ПРОПОВЕДИ
Иисус Христос готов дать благо человеку. (на Адвент 1)
Отк.3.20 «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мою».
Вне всяких сомнений, стих Отк.3.20 – один из самых знаменитых отрывков Библии. Все Свои послания Иисус Христос адресует Своей Церкви. Церковь может быть «теплой», едва похожей на истинную Церковь, но она всё же является Его церковью. Поэтому мы можем утверждать, что Господь обращается к верующим. Этот отрывок из Послания к лаодикийской церкви. Ошибка некоторых богословов заключается в том, что они рассматривают этот стих как евангелизационный, т.е. предназначенный для неверующих. На самом деле этот стих показывает славного Господа Иисуса Христа, стоящего у двери лаодикийской церкви и обращающегося к ее членам. Можно сказать, что они своим небрежением и высокомерием Его «выставили вон». Он же призывает их не быть самоуверенными и «теплыми», но стремиться к более тесным взаимоотношениям с Ним. Другими словами, тема этого стиха – более близкое отношение с Христом, а не заключение с Ним первоначального союза (обращение по Его призыву). Христос знает, что лучшее лекарство против временного духовного отступления – обновленное общение с Ним. Потому-то Он и стучится в дверь.
Говоря о нашем общении с Ним, следует обратить внимание на несколько моментов. Общение с Христом – реальное. Оно также духовное, оно накладывает определенные духовные обязательства. Оно – полноценное. Слово «вечерять» не имеет ничего общего с современным «быстрым» питанием. Желающий воспользоваться быстрым питанием может сказать: «Я перекушу и отправлюсь по делам» или «Я даже не буду раздеваться – заскочил на одну минуту». Наш стих подразумевает ужин. В странах Востока ужин – главная трапеза в течение дня. Причем ужинают на Востоке неспешно и достаточно продолжительное время. Сегодня мы уделяем молитве минуты. Господь Иисус говорит: «войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». В Библии много говорится не только о желании верующих общаться со Христом, но и о том, что Сам Христос желает общаться со Своим народом. Общение с Христом позволяет живущим на Земле почувствовать, что такое небеса. Джон Флэйвел писал: «Стремитесь достичь наивысочайшей степени общения с Богом в этом мире. Не довольствуйтесь лишь таким общением, которое едва спасает вас от ада. Ищите такой благодати, которая могла бы вознести вас к вратам небес, пока вы еще на Земле». Общение с Христом – это личное общение, Он говорит: «если кто».
Христос великодушно приближается к двери сердца грешника через Свое Слово и Духа Святого. Обнаружив, что сердце человека закрыто, Он не уходит сразу, но ждет из милости к грешнику. Он использует разнообразные средства, могущие пробудить грешника и заставить его открыть сердце Ему. Призывает его через Свое Слово, через прикосновения Святого Духа к его совести. Тот, кто отворит дверь сердца Ему, будет наслаждаться Его присутствием, к своему великому утешению и к своей пользе. Христос во время вечери с Ним примет от него всё, что есть хорошего в нем. Если найденное Им в душе человека окажется очень скудной трапезой, то Он восполнит недостающее в ней. Он принесет свежий запас благодати и утешений и таким путем оживит ее, пробудит в ней новые проявления веры и любви. Во всем этом Христос и Его дитя, открывший Ему свое сердце, будут наслаждаться общением друг с другом.
Христово прошение о сердце грешника предваряет предисловие, заключающееся в слове «вот». Помимо обычного употребления этого слова в иных местах с целью привлечь внимание или придать вес сказанному в дальнейшем, оно стоит здесь в качестве официального извещения или публичного заявления. В нем Христос извещает людей о самом милостивом предложении, которое Он ныне собирается сделать их душе. Это слово будет вечным напоминанием об этом предложении Христа, как вечное свидетельство за или против их сердца. Тем самым всякое извинение и отговорка исключается с их стороны в будущем. Просителем является Сам Христос – Царь огромной вселенной, Тот, Кто обладает над людьми суверенной властью. Тот, Кто пролил свою бесценную Кровь, чтобы искупить человеческий род. Таков этот Проситель. Слово «стою» означает здесь длительное действие. Я стоял, и всё еще стою с неустанным терпением у дверей вашего сердца. Слово «дверь» употребляется здесь для того, чтобы обозначить те способности души, которые служат для нее тем же, чем дверь служит для дома. Таково положение Искупителя Христа. Действие Его – это стук в дверь, т.е. Его властные и милостивые попытки отворить сердце человека, чтобы Он мог войти. Слово «стучать» означает сильный громкий стук. Христос стоит терпеливо, но стучит громко извне через Слово и через убеждения, побуждения и усилия Его Духа. Замысел и цель данного прошения – оно предназначено для того, чтобы люди отворили для Него свое сердце, т.е. впустили и сердечно приняли Его через веру. В Библии, в Книге Деян.16.14 сказано о том, что Господь отверз сердце Лидии, т.е. Он убедил ее душу уверовать в Него.
Иисус Христос использует убедительные аргументы, чтобы добиться успеха Своего прошения о сердце грешника. Они проистекают из двух неоспоримых преимуществ, которые получает верующая душа, отворяющая дверь сердца Ему. Господь сказал: «войду к нему», т.е. Я соединю Себя с верующей душой. Она в неком таинственном смысле будет одна со Мною, говорит Господь, и Я буду одним с нею. Фразу «буду вечерять с ним, и он со Мною» надо понимать так: «Я насыщу верующую душу небесными яствами». Столь великие благословения, радость и удовольствия никто, кроме верующих, не способен вместить. Свои блага Христос предлагает всем людям: большим и малым, старым и молодым. Он предлагает с тем, чтобы ни одна душа не устрашилась уверовать в Него из-за тяжести или количества своих грехов. И чтобы самые последние грешники узрели, как над всем их не достоинством будет торжествовать благодать, если они согласятся принять Христа согласно милостивому предложению Евангелия. Эти слова Христа заключают в себе множество значимых и полезных положений христианского учения. И охватывают собой самую сущность Евангелия.
Вот, что приходит в голову от этих торжественных слов Господа Иисуса. Любое Его предложение душе грешников записывается в книге Божьей. И подкрепляется свидетельством на день суда и воздаяния. Отк.20.12 «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих перед Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни. И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими».
Здесь мы исследуем три вопроса: 1) кто свидетели всех предложений Христа; 2) о чем они свидетельствуют; 3) почему Бог записывает у Себя каждое предложение со стороны Христа и выставляет для этого свидетелей. Свидетелей окажется больше, чем положено по Закону (2-3 человека). Втор.19.15 «Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит. При словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело». Служители Христа, через которых Он делает предложения, свидетельствуют и одновременно служат от Его имени. Вспомним слова Господа Иисуса Савлу (ап. Павлу), сказанные ему по дороге в Дамаск: Деян.25.16 «Но встань и стань на ноги твои, ибо Я для того явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе». Здесь мы видим, что служители несут двойственное служение: сначала предлагают Христа, а затем свидетельствуют за или против тех, кому они Его предложили. Все свидетельства их будут зачитаны в судный день против ругателей и насмешников под именем Христовым. Само Евангелие свидетельствует в пользу Бога против всякого человека, кто отвергает его. Господь Иисус говорит: Ин.12.48 «Отвергающий Меня и не принимающий Моих слов имеет судью себе; слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». И тот же самый смысл в Его словах: Мф.24.14 «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».
Совесть каждого человека является свидетелем в пользу Бога, свидетелем того, что Он сделал предложение этому человеку. Бог свидетельствовал и язычникам, которые никогда не видели Библии, через света природы, через творения (Рим.2.15). И если столь действенности содержится в свидетельстве совести язычника, который мог читать волю Божью лишь при тусклом свете природного разума, то сколь более действенной будет совесть, вынося против тех обвинение, кто жил под яркими лучами евангельского света. Пример всех, верующих и послушных Евангелию, является великим свидетельством в пользу Бога против людей неверующих. Пример всех верующих является великим свидетельством против людей, презирающих и пренебрегающих великим Божьим спасением. Всякая плачущая, трепещущая душа – это свидетельство против всех, мертвых сердцем, неверующих и непослушных Богу. Поэтому сказано в Библии: 1Кор.6.2 «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» Так же как и праведник Ной осудил старый мир. Все они – свидетели Божии.
Теперь задумаемся, о чем они свидетельствуют: о воздействии Евангелия на людей слушающих двойственно. Об обоих воздействиях ап. Павел сообщает нам. 2Кор. 2.16 «Для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь». В соответствии с этим вносится и двойственная запись: о послушании и вере одних и об отказах и пренебрежениях Христом со стороны отвергших Его грешников. Запись о послушании и вере одних обнародуется к их радости и утешению в день Господень, «когда Он придет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству» (2Фес.1.10).
Рассмотрим прием свидетельства Евангелия людьми с другой стороны. Производится запись и приносится свидетельство обо всех отказах, случаях непослушания и пренебрежения Христом со стороны отвергших Его грешников. В Библии написано, что Моисей будет обвинителем израильтян. Господь Иисус сказал: Ин.5.45 «Не думайте, что Я буду обвинять вас перед Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете». Будет сделана тройственная запись. Во-первых, о времени, в течение которого люди могли пользоваться средствами благодати, о том, как много лет они оставались бесплодными и холодными сердцем, несмотря на труды верных Божьих служителей. Вспомним из Библии слова хозяина сада: Лк.13.7 «Вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу». Здесь то же самое слово извещения «вот», что применяется в тексте нашего эпиграфа, употребляется и в отношении времени долготерпения Божьего к грешникам. Еще пример из Библии на нашу тему: Иер.25.3 «От тринадцатого года Иосии, … царя иудейского, до сего дня, вот уже двадцать три года, было ко мне слово Господне, и я с раннего утра говорил вам – и вы не слушали». Подумайте о том, что все те годы и дни, которые вы потратили попусту, слыша Евангелие, будут записаны в книге Бога для вашего осуждения. Во-вторых, запись также производится о тех средствах, которые Бог употребил для обращения и спасения вашей души. Все служители, которые потратили на вас свой труд, будут отмечены в книге Божьей рядом с отчетом о ваших делах. В Книге пророка Иеремии находим отрывок: Иер.25.4 «Господь посылал к вам всех рабов Своих, пророков, с раннего утра посылал, и вы не слушали». Иеремия отмечает, что пророки растрачивали свое здоровье, проливали слезы сострадания и сгорали один за другим словно свечи, чтобы направить грешников к Христу и к спасению, но всё напрасно. В- третьих, всякий призыв, который служители использовали, чтобы обручить людей к Христу, подобным образом записывается в книге их жизни. Эти призывы слишком ценны для Бога, чтобы утерять их и выбросить из отчета об их жизни.
Просим, помоги нам поучиться у Божьих детей, тех, которые признают Иисуса Христа Спасителем мира. Господь Иисус, помоги нам видеть Тебя Тем, Кто Ты есть, нашим Господом и Спасителем. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, дай нам осознать, что спасительная вера в Иисуса Христа – это величайший Божий дар, который мы можем получить и которым можем поделиться. Господь Иисус, благодарим Тебя за возвещение мира через Твою смерть и воскресение. Просим, помоги нам поделиться Твоим даром спасения с теми, кто предназначен для вечной жизни. Помоги нам проявлять мужество, чтобы пойти на риск ради веры в Бога и ради людей. Помоги нам жить так, чтобы наша вера проявилась в мире. Пусть люди увидят в нас свет Христа и откроют для себя жизнь и надежду, которую может дать только Он. Господь Иисус! Мы славим Тебя за Твой свет и любовь. Помоги нам сиять для тебя. Мы иногда не узнаем Его, когда Он приходит в наши будни: во время молитвы, или чтения Библии, или когда Он говорит к нашему сердцу. Просим, Боже, помоги нам быть внимательными. Открой наши глаза, чтобы видеть Его, когда Он придет: либо в знакомом контексте, либо в совершенно неожиданной ситуации. Аминь.