ПРОПОВЕДИ
Откликнуться щедростью на щедрость Бога.
Иак.1.17-18 «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий».
Эти слова подтверждают, что Бог не является и не может быть инициатором и покровителем никакого зла. Но Он должен быть первопричиной и источником всякого добра. «От Отца светов». Он - Отец светов. От Него исходит видимый свет Солнца и небесных тел. Он сказал: «Да будет свет. И стал свет». Чем солнце является в природе, тем является Бог в благодати, славе и провидении. Всякое доброе даяние нисходит от Него. Как Отец светов, Он дает и свет разума. Иов 32.8 «Дыхание Вседержителя дает ему и разумение». Он дает также и свет познания. Свет божественного откровения непосредственно посылается свыше. Свет веры, духовной чистоты и всякого утешения – от Него. Так что мы не имеем ничего доброго, чего не получили бы от Бога. Мы должны признать источником всех сил и совершенств, существующих в творении, Бога. И Даятелем всех благ, которые мы имеем в них и посредством их. От Него исходит всякое даяние доброе и всякий совершенный дар, как для этой жизни, так и для будущей. Как всякое даяние доброе исходит от Бога, то тем более обновление нашей природы, наше возрождение со всеми его святыми последствиями должно принадлежать Ему. Заметим: истинный христианин – это творение, рожденное заново. Он становится совершенно другим человеком по сравнению с тем, каким был до обновляющего действия Божьей благодати. В Библии об этом говорится так: оно совершается исключительно по воле Божьей. Совершается не на том основании, что в нас было что-то доброе или мы сделали что-то доброе, а только по Божьему благоволению и Его благодати. В нашем эпиграфе указывается средство, которым оно совершается – словом истины, посредством благовестия. Цель и намерения Божии в ниспослании Им обновляющей благодати – чтобы мы стали Божьим уделом и сокровищем. Библия учит, что наши добровольные пожертвования являются плодом внутреннего побуждения от Святого Духа, откликом щедрости нашей на щедрость Бога.
Помощь попавшим в беду людям – большое дело. Пророк Исаия писал об этом израильскому народу в своей книге. Его современники соблюдали религиозные посты, но при этом ссорились и угнетали друг друга. Бог говорит народу через пророка: Ис.58.6-7 «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». Такая жертва, согласно словам пророка, не только проливает Божий свет в сердце людей, но и исцеляет наше собственное сердце. Бог здесь обещает большую награду за щедрость: Ис.58.8: «Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя». Мы получим больше, чем отдали.
Библия учит людей, как важно заботиться о нуждающихся в своем окружении. Вспомним только одно повеление из Библии: Втор.15.11 «Ибо нищие всегда будут среди земли твоей, потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей». Иногда, когда появляется объект благотворительности, мы начинаем думать, дать ему что-нибудь или нет, много дать или мало. В то время как в Библии звучит четкое повеление. «Я повелеваю тебе» не только давать, но и отверзать руку твою, т.е. давать щедро. У израильтян каждый седьмой год был годом прощения долгов. Поэтому некоторые могли так рассуждать: «Приближается год прощения, и поэтому я не буду одалживать то, что наверняка будет утеряно». Они забыли о том, что их бедный брат, которому они отказали одолжить денег, может Богу пожаловаться, и тогда ты совершишь большой грех. Мы ошибаемся, если думаем, что Бог не знает и не контролирует наши мысли. Лишь в нечестивом сердце возникают злые помыслы на основании добрых законов Бога. Мы должны быть бдительны ко всем тайным мыслям, которые могут смутить нас и отвратить от нашего долга. Когда у нас появляется повод дать взаймы, но мы одалживающему не верим, то должны верить Богу. И давать, не надеясь получить что-либо в этом мире, а ожидая вознаграждения при воскресении праведников. Страшно, если бедные возопиют против нас, ибо ухо Бога открыто для их вопля. Из сострадания к ним Он может наказать нас. Надо помнить, что то, что нам кажется собственным благоразумием, часто оказывается грехом. У нас может появиться искушение отвернуться от нуждающихся людей и покрепче ухватиться за свое добро. Пусть будет наслаждением и удовлетворением для твоей души думать, что ты почтил Бога своим имуществом, сделал добро, помог своему брату. Бог побуждает нас осознать, что вокруг нас всегда будут нуждающиеся и к ним нужно проявлять щедрость. При этом не должно скорбеть наше сердце (ст.10). Господь Иисус сказал, что если мы помогаем бедным, то собираем себе сокровище на небесах (Лк.12.33). Может быть, нашу щедрость никто не увидит, кроме Бога. Но если мы с открытым сердцем помогаем людям, то не только восполняем их нужды, но и испытываем радость, которую Бог дает в награду за нашу заботу о других. Господь, помоги нам иметь открытые глаза и открытые руки, чтобы помогать тем людям, кого Ты посылаешь нам навстречу.
В Библии, в Книге притч записано, что если мы будем щедры к людям, то испытаем проявление щедрости и на себе. Прит.11.25 «Благотворительная душа будет насыщена, и кто напоит других, тот и сам напоен будет». Мы так неохотно благотворим и близки к мысли, что пожертвования разоряют нас. Мы поэтому нуждаемся в частом напоминании и убеждении, что, помогая другим, мы сами выигрываем, как сказано здесь же: Прит.11.17 «Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердный разрушает плоть свою». Без Бога и милосердия благочестие невозможно. Ведь милосердие – не врожденная, а полученная от Бога добродетель. Оно – плод Духа Святого, возникающий, когда любовь Христова объемлет нас. Милосердие – это больше, чем сочувственное слово или поступок. Милосердие – это когда беда ближнего достигает глубины нашего сердца, вызывая искреннее сочувствие. И еще: Прит.11.24 «Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет». Бог щедро сеет Свои благословения. Уподобляющиеся Ему делают то же самое. Щедрость – путь к изобилию. Мы станем богаче, если будем раздавать во имя Бога. Т.о., проявляя щедрость, наша душа будет утешаться. Душа благословляющая, которая молится о людях страдающих и помогает им, которая сеет благословения милостивым устами и щедрыми руками, такая душа будет насыщена истинными наслаждениями и еще больше обогатится благодатью. За это мы получим награду от Бога и от людей. Кто напояет других потоками своей щедрости, того Бог напоит щедрыми потоками Своих благословений, которые Он Сам будет изливать на нас до избытка (Мал.3.10). Люди, обладающие чувством благодарности, будут благодарить при всякой возможности. Милостивый получит милость, а с добрыми будут поступать по-доброму. Кто учит, сам получит больше знаний. Кто использует свои знания, чтобы научить других, сам будет наставлен Богом. Тому, кто использует и для блага других то, что имеет, дано будет еще больше.
«Суп из камня» - старая сказка, которую рассказывают в самых разных вариациях. В ней голодный путешественник приходит в деревню, но никто не дает ему ни крошки еды. Тогда он наливает в котелок воды, кладет туда камень и ставит на огонь. Заинтригованные жители смотрят, как он начинает помешивать свой «суп». Наконец, один человек приносит пару картофелин, другой – несколько морковок. Третий добавляет луковицу, еще один – горсть ячменя. Фермер дает немного молока. В результате «суп из камня» становится вкусной похлебкой. Эта сказка показывает, как важно делиться. А еще напоминает нам давать то, что у нас есть, даже если кажется незначительным. В Евангелии от Иоанна 6.1-14 рассказывается о мальчике, который оказался единственным среди множества людей, у кого было немного еды. Обед мальчика – пять хлебов и две рыбы – был скромным. Но когда он отдал его, Господь Иисус совершил чудо и накормил не менее пяти тысяч голодных людей. Некий пастор сказал: «Вы не должны кормить пять тысяч. Вам лишь нужно принести свой хлеб и рыбу. Так же, как Господь Иисус взял обед мальчика и умножил еду так, что это превзошло самые смелые ожидания». Христос примет и употребит наши усилия, таланты и служения. Он хочет, чтобы мы были готовы принести Ему то, что имеем.
Ап. Павел дает указания верующим Коринфа относительно того, какие правила следует соблюдать в деле благотворительности, чтобы оно совершалось должным образом. 2Кор.9.7 «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». «Каждый уделяй по расположению сердца». Поскольку апостол заповедал давать щедро, надо было также добавить: Бог оценивает щедрость, смотрит не столько на сумму, сколько на душу дающего. Ап. Павел усердно призывает помогать другим людям, но не хочет требовать что-либо против их воли. Он велит людям охотно давать всё, что они собираются дать. Дела милосердия, как и любое другое доброе дело, должны совершаться обдуманно и намеренно. В то время как некоторые делают добро по случаю. Они уступают чьей-то назойливости, без всякого рассуждения, и дают больше, чем намеревались, а потом сожалеют об этом. Или, наоборот, если бы они заранее всё тщательно обдумали, то могли бы дать больше. Должное рассмотрение своего собственного положения и положения того человека, кому мы хотим помочь, подскажет нам, насколько щедрым должно быть наше пожертвование. «Не с огорчением и не с принуждением». Даянию от сердца апостол противопоставляет огорчение и принуждение. Ведь то, что мы делаем под принуждением, мы делаем не по велению сердца. Кроме того, принуждение надо понимать как происходящее извне. Итак, мы сами добровольно себя принуждаем. Люди иногда дают милостыню только для того, чтобы от них отстали назойливые просители. И то, что они дают, как бы выжато из них силой. Такая не расположенность губит всё, что они делают. Мы порой должны давать больше, чем скромность некоторых людей позволяет им просить. Мы должны не только хлебом делиться с голодным, но и душу свою отдавать ему. Ис.58.10 «И отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца; тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень». Должны давать, радуясь тому, что имеем возможность и средства быть милосердными. В этом стихе содержатся добрые намерения к тому, чтобы совершать дело милосердия указанным образом. Апостол говорит коринфянам, что дающие милостыню не потерпят ущерба. Это напоминание может устранить тайное возражение, могущее возникнуть против дела милосердия в умах некоторых людей. Людей, склонных опасаться, что они потерпят ущерб, если отдают что-то. Но таковые должны учесть, что отданное бедным не пропадет. Подобно тому, как хорошее семя, брошенное в землю, не пропадает, оно всходит и приносит урожай. «Ибо доброхотно дающего любит Бог». Об этом можем убедиться, читая Библию. Ап. Павел и здесь отсылает нас к Богу. Ведь милостыня – это жертва. Но Богу угодны только добровольные жертвы. Нет такого блага, на которое не мог бы рассчитывать тот человек, кого любит Бог. Может ли человек, делая угодное Богу, понести ущерб? Более того, разве благоволение и любовь Божия для него не дороже всего, даже самой жизни?
Господь Бог подарил нам самый бескорыстный дар из всех возможных – Своего единственного Сына, Который умер на Кресте за наши грехи и воскрес на третий день для нашего оправдания. Каждый человек, кто принимает этот наивысший подарок, становится безмерно богатым.
Боже, просим, помоги нам наше сердце сосредоточить на нашем Спасителе и проявлять Его щедрость к окружающим. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Благодарим Тебя за лучший подарок из всех – Твоего возлюбленного единородного Сына. Ты отдал нам всё, что нам необходимо. Помоги нам последовать Твоему примеру, освети для нас путь щедрости, помоги нам давать так, как даешь Ты. Бл-м, что то, что даешь нам Ты, достаточно, чтобы быть щедрым. Просим Тебя, спаси нас от тирании похотей наших. Пусть совершенство Твоей милости станет для нас примером и образцом. Помоги нам проявить Твою щедрость к окружающим. Бл-м Тебя за напоминание, что оказывать помощь – это привилегия и замечательный способ поблагодарить Тебя за всё, что Ты дал и даешь нам. Помоги нам доверять всё, что мы имеем, Тебе, зная, что Ты можешь из малого сделать многое. Бл-м Тебя за доброту, которую Ты проявил и проявляешь к нам. Помоги нам щедро дарить ее другим. Пользуясь безграничной Божьей добротой, помоги нам искать возможности оказывать намеренную доброту другим людям. Аминь.