ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 12 Мф.
12.1 «В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть». Четвертую заповедь Закона иудейские духовные руководители толковали слишком строго. Всем людям превратного ума свойственно думать, что своим усердием в религиозных обрядах они могут возместить свою нравственную испорченность. Господь авторитетно утверждает, что неотложные дела и дела милосердия вполне законны в день субботний. Иудеи во многих случаях не решались их делать, поскольку были так научены. При объяснении закона о субботе Христос приводит две истории, произошедших в разное время и имевших разный характер. Оправдывая Своих учеников, срывавших колосья пшеницы в субботний день, Христос показал, что дела, связанные с удовлетворением насущных нужд, позволительны в субботу. Мы можем предположить, что утром ученики были увлечены субботним трудом. Или провели так много времени в утренней молитве, что не успели позавтракать. Они шли через поля, и там нашли пищу. Оказавшись на пшеничном поле, ученики начали срывать колосья и есть. Закон Моисея это позволял (Втор.23.25).
Во все времена существования Церкви Христа тема субботы обсуждалась, и до этого дня существует большое количество разных мнений. Посмотрим, как Господь Иисус раскрывает тему субботы. Во-первых, обратим внимание на то, что Господь не отменяет заповедь блюсти субботу каждую неделю. Он часто указывал на ошибки иудеев в отношении субботы, но ни разу не сказал Своим ученикам, что им не надо ее соблюдать. Очень важно это запомнить, т.к. поверхностное исследование слов Христа породило многих заблуждений. Многие люди пришли к поспешному заключению, что четвертая заповедь к христианам не относится, и что ее не обязательно исполнять. Но Новый Завет такую точку зрения не подтверждает. Он свидетельствует, что Господь не отменил заповедь о субботе. Он лишь очистил ее от человеческих добавлений и показал, как эту заповедь следует понимать. Господь не упрекал Своих учеников за то, что они собирали для еды пшеничные колосья в субботу.
12.2 «Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу». Для учеников это был всего лишь сухой завтрак, тем не менее, фарисеи не позволили им съесть его спокойно. Они осудили их за то, что они срывали колосья в субботний день. Срывать и растирать зерна в субботу строго запрещалось преданиями старцев. Фарисеи жаловались на учеников их Учителю, что они «делают, чего не должно делать в субботу».
12.3,4 «Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» Таков был ответ Христа на придирки фарисеев. Ученики ничего не могли сказать в свою защиту. Но Христос пришел освободить Своих учеников от тех установлений фарисеев, которые не соответствовали Писанию. В их оправдание он ссылается на случаи, которые одобрялись самими фарисеями. Он напоминает им случай с Давидом, когда тот в минуту острой необходимости сделал то, что в другое время не должен был бы делать. Хлебы предложения – это святыня для священников (Исх.29.33). Однако священники дали их Давиду и его людям, хотя исключительные случаи не оговаривались в правилах Закона, но они подразумевались. Оправданием такого поступка Давида служило то, что он был голоден. Самые великие люди не должны потакать своим прихотям, и, в то же время, самые незначительные люди имеют право на удовлетворение своих насущных нужд. Голод – это естественная потребность организма, которую надо не подавлять, а удовлетворять.
12.5 «Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?» Христос приводит пример из повседневного труда священников, о чем фарисеи тоже знали. Священники по субботам совершали много такого труда в храме, который в любом другом случае был бы осквернением субботы. Они убивали, разрезали и сжигали жертвенных животных. И это не расценивалось, как нарушение четвертой заповеди, потому что требовалось и оправдывалось храмовым служением. Субботний покой должен содействовать, а не препятствовать богослужению.
12.6 «Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма». В оправдание Своих учеников Христос приводит еще три убедительных довода. Первый – смотри ст.6. Если храмовое служение оправдывало то, что делали священники во время своего служения, то служение Христа оправдывало Его учеников в том, что они делали, служа Ему. Иисус полагает принцип, суть которого в том, что ни одно установление Божье не запрещает в день Господень творить дела милосердия. Внимательно исследуйте свое сердце, не прикрываетесь ли вы учением Господа Иисуса, чтобы оправдать свое нежелание исполнять четвертую заповедь.
12.7 «Если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных». Обрядовые обязанности должны уступить дорогу нравственным обязанностям. Закон любви и самосохранения должен занять место ритуального закона. Осии 6.6. «Если бы вы знали, что значит». Если бы вы знали, что значит милостивое сердце, то вы посочувствовали бы ученикам, которым приходилось таким путем утолять голод. А «не осудили бы невиновных». Возможно, причиной немилостивого осуждения учеников было невежество. Т.о., недостаточно знать Слово Божье, надо постараться понять его значение.
12.8 «Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы». Закон о субботе, как и все остальные законы, предан в руки Христа, и Он может изменять его. Через Сына дал Бог Отец 10 заповедей на горе Синай, Он уполномочен вводить изменения. Он имел власть заменить этот день другим и впоследствии им стал первый день недели (что мы называем воскресеньем).
12.9 «И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их». Избавившись от фарисеев, Он вошел в синагогу этих самых фарисеев, где они председательствовали. Несмотря на то, что фарисеи придирались к Христу, Он всё-таки вошел в их синагогу. Сатана выигрывает, если, посев разногласия среди братьев, вынуждает их или кого-нибудь из них оставить синагогу, т.е. собрание детей Божьих.
12.10 «И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?» Он показал этим исцелением, что дела милосердия можно и должно делать в этот день. Об этом исцелении записано в Евангелии потому, что оно было совершено в субботу. Иероним говорит, что в Евангелии от Матфея на еврейском языке добавлено то обстоятельство, что этот человек был каменщиком. И что он обратился к Христу: «Господи, я каменщик и зарабатываю себе на пропитание своим трудом. Я умоляю Тебя, исцели мою руку, чтобы мне не просить подаяния». Фарисеи заметили, что Христос обратил внимание на него. Они предчувствовали своим злым сердцем, что Он готов проявить Свою благость. И выставили свой вопрос, чтобы воспрепятствовать доброму делу. Они не позволяли в субботу производить никакого лечения, если болезнь не представляла явной угрозы для жизни больного. Но Человеку, показавшему, что Он послан от Бога и явившему во всех Своих делах такого рода божественную власть и благость, позволительно исцелять в субботу. Спрашивать о законности или незаконности того или иного поступка – хорошо. И ни к кому иному, как к Христу, более всего надо обращаться с такими вопросами. Однако фарисеи спрашивали у Него не с тем, чтобы получить от Него наставление, но «чтобы обвинить Его».
12.11,12 «Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро». Христос заботится о благополучии и жизни, как человека, так и животного. Фарисеи спрашивали: «Можно ли исцелять?» Господь говорит, что «можно в субботы делать добро». И пусть теперь любой из них рассудит, было ли исцеление, произведенное Христом, добром. Существует больше путей служения Богу в день Господень добрыми делами. К ним относятся: посещение больных, бедных, помощь тем, кто неожиданно оказался в беде и взывает о помощи.
12.13 «Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул; и стала она здорова, как другая». Христос исцеляет его, хотя предвидел, что это может послужить к соблазну фарисеев. И это несмотря на то, что они не смогли ответить на доводы Христа. Они всё-таки решили держаться своих предрассудков и не изменять своего враждебного отношения к Нему. А Христос все-таки сделал Свое доброе дело. Он сказал сухорукому: «Протяни руку твою», т.е. заставь себя сделать самое большее, на что ты способен. Он протянул, и рука исцелилась. Это исцеление, так же, как и другие, имеет духовное значение. (1)По природе мы не способны сами по себе делать доброе. Только Христос силой Своей благодати дарует жизнь нашей душе. (2) Чтобы исцелить нас, Он повелевает нам употребить все наши естественные способности и сделать всё возможное с нашей стороны. Он повелевает нам протянуть руки свои в молитве к Богу, протянуть их, чтобы ухватиться за Христа верой. Для сухорукого протянуть руку было делом нелегким. Но вместе с повелением сделать это он получил благодать. Спасенные так же всецело обязаны благодати Христовой, как и он.
12.14 «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда». Придя в ярость от очевидности чудес Христа, фарисеи решили составить злобный замысел против Него. Они имели совещание против Него. Их бесило то, что слава Его затмевала их славу. А также и то, что учение, проповедуемое Им, было противоположно их мирским интересам. Но они притворялись, будто их недовольство было вызвано Его нарушением субботы. Это по Закону считалось преступлением, заслуживающим смертной казни. Исх.35.2 «Шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым – суббота покоя Господу. Всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти». Нет ничего нового в том, что самые подлые дела прикрываются самыми благовидными предлогами. Т.к. «час Его еще не настал», Он удалился оттуда во избежание опасностей. Он мог бы защитить Себя и посредством чуда, но предпочел просто удалиться. Он смирил Себя, прибегнув к обычным средствам беспомощных людей.
12.15 «И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех». Он и в удалении Своем имел много труда. Фарисеи, учители и ученые иудейского народа, не приняли Христа и вынудили Его удалиться, однако простой народ собрался вокруг Него. В этом и состояла Его слава, что все, кто был свободен от предрассудков, так полюбили Его и жаждали Его общения. Они следовали за Ним повсюду, куда бы Он ни шел и какая опасность ни угрожала им. Также и слава Его благодати была в том, что Он благовествовал нищим и тем, которые принимали благовестие. Он принимал и исцелял их всех. Он не оставлял народ с его бедами из-за нечестия их начальников.
12.16 «И запретил им объявлять о Нем». Этот запрет можно расценить, во-первых, как свидетельство о Его благоразумии. Ибо не столько сами чудеса, сколько разговоры о них приводили фарисеев в ярость (ст.23,24). Поэтому, хотя Христос не желал упускать случая сделать доброе дело, но стремился делать его с наименьшим шумом во избежание соблазна для фарисеев и опасности для Себя. Мудрые люди, желающие творить добро, не хотят, чтобы о них говорили, потому что они ищут одобрения Божьего, а не похвалы от людей. Хотя мы должны смело исполнять свой христианский долг даже во время испытаний, тем не менее, нам следует это делать таким образом, чтобы не раздражать тех, кто ищет повода против нас. Не раздражать больше, чем это неизбежно. Во-вторых, этот запрет можно расценить, как акт праведного суда над фарисеями. Они пренебрегли тем чудом, которое видели. В-третьих, удаление Христа было актом смирения. Совершая чудеса, Христос намеревался таким образом доказать, что Он Мессия, чтобы люди поверили в Него. Однако иногда Он заставлял людей не рассказывать о Его чудесах, в т.ч. и с той целью, чтобы дать нам пример смирения, научить нас не распространяться о своих добродетелях и способностях. И не стремиться к тому, чтобы кто-то разглашал о них.
12.17,18,19,20,21 «Да сбудется сказанное через пророка Исаию, который говорит: «Вот, Отрок Мой, Которого Я избрал, возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не прекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы. И на имя Его будут уповать народы». Мы видим исполнение Писания во всем этом. Христос удалился в уединенное место, чтобы исполнилось и таким образом прославилось Слово Божье. Отрывок из книги пророка Исаии (Ис.42.1-4) приводим здесь полностью.
Обратим внимание на благоволение Отца к Христу (ст.18). Наш Спаситель был Отроком Божьим (помощником Божьим) в великом деле нашего искупления. Ему был поручен великий труд и оказано великое доверие. Он был избран Богом Отцом как единственно подходящий и соответствующий для великого дела нашего искупления. Никто, кроме Него, не был в состоянии, никто не достоин выполнить труд Искупителя (см. Гейдельбергский катехизис). Эти слова доказывают и то, что Иисус Христос есть возлюбленный Сын Бога Отца. Он есть Тот, к Кому благоволит Отец, в Ком Его душа находит радость. Христос готов был взять на Себя тот тяжкий труд, о котором Отец очень заботился. А в Нем Он благоволит и к нам, ибо Он облагодатствовал нас в Возлюбленном (Еф.1.6).
Этот отрывок содержит два обетования, данные Отцом Христу. (1) Он будет полностью подготовлен для исполнения Своей миссии. Тех, кого Бог избирает на какое-либо служение, Он подготавливает и наделяет способностями к нему. И это служит доказательством того, что они призваны Богом. Христос как Бог был равен по силе и славе Отцу. Но как Посредник, Он получил от Отца всё необходимое для осуществления Его миссии. Всё, что Отец дал Ему для служения, суммируется в словах: «положу Дух Мой на Него». (2) Он будет успешен в делах Своих. Бог не оставит того, кого посылает. И здесь мы имеем факты о Его преуспевании: 1. «Он возвестит народам суд».Что касается Самого Христа лично, то Он проповедовал только на границах с языческими народами. А языческому миру Он возвещал Свое Евангелие, названное здесь «судом», через Своих апостолов. 2. «И на имя Его будут уповать народы». Языческие народы будут внимать Ему и соблюдать сказанное Им. Они будут приведены к упованию на Него, посвятят себя Ему и приведут свою жизнь в соответствии с Его судами. У пророка Исаии Ис.42.4 написано: «на закон его будут уповать острова». Толковники считают, что ап. Матфей пользовался Септуагинтой. Об островах народов (язычников) сказано в Быт.10.5, как о поселениях сынов Иафета. Только тот может уверенно уповать на имя Его, кто уповает на Его Закон, твердо решив подчиниться Ему.
В нашем отрывке находим предсказание относительно Христа и Его кроткого и спокойного исполнения Своего дела (ст.19-20). Это предсказание, в основном, цитируется здесь в связи с вынужденным удалением Христа в безопасное место. Во-первых, предсказано, что Он будет исполнять Свое дело без показухи. Он «не прекословит, ни возопиет». Он говорил тихим, спокойным голосом, который привлекал к Нему людей и никого не устрашал. Он всё говорил и делал с великим смирением и самоотречением. Его Царство было духовным, поэтому не должно было воздвигаться путем насилия. Во-вторых, предсказано, что Он будет Свое дело совершать, не прибегая к строгости и суровости. Ст.20 «Он трости надломленной не переломит». Некоторые понимают это в смысле терпения в отношении нечестивых. Он мог бы уничтожить Своих врагов фарисеев и книжников так же легко, как переламывается трость, и заставить их замолчать так же быстро, как угашается курящийся лен. Но Он не хотел этого делать до судного дня. Другие же видят в этом проявление силы и благодати в отношении слабых. Делающие первые шаги на пути веры слабы, что подобны надломленному тростнику. Господь Иисус с состраданием относится к таковым. Он очень снисходителен к тем, кто имеет истинную благодать, хотя и немощен в ней. Под словами «доколе не доставит суду победы» подразумевается добрый результат. Благодать возьмет верх над испорченностью.
12.22 «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал говорить и видеть». В стихах 22-27 описана славная победа над сатаной, одержанная Христом в освобождении человека, который некоторое время находился, по Божьему допущению, в его власти. Во время земной жизни Христа таких случаев было больше обычного, чтобы сила Христа могла быть более возвеличена в противодействии сатане. И могла яснее обнаружиться цель Христа в изгнании его.
12.23 «И дивился весь народ и говорил: не Сей ли Христос, Сын Давидов?» Христос и прежде совершал чудеса подобного рода, но это исцеление не стало менее удивительным из-за повторения. Вопрос простого народа: «Не сей ли …?» можно понять и как утверждение. «Да, конечно, это Он, другого быть не может». Факты были так очевидны, что не требовали исследований. Народ был менее предубежден против Христа, чем фарисеи. Путь к познанию великой истины, что Христос есть Мессия, оказался таким легким и простым, что простой народа не смог не узнать его. Он был найден теми, кто искал его.
12.24 «Фарисеи же, услышав это, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силой Вельзевула, князя бесовского». Здесь изложено богохульное обвинение фарисеев. Они претендовали на то, что больше знали Закон Божий и больше ревновали о нем, чем другие. Однако они были врагами Христа и Его учения. Они гордились своей репутацией среди народа. Слова народа (ст.23) возбудили в них зависть и ревность и вызвали опасение, что по мере возрастания влияния Христа на народ их собственное влияние будет падать. Те, кто связывает свое счастье с похвалой и одобрением людей, подвергает себя постоянному беспокойству из-за каждого похвального слова, сказанного в адрес кого-либо другого. Было ясно, что Христос изгонял бесов Своим словом. Не могли они также отрицать и того, что это изгнание было сверхъестественным. Т.о., будучи вынужденными допустить эти предпосылки, они не могли найти иного способа уйти от заключения, что «Сей есть Сын Давидов», как только выдвинуть ложное предположение. Суть их высказывания: между Христом и сатаной был заключен союз, договор. Поэтому бес не изгонялся, но выходил добровольно. Или что Он пользовался властью изгонять младших бесов по договоренности с господствующим бесом. Более подлого подозрения, будто Он, Кто есть сама Истина, вступил в сговор с отцом лжи, чтобы обмануть людей, невозможно себе представить.
12.25 «Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само по себе, опустеет. И всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Фарисеи постеснялись говорить об этом открыто, но держали свое предположение в своих умах. Но между собой они делились подозрениями своими. Христос ответил на их помышления, потому что знал, почему и с какими намерениями они выдумали это. Он знал, что они говорили из укоренившейся в их сердце злобы. Христос ответил обстоятельно и убедительно. Он приводит три аргумента, доказывающие безумие фарисеев. Было бы невероятно, если бы сатана был изгоняем по такому договору. Ибо это значило бы, что царство его разделилось само по себе. Христос излагает общеизвестный принцип, что распри в обществе всегда приводят к его разрушению. Нет такой крепкой семьи и такого прочного государства, чтобы их не могли разрушить вражда и распри.
12.26 «И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою; как же устоит царство его?» Если князь бесовский будет во вражде с нижестоящими бесами, то царство его вскоре разрушится. Более того, если он войдет в сговор с Христом, то это приведет к его собственной гибели. Ибо целью и задачей чудес и проповедей Христа было свержение царства сатаны как царства тьмы, зла и вражды с Богом. И возведение царства света, святости и любви. Абсурдом было думать, что сатана одобрил это намерение или поддержит его. Если он сам станет на сторону Христа, то он сам будет содействовать разрушению своего царства.
12.27 «И если Я силою Вельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями». Ничего странного не было в том, что бесы были изгоняемы силой Святого Духа. Среди иудеев были заклинатели, которые, призывая имя Бога всевышнего или Бога Авраама, Исаака и Иакова, изгоняли бесов. Известный историк этого времени Иосиф Флавий рассказывает о некоторых своих современниках, занимавшихся этим. Мы читаем в стихе Деян.19. 13 об иудейских заклинателях, а также о тех, которые изгоняли бесов именем Иисуса Христа, хотя и не следовали за Ним (Мк.9.38). Тех фарисеи не осуждали, но приписывали их действия Святому Духу и гордились ими. Т.о., фарисеи, ложно обвиняли Христа из-за ненависти и зависти к Нему. «Посему они будут вам судьями». Другими словами: «Это ваше противоречие самим себе выступит в судный день против вас и осудит вас». На последнем суде будет учтен не только каждый грех, но и все обстоятельства, усугубляющие его. И некоторые наши понятия, которые не были правильными и добрыми, будут свидетельствовать против нас, и мы будем осуждены за пристрастие.
12.28 «Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие». Изгнание бесов Христом было признаком приближения Царства Божьего. Перефразируем слова Господа «Но если Я действительно Духом Божьим изгоняю бесов, как оно и есть, тогда вы должны признать, что Царство Мессии скоро утвердится среди вас, хотя вы и не хотите принять его». Другие чудеса, совершаемые Христом, доказывали, что Он был послан Богом для разрушения царства сатаны и его дел. В этом исполнилось великое обетование о том, что «семя жены будет поражать змея в голову» (Быт.3.15). А это означает, что уже начинается строительство Царства Божьего. Сокрушение власти сатаны осуществляется Святым Духом. Дух производит в сердце человека послушание веры, уничтожает влияние духа, действующего в сынах неверия и противления. Если власть сатаны разрушается освящающим Святым Духом, то, несомненно, Царство Божье достигло этой души.
12.29 «Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? И тогда расхитит дом его». Мир, лежащий во тьме и пороках, находится под властью сатаны. Таково положение всякой невозрожденной души, в ней царствует и правит сатана. Задача Евангелия Христова состоит в том, чтобы разорить дом сатаны, который он, будучи силен, охраняет в этом мире. И обратить людей от власти тьмы к свету, от греха к святости, от этого мира к лучшему миру. Преследуя эту цель, Христос изгонял нечистых духов Словом Своим, и таким образом связывал сильного. Христос мог изгонять бесов из тел людей. Он тем самым ободряет верующих надеяться, что, с какой бы силой сатана ни властвовал в душе человека, Он Своей благодатью может свергнуть эту власть.
12.30 «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Здесь подразумевается, что святая война, которую ведет Христос, не допускает никакого нейтралитета. Тот, кто не всем сердцем с Ним, идет против Него. Ибо Царство Его извечно противодействовало царству сатаны. Последняя фраза имеет тот же самый смысл. Христос пришел в мир собирать тех, кого Отец дал Ему. Поэтому Он ожидает и требует от тех, кто с Ним, чтобы они собирали вместе с Ним. Кто не желает поступать так, тех Он считает противником.
12.31,32 «Поэтому говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам. А хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в этом веке, ни в будущем». Христос говорит о грехах языка, которые имели место в связи с богохульством фарисеев. «Поэтому говорю вам». Он оставляет фарисеев и обращается к народу, переходит к наставлению. От греха фарисеев берет повод для предостережения народа против трех видов греха, ибо грехи других должны быть предостережениями для нас. Во-первых, хула на Святого Духа есть наихудший из грехов языка, причем не прощаемый. Христос говорит нам, что величина греха не может быть препятствием к примирению с Богом, если только мы искренне покаемся и уверуем в Евангелие: «всякий грех и хула простятся человекам». Милость Бога распространяется даже на хулу самого имени Божьего и чести Его. Ап. Павел обрел милость, хотя и «был хулителем» (1Тим.1.13). Богословы считают, что иудеям были прощены те слова, которыми поносили Христа, когда Он висел на кресте. Некоторые из тех людей потом раскаялись и обрели милость. Христос хочет, чтобы люди были готовы прощать слова, сказанные против них. Но делается заключение относительно хулы на Святого Духа. Этот грех исключается из прощаемых грехов не из-за недостатка милости Божьей или заслуг Христа, но потому, что они оставляют грешника в состоянии неверия и нераскаянности. В этом грехе не виновны те, кто верит, что Христос – Сын Божий и наш Спаситель. И искренно желает иметь часть в Его заслугах и милости. Кто боится, что совершил этот грех, тем самым доказывает, что не совершил его. Но если люди будут хулить Духа Святого как злого духа после излияния Его в виде внутренних даров откровения (говорения языками и других, которые Дух распределил среди апостолов), то нет никакой надежды, что они могут уверовать во Христа. Этот грех остается не прощенным, т.к. такой человек не доходит до покаяния. Даже в эпохе евангельской благодати (здесь называется «будущим веком») нет прощения тем, кто «попирает Кровь завета и хулит Духа благодати». Этот грех подвергает грешника и временному и вечному наказанию.
12.33 «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду». Христос говорит, имея в виду этих фарисеев, что ничего странного нет в их нечестивых высказываниях, т.к. их сердце наполнено вражды и злобы. Всё это они старались скрыть, притворяясь праведниками. В связи с этим Господь указывает на источник злословия: если сердце наше будет освящено, то это проявится в наших словах и поступках. Если дерево по природе своей доброе, то оно будет приносить и плоды добрые.
12.34 «Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста». Сердце – это источник, а слова – потоки из него. Злые слова – это природный продукт злого сердца. Только благодать в силах исцелить человеческое сердце. Фарисеи были «порождениями ехиднины», так назвал их и Иоанн Креститель. Люди смотрели на них как на святых, но Христа не обманешь. От плохих людей можно ожидать только плохого. Люди, злые по своей сущности, не умеют да и не желают говорить доброго. Христос хотел, чтобы ученики Его не удивлялись, когда их будут жалить и кусать.
12.35 «. Добрый человек от доброго сокровища выносит доброе; а злой человек от злого сокровища выносит злое». Сердце человека – сокровищница. Он из доброго сердца выносит добрые сокровища. Добродетели, утешения, духовный опыт, добрые знания, добрые чувства и добрые решения – всё это добрые сокровища сердца. Слово Божье, сокрытое в сердце, пребывающая и правящая в нем – ценные и полезные сокровища. Добрый человек, имеющий такое обеспечение, будет говорить и делать доброе для славы Божьей и назидания ближних. Это означает «выносить доброе». Некоторые претендуют на то, что имеют доброе сердце, но ничем не доказывают этого. Пороки и прихоти, господствующие в сердце – это злое сокровище, из которого грешник выносит дурные слова и поступки к бесславию Божьему и вреду ближних.
12.36 «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда». Христос говорит также о праздных словах, показывая, что они содержат в себе зло. Это должно побуждать нас сдерживать свой язык. Бог отмечает каждое слово, произнесенное нами. Праздные слова – это то же самое, что сквернословие и пустословие, которые запрещены нам (Еф.5.4). Праздные слова будут представлены в свидетельство против нас, в доказательство того, что мы не умеем правильно использовать дар речи и дар разума, составляющие часть полученных нами от Бога талантов. Наш долг – ценить то, что получили от Бога.
12.37 «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». Здесь общее правило человеческих судов применяется к Божьему суду. Содержание наших слов будет свидетельствовать либо за нас, либо против нас. Люди, кажущиеся благочестивыми, но не обуздывающие своего языка, обнаружат тогда, что они обманывали себя пустым благочестием.
12.38 «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение». Полагают, что фарисеи были не из тех, что придирались к Христу (ст.24) и отказывались верить данным Им знамениям. Но были другие, которые сознавали, что нет никакого основания не доверять им, но не хотели довольствоваться уже данными знамениями и принимать их как достаточное свидетельство. Они оказывают Ему честь, называя Его Учителем, хотя в то же время намеревались оскорбить Его. Это разумно, что они хотели видеть знамение, чтобы Он доказал чудесами Свое божественное посланничество. Но было крайне неразумно требовать знамения теперь, после того, как Он дал уже так много знамений. Ими Он убедительно доказал, что Он послан Богом. Гордым людям свойственно предписывать Богу, а потом делать из этого повод для извинения своего неподчинения Ему.
12.39 «Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Он осуждает просьбу дать знамение как исходящее от лукавого и прелюбодейного рода. Он относит это обвинение не только к книжникам и фарисеям, но и ко всему иудейскому народу. Большинство из них не только ожесточались против свидетельства Христовых чудес, но и оскорбляли Его, высказывались о чудесах пренебрежительно. Они были прелюбодейным поколением, уклонившимся от веры и послушания. Хотя они и не поклонялись богам, сделанным собственными руками, но искали знамений согласно своему собственному изобретению. И это тоже было прелюбодеянием. Христос отказывается давать им дополнительные знамения сверх часто творимых Им чудес. Он всегда готов слушать прошения и молитвы и отвечать на них, но Он не собирается потворствовать прихотям. Знамения даются тем, кто желает их ради утверждения своей веры. Но просящим их для извинения своего неверия в них отказывается.
12.40 «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Христос объясняет знамение Ионы пророка. Как Иона пророк был во чреве кита три дня и три ночи и вышел оттуда целым и невредимым, так и Сын Человеческий будет столько же времени в могиле, а затем воскреснет. Могила для Христа была тем же самым, чем чрево рыбы для Ионы. Пророк был брошен в море и поглощен китом в качестве выкупа за жизни людей, попавших в шторм. Христос провел там лишь часть трех дней. Он был погребен вечером шестого дня недели и воскрес рано утром первого дня. Но так было принято выражаться в то время. (3Цар.20.29; Есф. 4.16,5.1; Лк.2.21).
12.41 «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы». Христос представляет иудейский народ, как поколение, которое будет ниневитянами осуждено. Последние покаялись от проповеди Иониной и избегли погибели. Иудеи же ожесточатся в своем неверии так, что оно ускорит их погибель. В день суда раскаяние ниневитян будет упомянуто как обстоятельство, отягчающее грех иудеев. Тех иудеев, кому Христос проповедовал тогда, а также и тех людей, кому сейчас проповедуется о Христе. Иона сказал только одну короткую проповедь, Христос снова и снова повторял Свои призывы. Иона не давал ниневитянам наставлений относительно покаяния. А Христос не только предупреждает нас об опасности, грозящей нам, но также объясняет нам, в чем мы должны покаяться. Иона не творил чудеса в подтверждение своего учения, не делал ничего доброго ниневитянам. А Христос совершал много чудес, и все они были чудесами Его милости. И все-таки иудеи не покаялись от проповеди Христа, в то время как ниневитяне покаялись от проповеди Иониной. Доброе поведение одних, получивших меньше помощи для спасения своей души и располагавших меньшими привилегиями, усугубляет вину тех, кому дано было больше.
12.42 «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона». Христос представляет иудейский народ, как поколение, которое будет осуждено царицей Савской. Ниневитяне осудят их за то, что они не покаялись, а царица Савская – за то, что не уверовали во Христа. Она приходила из далекой страны, чтобы послушать мудрости Соломоновой. А многих из иудеев невозможно убедить прийти и послушать мудрости Христовой. Царица Савская не получала приглашения посетить Соломона. А нас приглашают прийти к Христу. Соломон был мудрым человеком, а Христос – сама мудрость, «в Нем сокрыты все сокровища премудрости». Она не могла быть уверена в том, что ей стоило предпринимать это длительное путешествие, т.к. молва обычно преувеличивает человеческие достоинства. Однако, услышав о мудрости Соломона, они решила увидеть этого человека. У нас нет такой неопределенности, как у нее, когда приходим к Христу. Она пришла издалека, Христос же находится среди нас. Мудрость, ради которой пришла царица Савская, была лишь мудростью философской, а мудрость Христа есть мудрость во спасение. Она приходила, чтобы лишь послушать мудрости Соломоновой, он не мог дать ей мудрости. Христос дает мудрость тем, кто приходит к Нему.
12.43 «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит». Христос представляет народ иудейский как поколение, которое решило остаться под властью сатаны. И это невзирая на все методы, предпринятые для их освобождения. Этот отрывок представляет власть дьявола над телами людей. Христос только что изгнал беса, а фарисеи говорили, что Он имеет беса в Себе. Это дало Христу повод показать им, что они находились под властью сатаны. Мы находим, как Он приказывает нечистому духу: Мк.9.25 «Выйди из него и впредь не входи в него». Согласно толкованию богослова бес, изгнанный усилиями Христа и Его учеников из многих иудеев, искал покоя среди язычников, в их теле и храмах.
12.44 «Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным». Вероятно, сатана иногда выходил из одержимых им людей, а потом вновь входил в них. Этим объясняются те временные просветы в состоянии одержимых, за которыми следуют еще более сильные приступы.
12.45 «Тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там. И бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом». Этот стих применяется для описания состояния иудейской церкви и иудейского народа. «Так будет и с этим злым родом», который противится Евангелию, а потом окончательно отвергнет его. Согласно толкованию некоторых богословов нечистый дух, изгнанный усилиями Христа и Его учеников, искал покоя среди язычников. Но, не найдя в мире нигде такого пристанища для себя, как в сердце иудеев, снова возвращается к ним. Христос не нашел приема среди них, они по причине своего неверия стали еще более готовы принять бесов. Тогда бес еще прочнее овладевает ими. И состояние этого народа становится еще более безнадежным, чем до прихода к ним Христа. После вавилонского плена они начали исправляться, оставили своих идолов и приобрели некоторое благочестие. Но вскоре они, хотя и не вернулись к идолослужению, однако впали в различные виды нечестия. К своим беззакониям добавили сознательное противление и неуважение Христу.
12.46,47 «Когда Он еще говорил к народу, Его мать и братья стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот, мать Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобой». Излишне выяснить, кто из Его братьев пришел вместе с матерью, или зачем они пришли к Нему. Может быть, они намеревались заставить Его прекратить проповедь, боясь, что Он переутомится. Или предостеречь Его, чтобы Он Своей проповедью не подал соблазна фарисеям и не навлек на Себя неприятности. «Он еще говорил к народу» - проповедь Христа была в форме беседы. Она была понятной для их восприятия. Христос прекратил свою беседу с фарисеями, ибо видел, что ничего положительного не мог достичь с ними. Но с простыми людьми продолжал беседовать, потому что они не чванились своими знаниями и были готовы учиться у Него. Мать Его и братья стояли вне, желая говорить с Ним, тогда как они должны были бы стоять внутри, желая слушать Его. Они имели преимущество беседовать с Ним ежедневно наедине, и, возможно, поэтому не стремились присутствовать на Его общественных проповедях. Часто те, кто ближе всех находится к средствам познания и благодати, пренебрегают ими более других. Близость в отношениях и доступность общения порождают некоторое пренебрежение. Мы склонны пренебрегать тем, что, как нам кажется, всегда будет в нашем распоряжении, забывая о том, что мы можем быть уверены только в настоящем времени. Завтра не в наших руках. Родственники не только сами не желали слушать Его, но мешали другим. Сатана – заклятый враг проповеди нашего Спасителя. Он старался помешать Его беседам безрассудными придирками фарисеев. А когда не смог добиться своего таким путем, то решил воспользоваться визитом Его родных. Вспомним стих, свидетельствующий о том, что ревность Христа служить была неверно истолкована. Мк.3.21 «И услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя».
12.48 «Он же сказал в ответ говорившему: кто мать Моя и кто братья Мои?» Эти слова не значат, что родственные чувства должны отвергаться. И что можно под благочестивым предлогом быть неучтивыми со своими родителями и недобрыми к своим родственникам. Однако всему должно быть свое время. И менее важный долг необходимо отложить ради исполнения более важного. Когда дело с родственниками вступает в соперничество со служением Богу, приоритет надо дать служению. Христос дает нам пример Своей ревности по дому Божьему. Нам следует отречься от собственных интересов, и не делать нечто такое, что могло бы отвлечь нас от наших обязанностей перед Богом.
12.49 «И указав рукой Своей на учеников Своих, сказал: вот мать Моя и братья Мои». Христос воспользовался этим случаем, чтобы оказать предпочтение Своим ученикам, родным Ему по духу, перед Его родственниками по плоти. К ученикам Своим Он относится с нежной любовью. Какой чести удостаиваются Его ученики, которые всё оставили и последовали за Ним и приняли Его учение. Они Ему мать, брат и сестра. Они были Ему дороже любого родного Ему по плоти. Предпочли они Христа своим родственникам, они оставили их. И теперь, чтобы воздать им за это и показать, что любовь не проигрывает, Он предпочел их родственникам. Своим. Это было приятно и утешительно для учеников. Но это относилось не только к ним одним, эту честь имеют все истинно верующие. Они носят Его имя, имеют Его природу, они члены Его семьи. Он любит их и свободно общается с ними, как со своими родственниками. Он заботится о них, обеспечивает их, следит, чтобы они ни в чем не нуждались. Умерев, Он оставил им богатое наследство, и теперь, находясь на небе, Он поддерживает с ними связь. А, в конце концов, возьмет их к Себе.
12.50 «Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра и мать». Обратим внимание на то, как характеризуются ученики Христа. Это те, которые исполняют волю Отца Его. Не только слушают и знают ее, говорят о ней, но и творят ее. Ибо исполнение воли Божьей – это самая лучшая подготовка к ученичеству (Ин.7.17) и самое лучшее доказательство его (Ин. 7.21) . Именно это характеризует нас, как Христовых учеников. Христос не говорит: «Кто будет исполнять Мою волю», ибо Он пришел на Землю не для того, чтобы искать Своего или исполнять Свою собственную волю, отличную от Отцовской. Хотя Его воля совпадает с волей Его Отца, Он отсылает нас к воле Отца. И Сам Он ссылался на нее в Своем служении, когда находился на Земле.
Эти слова должны послужить серьезным предупреждением тем, кто насмехается и гонит истинных христиан за их веру. Они не понимают, что делают: они гонят ближайших родственников Царя царей. В последний день (великий Суд) они узнают, что насмехались над теми, кого Судья Христос считает братом, сестрой и матерью. Иосиф, сын патриарха Иакова, сделал богатыми всех родственников своих. То же сделает и Господь Иисус.