ПРОПОВЕДИ
Терпение Иисуса Христа в ожидании обращения грешников.
Прит.1.24 «Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего».
Эти слова говорит Премудрость, т.е. Сам Иисус Христос. Спаситель зовет Словом Своим, провидением и через совесть. Но они «не послушались». Бог не начинает претворять в жизнь Свои угрозы до тех пор, пока Его зов не отвергли. Если человек отказывается от такой ценной благодати, его вина становится велика. Бог простер руку Свою, чтобы предложить помощь, даровать спасение, или хотя бы привлечь внимание человека к Своему призыву. Но он отверг Божью помощь. Этот стих описывает участь тех людей, кто продолжает упорно сопротивляться средствам и методам благодати. Христос, призвав грешников обратиться, ждет какое-то время, чтобы увидеть результат призыва. Их вина изложена и требует наказания. Посмотрите, за что будут наказаны нераскаявшиеся грешники в великий день, и вы скажете, что они заслужили его. А Господь праведен в Своем суде. Они будут наказаны за то, то отказались от Христа и предложенной Его благодати. Христос предупреждал об этой опасности: Он простирал к ним руку Свою, предлагая милость. Но они не послушались. Одни были беспечны и не обратили внимания на то, что им было сказано. Другие были упрямы. И хотя им пришлось выслушать волю Христа, в то же время они категорично отказали Ему. Им нравилось собственное безрассудство, и они не хотели становиться мудрыми. Христос не только бранил их за ошибки, обличал, но Он и давал им советы. Они не приняли Его обличений, словно принять их было ниже их достоинства. Более того, они презрели все обличения, словно это была шутка. Они забыли истину: тот, кто не подчинится Божьему правлению, погибнет от Божьего гнева.
Здесь мы видим не только серьезные призывы со стороны Христа, но также и Его жесты. Простирание руки вперед было жестом, направленным на то, чтобы привлечь к Себе внимание. И всё же никто не внял. И это Господь делает не один-два раза, проявляя всё Свое долготерпение. Об этом говорит ап. Павел: 1Тим.1.16 «Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал всё долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной». В начале покажем, что такое божественное долготерпение. Это способность Бога откладывать проявление Своего гнева в отношении одних – только на время, а в отношении других – навсегда, для их вечного спасения. Это следствие Божьей силы, а не следствие Его неспособности или отсутствия у Него благоприятных возможностей проявлять Свой гнев. Он может поразить грешников, когда и где Ему угодно. Об этом прочитаем из книги пророка Наума: Наум 1.3 «Господь долготерпелив и велик могуществом». Величие Его долготерпения проистекает из величия Его силы. Так и говорит ап. Павел: Рим. 9.22 «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели». И поэтому, когда Моисей просит Бога проявить долготерпение к раздражавшим Его израильтянам, он делает это так: Чис.14.17,18 «да возвеличится сила Господня, как Ты сказал, говоря: Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления». Свою всемогущую силу Господь проявляет на Самом Себе. Сила Божия сдерживает этот гнев изо дня в день.
Долготерпение Божье к тем, кто погибает, проявляется в отложении срока их осуждения. И хотя это только временное отложение Его гнева, всё же это славный результат Его долготерпения, как показывает место из Рим.9.22 (смотри выше). Неужели для осужденного грешника, который уже родился на свет, ничего не значит то, что его столь долго не посылают в ад? Многие раздражают Бога ежедневно и ежечасно, и заслуживают того, чтобы их отсекли, как засохшую ветвь и послали в отведенное им место. И даже будь там вечный огонь, это всё равно относилось бы к богатству Божьего долготерпения. Если мы посмотрим на мир и увидим повсюду готовых к погибели грешников, которые постоянно бросают вызов Богу, и которых Он, несмотря на это, всё же терпит, то сколь могущественной явится нам эта власть.
Бог проявляет Свою власть, не только откладывая Свой гнев в отношении некоторых, но и осуществляя благодатный замысел в отношении других людей, чтобы им никогда не пришлось испытывать на себе Его гнев. Об этом говорит Сам Бог через пророка Исаию: Ис.48.8,9 «Ты и не слыхал, и не знал об этом, и ухо твое не было прежде открыто; ибо Я знал, что ты поступишь вероломно, и от самого чрева матернего ты прозван отступником. Ради имени Моего Я отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя». Т.о., Бог терпит Своих избранных всё то время, пока они живут в своем земном теле и продолжают восставать против Него. И это долготерпение Божье по отношению к ним свидетельствует об их спасении. 2Пет.3.15 «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением». Ты, христианин, сейчас во Христе, и счастливо избежал опасности грядущего гнева. Этим своим спасением ты обязан долготерпению Божьему. Ибо что, если бы Он отсек тебя, как засохшую ветвь, в дни твоего неведения и вражды против Него. И ты знаешь, что миллионы раз побуждал Его сделать это. Так вот, сделай Бог это, где бы ты был сейчас? Ты бы никогда не узрел Христа и не имел бы ни малейшей надежды на спасение через Него. И что же спасло тебя от вечного гнева кроме удивительного терпения Христова? Поэтому, точно сказал апостол: «долготерпения Господа нашего почитайте спасением».
Это долготерпение Божье происходит из Божьего милосердия. Оно отлично от милосердия лишь в том, что когда человек терпит несчастье, он – объект милосердия, а когда он рассматривается как преступник, то он – объект долготерпения. Это – власть Бога над Своим гневом, чтобы не только откладывать его на время в отношении людей погибающих, но и вообще воздерживаться от его проявления в отношении спасаемых. Насчитывается несколько свидетельств и проявлений Божьего терпения, способных растопить сердце грешника, если он обратит на них внимание.
Первое свидетельство можно найти, если подумать о том великом множестве грехов, в которых виноват перед Богом человек. Псалмопевец говорит: Пс.39.13 «Ибо окружили меня беды неисчислимые». Никто не способен сосчитать свои собственные грехи, они – бесчисленны. Нет в теле человека такого члена, пусть даже и очень маленького, который не являлся бы орудием совершения множества зла. Напр., язык, как говорит нам в своем послании ап. Иаков, являет собой целый мир неправедности (Иак.3.6). Второе свидетельство долготерпения Божьего свидетельствует из ужасной природы некоторых грехов, превосходящих по нечестию все остальные. Ими грешник как бы бросает вызов Богу. И всё же Бог выносит это с терпением, удерживая Свою руку от того, чтобы отсечь грешника. Все грехи разнятся собой по величине. Одни более легкие, другие более тяжелые. Более тяжелые грехи, совершенные вопреки знанию, или грехи, совершенные по убеждению, грехи против заветов и хуление Божьего промысла. Но какими бы они ни были, совести человека они известны. Следующее свидетельство Божьего долготерпения состоит в том, что Он терпит особый грех пренебрежения Христом. Он легче перенес бы любой другой грех, чем этот. И всё же этот грех Христос терпит. Вы презрели призывы Его милости, пренебрегли Его благодатью, попрали Его драгоценную Кровь, и всё же Он до сего дня терпит вас. Христос вынес Божий гнев вместо тебя и принес к двери твоего сердца спасение. Но Им пренебрегают. Никакое другое терпение не смогло бы выдержать это. Легкомысленное отношение к Христу и к предлагаемому Им спасению – это молитва и проповедь, на которых вы присутствовали с каменным сердцем; каждое побуждение Святого Духа, которое вы угасили. Это, когда богатейший дар Божьей благодати, которым Бог засвидетельствовал Свою любовь к людям, расцениваются как нечто незначительное. Всё же Его рука не простерта истребить вас, хотя вы и восстаете против Него.
Богатство Божьей щедрости по отношению к людям, которое Он проявлял во время Своего долготерпения, говорит о том, что Он бесконечен в Своем терпении. Ап. Павел пишет: Рим.2.4 «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию». Иными словами: «Жалкий грешник, можешь ли подсчитать ты те сокровища Божьей милости, которые безумно проматывал всё это время?» Есть два вида сокровищ, которые тратятся на грешника в то время, когда Бог долготерпит его: драгоценное сокровище потраченного впустую времени и потоки евангельской благодати. Время, оставшееся человеку до вечности, коротко и, несмотря на это, большая его часть тратится на грехи и суету. Но этого мало, всё это время на тебя тратились сокровища евангельской благодати. Свидетели и служители Христовы в Откр.11.3 сравниваются с оливковыми деревьями, ронявшими в светильник свое драгоценное масло, свои плоды, свои милости. И вместе с ними свой природный дух, чтобы поддержать его горение. Часто бывает, что в течение времени твоего упорства служители Христовы проповедовали и умоляли напрасно, Дух Святой боролся с тобой напрасно.
Богатства божественного долготерпения к людям приобретут еще больший вес в наших глазах, если мы сравним их с тем скорым уничтожением, которому Господь подверг некоторых грешников. И в то же самое время Он пощадил нас и миновал Своей карой. Это сравнение бросается в глаза в словах ап. Павла: Рим. 11.22 «Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божьей; иначе и ты будешь отсечен». Некоторые грешники были отсечены как раз в момент совершения греха. Хотя их грехи были не более твоих. Они пошли в свое место, а ты всё еще остаешься памятником терпения и кротости Божьей. Грех Надава и Авиуда (сыновья первосвященника Аарона), принесших в святое святых чуждый огонь, был не более велик, чем твое суеверие, когда ты приносишь Богу чуждое и не заповеданное Им поклонение. И всё же десница Божья пала на них и намертво поразила их. Они погибли в то самое время и в том самом месте, где они согрешили, были взяты из мира в своих беззакониях. А ты пока оставлен. О, если бы хоть этот пример привел бы тебя к покаянию.
Да, в божественной природе нет страстей. И всё же то, что грех противоположен святости божественной природы, делает Его долготерпение удивительным в глазах людей. Библия представляет Бога раненым в самое сердце грехами людей. Приведем слова Бога из Библии: Амос 2.13 «Вот, Я подавлен вами, как проседает повозка, нагруженная снопами». Но бывает так, что Бог не хочет больше терпеть и обрушивает Свой гнев. Он говорит через пророка Исаию: Ис.1.24 «О, удовлетворю Я Себя над противниками Своими и отомщу врагам Моим». И всё же заметим, что этим звуком «О» означается некоторый вид сожаления и расстройства. Бог мог бы уже давно обрушить Свой гнев и дать ему волю над грешником, но Он всё-таки предпочитает продолжать терпеть, а не облегчать ношу Своего терпения.
Господь, благодарим за богатство долготерпения Божьего. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что когда мы каемся и принимаем дар спасения, Иисус Христос становится нашим Спасителем, Господом и Учителем. Благодаря Ему мы можем называться и быть детьми Божьими. Спаситель пришел к людям, испорченным до глубины души, чтобы сделать их новым творением. Он любит Своих спасенных больше, чем на то способен любой человек. Предвечный Сын пришел пострадать за всех один. Благодарим, что с нашими грехами Он на Крест взошел, и в Нем мы спасены, и жизнь вечную нашли. Просим, помоги нам хранить сердце от самоправедного гнева на неверующих, которые, поклоняются всему, кроме Бога истинного. Дай нам быть движимыми Христовой любовью, стремясь достичь тех, кто не знает Его. Дай нам осознать, что в свете вечности то, во что верит человек, куда важнее всего, чего он достиг на Земле. Дай нам понять, что к Богу ведут не десятки дорог, но путь лишь один. Только на нем обретается Бог. Это Иисус Христос – истинный Сын Божий. Аминь.