечивает ее через Библию и Свою любовь. Просим, дай нам сил пребывать в Тебе и позволить Твоему Слову производить в нас добрый плод. Аминь.