ПРОПОВЕДИ
Не должен один человек возвышаться над другим.
1Фес.4.3-7 «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздержались от блуда. Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести; а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога. Чтобы вы ни в чем не поступали с братьями своими противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за всё это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал вас Бог не к нечистоте, но к святости».
В этих стихах ап. Павел настоятельно убеждает фессалоникийцев преуспевать в святости и предупреждает против нечистоты. Он подкрепляет свои призывы аргументами. Суть его увещания – чтобы они более отличились в том, что хорошо, в добрых делах. Фессалоникийцы прославились своей верой необычайно широко и были образцом для других церквей. Тем не менее, апостол хотел, чтобы они еще более превосходили других и еще более преуспевали в святости. Они знали о своем долге. Они знали Божью волю и не могли оправдаться неведением. Они научены были теми, кто обратил их в христианство, как должно им поступать.
Под словом «блуд» здесь мы должны понимать всякую нечистоту как брачного, так и небрачного состояния. Все виды нечистоты запрещаются. Предупреждение это усиливают несколько аргументов. Во-первых, эта часть освящения тоже составляет волю Божью. Общая воля Божья состоит в том, чтобы дети Его были святы, потому что Он свят. Бог требует от нас не только святости сердца, но и непорочности нашего тела. Предостережение апостола послужит к нашей собственной чести. В то время как противоположное ему поведение приведет к бесчестию. Здесь тело названо сосудом души, в котором она обитает. Сосуд этот должен содержаться чистым от оскверняющих его похотей. Каждый верующий должен быть осторожным в этом, если он ценит собственную честь. Потакать похотливым страстям – это значит жить и действовать по язычески. Среди греков были распространены такие грехи нечистоты, которые явно не запрещались законом природы. Но они не знали Бога так, как знают и должны знать христиане. А именно, что Его воля есть освящение наше.
Грех нечистоты есть большое беззаконие, за которое Сам Бог будет мстителем. Эту мысль апостол выражает словами: «Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво». Ни в чем, т.е. в том, о чем апостол говорит в предыдущем и последующем стихах, т.е. в грехе нечистоты. Некоторые понимают эти слова как еще одно предостережение против несправедливости и притеснения, против всякого обмана и мошенничества в нашем обращении с людьми. Христиане не должны обманывать других, пользуясь их неведением или нуждой. Не должны прибегать к хитрым уловкам, или искусству лжи, хотя это может долго оставаться не обнаруженным людьми и ненаказанным. Однако праведный Бог воздаст им за это. Нечистые действия являются грехами не только против собственного тела того человека, кто совершает их. Они вредят не только самому грешнику, как телу, так и душе его, но иногда приносят большой вред другим людям. Апостол предупреждает об этом. Грех нечистоты противоречит природе и цели нашего христианского призвания: «Ибо призвал вас Бог не к нечистоте». Закон Божий запрещает всякую нечистоту. Всякая нечистота оскорбляет Духа Святого и провоцирует Его удаляться от нас. Итак, ап. Павел учит, что неотъемлемая часть святости – поступать с другими людьми справедливо и безвредно.
Напомним о грехе обмана других людей. Когда пользуются неведением и доверчивостью других людей, тех, кто не был бы так доверчив, если бы не верил в ваши лживые слова и обещания. Апостол предупреждает: 1Фес.4.6 «Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь мститель за всё это». Это означает, что не должен один человек возвышаться над другим, используя силу, хитрость или другие уловки. И тут же добавляет апостол: «Ибо Господь – мститель за всё это». Совесть указывает людям на эту опасность, но ее укоры часто подавляются и содержатся взаперти посредством таких вещей, как чрезмерная страсть к наживе. Ап. Павел пишет Тимофею: 1Тим.6.9 «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу». Предложите человеку, желающему жить по правилам мира, богатую наживу, и он пойдет против всех законов Божьих и против собственной совести, чтобы заполучить выгоду. Это погружает человека в бедствие и пагубу, т.е. ведет его к погибели. В других людях совесть пересиливают нужды и заботы. Совесть и нищета сражаются друг с другом. Если в душе человека нет страха Божия, он падет жертвой искушения. Эту опасность предвидел мудрый Агур (библейский персонаж из Книги притчей) и искренно просил Бога избавить его от сетей нищеты: Прит.30.8-9 «Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом. Чтобы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «Кто Господь? И чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе». Для христиан много лучше испытывать голод, нежели муки совести. Обличения совести может победить пример других людей, решившихся совершать грехи без зазрения совести. И смеющихся над остальными людьми, у которых совесть более чувствительна. Это придает и другим людям смелость следовать за ними. О таких людях в Библии сказано: Пс.49.18 «Когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься». Итак, голос совести заглушается, и ее обличения на время теряют силу.
Истина Божья подавляется неправдой, когда прихоть (греховный инстинкт) не позволяет человеку вернуть то, что попало в его руки неправедным путем. Совесть укоряет человека в данном грехе, и всё же он часто пытается жить с ее укорами. Далее поговорим о том, что вторгается в совесть, заточает в темницу истину Божью и не дает ей побудить человека к исполнению его религиозного долга. Это стыд, боязнь стать нищим и суетные цели. 1) Стыд. Люди считают, что позорно носить имя мошенника. Они ужасаются, что их темные дела однажды выйдут на свет. И другие люди будут указывать на них пальцем, и говорить: вот идет вор, мошенник. Это многим не дает восстановить ущерб, причиненный другим. Но не совершаешь ли ты в этом случае большой обман? Что для тебя важнее: быть посмешищем в глазах дурных людей, ибо никто другой не станет высмеивать тебя за твои религиозные убеждения, или быть поношением в глазах Бога? В случае покаяния обрести внутренний мир или жить с израненной совестью? 2) Иногда, чтобы успокоить встревоженную совесть, говорят о нищете. Действительно, Бог ненавидит неправедно нажитое богатство. На этом богатстве лежит проклятие Божье. Но в какую западню ты завлек теперь свою душу! Когда-то ты мог, но не хотел возместить ущерб. Ведь безбожное сердце не желает расставаться с неправедно нажитым имуществом. Так безбожное сердце и пустой кошелек продолжают делать тебя повинным в грехе. 3) Суетные цели часто подавляют обличения совести. Человек считает, что его положение может измениться и поступает греховно. Так он льстит своей совести, чтобы себя успокоить. Но он постоянно пребывает в состоянии вины и не ведает, что смерть призовет его на суд сурового и грозного Бога. Вы знаете, что без покаяния не может быть прощения. Но нельзя покаяться в грехе, в котором вы еще осознанно пребываете. Покаяние – это отвращение души от греха. И также подразумевается печаль о грехе. Поэтому нельзя пребывать в нем. Рим.6.2 «Мы умерли для греха: как же нам пребывать в нем?» Доверься Богу в деле восполнения твоих нужд и нужд твоих домочадцев на пути праведности и благочестия. Лучше нам иметь внутренний (духовный) мир, питаясь хлебом и водой, чем насыщаться изысканными яствами, находясь под Божьим проклятием.
Много людей осуждается из-за плотской нечистоты, в которой они пребывают. Они читают грозные слова из Библии: 1Кор.6.9,10 «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». И др. И всё же обличения совести такими людьми подавляются: 1) Яростным напором плотской прихоти, которая не терпит спокойных раздумий, и словно несет человека к греху. Так что человек лишь потом в состоянии обдумать ужасные последствия всего. 2) Другие люди ободряются тем, что даже самые святые люди иногда впадали в различные согрешения. Они должны знать и то, какого сердечного сокрушения стоили им их грех. Т.о. Этот путь приводит к печальным последствиям.
Истина порой подавляется неправдой, когда мы путем греховного молчания не осуждаем грехи других людей. Тем самым мы делаем их собственными. Иногда мы попадаем в сообщество дурных людей, где слышим, как хулится имя Божье, как поносятся истина и служители Божьи. И у нас порой не хватает смелости вступиться за Божьи истины. В таких случаях совесть обычно побуждает верующих к исполнению их долга. И приводит им на память следующее место из Библии: Лев.19.17 «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем, обличи ближнего твоего и не понесешь за него греха». Этот неверующий человек может погибнуть из-за отсутствия ясного и искреннего обличения. Однако, как только возникает подобная мысль, ее сразу же готовы заглушить: 1) Дух трусости, который боится гнева этих людей. Они хвалятся своим позором, а мы стыдимся того, что является нашей славой и нашей обязанностью. 2) Зависимость или близкие отношения с совершающим грех лицом. Напр., грешник – это отец, или муж, или начальник, от которого мы находимся в зависимости. И, не угодив которому, я навлекаю на себя неприятности. Это говорит голос нашей плоти. Поэтому обязанность отставляется в сторону. Мы предпочитаем нашу выгоду выгоде Божьей, что часто оборачивается проигрышем. Ибо самый лучший путь обеспечить свой интерес в общении с другим человеком, это явить ему свою преданность и свое желание привести его к Богу. 3) Люди стыдятся и боятся порицать грехи других, чтобы не услышать о своих собственных. Страх перед ответным упреком удерживает их от того, чтобы исполнить долг порицания. Т.о., мы впадаем в новый грех из-за страха перед тем, что оживет наш старый. И происходит это из-за нашей собственной гордыни и невежества.
Вариант подавления в душе человека обличений совести состоит в том, что мы не всегда уделяем внимание нуждам других людей. Прежде всего, тем, кто боится Бога, хотя и в силах помочь им. И совесть, и Библия указывают нам на этот долг. Совесть говорит: ты можешь облегчить участь того или иного христианина и тем самым выразить свою любовь к Христу. Сделай это и Бог оплатит тебе. Таков голос совести и голос Божий. Однако разнообразные факторы готовы заглушить их, как только они возникают в голове человека. Чрезмерная любовь к земным вещам тоже заглушает их голоса. Неверие также заглушает призыв Христа к любви к Нему и к Его людям. Ведь Он ясно говорит: Мк.9.41 «И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». Голоса Бога и совести заглушает и недостаточная любовь к Иисусу Христу. Смотрите, говорили враги первых христиан, как они любят друг друга и готовы умереть друг за друга. Но это время уже почти полностью ушло в прошлое.
Ныне многих совесть обличает в том, что они бездарно тратят свое время. Когда еще один день проходит впустую, и не совершается никакого доброго поступка, совесть начинает спрашивать человека, что он ответит на суде Божьем. Но в следующий день суета сердца увлекает опять грешников на прежний путь. Пример неверующих людей ведет христиан к тому, чтобы они так же бездарно тратили свое время. Некоторых привлекают чувственные удовольствия. Им приятно проводить время в театрах, кабаках, обмениваться новостями и т.д. И не обращают внимания на укоры совести и не думают об ужасах судного дня.
Господь! Ты говоришь нам, что ужасное зло подавлять Твою истину неправдою. Просим, помоги нам не делать этого. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что душа христиан – это величественное строение, сооруженное Иисусом Христом. И если мы знаем Его, то мы больше не рабы греха. Мы знаем, что всё возможно Тебе. Просим, помоги нам шагать навстречу жизни большего посвящения Тебе. И для этого дай нам новое сердце. Только Ты можешь превратить запятнанную грехом жизнь в шедевр Твоей благодати. Мы так склонны беспокоиться из-за недостатка земных благ. Помоги нам видеть не трудности, а проявления Твоей любви и новые важные уроки. Благослови нас, чтобы мы могли благословлять других. Помоги нам более полно испытывать Твою любовь, чтобы распространить ее на других. Дай нам жить в свете Твоей благодати и милости. Ты изумляешь нас Своими дарами. Мы хотим отдать Тебе лучшее, что мы имеем. Покажи, что ожидаешь от нас. Просим, помоги нам прославлять Твое святое имя и любить других, как Ты возлюбил нас. Аминь.