ПРОПОВЕДИ
Познавайте волю Божью совершенную и исполняйте ее.
Рим.12.2 «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная».
Долг христиан перед Богом заключается в благочестии. Это означает подчиниться Богу и этим положить доброе основание. В стихе 1 ап. Павел пишет: «Умоляю вас, братия, …». Хотя Павел был великим апостолом, однако он называет простых рядовых христиан своими братьями, словом, выражающим любовь и заботу. Так следует давать наставление, чтобы его действие было одновременно властным и мягким. На многих людей легче повлиять, обращаясь с ними ласково. От нас требуется, чтобы наш ум был обновлен для Бога: «преобразуйтесь обновлением ума вашего». Обращение и освящение это процесс обновления, изменения не сущности души, но ее состояния. Это то же самое, что творение нового сердца и нового духа – новых вкусов и наклонностей. Разум просвещается, помыслы очищаются, воля склоняется перед волей Божьей. Так что человек становится другим. Т.о., обновление ума – это обновление всего человека. Процесс обновления называется нашим преображением. Преображение вменяется здесь нам в обязанность. Но это вовсе не означает, что мы сами можем осуществить в себе такую перемену. «Преобразуйтесь» - это значит: «используйте средства, какие Бог назначил и установил для этой цели». Бог Сам изменяет нас, и поэтому мы изменяемся. Но мы должны устраивать наши дела так, чтобы обратиться к Богу. Просите у Бога благодати для того, чтобы уметь использовать средства благодати. Хотя нового человека творит Сам Бог, но мы сами должны стремиться к совершенству. Самым большим врагом нашего обновления является наше сообразование с окружающим нас миром. Поэтому апостол призывает: «не сообразуйтесь с веком сим». Все ученики Господа Иисуса не должны подражать этому миру. Слово «мир» имеет множество значений, здесь обозначает разум человеческий и человеческие нравы, с которыми апостол не без причины здесь запрещает нам сообразовываться. Поскольку весь мир находится во зле, нам подобает совлечься всего, что мы имеем человеческого, если мы хотим облечься во Христа. Мы не должны сообразовываться с людьми мира, не должны поступать по обычаям мира, т.е. следовать за большинством на зло. Если грешники соблазняют нас, мы должны не соглашаться с ними, но обличать их. Более того, даже в вещах не греховных сами по себе, мы не должны заходить слишком далеко, сообразуясь с обычаями мира, чтобы не делать мирские стандарты своими главными правилами поведения. И не искать благоволения мира как своей высшей цели. В общественных взаимоотношениях должны руководствоваться природным здравым смыслом.
Высокая цель этого обновления, к которой мы должны стремиться, состоит в том, «чтобы познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная». Здесь под волей Божьей следует понимать Его волю относительно нашего долга, того, что Господь требует от нас. В общем, воля Божья есть наше освящение. Здесь мы видим цель, для которой мы должны обновить наш разум, чтобы, оставив все человеческие пожелания, мы пришли к одной лишь воле Божьей, разумение которой есть истинная премудрость. Мир часто убеждает себя в том, что творимые им дела являются благими. Но ап. возражает и говорит, что то, что благо и правильно, следует искать по Божьим заповедям. Мир в измышлениях своих льстит себе, а ап. Павел, утверждая совершенство в воле Божьей, показывает, что обманывается тот, кто преступает эту черту. Воля Божья «благая, угодная и совершенная». Она благая, находится в совершенной гармонии с вечным принципом добра и зла. Они благая как сама по себе, так и для нас. Она угодна Богу. Угодно Богу может быть только то, что предписано Им Самим. Она совершенна, к ней нечего добавить. Воля Божия, открытая в Его слове, является достаточным правилом для веры и практической жизни. Она содержит в себе всё необходимое для совершенствования Божьего человека. Задача христианина – испытывать, в чем состоит эта воля, т.е. познавать ее на опыте. Это значит, быть исполненным страхом Господним. Познавать, что есть воля Божия, способен тот, кто преображается обновлением ума своего. Обновленный ум располагает душу принимать откровения Божьей воли. Кто хочет творить волю Божью, тот узнает ее. Итак, быть благочестивым человеком – это значит подчинить себя Богу.
Некоторые богословы выработали концепцию о естественных способностях человека и о Его моральных способностях. Естественные способности мы получили, будучи рождены людьми. К ним, напр., относятся способности ходить, говорить, размышлять, писать, а также выбирать. Я не могу летать не потому, что у меня нет моральной способности, а потому, что Бог не дал естественной способности делать это. Воля человека – естественная способность. Бог дал нам всё для того, чтобы мы могли выбирать. А вот выбрать добро или зло – это моральная способность. Почему человек выбирает зло? На это находим ответ в Библии: Потому что Быт.6.5 «помышления сердца … зло во всякое время». Причина греха, по мнению многих богословов, сокрыта в недостатке или отсутствии моральных способностей делать добро. Джонатан Эдвардс говорил, что для того, чтобы сделать угодное Богу, необходимо хотеть это сделать. Чтобы найти Бога, необходимо желание искать Его. Для того чтобы выбрать Христа, надо возжелать Его. Имеет ли человек естественное желание обрести Христа? Нет, говорит Эдвардс, такого естественного желания у человека нет. Он утратил его в первородном грехе. Точка зрения реформатской церкви заключается в том, что если Бог не даст желания человеку избрать Христа, человек никогда не изберет Его сам.
Бл. Августин утверждал, что у человека есть свободная воля, но человек ограничен в своей свободе. Он писал, что человек с первородным грехом утратил возможность выбирать угодное Богу. Он выбирает то, что хочет, но никогда не выбирает в пользу Бога. Человек находится в моральном плену, и этот плен Августин называл первородным грехом. Первородный грех – это не первый грех, а состояние человека после падения Адама.
В Библии мы находим точку зрения Иисуса Христа. Ин.6.65 «Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего». Прежде Он сказал, что никто не может придти к Нему, «если не привлечет его Отец» (ст.44). Здесь Он говорит: «если то не дано будет ему от Отца». Это означает, что Бог привлекает души, даруя им благодать, силу и мужество для приближения к Христу, без которых человек, в своем падшем состоянии, сам не может придти. Он морально бессилен. Обратим внимание в данном случае на слово «никто». Оно значит, что ни для кого нет исключения. За этим словом следует глагол с отрицанием: «не может придти». В словарях русского языка значение глагола «мочь» определяется так: быть в состоянии, иметь возможность делать что-нибудь. Следовательно, Иисус Христос говорит, что никто без исключения не в состоянии придти к Нему. И не имеет возможности это сделать, если Бог не поможет ему. Далее в стихе указано необходимое условие. Таким условием Господь Иисус называет дар Отца: «дано будет ему от Отца Моего».
В этой же главе Господь заявляет: Ин.6.44 «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу Его в последний день». Обратим внимание на слово «привлечет». Сторонники свободной воли и ненавистники предопределения вкладывают в это слово значение «уговорит». Им кажется, что так будет справедливее. Подобные люди утверждают, что Бог не хотел сделать роботов, а хотел, чтобы люди добровольно сами решали свою судьбу. Он же, Бог, сидит в сторонке и спокойно смотрит, как люди обращают сами себя к Нему. Такие люди являются носителями воспаленного воображения, т.к. в Библии такое нигде не написано. Домыслы и лжетолкование Слова Божьего есть не что иное, как преступление перед Богом. Надо изучать Библию, а не идти на поводу своих эмоций. Понять смысл слова «привлечет» поможет обращение к оригиналу Библии. Греческое слово, переведенное словом «привлечет», в Новом Завете встречается семь раз. Если мы посмотрим на все случаи употребления этого слова, то поймем, что в Ин.6.44 речь идет не о каких-то уговорах, а русский вариант «привлечет» даже немного смягчает действие Бога. Итак, Бог тащит человека к Себе и грешник не сможет воспротивиться Его силе, привлекающей его к Христу.
Прежде, чем человек может увидеть Царство Божие, он должен родиться свыше, родиться от Духа Святого. Плоть может родить только плоть. Если человек не рожден свыше, если он еще плоть от плоти, то он не может принять Христа, Которым открывается вход в Царство Божье. Реформатская церковь считает, что возрождение предшествует вере. Суть человека настолько испорчена, что если Бог не вмешается в его жизнь, ему не видеть веры. Человек не верит для того, чтобы родиться свыше, но он рождается свыше, чтобы верить. Благодарение Богу за неизреченный дар спасения.
Из Библии мы узнаем о том, кого можно назвать близкими Христу людьми. Господь, обозрев сидящих вокруг Себя, заявляет тем, кто не только слушает, но и исполняет Божью волю. Что они для Него как брат, и сестра, и мать, т.е. столь же высоко ценимые, любимые и опекаемые Им, как и Его ближайшие родственники. Прочитаем Его слова из Мк.3.35 «кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и мать». Вот почему мы должны быть не только слушателями Слова Божьего, но и исполнителями наших христианских обязанностей, чтобы разделить эту честь с детьми Божьими. Хорошо быть близким к тем и иметь общение с теми, кто близок к Христу и имеет общение с Ним. Но горе тем, кто ненавидит и гонит Христовых последователей, ибо Он ревностно защищает их и мстит за их обиды и кровь. Его последователи те, кто будет исполнять волю Божью. О таких Он сказал, что они Ему брат, и сестра и мать. Пусть эти слова будут утешением для всех христиан. Помните, что Господь Иисус любит вас, заботится о вас и считает вас частью Своей семьи. Нет причин для стыда, что вы брат или сестра Сына Божьего. Что из того, что вас не понимают, преследуют и оскорбляют за веру? Вспомним слова Давида: Пс.26.10 «Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня». Пусть те, кто сегодня смеются и издеваются над верующими, одумаются. Над кем они насмехаются? Над близкими Сына Божьего, над семьей Царя царей и Господа господствующих. Лучше бы им умолкнуть и подумать над тем, что они делают. Ведь у преследуемых ими есть Защитник могущественный. Прит.23.11 «Защитник их силен: Он вступится в дело их».
Вспомним предостережение Господа: Мф.7.21 «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! Войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Господь Иисус завершает Нагорную проповедь важными словами. От лжеучителей Он переходит к лжеверующим. Это слово ко всем нам. Прежде всего, Он обращает наше внимание на бессмысленность только внешнего исповедания веры. Не всякий, кто называет себя христианином, будет спасен. Господь говорит, что для спасения необходимо обрести нечто большее, чем большинство людей себе представляют. Каждый из нас может креститься во имя Иисуса Христа и хвалиться тем, что он христианин. Он может обладать хорошими знаниями Библии и быть спокойным относительно своего духовного состояния. Он может быть даже служителем церкви, но в то же время не исполнять волю Бога. Звание христианина должно быть подтверждено делами.
Господь! Да будет милость Твоя на то, чтобы мы применили слова этого стиха к себе. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Через Библию Ты говоришь, что есть люди, которые слышат Слово Божие и не предпринимают ничего для того, чтобы претворить в жизнь услышанное. Такого человека удовлетворяет слушание Слова и размышление над ним, но далее этого он не идет. Он утешает себя тем, что у него с душой всё в порядке. Но на самом деле он никогда не порывал с грехом и никогда не брал на себя крест христианина. Он слушатель Слова и не более. Просим, помоги нам выбирать свой жизненный путь по Твоей воле. Ты любишь нас слишком сильно, чтобы попустительствовать нашим грехам. Исправление Твое не бывает во вред, а, напротив, исцеляет. Ты – Бог всякого утешения. Слыша суровые, но правильные Твои Слова, помоги нам не отворачиваться, а принять их благотворное действие. Как горькая трава исцеляет малярию, так и Твои Слова являются целительными. Просим, дай нам желание жить святой жизнью и угождать лишь Тебе. Аминь.