ПРОПОВЕДИ
Новый год и новые приоритеты.
Еккл.9.10 «Всё, что может рука твоя делать, по силам делай».
Не только что-то нужно получить, но и что-то сделать в этой жизни: хорошее, благо. Этот мир – мир служения, грядущий – мир воздаяния. Этот мир – мир испытаний и приготовлений к вечности. Мы здесь находимся ради дела и хорошего поведения. Чтобы нас направить и побудить к долгу, предоставляются возможности. Должно быть сделано то, «что может рука твоя делать», чего требуют обстоятельства. Активная рука всегда может что-то сделать, что потом обратится во благо. Что должно быть сделано и необходимо, то выгодно делать (Прит.17.16). Если у нас есть возможность сделать что-то хорошее, то мы должны это сделать, пока есть возможность. Мы должны делать доброе по силам своим, со старанием, усердием, энергично и решительно, с какими бы трудностями и огорчениями ни сталкивались при этом. Служение Богу и труд ради спасения своего должны совершаться со всей внутренней силой.
Жизнь человека коротка, и у нас часто бывает побуждение расходовать время наилучшим образом, пока земля не ускользнула из-под ног. Но как воплотить это в жизнь? Размышляя о смысле жизни, мудрый царь Соломон поделился двумя советами. Во-первых, нужно жить осмысленно. Это значит наслаждаться всем добром, которые Бог позволяет нам испытать. Напр., едой и питьем (Еккл.9.7), одеждой и парфюмерией (ст.8), браком (ст.9) и другими Божьими дарами. Сюда может входить и обучение игре на музыкальном инструменте. А второй совет Соломона – усердный труд: Еккл.9.10 «Всё, что может рука твоя делать, по силам делай». Жизнь полна возможностей. Для нас всегда найдется работа. Нужно пользоваться возможностями, которые посылает Бог, искать Его мудрости в расстановке приоритетов и употреблять свои таланты для служения Ему. Мы чтим Бога, когда получаем удовольствие от ежедневных благословений и от полезного служения Ему и людям.
Проповедник стоял на перроне в ожидании поезда. В его голове роились мрачные мысли. К тому времени, как поезд прибыл на станцию, настроение его было хуже некуда. Но уже в вагоне его посетила другая мысль: изложить свою ситуацию Богу. Он изложил все свои жалобы Богу, а потом достал телефон и стал слушать песни прославления Бога. Скоро его настроение изменилось. Он понял, что поступил в точности так, как автор Псалма 93. Тот сначала излил перед Богом свои жалобы: Пс.93.2,16 «Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым… Кто восстанет за меня против злодеев? Кто станет за меня против делающих беззаконие?» Псалмопевец ничего не скрывал, а прямо говорил Богу о несправедливости, которая творилась в отношении вдов и сирот. А потом тон Псалма поменялся. Автор наполнился хвалой: Пс.93.22 «Господь защита моя, и Бог мой – твердыня убежища моего». Бог приглашает нас принести к Нему все жалобы. Он может превратить страх, беспомощность и уныние в радость и хвалу.
Некий христианин стал искать в Библии, как Божий народ получает мир в сердце даже в самые трудные времена. Он дошел до послания ап. Павла к колоссянам, и раздумывал над словами апостола о том, что в сердце христиан должен Божий мир владычествовать. Кол.3.15 «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле». Апостол обращался к церкви, в которой никогда не был, но о которой слышал от своего друга Епафраса. Его беспокоило, что колоссяне, попав под влияние лжеучения, начали терять мир Христа. Но ап. Павел не начинает их увещать. Он побуждает довериться Господу Иисусу, Который даст им уверенность и надежду (ст.15). У нас бывают времена, когда нужно выбрать: принять или отвергнуть господство Божьего мира в сердце. Если мы обратимся к Христу с просьбой пребывать в нас, Он освободит нас от беспокойства и забот. Мы верим и убедимся в том, что Он с любовью принимает нас, когда мы ищем Его мир.
Древний философ Гераклит сказал: «В одну и ту же реку дважды не войдешь». А в псалме читаем: Пс.102.17 «милость же Господня от века и до века к боящимся Его». Как продолжительна милость Бога к Своему народу! Она будет жить дольше их жизни и переживет их нынешнее положение. Как чудесно то, что милосердием Божьим человек приобщается к вечности и обретает бессмертие. Милостивый Господь Бог избрал народ Свой от века, сделал его причастником божественной благодати. Обратим внимание на описание тех, кому принадлежит эта милость. Это те, которые боятся Бога и по своему принципу являются истинно религиозными людьми. Во-первых, они живут верой. Они крепко держатся за завет Бога и не упустят его. Они хранят его, как богатство, как свою часть, и ни за какие сокровища в мире не расстанутся с ним, т.к. это их жизнь. Во-вторых, их жизнь – жизнь послушания и они помнят заповеди Божьи, чтобы исполнять их. Привилегии Божьих обетований получит лишь тот, кто ответственно исполняет Его заповеди. Т.е. кто не только говорит о них, но и исполняет их и направляется ими. Долговременная милость, принадлежащая таким людям, будет длиться в течение их жизни на этой Земле. Поэтому им не нужно беспокоиться из-за кратковременности их жизни, т.к. смерть не будет посягательством на их блаженство. Милость Божья лучше, чем жизнь, т.к. она переживет ее. Если они будут ходить путями благочестия, тогда милость для них будет сохранена до тысячи поколений. Бог остается тем же. Всегда можно положиться на то, что Он исполнит Свои обещания. Его верность и любовь из рода в род.
Ап. Павел понимал, что прошлое может буквально парализовать нас. Он провел несколько лет, пытаясь жить совершенной по его понятиям, безгрешной жизнью без Христа. Он даже преследовал христиан. Сожаление о прошлом могло бы искалечить его душу. Но в общении с Христом апостол нашел такую силу, что смог отпустить свое прошлое. Господь дал ему свободу не оборачиваться назад со страхом и сожалением, а с верой устремляться в будущее. Вспомним его слова: Флп.3.13-14 «Забывая оставшееся позади и простираясь вперед, стремлюсь к цели – к почести вышнего звания Божьего во Христе Иисусе». Апостол не ставит здесь под вопрос веру в свое спасение, словно в ней сомневается. Он стремится вперед, поскольку еще не достиг цели своего призвания. Он тут же показывает, что нацелен лишь на это. Нам тоже нельзя останавливаться, пока не достигнем желаемого. Надо стараться, отрешившись от всех помех, всё усердие направлять только к призванию Божию. Искупление во Христе дало нам свободу жить для Него. Существует греховная забывчивость, когда человек забывает прошлые грехи и милости, которые необходимо помнить, чтобы упражняться в благодарении Бога и покаянии. Апостол забывал заднее в том смысле, что не довольствовался достигнутой мерой благодати, а стремился больше и больше обладать ею. Он «простирался вперед», стремился к своей цели, что означает страстное желание. В ст.14 он говорит о том, к какой цели он стремился. Стремящийся к небу должен настойчиво продвигаться к нему путем святых желаний и надежд, постоянных стараний. Небо названо здесь целью, потому что именно к нему обращены глаза каждого истинного христианина. «К почести вышнего звания». Звание «христианин» – это высшее звание. По своему происхождению оно с неба и направлено к небу. Небо – это награда, за которую мы боремся. И к которой мы стремимся во всем, что бы мы ни делали. И которая будет нам наградой за все наши старания. Вечная жизнь будет дана нам Иисусом Христом, т.к. Он приобрел ее для нас. Мы достигнем неба как своего дома только через Христа, т.к. Он есть единственный путь к небу.
Когда греховная природа грозит погубить вашу духовную жизнь, обратитесь к источнику своего спасения – Иисусу Христу. Пусть сила Его Духа укрепит вас. Рим. 8.26,27: «Также и Дух подкрепляет (вас) в немощах ваших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божьей». Чтобы верные (истинно верующие) не сказали, будто они слишком слабы, чтобы нести столь тяжкое бремя (ст.23-25), апостол указывает им на помощь Святого Духа, достаточную для преодоления всех трудностей. Итак, нет причины жаловаться на то, что несение креста превышает наши силы, т.к. подкрепляемся мы небесной силой. То, что слово «немощь» употреблено здесь во множественном числе, служит усилению смысла. Опыт показывает, что мы падаем бесчисленное множество раз, если нас не подкрепляет Божья сила. Апостол увещает нас, что даже если мы и немощны со всех сторон, и эти немощи угрожают нам падениями, в Духе Святом всё равно достаточно силы, чтобы мы не изнемогли. «Ибо мы не знаем, о чем молиться». Выше апостол говорил о свидетельстве Духа, которым мы познаем, что Бог является нашим Отцом, и мы дерзаем призвать Его как Отца. Здесь же он говорит, что Дух также научает нас, как именно следует призывать, что именно надо нам просить в молитвах. Ап. Павел здесь хочет сказать, что мы неразумны в своих прошениях Богу, ибо даже если и чувствуем свое злополучие, мысли наши слишком спутаны и смущены, чтобы правильно избрать то, чего следует. «Сам Дух ходатайствует». Апостол заключает, что в самом усердии молитвы уже явствует присутствие небесной благодати. Но необходимо, чтобы Дух внушил нам правильный способ молитвы. По этой причине называет апостол неизреченными те воздыхания, которые изводим мы из себя по внушению Духа Святого, ведь они много превосходят наши собственные способности. Говорится, что Дух Святой ходатайствует, потому, что Он пробуждает в нашей душе те желания, о которых подобает нам думать. Апостол говорит так для того, чтобы мы еще выразительнее могли понять все благодати Духа. А нам повелевает просить, но никто не сможет помыслить и одной благочестивой молитвы, если Бог Святой Дух не откроет наше сердце. «Испытующий же сердца». Бог выслушивает нас, когда мы молимся Его Духом. Он хорошо знаком с нашими желаниями, которые подсказал нам Святой Дух. Словом «знает» апостол хочет сказать, что Бог не пренебрегает желаниями души так, как чем-то новым и чуждым, и не отвергает их как абсурдные. Но Он признает и милостиво принимает их как одобренные Им же Самим. Т.о., апостол добавляет еще одно утешение, что все наши желания, создателем которых является Сам Бог, не могут оказаться напрасными. Так Бог сообразует нас с собственным хотением. Отсюда следует, что не может быть незаконным то, что соответствует Божьей воле. Поэтому, если мы хотим, чтобы молитвы наши были приняты Господом, следует просить Его, чтобы Он Сам управлял ими по Своему хотению.
Грех всегда приносит во взаимоотношениях беспокойство, конфликты и эгоистичные желания. Поэтому ап. Павел убеждал верующих Эфесской церкви сохранять единство. Еф.4.2-3 «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира». Апостол начинает это наставление со средств достижения единства. Под «смиренномудрием» мы должны понимать смирение и скромность, противоположные гордости; под «кротостью» то превосходное настроение души, когда человек способен не раздражать других и сам не раздражается из-за чужих немощей. Кротость противоположна гневу, раздражению, сварливости. «Долготерпение» означает терпеливое перенесение обид и отсутствие желания отомстить за них. «Снисходя друг к другу любовью». Это значит терпеливо сносить немощи другого человека и не переставать его любить. Христиане должны быть терпимыми друг к другу, содействовать другим в проявлении их добродетелей, а не возбуждать в них плотские страсти. Мы в себе находим много такого, что трудно простить, поэтому не должны, замечая недостатки в других, относиться к ним слишком сурово. И считать невозможным простить их. Без этого нельзя достичь единства. «Стараясь сохранять единство духа в союзе мира». Единство христиан должно быть столь сильным, чтобы мы соединились в одном теле и одной душе. Т.е. мы должны быть едины душой и телом, совершенно, а не только отчасти. Апостол подтверждает убедительным аргументом это: мы призваны к одному наследию и одной жизни.
Господь Иисус, дай, чтобы эта мысль запала в нашу душу. Просим, помоги нам научиться у Тебя кротости и смирению. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче, всемогущий и вечный Бог! Бл-м, что Ты никогда не меняешься и Тебе всегда можно доверять. Просим, помоги нам всегда полагаться на Твою любовь и верность. Помоги помнить, что благодаря Иисусу Христу мы стали новым творением, свободным от сожалений о прошлом. Когда мы встречаем несправедливость, огради наши уста от проклятий, а руки от мести. Покажи, как мы можем помочь своему врагу приблизиться к Тебе. Дай нам помнить, что прославление Бога способно облегчить самую тяжелую ношу. Бл-м Тебя за дар Твоего Сына и силу Святого Духа. Бл-м, что дал нам способность радоваться настоящей жизни в Тебе. Просим, дай нам радоваться Божьим благословениям и быть благословением для других. Живи среди нас, чтобы утверждалось единство в нашей церкви. Господь Иисус, Ты даешь мир, который превосходит всякое понимание. Помоги нам принять его во всех сферах нашей жизни. Аминь.