ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 13 Мф.
Эта глава примечательна обилием притч, в ней записаны 8 притч. Господь Иисус берет из книги природы иллюстрации к важным духовным истинам. Тем самым Он показывает, что уроки веры можно извлекать из всего творения. Описываются последствия проповеди Евангелия в мире в настоящий век, т.е. в век «сеяния семян», которое началось служением Господа и закончится жатвой.
13.1 «Выйдя же в тот день из дома, Иисус сел у моря». Он вышел из дома, т.к. там не было места для такой аудитории. Местом собрания был берег моря. Он учит нас не стремиться пышно обставить богослужение, но довольствоваться и обходиться теми условиями, которые Бог посылал нам. Он сел, т.к. принято было, чтобы учители сидели.
13.2 «И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел, а весь народ стоял на берегу». Его слушателями были простые люди. Мы не видим, чтобы здесь присутствовал кто-нибудь из книжников и фарисеев. Они готовы были послушать Его, когда Он проповедовал в синагогах, но считали ниже своего достоинства слушать проповеди на берегу моря. Для Господа их отсутствие было приятнее, нежели присутствие, ибо Он теперь мог спокойно, без помех продолжить Свое дело. Его кафедрой была лодка. Пусть не стыдятся христиане, проповедующие о Христе, даже если им приходится проповедовать в неудобных и более чем скромных местах.
13.3 «И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять». Полагают, что, притч было больше, чем здесь записано. Здесь Христос учит нас важным вещам, служащим к нашему миру и относящимся к Царству Небесному. Это обязывает нас быть внимательными, когда Христос говорит нам, чтобы не упустить ничего из сказанного Им. Говорил Он притчами. Иногда под притчей подразумевается мудрое, важное и поучительное изречение. Но в Евангелии притча представляет собой аналогию, или сравнение, посредством которого духовное и небесное излагается языком, заимствованным из земных предметов. Этот способ поучения использовался: иудейскими раввинами, арабскими и другими восточными мудрецами. Такой способ был приемлемым для всех. Наш Спаситель часто пользовался этим способом, снисходя до уровня простых людей, стараясь выражаться на понятном для них языке. Бог издревле употреблял притчи через рабов Своих пророков.
13.4 «И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то». 5. «Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока». 6. «Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло». 7. «Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его». 8. «Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».
13.9 «Кто имеет уши слышать, да слышит». (Смотри страницу 5!)
13.10 «И приступивши, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?» Учеников немного удивило, что Христос объяснялся притчами, ибо Он до сих пор не часто прибегал к притчам в Своих проповедях. И спросили Его: «Для чего притчами говоришь им?» Им хотелось, чтобы народ мог понимать. Мы должны заботиться о том, чтобы не только мы сами, но и другие получали через проповедь назидание. На этот вопрос Христос обстоятельно отвечает в ст.11-17.
13.11 «Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано». Здесь рассматривают два варианта. 1. Ученики имели знание, а народ нет. Они уже знали некоторые из этих тайн и не нуждались в том, чтобы их наставляли таким образом. Но народ следовало поучать аналогиями. 2. Ученики были склонны к познанию евангельских тайн, они желали познать смысл притч и через них приблизиться к большему познанию тайн Царства Небесного. А плотские люди ограничивались простым слушанием, не старались узнать смысл притч. Поэтому справедливо страдали из-за своего нерадения. Царство Небесное имеет свои тайны: Христово воплощение, искупление, заместительство, наше оправдание и очищение через союз с Христом. Весь труд спасения от начала до конца является тайной, которую можно познать только через божественное откровение. Ученикам Христа было позволено знать эти тайны. Это знание дается всем искренним верующим. Существуют люди, которым эти знания не даны. Следует помнить, что Бог не должник перед человеком. Его благодать – это Его собственность, и Он дает или не дает ее. Поэтому вопрос о различении людей решается Божьим суверенитетом.
13.12 «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Этим правилом руководствуется Бог при распределении Своих даров. Он изливает их на тех, кто пользуется ими и удерживает от тех, кто закапывает их. Люди придерживаются того же правила, когда доверяют свой капитал тем, кто своим усердием умножает его, а не тем, кто по своей нерадивости уменьшает его. Тому, кто имеет истинную благодать и употребляет то, что имеет, дается обетование, что он будет иметь еще больше. Тому, кто не имеет желания обрести благодать, кто не использует должным образом данные ему дары и милости, у него отнимется и то, что имеет.
13.13 «Потому говорю им притчами, что они, видя не видят, и, слыша не слышат, и не разумеют». Христос конкретно объясняет эту причину, ссылаясь на две категории людей, с которыми Он имел дело. (1) Одни закрывали глаза от ясного света простой проповеди Христа и потому были оставлены во тьме. Видя Христа, они не видели Его славы, не видели разницу между Ним и другими людьми. Видя Его чудеса и слушая Его проповеди, они смотрели и слушали без интереса. (2) Бог будет справедлив, лишив света тех, кто закрывает от него глаза, кто предпочитает оставаться невежественным.
13.14 «И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите». 15. «Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». Пророк Исаия наиболее ясно говорил об евангельской благодати, предсказал пренебрежительное отношение к этой благодати и его последствия. Данное место цитируется в Новом Завете не менее шести раз. Это говорит о том, что в евангельские времена духовные суды будут самым обычным явлением. Они будут самыми страшными судами. То, что говорилось о грешниках эпохи Исаии, повторялось в грешниках эпохи Христа, и повторяется еще и по сей день. Пока злое человеческое сердце продолжает творить те же грехи, праведная Божья рука налагает те же самые наказания. Во-первых, описывается та добровольная слепота грешников, которая является их грехом. Под выражением «Ибо огрубело сердце людей сих» подразумевается как чувственность, так и неосмысленность сердца, равнодушие к слову Божьему и презрительное отношение к Богу. Когда сердце грубеет, неудивительно, что люди не слышат тихого голоса Святого Духа, не обращают внимания на громкий призыв Слова Божьего. Они закрыли оба органа познания. Во-вторых, описывается та слепота, которая является справедливым возмездием за этот грех. «Слухом услышите и не уразумеете», т.е. какие бы средства благодати вы ни имели, вам не будет пользы от них. Самое прискорбное состояние человека в этом мире – это слышать Слово Божье (в том числе и проповедь) с оцепеневшим сердцем. Это большое Божье наказание. Мудрое сердце дает Бог, и порой Он отказывает в нем, согласно Своему праведному суду. Отказывает тем, кто не хочет слышать и видеть. В-третьих, описываются горестные последствия этого состояния: «да не увидят …, чтобы Я исцелил их». Они не хотят видеть и слышать, потому что не желают обратиться. Бог, действуя Своей благодатью, имеет дело с людьми как с разумными существами. Бог справедливо отказывает в Своей благодати тем, кто много раз отказывался принять ее и противился ее действию.
13.16 «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат». Для некоторых призыв Христа стать Его учениками оказался эффективным, они захотели учиться у Него. Они научились и усовершенствовались в познании с помощью этих притч, особенно когда Христос объяснял их значение. Притчи делали для них тайны Божьи более ясными и доступными. В личности Христа они видели Сына Божьего, в учении Его они слышали о намерениях Божьих. Христос говорит: «Ваши же блаженны …». Это блаженство было обетовано – в дни Мессии «очи видящих не будут закрыты», Ис.32.3. Очи самого слабого верующего, на опыте познавшего благодать Христа, более блаженны, нежели глаза великих ученых, которые не знают Бога. Апостолам предстояло учить других, поэтому они были наделены откровениями божественной истины.
13.17 «Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». Ветхозаветные святые имели некоторое представление, некоторые отблески евангельского света и ревностно жаждали большего откровения. Они хотели увидеть Спасителя, Утешение Израиля, но не увидели Его, потому что в их дни еще не наступила полнота времени. Размышления о том, какие средства благодати мы имеем, какие откровения даны нам, живущим в век Евангелия, должны пробуждать в нас благодарности и оживлять наше усердие.
13.18 «Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле». Притча о сеятеле (ст.3-9) достаточно проста. Толкование ее дал Сам Христос. В Своих притчах Он обращался к обычным, общеизвестным предметам. Многие притчи взяты из крестьянского труда, как, например, притча о сеятеле и притча о плевелах. Христос делал это с той целью, чтобы наиболее понятно выразить духовные истины. Обращаясь во всеуслышание к Своим ученикам, Он дал уразуметь притчи и народу (Ибо мы не видим, чтобы отпустил его от Себя). Разумение нам дает Божья благодать, но наш долг – напрягать свой ум, чтобы уразуметь.
3.19 «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его; вот кого означает посеянное при дороге». Посеянное в сердце есть Слово Божье, названное «словом о Царствии». Евангелие пришло из этого Царства и ведет в это Царство. Это слово, подобно посеянному семени, кажется мертвым, но в нем содержится всё, что необходимо для жизни. Сеятель, который сеет это семя, есть Иисус Христос: либо Сам лично, либо в лице Его служителей. Народ – это Божья нива, а служители – соработники у Бога. Сеяние зерна есть проповедь Слова людям. Мы должны позаботиться о том, чтобы семя было добрым, чистым и чтобы его было достаточно. Почва, на которой сеется семя – сердца человеческие, имеющие различные свойства и наклонности. Соответственно чему и успех бывает различным. Слово оказывает влияние на совесть человека. Восприятие зависит от человека воспринимающего. Различные свойства человеческих сердец представлены здесь в виде четырех сортов почвы, три из которых плохие, и только одна добрая. Число бесплодных слушателей велико, их было много даже среди тех, кто слушал Самого Христа. Общий призыв слышат многие, но не для многих он оказывается эффективным. «Почва при дороге». У иудеев через засеянные поля пролегали дороги. А семя, падавшее на них, подбирали птицы. Во-первых, рассмотрим, какая категория слушателей приравнивается к почве «при дороге». Ими являются те, кто слушает Слово, но не разумеет его. В этом повинны они сами. Они не размышляют над тем, что им говорят и не стремятся извлечь из него пользу для себя. Они уподобляются дороге, которая не предназначается быть засеянной. Во-вторых, рассмотрим, как они стали бесплодными слушателями. Приходит сатана и похищает Слово. Легковесные слушатели – легкая добыча для него. Если мы не постараемся сохранить Слово, он обязательно похитит его у нас. Подобно птицам, которые склевывают зерна, упавшие на невспаханную землю. Сатана яростно сопротивляется тому, чтобы мы извлекали для себя пользу из Слова Божьего.
13.20,21 «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его. Но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется». Эта почва представляет слушателей, на которых услышанное Слово оказывает некоторое впечатление, но непродолжительное. Относительно этих слушателей заметим следующее: во-первых, они слышат Слово, они не поворачиваются к нему спиной и не затыкают уши. Они с радостью принимают его. Во-вторых, они получают удовольствие от Слова, но оно не изменяет их жизнь. Они временем веруют, но не могут устоять до конца. Их плод не достиг зрелости. Они не имели в себе корня, т.е. твердых принципов, что давало бы жизненную силу их исповеданию. Когда наступают времена испытаний, они отпадают. На их пути встречается камень преткновения, они не могут преодолеть его. Когда приходит время испытаний, люди, не имеющие корня, соблазняются.
13.22 «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. «Выросло терние» – это означает, что когда семя сеялось, терния еще не было или оно было очень маленьким, но позже оно заглушило всходы. На этот раз растение держалось немного дольше, т.к. имело корень. Это представляет состояние тех, кто не оставляет своей веры совсем, но и не достигает ей какой-либо спасительной пользы. Житейское, мирское легко подавляет то доброе, что они приобретают посредством Слова. Терниями, заглушающими Слово, является, во-первых, «заботы века сего», мирские заботы. Во-вторых, это «обольщение богатства». Они ожидают от своего богатства того, чего в нем нет. Вред приносит не столько богатство само по себе, сколько обольщение богатством. Нельзя говорить об обольщении богатством, если мы не полагаемся на него и не связываем с ним свои надежды. Когда же это имеет место, тогда богатство становится тернием, заглушающим доброе семя.
13.23 «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать». Бог имеет Своих избранных, которые принимают Его Слово с пользой для себя. Они отличаются от других тем, что они приносят плод праведности. Христос не сказал, что в доброй почве не было камней или на ней не росли тернии. Но они не преобладали настолько, чтобы препятствовать ее плодоношению. Дети Божьи, живя в этом мире, не являются совершенно свободными от остатков греха, но они свободны от его господства. К слушателям Слова, представленным в виде доброй почвы, относятся, во-первых, разумеющие слушатели. Они разумеют не только смысл и значение Слова, но и свою личную потребность в нем. Во-вторых, их доброе разумение бывает плодоносным. Мы тогда приносим плоды, когда наша практическая жизнь согласуется со Словом. Обратим внимание на то, что не все христиане плодоносны в одинаковой мере. Одни достигают большего в разумении и святости, чем другие. Если ученик приносит добрый плод, если сердце его искреннее и жизнь соответствует ему, то Бог великодушно примет его, хотя бы плод такого человека был только в тридцать крат.
13.9 «Кто имеет уши слышать, да слышит».Христос заканчивает притчу торжественным призывом быть внимательными. Способность слышать не может найти себе лучшего применения, чем слушать Слово Божье.
13.24 «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем». Христос говорил народу притчами, потому что не пришло еще время для более ясных откровений тайн Царствия Небесного. Желая удержать народное внимание, Он проповедует притчами. Эту притчу о плевелах и ее истолкование будем рассматривать вместе. В ст.36 изложена просьба учеников к Господу объяснить им притчу о плевелах. 13.36 «Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле». Христос «вошел в дом» не столько ради Своего собственного отдыха, сколько ради того, чтобы наедине побеседовать со Своими учениками. Их наставление было Его главной целью в каждой проповеди (т.к. они сами будут проповедниками Царства). Ученики «приступили к Нему». Желающие получать наставление должны использовать для этого все возможности. Ученики просили Христа: «изъясни нам притчу о плевелах». Возможно, они уловили общий смысл притчи, но хотели понять ее в частности. И увериться в том, что поняли ее правильно. Первый свет и первую благодать мы получаем без просьбы с нашей стороны. Но о даровании большего света и последующей благодати мы должны молиться. Христос всегда готов исполнять такие желания Своих учеников. Цель этой притчи состоит в том, чтобы показать нам настоящее и будущее состояние Царства Небесного, Евангельской Церкви: попечение Христа о Церкви и вражду сатаны против нее, смесь доброго и худого в ней. Церковь – это Царство Небесное на Земле.
13.37 «Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий». Христос является Сеятелем доброго семени. Проповедуемая истина, добродетели, освящаемые души – всё это доброе семя, принадлежащее Христу. Служители являются лишь орудиями в Его руках, посредством которых Он сеет доброе семя. Он руководит ими, от Его благословения зависит успех их труда. Поэтому смело можно сказать, что именно Христос сеет доброе семя.
13.38 «Поле есть мир; доброе семя – это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого». Здесь под «миром» подразумевается видимая Церковь, рассеянная по всей Земле. Поле (Церковь) принадлежит Христу. «Доброе семя» – это сыны Царствия, т.е. дети Божьи, искренне верующие. Как семя рассеивается, так и дети Божьи. «А плевелы – сыны лукавого» – так характеризуются здесь грешники. Они носят образ сатаны, у него обучаются, он властвует над ними и действует в них. Это плевелы на поле мира, они приносят только лишь вред. И вредят доброму семени своими искушениями и преследованиями. Бог распорядился таким образом, что добро и зло перемешано в этом мире, чтобы добрые могли быть испытаны, а злые – оставлены без извинения.
13.25 «Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницей плевелы и ушел». 13.39 «Враг, посеявший их, есть дьявол; жатва есть кончина века, а жнецы суть ангелы». Дьявол старается этот мир сделать своим, сея плевелы. С тех пор, как он стал злым духом, он усердно сеет зло, имея целью противодействовать Христу. Они были посеяны, когда люди спали. Власти, которые своей силой и служители Христа, которые своей проповедью должны были предотвратить зло, спали. Сатана караулит любую возможность, чтобы распространять нечестие и зло. Он, посеяв свои плевелы, уходит с поля, чтобы никто не узнал, кто это сделал. Склонность падших людей к греху такова, что враг, посеяв плевелы, может спокойно уходить, они сами будут расти и приносить вред. Приходя сеять плевелы, он принимает вид ангела света. Он ушел, как если бы он не сделал ничего худого. В конце мира будет великая жатва, день суда. К жатве всё созреет и будет готово к уборке. Жнецы суть ангелы. Это умелые и послушные слуги Христа, святые враги нечестивых и верные друзья всех святых.
13.26 «Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы». Плевелы не обнаруживаются, пока не взойдет зелень. Так и в сердцах людей может гнездиться много тайного нечестия, долго скрываемого под маской внешнего благочестия. Но, в конце концов, оно прорывается наружу. Но когда наступает время испытания, когда должен показаться плод, когда доброе дело сопряжено с трудностями и риском, тогда можно ясно отличить истинного верующего от лицемера.
13.27 «Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы?» Господин сеял доброе семя. Заблуждения, раздоры, нечестие огорчают всех слуг Христовых, и особенно Его верных служителей. Печально видеть плевелы и сорняки на поле Христовом, видеть доброе семя заглушенным и, следовательно, доброе имя Христа и честь Его опороченными.
13.28 «Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» Господин сразу определил, откуда взялись плевелы. Он не осуждает своих слуг, они не могли этому воспрепятствовать. Надо прийти соблазнам, они не будут вменены нам в вину, если мы исполняли свой долг честно. Хотя плевелы были посеяны, но слуги не сеяли их, поэтому их не в чем упрекнуть. Слугам хотелось выполоть эти плевелы: «хочешь ли, …». В своем усердии слуги Христа иногда готовы с риском для церкви искоренять всё, что они считают плевелами, не разобравшись полностью в данном деле.
13.29 «Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы». Господин очень мудро запретил им удалить плевелы. Человек не может безошибочно отличить плевелы от пшеницы. Поэтому Христос, по Своей мудрости и благодати, лучше позволит расти плевелам, чем подвергнуть какой-либо опасности пшеницу. Явные оскорбители, безусловно, должны быть осуждены, и мы должны удаляться от таковых. Явные дети лукавого не должны допускаться к таинствам. Однако может случиться, что дисциплинарные меры окажутся либо ошибочными по своим принципам, либо слишком суровыми по способу их применения. И это может вызвать огорчение у истинно благочестивых и добросовестных христиан. При наложении церковного порицания необходимы большая осторожность и сдержанность, чтобы не повредить пшеницу. Плевелы под действием средств благодати могут стать добрым зерном.
13.30 «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою». Некоторые толковники полагают, что грешники, повинные в одинаковом грехе, будут связаны в одну связку: атеистов, гонителей, лицемеров и т.д. Объединяющиеся сейчас в грехе, объединятся в позоре и скорби. Они будут ввержены в печь огненную. Таков конец нечестивых людей. Они окажутся ни к чему не годными, как только для огня. «Там будет плач и скрежет зубов». Муки осужденных душ будут состоять в безутешной печали, в негодовании на Бога, на самих себя и друг на друга. Небеса есть «житница», в которую в день жатвы будет собрана пшеница. Вся Божья пшеница будет собрана вместе в Божью житницу. Небо – это «житница», где пшеница будет очищена не только от плевел, но и от соломы – собственных пороков.
13.31,32 «Иную притчу предложил он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем. Которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». Цель этой притчи – показать, что начало Евангелия будет незначительным, но впоследствии оно сильно возрастет. Царство Мессии, которое устанавливалось в то время, играло незначительную роль. Христос и Его апостолы были как горчичное зерно в сравнении с великими мира этого. Однако семя Евангелия росла и набирала силу. Несмотря на всё противодействие сатаны и мира, Царство Христа удивительным образом распространяется. Горчичное зерно мало, но это всё-таки зерно, способное расти. Благодать побеждает всё более и более. Когда это зерно вырастает до полной силы, становится похожим на дерево. Церковь подобна большому дереву – дети Божьи находят в ней пищу и покой для души, покров и убежище.
13.33 «Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё». Это – притча о тайном действии закваски. Цель ее такая же, как и предыдущей – показать, что Евангелие действует тихо и незаметно в сердце принявших его, но постепенно одерживает победу. Сердце благочестивых людей подобно муке: мягкое и податливое. Именно такое сердце поддается влиянию Слова Божьего. Закваска не оказывает воздействия на немолотое зерно; также и Евангелие – на гордые и несокрушенные сердца. «Три меры муки» – это большое количество. Мука должна быть замешана, прежде чем она примет закваску. Над сердцем человека тоже необходимо потрудиться, чтобы подготовить его к принятию Слова. Положенная в тесто закваска производит свою работу – вызывает в нем брожение. Слово Божье при содействии Святого Духа действует в сердце быстро и в то же время постепенно. Так и происходило в мире. Апостолы своей проповедью положили небольшое количество закваски в большие массы народа. И это произвело удивительный эффект – они привели в брожение весь мир. И это было достигнуто силой Духа Святого.
13.34,35 «Всё это Христос говорил народу притчами, и без притчи не говорил им. Да сбудется сказанное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира». Люди Царства были избраны Богом прежде основания мира. Еф.1.4 «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира». Полагаем, что здесь дана ссылка на стихи псалма Пс.77.1-2 «Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. Открою уста мои в притче, и произнесу гадание из древности». «Открою уста мои в притче», чтобы рассказать вам о возвышенном, превосходном и заслуживающим внимания. Здесь они названы «гаданиями» не потому, что их сложно понять, а потому, что ими нужно восхищаться и в них нужно внимательно вслушиваться. Всё это должно было осуществиться в притчах, произнесенных нашим Спасителем (Мф.13.35).
13.40 «Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего». В великий день ангелы, служители Христа, будут исполнять Его справедливые приговоры. Главная задача жнецов (ангелов) собрать прежде плевелы. Хотя в настоящее время пшеницы и плевелы находятся вместе в этом мире, однако в тот великий день они будут разделены. И среди пшеницы уже не будет плевел, грешникам не будет места между святыми. Тогда ясно увидят разницу между праведником и нечестивцем, которую сейчас трудно определить. Мал.4.1 «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день». И еще один стих из этой же книги: Мал.3.18 «И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему».
13.41 «Пошлет Сын Человеческий ангелов Своих и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие». Христос не будет терпеть всегда. Он наведет порядок в свое время. Все те извращенные учения, богослужения и порочная практика, которые были соблазном и позором для Церкви, камнем преткновения для совести людей, будут осуждены праведным Судьей в тот день. Будет горе делающим беззаконие, тем, кто сделал зло своим ремеслом и упорствовал в нем. В этот день видимая Церковь будет разделена на благочестивых и безбожников.
13.42 «И ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов». Адские муки – это огонь, в который будут брошены нечестивцы (плевелы). Но, в отличие от плевелов, нечестивцы не сгорят, а будут вечно страдать в огне.
13.43 «Тогда праведники воссияют как Солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит». При объяснении притчи о сеятеле Христос описывает жатву как прославление праведников. Слава, ожидающая праведников на небе, будет заключаться в том, что они воссияют как Солнце. Здесь, на Земле, они были неизвестны и незаметны. Бедность и незначительность их положения в этом мире затеняли их красоту. Их собственные недостатки и немощи, поношения и бесчестья, которым они подвергаются в этом мире, очерняют их. Но там они воссияют. Бог признает их Своими детьми. «Кто имеет уши слышать, да слышит». Слышать всё это – наше блаженство, наш долг.
13.44 «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил; и от радости о нем идет и продает всё, что имеет и покупает поле то». До сих пор Христос сравнивал Царство Небесное с малыми вещами, потому что его начало было малым. Но, чтобы никому не дать этим повода пренебрегать им, оно представляется в этой и в последующей притче как обладающее само по себе огромной ценностью. Как дающее великое преимущество тем, кто принимает его и готов подчиниться его условиям. Оно уподобляется в данной притче сокровищу, спрятанному на поле, которое, если пожелаем, можно присвоить себе. Иисус Христос есть истинное сокровище. В Нем мы находим «все сокровища премудрости и ведения» (Кол.2.3), праведности, благодати и мира. Всё это сокрыто во Христе для нас, и если мы имеем в Нем свою часть, то можем владеть всем этим. Библия является тем полем, на котором сокрыто это сокровище. Кто находит это сокровище на поле и по достоинству оценивает его, тот не может успокоиться до тех пор, пока не приобретет его любой ценой. Человек утаивает его, что свидетельствует о его ревности о том, чтобы не оказаться опоздавшим. Наблюдайте, чтобы сатана не встал между вами и сокровищем. Человек радуется ему, хотя покупка еще не состоялась. Его радует уже сама мысль о предстоящем приобретении. Он решается купить поле. Кто принимает Евангелие на предлагаемых в нем условиях, тот покупает это поле. В Евангелии мы должны видеть именно Христа.
13.45,46 «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин; который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее». Большинство людей ищут хороших жемчужин. Один желает стать богатым, другой ищет почета, третий хочет быть образованным. Но большинство из них обманывается, принимая поддельный жемчуг за настоящий. Иисус Христос – драгоценная жемчужина. Он делает истинно богатым всякого, кто владеет Им, богатым в Боге. Имея Христа, мы имеем всё необходимое для блаженства как здесь на Земле, так и в вечности. Истинный христианин ищет и находит эту драгоценную жемчужину. Желающие иметь спасение во Христе должны быть готовы расстаться со всем ради Него, всё оставить и следовать за Ним.
13.47-49 «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода; который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века, когда выйдут ангелы и отделят злых из среды праведных». В соответствии с притчей мир – это великое море. Человек по своей природе, как рыбы в море, у которых нет властителя. Авв.1.14 «И оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя». Проповедь Слова – это забрасывание невода в это море с целью выловить из него что-либо во славу Бога, Того, Кто имеет власть над морем. Служители – ловцы человеческих душ. Их труд будет успешен в том случае, когда они опускают невод по слову Христа. Иначе они могут трудиться, но ничего не поймать. Этот невод захватывает рыб всякого рода. В пределах видимой Церкви есть много всяких христиан, истинных и заблуждающихся. Помимо рыб в неводе может оказаться изрядная доля мусора, грязи, паразитов и т.д. Христос описывает церкви, которые предстояло создать Его ученикам. Очень важно запомнить урок, который преподал Господь в этой притче, потому что вопрос, что из себя представляет видимая Церковь – один из самых трудных в христианстве. По этому поводу существует много заблуждений, которые порой опасны для души. Эта притча должна научить нас, что в любой христианской церкви есть разные люди. Придет время, когда невод наполнится и будет вытащен на берег. Это будет время, когда Евангелие исполнит то, ради чего было послано. Теперь этот невод еще наполняется. Когда он наполнится и будет вытащен на берег, тогда хорошее будет отделено от всего худого, что попало в него. Всё доброе будет тщательно храниться, а всё худое будет выброшено. «При кончине века» наступит день разделения. О наказании нечестивых, отделенных таким образом, сказано в ст.50.
13.50 «И ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов». Нечестивые будут ввергнуты в печь огненную. Участь тех, кто, живя среди истинных верующих, умирает неосвященным, будут вечные муки и скорбь.
13.51 «И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорили Ему: так, Господи». Он спросил их: «Поняли ли вы всё это?» Если они что-то не поняли, то Он готов был объяснить им. Воля Его такова, чтобы все читающие или слушающие Слово понимали его, ибо иначе какая будет польза от него? Поэтому, выслушав или прочитав Слово, полезно проверить себя, поняли ли мы его. У нас есть все основания верить ученикам, потому что когда они не поняли, то просили у Него объяснений (ст.36).
13.52 «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое». Это притча о добром хозяине. Цель этой притчи – закрепить в памяти учеников все остальные притчи, одобрить и похвалить их понятливость. Христос готов одобрить Своих усердных учеников, хотя они еще так слабы. Он называет их «книжниками, наученными Царству Небесному». Они учились у Него, чтобы учить других, а учителями у простых иудеев были книжники. Опытные и верные служители Евангелия тоже являются книжниками. Но, в отличие от иудейских книжников, они называются «наученными Царству Небесному», сведущими в евангельских истинах. Служитель Евангелия должен быть научен Царству Небесному. Человек может быть великим философом или политиком, однако если он не наставлен в Царстве Небесном, то из него получится плохой служитель Христа. Господь сравнивает их с хорошим «хозяином, который выносит из сокровищницы своей и новое и старое», плоды прошлого года и собранное в этом году, чтобы угостить ими своих друзей. Служители Христа должны обеспечить себя истинами из Старого и из Нового Завета, и уметь применять их в современных условиях. Добрый хозяин выносит всё для пользы других. Новое и старое дают хорошие результаты, когда их выносят вместе, т.е. когда старые истины преподаются новыми методами и в новых выражениях.
13.53,54 «И когда окончил Иисус эти притчи, пошел оттуда. И пришел в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?» Мы видим здесь Христа в Его собственном отечестве. Хотя Его соотечественники однажды отвергли Его, тем не менее, Он пришел к ним снова. Христос не принимает во внимание первой реакции отвергающих Его, но повторяет Свои предложения даже тем, кто Его отвергал. Он испытывал естественную привязанность к Своей родине. Вспомним слова Сенеки: «Каждый любит свою отчизну не потому, что она прекрасна, а потому, что она его родина». Господа Иисуса приняли так же, как и прежде – недружелюбно и даже с презрением. Когда Он «учил их в синагоге, они изумлялись». Изумлялись не потому, что Его проповедь подействовала на них. Или Его учение вызывало у них восхищение, но потому, что это была Его проповедь. Они считали невероятным, чтобы Он мог быть таким учителем.
13.55,56 «Не плотников ли Он Сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него всё это?» Они укоряли Его за отсутствие академического образования. Они признавали, что Он имел мудрость и творил чудеса. Но вставал вопрос: откуда это всё появилось? Они знали, что Он не учился у раввинов, не посещал школу. Возможно, они подумали: «С честными ли намерениями Он пришел к ним? Не изучал ли Он черную магию?» Т.о., они обращали против Него то, что было, на самом деле, в Его пользу. Ибо, если бы они не были сознательно слепыми, то обязательно пришли бы к заключению, что Тот, Кто проявляет такую необыкновенную мудрость и силу, не имея образования, послан от Бога, Который и помогает Ему. Они укоряли Его за низкое социальное положение. Да, Он был известен как сын плотника, но что в этом плохого? Его нисколько не унижало то, что Он был сыном честного труженика. Они забыли (а могли бы и помнить), что этот плотник Иосиф был из дома Давидова, потомком Давида. Т.е. хотя он был плотником, но знатного происхождения. Тот, кто ищет повод для ссоры, не замечает достоинства и видит только недостатки. Люди низменного духа не могли разглядеть во Христе Мессию. Они укоряли Его за Его мать, которая была простой женщиной. Они укоряли Его и за братьев, чьи имена были им известны. Эти братья, возможно, были сыновьями Иосифа от предыдущего брака или какими-то другими Его родственниками. Вероятно, они воспитывались вместе с Ним, в одной семье. Сестры Его были также среди них. Они «соблазнились о Нем», претыкались об эти камни преткновения, ибо Он был поставлен «в предмет пререканий» (Лк.3.24, Ис.8.14).
13.57,58 «И соблазнились о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их». 1. Презрение к Нему не возмутило сердце Господа. Вместо того, чтобы выражать Свою обиду за него, Он великодушно приписывает это обычной склонности человека недооценивать то, что доступно, что близко, что является обычным. Это обычное явление: «Не бывает пророк …». Пророки должны иметь честь и обычно они ее имеют. Это, в самом деле, странно, если им не оказывается честь. Несмотря на это, «в отечестве своем и в доме своем» они пользуются небольшим уважением и почтением. Больше того, иногда они становятся предметом большой зависти. Близость в отношениях порождает пренебрежение. 2. Презрение к Нему связало в настоящее время Ему руки: «И не совершил там много чудес по неверию их». Неверие является серьезным препятствием для проявления благоволения Христа. Вообще «Богу всё возможно» (гл.19.26), но это верно для тех, кто верует и в конкретных случаях. Евангелие – это «сила Божья к спасению», но справедливо это в отношении «всякого верующего» (Рим.1.16). Так что если не совершаются в нас великие дела, то это может быть и из-за недостатка веры в нас.