ПРОПОВЕДИ
Борьба между голосом совести и порочностью человека.
Деян.24.25 «И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя».
Выше уже говорилось о порочности и алчности Феликса. Его жена Друзилла была старшей дочерью Агриппы. Выдана была она за Епифания, сына царя Антиоха. Но когда юноша отказался принять иудейскую веру, ранее обещав это сделать, его брат, младший Агриппа, после смерти отца выдал ее за Азиза, царя Эмесского. От сожительства с последним Друзиллу совратила лесть Феликса. Пораженный ее особой красотой, Феликс склонил ее к новому браку. И вышло так, что похотливая женщина, нарушив супружескую верность, вопреки закону стала женой необрезанного человека. Из этого места можно заключить, что в душе ее не полностью изничтожилось взращенное с младенчества благочестие. Ибо Феликс желал слушать ап. Павла и удостоил его беседы только ради угождения жене. Такого рода отступников скорее возбуждает любопытство, чем искреннее желание научения. Будучи призван на суд в качестве обвиняемого, ап. Павел должен был отвечать на вмененные ему преступления, чтобы, получив оправдание, свободно говорить о вере Христовой. И он не пугается опасности, не боится оскорбить правителя, не скрывает своего христианства. Отметим здесь чудесное намерение Бога возвещать Евангелие даже не избранным.Возможно, не для того, чтобы они в чем-либо от ап. Павла преуспели, но чтобы сделать их более неизвинительными. Для Феликса было бы выгоднее никогда не слышать вести о Христе. Ведь отвержение им спасительной благодати для него не осталось безнаказанным. Феликс ужаснулся, но и только. Он не борется с обличениями совести, не бросает вызов Слову Божьему или Его проповеднику, с тем, чтобы отомстить ему за эти обличения. Он отложил решение этого вопроса на другое время. Он ничего не мог возразить ап. Павлу по существу. Однако, как должник, он просит отсрочки. Ниже приведем примеры борьбы между обличениями совести и порочностью человека. Обличения совести бывают общие, касающиеся состояние человека, и частные, касающиеся его отдельных поступков.
1. Некоторым людям совесть говорит, что состояние их души не безгрешно и не безопасно. Что у них нет того, без чего невозможно быть христианином, а именно: возрождения, благодатной перемены сердца. Совесть говорит им, что они пользуются внешними привилегиями святых, но не принадлежат к их числу. Они считаются добрыми христианами среди людей, но горе им, если они умрут в своем сегодняшнем состоянии. Так шепчет совесть в духовные уши некоторых людей. И всё же некоторые не отдаются этим обличениям, чтобы исповедать и оплакать свое лицемерие. И искать для своих надежд более прочного основания. Совесть Феликса грозно укоряла его, когда ап. Павел говорил о праведности. Она шептала ему примерно такие слова: «Как ты предстанешь перед Богом в день, о котором ясно засвидетельствовал ап. Павел? Ибо ты представляешь собой бочку алчности». Феликс стоял и не знал, что именно должен делать. Он понял, что небесное учение христианства с очевидностью подтверждается чудесами и здравым смыслом. Его совесть настойчиво побуждала его принять это учение и уже почти преуспела. Поэтому он сказал: «Ты почти убедил меня стать христианином». Но у него было слишком большое состояние и слишком большая должность, чтобы он мог оставить их ради Христа. Любовь к миру превысила страх перед миром грядущим, вечным. Совесть оказалась пойманной. Как велика сила и власть греха, который подавил все его добрые побуждения.
Далее рассмотрим, что является тем препятствием, которое останавливает совесть на ее пути, подавляет и заглушает ее обличения. Так что, хотя человек и подозревает, что его основание – песок, а его надежды на небеса – самообман, всё же он не отбрасывает свои суетные надежды и не переходит на путь истины. Что же в таком случае превозмогает совесть? Пусть люди исследуют свое сердце. Такие люди найдут три переживания, которые подавляют обличения совести и удерживают ее в цепях неправды: стыд, страх и гордыня. Рассмотрим более подробно эти переживания.
1) Стыд. Люди, пользующиеся в мире доброй репутацией, стыдятся того, что мир узнает об ошибках и заблуждениях их прошлой жизни. И о том, какими глупцами они раньше были. Как они будут смотреть в глаза знакомых? Что скажут о них другие люди? В Библии об этом так сказано: Ин.5.44 «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу?» Ты христианином называешься и не можешь снести поношения и клевету? Ты больше заботишься о своей репутации, чем о своем спасении. Так ты не можешь уверовать. Итак, порой люди предпочитают идти прежним путем, хотя совесть и говорит им, что концом его будет вечная смерть. Вы, кто так чувствителен к человеческому поношению, как вы сможете вынести в судный день поношение и позор, что падут на вас от Бога, ангелов и святых? Иисус Христос сказал: Лк.9.26 «Ибо, кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей и Отца и святых ангелов». Стыдно не признавать собственные ошибки, но упорствовать в них
2) Страх. Страх – это вторая причина, которая удерживает людей от того, чтобы повиноваться голосу совести. Многие стараются исполнять внешние религиозные обязанности. И мысль о том, чтобы оставить суетные надежды и всем сердцем предаться вере, вызывает у них страх. В основном они боятся душевных скорбей, которые обычно сопровождают новое рождение (возрождение), а также боятся страданий, приходящих извне.
3) Гордыня. Гордыня сердца также не терпит, чтобы обличения совести достигли своей цели. Она подавляет истину неправдой к погибели многих людей. Люди, которые полагаются на собственную праведность, не расположены к тому, чтобы отвергнуть ее и для своего оправдания полностью положиться на праведность Христа. Горделивая природа человека скорее согласится подвергнуться возможности вечного осуждения, чем прибегнуть к самоотречению. Но когда однажды настанет день Божьей силы, тогда человек осознает, что такое грядущий век, чего стоит его душа и какой опасности она подвергается. Т.о., не надо рисковать душой своей ради мнения других. Пусть появятся скорби, мне лучше перенести их, нежели испытывать вечный гнев великого и страшного Бога.
2. Подобно тому, как люди подавляют в себе общие укоры совести в отношении их природного состояния, точно так же они подавляют и множество частных укоров, которые касаются конкретных грехов. Совесть стремится заставить человека исповедать и оплакать свои грехи, но не всегда добивается цели. В то время прихоть порабощает людей и удерживает их в неправде. Есть много таких людей, которые зовутся христианами и чья совесть говорит им, что Бога следует почитать как среди людей, так и в частной молитве. Совесть приводит им в пример практику Иисуса Навина, который сказал: Иис.Нав.24.15 «А я и мой дом будем служить Господу». Совесть говорит людям, что над безбожными семьями нависает проклятие. И что они сами не извинительно пренебрегают исполнением своих обязанностей, редко поклоняются Богу в кругу семьи или в частных молитвах. В судный день им будет ужасно вспоминать о том, как они морили голодом свою собственную душу и душу порученных им людей. Не насыщали их молитвой. Сам свет природного разума даже при отсутствии Библии говорит об этой обязанности. Но некоторые вещи удерживают людей в их неправде.
Любовь к миру подавляет обличения в душе некоторых людей. Они думают, что их извиняет то обстоятельство, что слишком загружены мирскими делами и у них недостает времени для исполнения религиозного долга. Мир ежедневно посылает им всё новые и новые заботы. Но Бог и совесть их не довольствуются таким ответом. И к тому же, вероятно, что уменьшились бы их заботы, молись они усерднее и чаще. Основная причина, удерживающая людей от исполнения религиозного долга – это равнодушное сердце. Вот корень и истинная причина всего греховного пренебрежения. Но горе вам, если вы пренебрегаете столь необходимым долгом. Если наше сердце осуждает нас, то тем более Бог, Который больше нашего сердца (1Ин.3.20). Тот, кто живет без молитвы, на самом деле духовно мертв. Могут быть в жизни неприятности, и неизвестно, в чем обретете вы тогда утешение, если столь греховно и суетно тратили прежде свое время. Трудно предвидеть, как вы будете оправдываться перед Богом в судный день.
Формализм в исполнении религиозных обязанностей – это нечестие. Есть люди, посещающие молитвенные собрания, всё же их сердце не пребывает даже в это время с Богом. Всё их внешнее благочестие – это лишь следствие образования, привычка или забота о своей репутации. Если бы к внешней форме добавилась искренность, как того требует совесть, человек стал бы настоящим христианином и не боялся бы ада. Совесть знает, что отсутствие искренности приведет человека к погибели и предупреждает его об этом. Какая глупость, когда такое обличение подавляется неправдою. Но так происходит со многими людьми. Из-за того, что лицемерие столь ненавидимо и призираемо, люди неохотно признают его, даже если и повинны в нем. Быть лицемеров в отношении Бога – это настолько глупо и постыдно, что люди не терпят обвинения в такой мерзости. У них могут быть немощи, обычные для большинства людей, но они не хотят быть лицемерами. Т.о., гордыня сердца сковывает обличения совести, так что они не достигают своей цели. Как просто предоставить Богу внешнее служение тела вместо служения сердца. Сидеть или стоять на коленях некоторое время – дело не трудное. Но смиряться, сокрушать сердце, возноситься к Богу – это стоит больших усилий. Сидеть перед Богом не тяжело, если мысли свободно бродят, где им заблагорассудится. Но как трудно наблюдать за своим сердцем и заставлять свои блуждающие мысли думать о Боге.
Обличения совести подавляет также и скрытое безбожие сердца. Лицемер выглядит честным в глазах людей и ему этого достаточно. Как будто нет Бога, Который исследует сердце и внутренности человека. Т.о., луч обличительного света заслоняется облаком природного безбожия. Но твоя совесть и Слово Божье говорят тебе, человек, что Бог смотрит на твою духовность. Приведем слова Христа: Ин.4.23,24 «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Некоторые люди отказываются открыто исповедать истины о Боге, когда это сопряжено с внешней опасностью. Во время опасности совесть с трудом убеждает людей выступить за истину Божью и не отрекаться от нее. Она приводит на память нам различные места из Библии, такие как: Мф.10.33 «А кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим Небесным». В таких случаях совесть обычно упорно убеждает человека, но порой ее пересиливают искушения плоти. Такие искушения, как плотские страхи. Страх перед страданием в некоторых случаях превозмогает страх пред Богом. Так страх перед людьми становится для человека западней. Такие люди тщетно надеются обрести милость у Бога. Подобно страху перед людьми обличения совести подавляет также недоверие Божьим обетованиям. Если бы люди верили в эти обетования, они бы никогда не страшились исповедовать религию. Обличения совести пересиливает также чрезмерная любовь к миру. Помни, что такие грехи будут дорого стоить.
Господь! Просим, дай нам всегда помнить, как ужасно предавать Божью истину ради низких, мирских целей. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим за спасение во Христе Иисусе, которое так ясно показано в Библии. Помоги чтить Тебя и помнить о Спасителе и Его любви. Бескрайние просторы радости и любви открываются для тех, кто осознал: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Господь Иисус, помоги нам верить, что мы свободны, как Ты говоришь. Если мы верим в Него, то исцеляемся от болезни греха. И научимся жить жизнью исцеленных – признавать свои грехи и отвергать их ради нашей новой сущности. Помоги нам никогда не забывать, что в Иисусе Христе мы Божьи дети. Мы благодарим Тебя, что, доверяясь Ему, мы получаем новое духовное сердце, очищенное от греха и отчаяния. Помоги нам полагаться на водительство Святого Духа в этой новой жизни. Благодарим Тебя, что наша сущность обретается в Тебе. Во тьме нашей жизни помоги увидеть свет Твоего Сына, нашего Господа и Спасителя. Он – наше величайшее сокровище. Благодарим, что Он отдал за нас жизнь на Кресте, чтобы мы могли найти новую жизнь и прощения в Нем. Аминь.