ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 11 Мф.
11.1 «И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их». Первый стих этой главы некоторые присоединяют к предыдущей главе как заключение к ней (этим нельзя не согласиться). Проповедь посвящения, с которой Христос обращался в предыдущей главе к Своим ученикам, здесь называется Его наставлениями им. Он не только позволяет им проповедовать Евангелие, но повелевает им делать это. Сказав Своим ученикам всё, что Он имел сказать им, Господь перешел оттуда. Он отправился учить и проповедовать в те самые города, в которые посылал учеников Своих впереди Себя, чтобы они подготавливали путь для Его принятия. Наделив учеников властью творить чудеса, на Себя Он взял задачу, в первую очередь, учить и проповедовать. Христос поручил ученикам тоже проповедовать, но все-таки Он считал проповедь Своей задачей. Исцеление больных было спасением тела, в то время как проповедь Евангелия служила к спасению души. Он не стал менее усердным от того, что дал задание Своим ученикам. Он пошел проповедовать в «городах их», т.е. в густонаселенные местности.
11.2,3 «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» В ст.2-6 описывается, как Иоанн Креститель послал свой запрос Христу, и какой он получил ответ. Его труд продолжался, несмотря на то, что он находился в темнице. Иоанн не мог видеть дела, которые творил Христос, но он с радостью слышал о них. Услышав о делах Христа, Иоанн Креститель посылает к Нему двух учеников. И здесь мы читаем о том, что произошло между ними и Христом. Вопрос: «Ты ли Тот, …» был важный вопрос. «Ты ли обещанный Мессия?» Считалось само собой разумеющимся, что Мессия уже должен был прийти. Задавая этот вопрос, они имели в виду, что если Мессия не Он, то они будут ждать другого. Они также имели в виду, что если они убедятся, что это Он, то удовлетворятся Его ответом и не станут ждать другого. Иоанн некогда сказал о себе: «Я не Христос» (Ин.1.20). Он дал свидетельства о Христе, сказав о Нем, что Он Сын Божий (Ин.1.34) и Агнец Божий (ст.29), что Он будет крестить Духом Святым (ст.33) и что Он послан Богом (Ин.3.34). Однако он хотел более полного удостоверения в том, что Он Тот Мессия, приход Которого был обещан так давно и Которого так долго ждали. Христос явился без внешней помпезности и видимой славы, не так как ожидали Его. Может быть, Иоанн поэтому засомневался в Его посланничестве от Бога. Христос заметил это в его вопросе, поэтому сказал: «Блажен, кто не соблазнится о Мне». Поводом для сомнений Иоанна могли послужить обстоятельства, в которых он сам находился в то время. В заключении его могли искушать мысли такого рода: «Если Иисус действительно Мессия, то, как это получается, что я, Его предтеча, брошен в темницу. И Он не ищет меня и ни разу не посетил меня. Никого не послал ко мне, чтобы узнать обо мне». У Господа Иисуса существовала веская причина, почему Он не шел к Иоанну в темницу: Он не хотел рисковать Своим служением. Но Иоанн мог расценить это как пренебрежение им, и это могло послужить ударом для его веры во Христа. Некоторые полагают, что Иоанн послал своих учеников к Иисусу с этим вопросом не столько ради своего, сколько ради их удостоверения. Вероятно, он предвидел скорую смерть и поэтому стремился привести своих учеников к лучшему знакомству с Христом, на попечение Которого он должен был оставить их.
11.4,5 «И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют». Христос дает ученикам Иоанна ответ, указывая на реальные факты. Он указывает им на то, что они слышали и видели. И о чем должны они были рассказать Иоанну, чтобы тот мог извлечь из этого вывод. И мог убеждать своих учеников в истинности мессианства Христа. Чудеса Христа совершались открыто, у всех на виду, Он не боялся самой пристрастной проверки. Чудеса Его не оставляли никакого места для сомнений в том, что Он был послан от Бога, и что Его учение было учением Пославшего Его Бога Отца. Чудеса Господа должны были рассматриваться и как исполнение пророчеств. Пророком Исаией было предсказано (Ис.35.5,6), что наш Бог должен прийти, и что тогда глаза слепых откроются. Итак, если дела Христа согласовываются со словами пророчества, а это именно так, то в таком случае не может быть сомнений в том, что Христос – Бог. «Скажите, что слышите». Вера происходит от слышания, хотя и подтверждается видением. Скажите учителю своему, что «нищие благовествуют». Божественность миссии Христа доказывается тем фактом, что для созидания Своего Царства Он использует бедных людей, лишенных всяких мирских преимуществ. И поэтому не способных ничего достичь, если их не поддержит божественная сила. Аудитория Христа состояла из людей, которых книжники и фарисеи презирали и не желали учить. Они были слишком знатными, чтобы общаться с ними. Ветхозаветные пророки посылались, в основном, к царям и князьям. Христос же проповедовал собранию простого народа. Пророк Захария писал, что «бедные из овец ожидают Его» (Зах.11.11). Сострадание Христа к бедным явилось доказательством того, что Он был именно Тот, Кто должен был явить миру милосердие и благость Бога. Пророки предсказывали, что Сын Давида (Мессия) будет Царем нищих (Пс.71.2,4, 12,13). Можно сказать, что здесь имеются в виду не столько нищие материально, сколько нищие духом. И таким образом исполнилось пророчество Исаии 61.1 «Господь помазал Меня благовествовать нищим». Нищие люди чаще богатых принимают Евангелие, они проникаются его духом.
11.6 «И блажен, кто не соблазнится о Мне». Доказательства мессианства Христа настолько убедительны, что никто, кроме сознательно предубежденных против Него и соблазняющихся о Нем, не может не принять Его учения. И потому будет блажен в Нем. Несмысленные люди находят в учении Христа много такого, на чем они претыкаются и ради чего они отвергают Евангелие. Скромность Его внешнего облика, Его происхождение из Назарета (как считали многие), презренность Его последователей, пренебрежительное отношение к Нему великих мира сего, строгость Его учения – всё это удерживало от Него многих. Сюда можем включить и страдания и насмешки, связанные с исповеданием Его имени. Т.о., Он был на падение многих, даже в Израиле (Лк.2.34) и камнем преткновения (1Пет.2.8). Блаженны те, которые преодолевают все эти поводы к соблазну. Вера тех, кто преодолел эти препятствия и уверовал, будет удостоена славы и чести.
11.7 «Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую?» Христос удостаивает Иоанна Крестителя высокой похвалы. Он делал это не только с той целью, чтобы поддержать его честь, но и чтобы возродить его труд. Его вопрос мог дать повод некоторым ученикам Христа думать о Нем как о неустойчивом и непоследовательном человеке. Чтобы это предотвратить, Господь дает о нем эту характеристику. Иоанн свидетельствовал о Христе в то время, когда он был уже признанным служителем Божьим, а Господь был еще неизвестен. Теперь, когда Христос стал признанным, дает свое свидетельство об Иоанне. Христос хвалит Иоанна не в присутствии его учеников, но когда они ушли, сразу после ухода. Он не желал, чтобы складывалось впечатление, будто Он льстит Иоанну. И чтобы Его похвала в адрес Иоанна была передана ему. Сказанное Им об Иоанне предназначалось и для пользы народа, чтобы оживить память об его служении. Хотя Иоанн проповедовал в пустыне, к нему стекались толпы народа. Некоторые шли к Иоанну, влекомые больше желанием увидеть его, из любопытства, чем желанием насытить свою душу его наставлениями. Словами «трость ли, ветром колеблемую?» Господь говорит, что Иоанн был человек решительный. Он не колебался в своих убеждениях и не был неуравновешенным в своем поведении. Потому народ шел к нему толпами, что он не был как тростник.
11.8 «Что же смотреть ходили вы? Человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских». Иоанн был человек, отрекшийся от себя самого. Его наружность и его привычки показывали, что он был безразличен к роскоши этого мира и плотским удовольствиям. Его одежда соответствовала условиям пустыни, где он жил, а также учению, которую он проповедовал – учению о покаянии. Хотя Иоанн имел грубую непривлекательную внешность, народ стекался к нему.
11.9 «Что же смотреть ходили вы? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка». Господь хотел, чтобы иудеи знали, что Иоанн был «больше пророка». Иоанн говорил о себе, что он не был тем пророком, каким являлся Мессия. И вот теперь Христос (самый компетентный Судья) говорит о нем, что он более чем пророк. Иоанн признавал себя ниже Христа, а Христос признал его выше других пророков. Непосредственным предшественником Христа был пророк, превосходящий всех ветхозаветных пророков. Бог ему дал больше чести, чем всем ветхозаветным пророкам. Они предсказывали приход Христа, но умерли задолго до этого. А Иоанн не только пророчествовал о Нем, но видел Его лицом к лицу. Иоанн же стал свидетелем исполнения этого пророчества, ему выпала честь приготовить людей к приходу Христа. Он говорил народу о Нем как о находящемся среди них. Они говорили о Христе, а он указал на Христа. Пророкам было дано предсказать, что Мессия будет «как овца, веден на заклание» (Ис.53.7). Иоанну же выпала честь указать на Него и сказать: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1.29).
11.10 «Ибо он тот, о котором написано: «вот, Я посылаю Ангела Моего перед лицом Твоим, который приготовит путь Твой перед Тобой». Иоанн был тем предтечей Христа, о котором было предсказано в Писаниях. Преимущество Его перед другими пророками состояло в том, что он был предвестником Христа, посланником (ангелом) с великим поручением. Задача его заключалась в том, чтобы приготовить путь Мессии, т.е. расположить сердца людей принять Его.
11.11 «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его». Христос мог дать оценку каждой личности, соответствующую ее истинному достоинству. Он ставит Иоанна Крестителя выше всех его предшественников, рожденных женами обычным образом. Он превзошел даже самого Моисея, ибо с него началась проповедь евангельского учения об искуплении грехов истинно раскаивающимся грешникам. Он имел более важные откровения с неба, чем любой другой из них. Ибо видел «небо отверстым и спускающегося Духа Святого». Он был успешен в своем служении: народ стекался к нему. Никому не оказал народ такой прием. Высоко оценивая деятельность и личность Иоанна, Христос делает оговорку: «но меньший в Царстве Небесном больше его». Некоторые богословы разделяют эти слова Спасителя, относят их как к Царству славы, так к Царству благодати. 1) В Царстве славы: Иоанн был великим и благочестивым человеком, но он находился еще в несовершенном, немощном состоянии, поэтому уступал прославленным святым. Существуют различные степени славы на небесах, одни прославлены менее, чем другие. Самый наименьший святой на небе больше, чем величайший в этом мире: он больше знает и больше любит, больше делает для прославления Бога и больше получает от Него. 2) В Царстве благодати: Царство благодати – евангельское домостроительство. Наименьший из апостолов и благовестников имел большее откровение и совершал более высокое посольство, и поэтому был больше Иоанна. Иоанн не творил чудеса, а апостолы творили множество чудес. Причиной этого превосходства является превосходство новозаветного домостроительства перед ветхозаветным.
11.12 «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Евангелист Лука говорит об этом же: Лк.16.16 «Закон и пророки до Иоанна; с этого времени Царствие Божье благовествуется, и всякий усилием входит в него». Иоанн приобрел служением своим множество учеников. За место в Царстве Небесном боролись те, которые, казалось бы, не имели права на него. Они выглядели насильно вторгающимся в то, что им не принадлежит. Когда сыны Царства (иудеи) исключаются из него, а многие с востока и запада (язычники) входят в него, тогда можно сказать, что оно берется силой. Мытари и блудницы поверили Иоанну, а фарисеи и книжники отвергли его. Поэтому они Царство Небесное берут усилием, берут его через их головы. Под «усилием» подразумевается искренность желаний и стремлений. Выражение «силою берется» означает и то, что от всех, кто рассчитывает достичь неба, требуется ревность и усердие.
11.13 «Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна». Считается, что служение Иоанна было началом Евангелия. С Иоанном ветхозаветное домостроительство (строительство Церкви) стало приходить к своему концу. Откровения Ветхого Завета начали вытесняться более ясными откровениями приближающегося Царства Небесного. Пророчества Ветхого Завета закончились и уступили место заповедям Евангелия. Словами «все пророки и закон прорекли до Иоанна» Христос желал показать: 1) Свет Ветхого Завета был дан в виде закона и пророков. Они предвещали о Христе и Его Царстве. 2) Когда Христос говорил о том, что «пророки и закон прорекли до Иоанна», Он хотел показать, каким образом этот светильник был устранен. Их слава была затемнена более превосходной славой, их пророчества были вытеснены свидетельством Иоанна: «Вот Агнец Божий». Пророчества Ветхого Завета о Христе потеряли свою актуальность, когда Иоанн произнес: «Вот, Он идет».
11.14 «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти». Иоанн был звеном, соединяющим оба завета. Заключительным пророчеством Ветхого Завета было: Мал.4.5,6 «Вот, я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня». Когда эти слова стали историей, то перестали быть пророчеством. Христос говорит о том, что Иоанн Креститель есть Илия Нового Завета. Не Илия в его собственном лице, как ожидали увидеть его плотские иудеи, а тот, кто пришел в духе и силе Илии, похожий на него по характеру и образу жизни. Христос говорит об этом как об истине, которую нелегко будет принять тем, чьи ожидания сосредоточены на земном Царстве Мессии. Господь сомневается в том, что эта истина будет принята: «если хотите принять». Он хотел упрекнуть их за то, что они отворачиваются от истины, противоречащей их представлениям. Если вы хотите принять служение Иоанна как служение Илии, то он будет для вас Илией. Он обратит вас к Богу.
11.15 «Кто имеет уши слышать, да слышит». Господь заканчивает беседу свою призывом быть внимательными к Его словам. Это значит, что сказанное Им было трудно для понимания и поэтому требовало особого внимания. Такое внимание оно заслуживало ввиду его важности и серьезности последствий. Перефразируем слова Господа: «Запомните: если Иоанн есть обещанный Илия, тогда наступило время великого переворота – Царство Мессии при дверях». Слова «имеющий уши да слышит» означают, что Бог не требует от вас ничего большего, чем правильного использования тех способностей, которые Он дал вам. Он требует, чтобы слушали те, кто имеет уши и думали те, кто имеет разум.
11.16,17 «Чему же уподоблю это поколение? Оно подобно детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: «мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали». Христос обращается с упреком к тем, для которых оказались тщетными как служение Иоанна Крестителя, так и Его служение. В ст.16-19 мы узнаем, кому Он уподобляет современное Ему поколение; В ст.20-24 – сравнивает конкретные места с городами, приведенные Им в качестве примера. Под «этим поколением» следует понимать основную массу иудейского народа того времени. Некоторые из них домогались Царства Небесного, но большинство упорствовали в неверии. Христос осуждает тех, среди которых Он жил и которые не получили для себя никакой пользы от Его служения. Он использует аналогию с обычаями игры иудейских детей, которые подражают в играх поведению взрослых. Рассмотрим эту притчу более подробно. Бог использует разнообразие средств и способов для обращения и спасения душ. Бог «играет на свирели» драгоценных обетований Евангелия, чтобы произвести в нас упование. И поет нам «плачевные песни» суровых предупреждений Закона, чтобы вызвать в нас страх, отторгнуть нас от наших грехов и привлечь к Себе. Он «играет нам на свирели», когда милостиво и великодушно заботится о нас. Он «поет нам плачевные песни», когда посылает бедствия и скорби. Слова «вы не плясали, вы не рыдали» указывают на различные способы, которые Бог употребляет для обращения людей. Не всегда достигают цели даже лучшие проповедники проповеди в мире. Многие иудеи времени Христа решили не верить Ему и Иоанну и не признавать их. Причина удивительного упорства людей в том, что «они подобны детям, сидящим на улице». Они неразумны как дети, легкомысленны и беспечны, как дети.
11.18 «Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: «в нем бес». В толковании притчи представляется различный характер служения Иоанна и служения Христа. Иоанн не ест и не пьет, не общается близко с народом. Не ест в обществе, но в одиночестве, в своей обители в пустыне, где пищей ему служили акриды и дикий мед. Казалось бы, это должно было возыметь на них свое действие. Такой его суровый образ жизни соответствовал учению, которое он проповедовал. И, тем не менее, даже такого учителя некоторые отвергали. Об Иоанне говорили «в нем бес». Они приписывали его строгость и сдержанность меланхолии, т.е. некоей разновидности одержимости сатаной.
11.19 «Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». И оправдана премудрость чадами ее». Христос был прост в обращении со всякими людьми. Он не проявлял никакой строгости, был приветлив и доступен. Он не гнушался никаким обществом, бывал на пирах как с фарисеями, так и с мытарями. Он так поступал с той целью, чтобы достичь тех, кого уединенный образ жизни Иоанна оставил равнодушными. Что касается Христа, то иудеи объяснили Его свободное обращение с народом склонностью к удовольствиям и чревоугодию. Более безумного вымысла невозможно было придумать. Ни один человек не жил такой полной самоотречения, умерщвления плоти и отречения от мира жизнью, какой жил Он. Верно, что Он, в некотором смысле был Друг мытарей и грешников, ибо Он пришел в мир спасти грешников. «И оправдана премудрость чадами ее». Христос есть Премудрость, в Нем сокрыты все сокровища мудрости, а святые, которых дал Ему Бог Отец – чада Его. Евангелие есть мудрость, сходящая свыше. Истинно верующие возрождаются от нее, рождаются свыше.
11.20 «Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись». В ст.20-24 Христос говорит о положении тех конкретных городов, в которых Он бывал больше всего. Он не склонен укорять, пока грешники своим упорством не вынудят Его к укорам. Грех, в котором Христос обвиняет эти города – их нераскаянность. Сознательная нераскаянность есть великий пагубный грех многих слышавших Евангелие. Христос сказал: «вы не покаялись», т.е. Его служение не изменило их сердца и жизнь. Он укоряет их, чтобы они укорили сами себя, чтобы они осознали свою неразумность. Грех городов усугублялся тем, что в них «наиболее явлено было сил Его». Силы, явленные Христом в их городах, должны были бы побудить их не только принять Его учение, но и подчиниться Его закону. Исцеление телесных болезней должно было бы привести к исцелению души их. Чем больше побуждений мы имеем к покаянию, тем ужаснее нераскаянность наша. И тем суровее будет расплата.
11.21 «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись». В пример приводятся два города. Христос пришел в мир, чтобы нас благословить, но если мы отвергаем Его благословение, тогда у Него остается для нас только горе. Хоразин и Вифсаида были два богатых и многолюдных города, расположенных на побережье Галилейского озера: первый – на восточном, а второй – на западном. Из Вифсаиды Христос взял, по меньшей мере, трех Своих апостолов. Затем Хоразин и Вифсаида сравниваются с приморскими городами Тиром и Сидоном. Эти города граничили с Галилеей, но пользовались среди иудеев дурной славой за свое идолопоклонство и другие пороки. Христос иногда приходил на территории тирские и сидонские, но никогда не заходил в сами города, ибо иудеи восприняли бы это как нечто ужасное. Он доказывает иудеям, что Тир и Сидон были не так уж плохи. Если бы в них было проповедано то же Слово и совершены те же чудеса, то они давно бы покаялись.
11.22 «Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам». Христос доказывает иудеям, что участь Тира и Сидона будет не так горестна, как участь Хоразина и Вифсаиды. Вечное состояние сынов человеческих в день Суда будет определено: степень их блаженства или их мучения. Этот Суд учитывать будет все средства благодати, которые были испробованы. И не только то, как плохи мы были, но и насколько лучше мы могли бы быть, если бы захотели.
11.23 «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься. Ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня». Особому осуждению подвергается Капернаум – город в Галилее на берегу Тивериадского озера. В нем был дом Христа. Он совершил там много чудес. Он много проповедей произнес там, но они имели мало успеха. Поэтому Он теперь произносит ужасный приговор. Тот, кто не хочет слушать проповедь, услышит приговор. Те, кому преподано Евангелие в его силе и чистоте, если продолжают прилепляться к Земле, то пусть винят себя в том, что их не взяли на небо. Приговор Капернауму сравнивается с осуждением Содома – города, более замечательного и своими грехами, и своей гибелью, чем любой другой. И, тем не менее, Христос говорит, что средства, использованные в Капернауме, были бы спасительными для Содома.
11.24 «Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе». Гибель Содома в великий день будет не так ужасна, как гибель Капернаума. Содому за многое придется ответить, но не за грех пренебрежения Христом, как Капернауму. То же самое Христос сказал и другим местам, не принявшим Его служителей и Евангелие (гл.10.15). Мы имеем написанное Слово и проповедуемое Евангелие. Мы располагаем преимуществами не меньше тех, что имели Хоразин и Вифсаида. И соответственно этому дадим отчет в оный день.
11.25 «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил это от мудрых и разумных и открыл то младенцам». В ст.25-30 мы видим, как Христос обращает Свой взор к небу. Он благодарит Отца за превосходство завета искупления. И за Его благоволение к тем духовным «младенцам», которым были открыты тайны Евангелия. Этим обращением к небу Христос хотел ободрить Самого Себя. Чтобы ободрение было более действенным, Он облекает его в форму благодарения. Когда мы не можем найти никакого средства против печали и тревоги, обратимся к хвале. Будем Бога прославлять за то, что с нами не случилось ничего худшего. Или за что-то другое. Боге всегда есть за что хвалить. Обратим внимание на титулы, присваиваемые Христом Богу Отцу: «Отче, Господи неба и Земли». Всякий раз, когда мы обращаемся к Богу, как в молитвах благодарения, так и в прошениях, следует обращаться к Нему как к Отцу. Приходя к Богу как к Отцу, мы должны в то же время помнить, что Он является Господом неба и Земли. Это обязывает нас приближаться к Нему с благоговением, как к всемогущему Господу. И в то же время с уверенностью в том, что Он способен сделать для нас всё, в чем мы нуждаемся. Христос благодарит Бога за то, что «Он утаил это от мудрых и разумных и открыл младенцам». Что означает здесь слово «это»? Он не говорит, но несомненно, что это великие истины Евангелия. Они были сокрыты и до сих пор сокрыты от многих «мудрых и разумных» (ученых, политиков и т.п.). Самые опытные в мирских делах и материальных вопросах люди обычно менее всех разбираются в духовных вопросах. В то время младенцы во Христе познают на себе спасающую Божью силу. Бог наделил «мудрых и разумных» знаниями и разумением. Но они возгордились этим и не ищут большего. Поэтому Бог справедливо отказал им в духовной мудрости.
11.26 «Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение». Объяснение такому распределению благоволения Божьего следует искать в Его суверенитете. Христос соглашается с волей Отца в этом вопросе. Его благодать – это Его собственность, Он может ее дать нам или не дать, как Он пожелает. Напр., мы не можем объяснить, почему Петр, простой рыбак, должен был стать апостолом, а не Никодим, фарисей и начальник иудейский, хотя он тоже верил во Христа. Он произнес это в присутствии Своих учеников, чтобы показать им, что выделение их из прочих людей является не их заслугой, но проявлением Божьего благоволения к ним. Мы должны с благодарностью соглашаться с Божьим распределением Его благодати, благодарить Бога, во-первых, за то, что эта тайна, сокрытая от веков и родов, возвещалась открыто всему миру. Во-вторых, что она «открылась младенцам», что кроткие и смиренные люди получили это спасение.
11.27 «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Христос предлагает Своим слушателям благословения Евангелия. Он предваряет это обращение заявлением о Своей власти. Он говорит здесь о Своих полномочиях, полученных от Отца. «Всё предано Мне Отцом Моим». Христос как Бог равен Отцу по Своей силе и славе, но как Посредник Он получает план действий от Него. Он уполномочен утвердить Новый Завет между Богом и человеком, предложить мир и блаженство отступившему от Бога миру. Он единственный законный полномочный Представитель, Который улаживает это дело. Для этого Ему дана власть на небе и на Земле, власть над всякой плотью, власть производить суд. Он уполномочен принимать нас и давать нам то, за чем мы приходим к Нему. Всё это должно ободрять нас приходить к Нему. «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына». Посланники обычно имеют не только полномочия, которые они предъявляют, но и инструкции, которые хранят у себя, чтобы при необходимости воспользоваться ими. Господь Иисус имел то и другое, не только авторитет, но и способности для исполнения Своей миссии. Большое ободрение дает нам то, что Отец и Сын прекрасно понимают друг друга в деле спасения нашего. Поэтому никакая ошибка невозможна, как случается среди людей, когда в результате взаимного недопонимания разрываются договоры и принятые обязательства. Кто желает познать Бога, должен обратиться к Христу. Всеми откровениями о воле и любви Бога-Отца мы обязаны Ему.
11.28 «Придите ко Мне все те, кто трудится и обременен, и Я успокою вас». Это самое подходящее приглашение для тех, кто изнемог. Христос пришел, чтобы освободить Свою Церковь от ига обрядового закона, отменить наложения плотских установлений и внести более чистое и духовное служение Богу. Но под бременем здесь следует понимать бремя греха: как бремя вины греха, так и бремя власти греха. Только те приглашаются успокоиться во Христе, кто ощущает грех, как бремя. Кто не только сознает зло собственного греха, но и сокрушается о нем в душе. Дух Святой обличает в грехе: Он уязвляет, а потом исцеляет. Прийти к Христу – в этом состоит долг утомленных и обремененных грешников. И в этом заключается их интерес. Мы должны принять Его как своего Спасителя, Врача и Защитника, подчиниться Его водительству. Мы должны согласиться быть спасенными Им Его собственным путем и на Его условиях. Обещание тем, кто придет к Христу: «И Я успокою вас». Он гарантирует покой изнуренным душам, приходящим к Нему с верой.
11.29 «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Мы должны прийти к Христу как нашему Господину и подчиняться Ему. «Придите ко Мне… возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня». Господь не ставит невыполнимых условий, ничего не говорит о делах, которые надо совершить, чтобы заслужить Его прощение. Он просит прийти к Нему такими, как мы есть, и подчиниться Его указаниям и Его учению. В описании Самого Христа есть утешение и надежда. Он говорит: «ибо Я кроток и смирен сердцем». Поэтому Он может снисходить к невежественным, на которых другие гневаются. Многие способные учителя бывают нетерпеливы и горячи, что обескураживает медлительных и глупых учеников. Но Христос умеет обращаться с таковыми и знает, как открыть их разумение. Он смирен сердцем, Он снисходит до того, чтобы учить малограмотных. Он набрал Себе учеников не в академиях. Он снисходил к самым посредственным людям. Истинность этих слов была многократно подтверждена в жизни верующих. Кротость и смирение Господа вкусили: Мария и Марфа в Вифании после смерти брата Лазаря, ап. Петр после падения, ученики после воскресения, Фома в своем неверии. «Покой», обещанный Христом, есть покой от тяжелого ига греха, но не от служения Богу, не от исполнения своего долга перед Ним. Христос предлагает нам не только иго для нашей шеи, но также и венец для нашей головы. Приглашение к тем, кто трудится и обременен взять на себя иго с первого взгляда может показаться добавлением скорбей к скорбям. Но это кажущееся противоречие можно объяснить, раскрыв смысл слов Спасителя. Он говорит: «Вы находитесь под игом, изнуряющим вас, сбросьте его и испытайте Мое, не принесет ли оно вам облегчения?» Взять на себя иго Христа – это значит быть послушным всем Его повелениям и повиноваться всем Его распоряжениям. В этом и состоит покорность Господу, это и есть иго Христово, иго, назначенное Самим Христом. Он Сам нес его прежде нас, ибо «Он страданиями навык послушанию». Он Духом Святым несет его теперь вместе с нами, подкрепляя нас в немощах наших. Все Христовы заповеди служат нам во благо, поэтому мы должны взять это иго на себя и нести его. Для этого нам следует быть смиренными и терпеливыми.
11.30 «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Следуя за Христом, мы несем крест, проходим через испытания, вступаем в сражения. Но утешения Евангелия весомее скорбей. По сравнению со служением этому миру, с бременем иудейских обрядов, с игом человеческих суеверий, служение Христу в высшей степени легкое. Его заповеди не тяжки, Его пути приятны. Божье присутствие, Христово сострадание и особенно помощь и утешение Духа Святого делают наши страдания за Христа легкими. Хотя мы можем что-то потерять ради Христа, мы не будем потеряны Им.