ПРОПОВЕДИ
Возмездие за грех и дар Спасителя.
Рим.6.23 «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
На вопрос о том, что такое грех, можно ответить по-разному. Бог провел раздел между можно и нельзя, между добром и злом. Переступая эту черту, мы Его Закон нарушаем, мы грешим. Отказываясь жить по учению Христа, выражающему этот Закон, мы грешим.
Вернемся к нашему эпиграфу. «Ибо возмездие за грех – смерть». Здесь смерть выступает как противоположность вечной жизни. Из этого мы заключаем, что здесь имеется в виду вечная смерть. Поскольку телесная смерть считается обычно величайшим злом в этом мире, грядущее наказание грешников также называется смертью. В Библии часто сказано о смерти в этом смысле, напр., когда Господь Иисус говорит: «Верующий в Меня не умрет»; «он не вкусит смерти» и т.д. Смерть является справедливым воздаянием за грех. А вечная жизнь не является воздаянием за какое-либо наше послушание и верность. Нет ни одного святого, который заслуживает вечной жизни. Об этом ап. Павел здесь говорит ясно: «а дар Божий – жизнь вечная». Эти слова имеют два значения. Во-первых, то, что тот дар, который дает нам Бог, есть жизнь вечная или бесконечное блаженство на небесах. Т.е., Он не дает чего-то меньшего никому из Своего народа. И это, без сомнения, величайший дар, который может быть дан человеку когда-либо. Во-вторых, эти слова означают, что вечная жизнь является даром, безвозмездным подарком, не заслугой. Является не воздаянием за что-либо, что мы сделали или претерпели, следуя за Христом. Здесь некоторые отмечают, что великим даром, влекущим за собой вечную жизнь, является Иисус Христос и Его заслуга. Итак, в данном фрагменте апостол желает подчеркнуть, что вечная жизнь – это дар безвозмездный. Так же, как он настоятельно подчеркивает это обстоятельство, говоря в Еф.2.8,9 «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился». Сейчас в Своем Слове представляет нам жизнь и смерть: с одной стороны – вечную жизнь, славу, мир и честь; с другой – ярость, гнев, скорбь и тесноту. В конечном счете, к тому или иному из этих состояний придет каждый человек. Давайте же глубоко задумаемся над этими двумя исходами. Нечестивцы должны не только лишиться всего доброго, но также должны быть поглощенными всем, что зло и ужасно. Поскольку высшим благом для человека является наслаждение Божьей любовью, как велико становится наказание, когда человек лишается чувства этой любви и подавлен осознанием Божьей немилости и гнева. Наш эпиграф приводит основание как для скорби нескончаемой, так и для вечного блаженства. Он гласит: «возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
«Смерть», согласно Библии, состоит в страдании как от потери, так особенно и от сопровождающего ее мучения. Нечестивцы должны не только лишиться всего доброго, но также должны быть поглощенными тем, что зло, ужасно. Наказание постигает обе части сущности человека: как душу, так и тело. Нечестивцы будут в памяти возвращаться к тем грехам, которые совершили. И к добрым делам, которые они упустили из виду, к той благодати, которой они пренебрегли. И к тем ложным наслаждениям, которым они позволили обмануть себя. Вместо славы и блаженства они будут пребывать в ужасающем обществе дьявола и его ангелов. И будут осуждены вечно терпеть их жестокую тиранию.
Наказание нечестивцев будет иметь различные степени. Это объяснил Сам Господь Иисус, сказав, что городам Тир и Сидон в день суда будет легче, чем тем иудеям, которые видели Его дела и не покаялись. Т.к. это наказание является деянием божественной справедливости, можно быть уверенным в том, что страдание будет самым совершенным образом соответствовать преступлению. А преступление будет оцениваться не только в соответствии с различными грехами, которые совершил человек, но и в соответствии с различными степенями просвещения грешника и преднамеренного зла, из-за которого он упорствовал в своей нераскаянности.
Все грехи одинаковы в том, что они представляют собой преступления против святого и всемогущего Бога. Они различны сами по себе как в отношении зла, так и в отношении деяния. Люди правильно проводят различие между более или менее тяжкими грехами. Христос тоже говорит о различных степенях греха (Мф.5. 22). Также Он проводит различие между разными заповедями Закона Божия. Он говорит, что заповедь о любви к Богу является величайшей и главной заповедью. Поэтому преступление против первой скрижали (дощечки) Закона Божия должно считаться более тяжким грехом. Преступность греха становится различной также в соответствии с различной степенью знания и просвещения, которыми обладают люди. Об этом говорит Христос, когда Он провозглашает горе тем городам, в которых Он в наибольшей степени явил учение и силы. О вечном наказании осужденных людей мы не обладаем полным знанием. Кроме знания, которое дают нам некоторые предостерегающие слова и образы Библии. И пусть никто из нас не получит более полного знания об этом! Задумаемся лишь о словах Христа. Он дважды в одной речи повторил это ужасающее объявление: «Червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк.9.46,48). Огонь, который не угасает, должен обозначать, что страдание осужденных никогда не прекратится. И выражение «червь их не умирает» обозначает бесконечность мучения. Т.о., нечестивцы никогда не перестанут страдать.
Господь, повторяя Свои слова о черве, который не умирает, добавляет одну причину и объяснение: Мк.9.49 «Ибо всякий огнем просолится, и всякая жертва солью просолится». Тем самым исключается всякая мысль об уничтожении или о будущем восстановлении блаженства. Согласно левитскому закону, закланные жертвенные животные должны были просаливаться солью, которая называлась «солью завета Божия». В упомянутом левитском обычае соль обозначала непреложность Божьего завета с верующими. Теперь Господь говорит, что всякий осужденный грешник останется нетленным в вечном огне. Чтобы на протяжении целой вечности терпеть определенные для него наказания. Поэтому Господь говорит, что он огнем просолится. Справедливое Божье возмездие сделает детей гнева бессмертными в их страданиях. Т.о., Библия содержит ужасающую истину о том, что наказание осужденных будет вечным. Что между местом пребывания осужденных и небесами блаженных утверждена великая пропасть. Так что никто не может перейти из первого места в последнее. Нам трудно поверить в это, потому что мы правильно не понимаем и не осознаем величие Бога. Или к чему приводит то, что человек презирает и оскорбляет славного, величественного Творца. Наше падшее нечестивое сердце не осознает величие Бога, согрешить против Которого для нечестивца пустяк. Поэтому мы не можем понять, что грех против Бога заслуживает вечного наказания. К этому также добавляется то, что мы в полной мере не осознаем величия того примирения, которое Бог дал миру в страданиях и смерти Своего вечного Сына. Благодаря подвигу Которого никому не нужно погибать из-за своих грехов. Поэтому попирание ногами Сына Божия означает преступление, превосходящее все наши мысли. Вот почему ни один язычник не будет осужден на такие наказания, как нераскаявшиеся христиане.
Сомнения в этом вопросе происходят от могущественного действия древнего обманщика – сатаны. Тот, кто сказал женщине «Нет, не умрете», до сих пор наполняет весь мир ложными внушениями. Хотя люди верят Библии в других отношениях и знают, что Сам Господь Иисус в многочисленных словах говорил о вечных наказаниях, они всё равно пренебрегают этими Его словами и считают их противоречивыми Божию милосердию. Древний змей (сатана) скрывает от них то, что показывают все прочие Божьи деяния. Что Бог должен быть одинаково велик как в Своей праведности, так и в Своем милосердии. Что когда Он так безмерно милостиво принимает всех, ищущих благодати и прощает все их грехи, преступления и беззакония, с другой стороны, Он также должен явить Свою карающую праведность и силу Своим врагам. Враг скрывает это. Из этих и других причин следует, что хотя многие люди верят в то, что состояние блаженных будет вечным, многие всё же сомневаются в бесконечности будущего наказания. Хотя Сам Господь сказал: Мф.25.46 «И пойдут эти в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
«А дар Божий – жизнь вечная». О роде блаженства и славы, которые будут даны народу Божию, мы не можем составить себе ясного представления. Ап. Иоанн говорит: 1Ин.3.2 «мы теперь дети Божьи; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Пока мы смотрим, как сквозь тусклое стекло, преображение наше также происходит постепенно. Но когда мы увидим Господа Иисуса, образ наш быстро достигнет совершенства. Блаженство верных будет состоять в ясном знании о Боге, в единении всего, что может радовать освященную душу и доставлять ей удовольствие. Они обретут блаженство лишь в силу их соединения с Христом. Библия говорит о полноте удовлетворения, о полноте радостей перед лицом Божьим, но не о пресыщенности. И о сидении с Христом на престоле Его. Бог дает это блаженство на основании, свободном от всяких изменений. Это также заключено в словах: «дар Божий – жизнь венная». Бог сотворил и искупил человека для вечной жизни.
«Во Христе Иисусе, Господе нашем». По отношению к нам вечная жизнь является безвозмездным даром. Т.е. нам она ничего не стоила, мы ничем не приобрели или заслужили эту жизнь. Однако другому, Христу, она стоила много. Поэтому лишь через Него совершается примирение между Богом и человеком, восстановлено единение и приобретено вечное блаженство. Как малейшие, так и величайшие дары даются нам лишь во Христе.
Христианская конференция проходила на тему «Утешайте народ Мой». Один за другим проповедники делились со слушателями словами утешения. Но последний выступающий вдруг изменил тему. Он избрал тему из книги пророка Иеремии 7.1-11 «Пробудитесь от спячки». Не смягчая выражений, и при этом с любовью, он призвал проснуться и возненавидеть грех. Он призывал: «Не прячьтесь за Божьей благодатью, живя в тайном грехе». Далее он сказал: «Мы хвалимся: я христианин, Бог любит меня, не убоюсь зла», и при этом сами совершаем разного рода зло». Он продолжал: «Бог любящ, но Он также огонь поедающий (Евр.12.29). Он не будет мириться с грехом». Это выступление тоже было своего рода Божьим утешением. Слыша суровые, но правдивые слова, не будем отворачиваться, а примем их благотворное действие.
В газетном интервью А. Эйнштейн сказал: «Ребенком я получал наставления из двух источников: Библии и Талмуда. Я иудей, но меня восхищает сияющий образ Иисуса Христа. Невозможно читать Евангелия без ощущения действительного присутствия Иисуса. Его личность пульсирует в каждом слове. Ни в одном мифе нет такой жизни». Господь Иисус желает, чтобы мы познали Его и Его спасительную любовь. Поэтому каждый человек должен дать ответ на вопрос: «За кого ты почитаешь Иисуса?»
Господь, мы благодарим, что представил нам как плоды служения греху, так и праведности. Просим, подай нам эту благодать, чтобы мы не только понимали и знали это, но и обладали этим в живом опыте и упражнении. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы бл-м, что Твой возлюбленный Сын был дан нам для примирения с Тобой. И Он, заплативший за нас выкуп и приобретший для нас вечную благодать как наш Пастырь и Вождь нашего спасения, сделал нас причастниками этой благодати, жизни вечной. Так Он говорит Отцу: «Прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную». Боже, Ты любишь нас слишком сильно, чтобы попустительствовать нашим грехам. Твое исправление не бывает во вред, а напротив, исцеляет. Ты – Бог всякого утешения. Просим, дай нам помнить и размышлять о том, что Иисус Христос – наш Господь, искупивший нас от греха и власти дьявола. Помоги нам принадлежать и служить Ему, и прославлять Его как своего истинного Владыку на Земле и в вечности. Дай, чтобы перед Ним преклонилось всякое колено. Аминь.