ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 14 Мф.
14.1,2 «В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: Это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им». В начале этой главы приводится описание мученической кончины Иоанна. В первых стихах сказано о том, что послужило поводом к повествованию о кончине Иоанна именно в этом месте. Поводом было сообщение Ироду о чудесах, совершаемых Христом. Ирод, главный правитель Галилеи, услышал молву о Христе. В то время как соотечественники Христа (иудеи) пренебрегали Им за Его простоту, слава о Нем достигла дворца. Христос к этому времени проповедовал и совершал чудеса уже более двух лет. «Ирод … сказал служащим при нем», которые сообщили ему об Иисусе: «Это Иоанн Креститель …». Либо Ирод не держался учения саддукеев (они считали, что нет воскресения), либо его виновная совесть пробудилась. Иоанн не совершал чудеса. Но Ирод думал, что, воскреснув из мертвых, Иоанн облекся большей силой, чем при жизни. Ирод исполнился необоснованных страхов, вызванных его нечистой совестью. Если бы Ирод навел справки, то узнал бы, что Иисус Христос появился задолго до смерти Иоанна и поэтому не мог быть воскресшим Иоанном.
14.3,4 «Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего; потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее». Ирод был одним из слушателей Иоанна (Мк.6.20), поэтому Иоанн мог быть смелым в обращении с ним. Грех, в котором Иоанн обличал Ирода, состоял в том, что тот женился на жене брата своего Филиппа. Именно на жене, а не на вдове, что не было бы преступлением. Филипп был еще жив, а Ирод соблазнил его жену и взял себе в жены. Этот грех включал в себя не только оскорбление, нанесенное Филиппу, но также беззаконие, прелюбодеяние и кровосмешение. Преступление Ирода особенно отягчалось тем, что Филипп был его братом не по матери, но по отцу. Те, кто управляет людьми (напр., цари) не должны забывать о том, что они всего лишь люди, подотчетные Богу. Права нарушать Закон Божий не дано никому, даже царям. Ирод заключил Иоанна в темницу за его верность Богу, положив конец его служению. Он сделал это отчасти ради удовлетворения собственного чувства мести, а отчасти – чтобы угодить жене Иродиаде, которая из них двоих более всего была настроена против Иоанна.
14.5 «И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка». Быть может, когда Ирод запер Иоанна в темницу, у него не было намерения убить его. Но постепенно ярость его против Иоанна накалялась. Однако страх перед народом удерживал его от убийства. Если бы у него был страх Божий, он не заключил бы его в темницу. Он боялся и не Иоанна, хотя когда-то и чтил его. Он боялся народа, т.е. за себя, боялся потерять власть. Боялся, что недовольство народа, под влиянием такого возмутительного события как убийство пророка, вспыхнет еще сильнее, вызовет мятеж среди народа.
14.6 «Во время же празднования дня рождения Ирода, дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду». Здесь начинается описание плана убийства Иоанна Крестителя. Некоторые толковники считают, что Иродиада задумала этот жестокий план, ее жестокая мстительность жаждала крови. Она придумала, как убить Иоанна, не повредив репутации Ирода и не вызвав народного возмущения. Полагают также, что истинный план Иродиады был известен Ироду, и он тоже участвовал в нем. Несмотря на его ложное огорчение, он был причастен к злому замыслу, и знал заранее о том, о чем его попросят, прежде чем была высказана просьба. Его ссылка на клятву и уважение к гостям были всего лишь постыдными увертками. Танец девушки угодил Ироду (по крайней мере, он так сказал).
14.7 «Поэтому он с клятвой обещал ей дать, чего она ни попросит». Ирод с клятвой обещал этой девице удовлетворить любую ее просьбу. Он взял на себя чрезвычайно безрассудное обязательство, не подобающее благоразумному человеку. Полагаем, что если бы Иродиада не подучила его, как и свою дочь, то Ирод не решился бы на такое безумие.
14.8 «Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя». Девица была научена своей матерью. Дети не должны быть послушны родителям в ущерб послушания Богу. Вероятно, Иродиада опасалась, что она может наскучить Ироду, т.к. похоти обычно приводят к пресыщению. И тогда он, вспомнив обличения Иоанна, отправит ее от себя. Чтобы предотвратить такой оборот дела, она замышляет втянуть Ирода в убийство Иоанна Крестителя.
14.9 «И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей». Ирод сделал вид, что опечалился, но ради клятвы удовлетворяет требование девицы. Некий богослов предполагает, что одной из причин его печали было то, что кровопролитие должно было совершиться в его день рождения. А это было дурным предзнаменованием, т.к. обычно дни рождения украшались актами милосердия. Мы видим притворную заботу Ирода об исполнении клятвы. Глупое заблуждение – думать, что злая клятва оправдывает злые поступки. Он мог сделать для клятвы всё, что было законным и честным. Когда же она потребовала нечто совершенно противоположное, то он должен был заявить, и это было бы честно с его стороны, что клятва аннулируется. И он освобождает себя от обязательства исполнять ее. Ирод уступил не столько ради клятвы своей, сколько «ради возлежащих с ним». Т.е. потому, что клятва им была дана в присутствии других людей. Он удовлетворил требование девицы, чтобы не выглядеть перед своими приятелями нарушителем своих обязательств. Истинная причина уступки Ирода заключалась в его злобе на Иоанна Крестителя.
14.10 «И послал отсечь Иоанну голову в темнице». Темница, вероятно, была недалеко, у ворот дворца, и туда были посланы воины, чтобы отсечь голову великому человеку. Иоанна надо было обезглавить быстро, в угоду Иродиаде, ожидавшей этого с нетерпением. Это сделали непосредственно в темнице, а не на обычном месте казни, из-за страха перед народным возмущением. Великий пророк пал жертвой злобы властной прелюбодейной женщины. Иоанн умер за исполнение своего долга. Ни один Божий свидетель не бывает убит, прежде чем не закончит своего свидетельства. Бог извлек из этого добро – его ученики после его смерти сблизились с Христом.
14.11 «И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей». Девица отнесла голову Иоанна своей матери, в знак триумфа. Иероним Руфимский сообщает, что когда Иродиаде принесли голову Иоанна, она тем развлекалась, что колола его язык иголкой. Кровожадные люди наслаждаются кровавыми зрелищами.
14.12 «Ученики же его, взяв тело его, и погребли его; и пошли, известили Иисусу». Ученики Иоанна погребли тело своего учителя и принесли печальную новость Господу Иисусу. Его кости или другие части тела не сохранили для поклонения. Чрезмерное почтение к телам святых губительно, обожествлять их нельзя. Они пошли и возвестили Иисусу, не столько ради того, чтобы Он мог удалиться и обезопасить Себя. Несомненно, Он слышал от других об этом происшествии. Они известили Иисусу ради того, чтобы получить утешение от Него и быть принятыми в число Его учеников. Мы должны остерегаться, чтобы наша вера и ее исповедание не умерли вместе с нашими наставниками. Когда Иоанн Креститель умер, его ученики решили твердо держаться своей веры. Иоанн задолго до своей смерти указывал своим ученикам на Иисуса Христа и направлял их к Нему. Но они не могли оставить своего учителя, пока он был жив.
Иосиф Флавий (авторитетный историк того времени) упоминает об этой истории смерти Иоанна Крестителя. И добавляет, что роковое поражение армии Ирода во время войны с Аретой, царем Аравии (дочь которого была женой Ирода, и была изгнана им ради Иродиады) рассматривалось многими иудеями как возмездие, постигшее Ирода за смерть Иоанна. После того как Ирод, подстрекаемый Иродиадой, нелюбезно обошелся с римским императором, он был лишен власти и вместе с Иродиадой был выслан во Францию, в Лион. Иосиф Флавий пишет, что это было справедливым наказанием за то, что он прислушивался к советам Иродиады. Относительно дочери Иродиады записано, что однажды зимой она переходила по льду, который проломился под ней. Она провалилась в воду по шею, и острые кромки льда перерезали ее. Некоторые богословы говорят, что Бог потребовал ее головы за голову Иоанна Крестителя.
14.13 «И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком». Не весть о смерти Иоанна заставила Христа уединиться, но услышанное Им о том, что царь Ирод, посчитав Его за воскресшего Иоанна Крестителя, исполнился страха и ненависти по отношению к Нему. Он удалился за пределы досягаемости власти Ирода. Во время бедствия, когда Бог дает нам возможность избежать его, мы вправе это делать в целях сохранения собственной безопасности. Что касается Христа, то час Его еще не пришел, и поэтому Он не хотел подвергать Себя опасности. Он мог бы воспользоваться для защиты Себя божественной силой, но т.к. Его жизнь должна была быть примером для нас, то Он прибегает к человеческому благоразумию. Христос вызывал такую сильную привязанность к Себе со стороны народа, что Его отсутствие побуждало многих следовать за Ним. Полагаем, что после кончины Иоанна люди больше прежнего потянулись к Христу.
14.14 «И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними; и исцелил больных их». Христос явился перед народом открыто. Хотя Он удалился ради собственной безопасности и спокойствия, тем не менее, Он вышел из Своего уединения, когда увидел народ, приходящий к Нему. Вид большой толпы вызвал у Него жалость. Но Он не только жалеет людей, Он помогает им. Многие из них были больны и Он исцелил их. После этого, узнав, что они голодны, накормил их.
14.15 «Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее. Отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи». Настал вечер, и ученики предложили Христу отослать народ, считая, что пришло время расходиться.
14.16 «Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть». Христос не хотел распустить людей голодными или оставить их около Себя без пищи. Он не хотел также затруднять их покупкой пищи и приказывает ученикам накормить их. Христу не хотелось расставаться с теми, кто решил остаться с Ним. «Не нужно им идти». Тот, кто имеет Христа, имеет вполне достаточно. Ему нет нужды куда-то идти в поисках блаженства и средств к существованию. Он не хочет обременять Своих добровольных последователей расходами. Им нужно идти искать пищу. Он говорит: «Вы дайте им есть». Эти люди последовали за Христом только движимые сиюминутным порывом. И, тем не менее, Он заботится о них. Тем более Он позаботится о тех, кто следует за ним с полной отдачей.
14.17 «Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы». История насыщения Христом толпу, где только мужчин было около пяти тысяч, пятью хлебами и двумя рыбками записана всеми четырьмя евангелистами, чего нельзя сказать ни об одном другом из чудес Христа. Отсюда следует, что в этом чуде есть нечто, достойное особого внимания. Количество пищи совершенно не соответствовало числу людей. Этот запас предназначался для самих учеников, оказавшихся в пустынном месте. Христос мог бы насытить народ чудесным образом. Но, чтобы дать нам пример заботы о своих домашних, Он предпочитает накормить народ обычным путем. Здесь не было деликатесов. Рыбное блюдо не было редкостью для них, бывших рыбаков.
14.18 «Он сказал: принесите их Мне сюда». Если мы хотим, чтобы земные блага были для нас действительно благами, то нам следует принести их к Христу, ибо всё освящается молитвой и Его Словом.
14.19 «И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу». «И велел народу возлечь на траву». Отсюда следует, что во время Его проповеди народ стоял. Он возблагодарил Бога за пищу, которую они имели, и попросил Его благословить ее для них. Мы можем предположить, что в Своей молитве с благодарением Он просил об умножении пищи. Этим Он также учит нас просить благословения на нашу пищу и возносить благодарение за нее. Благословляя пищу, Иисус смотрел на небо, уча нас, чтобы мы в своих молитвах обращались к Богу как Отцу Небесному, сознавая, что получаем блага из рук Божьих. Он, «преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу». Этим самым Христос желал оказать честь Своим ученикам, чтобы их уважали как Его соработников. А также показать, как служители должны распределять в этом мире духовные богатства, дарованные Христом. Ч то Бог дает ученикам, они должны передавать народу. Здесь ничего не говорится о том, что Христос произнес какое-то особое слово, от которого пища стала умножаться. Ясно одно – пища умножалась во время ее раздачи. В то время как всё другое от употребления уменьшается, духовные дары увеличиваются при их использовании.
14.20,21 «И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей». Несмотря на большое несоответствие количества пищи числу людей, пищи хватило на всех, и еще осталось. Благословение Божье умножает малое и наоборот: если Бог проклинает то, что у нас есть, то мы едим, но не в сытость (Агг.1.6). Остался еще и запас пищи – по коробу на каждого апостола. Так что отданное ими они получили обратно с большой прибылью. Они не были привередливыми, поэтому могли с благодарностью съесть эти куски хлеба в другой раз. Коробы должны были послужить доказательством чуда, а также показать, что Христос обеспечивает Своих не скудно.
14.22 «И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку, и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ». В стихах 22-33 видим описание другого чуда – Иисус ходит по воде. Евангелист Иоанн объясняет причину того, почему Он поспешно отправляет Своих учеников: люди так сильно поразились чуду с хлебами, что собирались «взять Его и сделать царем» (Ин.6. 15). Чтобы предотвратить это, Христос отпустил народ, отправил учеников, чтобы они не объединились с народом, и удалился Сам. Первыми Он отпускает Своих учеников, понуждая их войти в лодку, ибо пока они не уйдут, народ не тронется с места. Они бы не ушли, если бы Он не понудил их: они не хотели выходить в Галилейское озеро без Христа. Они не хотели оставлять Его одного, без всякого сопровождения или без какой-нибудь лодки, которая поджидала бы Его. Но из послушания Христу они все-таки оставили Его.
14.23 «И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один». Хотя у Него много было труда среди народа, тем не менее, временами Он уединялся. Его занятием во время уединения была молитва. Он долго (вечером) оставался там один. Наступала ненастная, бурная ночь и Он продолжал молиться.
14.24 «А лодка была уже на середине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный». В начале путешествия учеников, может быть, была хорошая погода, но потом начался шторм. Они вышли в море (в Галилейское озеро) по поручению своего Учителя. Не следует удивляться, когда ученики Христа встречают бури, находясь на пути исполнения своего долга. Или когда они посылаются в море, хотя их Учитель заранее знает о предстоящем им бедствии. Они не должны расценивать это как знак Его не благоволения к ним. Они потом уразумеют, что Он намеревался через это явить им Себя особенным образом. Так Христос проводит Своих учеников сначала через меньшие, а затем через большие трудности. И таким образом постепенно приучает их жить верой, а не видением. Хотя ветер был противный и лодку било волнами, они, повинуясь Учителю переправиться на другую сторону, не изменили курса и не обратились назад. Но прилагали всё старание, чтобы продвигаться вперед.
14.25 «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю». Заметив бедственное положение учеников и переживая о них, Господь пошел к ним, идя по морю. Не следует попытаться узнать, как это произошло: то ли в результате уплотнения поверхностного слоя воды, то ли за счет уменьшения силы тяжести Его тела. Достаточно знать, что в этом проявилась Его божественная власть.
14.26 «И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали». Здесь мы находим описание того, что произошло между Христом и Его бедствующими учениками при Его приближении к ним. Вероятно, в то время все, кроме саддукеев (иудейская секта), в Палестине верили в существование и явление духов. Во время бури нас могут пугать самые ничтожные вещи. Полагаем, что ученики вообразили, что бурю поднял злой дух.
14.27 «Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь, это Я, не бойтесь». Здесь мы видим, как страхи учеников были побеждены. Иисус Христос пришел им на помощь, показывая им, как они заблуждались. Он успокоил бурю страха в их душе словами: «это Я, не бойтесь». Он успокоил учеников, открыв им Себя. Он не называет Себя по имени, как назвал Себя Павлу, когда тот шел в Дамаск: «Я – Иисус». Потому что Павел еще не знал Его, ученики знали же Его голос. Достаточно было успокоить учеников, чтобы они поняли, кто Тот, Кого они видят. Во-первых, Он ободрил их, чтобы они победили страх, сказав: «ободритесь». Будьте смелы, мужественны, соберитесь с духом. Это была вина самих учеников, что они потеряли бодрость духа во время бури. Господь Иисус не хотел, чтобы это с ними произошло. Во-вторых, Он сказал им: «не бойтесь». Не бойтесь, вы скоро убедитесь, что это Я. И вы знаете, что Я не мыслю против вас зла. Не бойтесь бури и волн, когда Я близок к вам. Я Тот, Кто заботится о вас.
14.28 «Петр сказал Ему в ответ: Господи» Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». Отметим смелость Петра и ее одобрение Христом. Дерзновение было отличительной чертой личности ап. Петра. Оно побуждало его опережать всех остальных в выражении любви к Христу. Хотя другие, быть может, любили Его не менее. В желании Петра прийти к Христу проявилась его привязанность к Нему. В том, что Петр не хотел идти без повеления Христа, проявилась его осторожность и повиновение воле Господа. Самые дерзновенные духом люди должны ждать призыва, прежде чем отваживаться на рискованное предприятие, а не начинать его поспешно и самоуверенно. В наше время нельзя ожидать таких необыкновенных поручений, какое получил в данном случае Петр. Мы должны прибегать к общим правилам слова и применять их к конкретным случаям, сообразуясь с указаниями провидения. Дерзнув по слову Христа пойти по воде, Петр проявил веру и решительность.
14.29 «Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу». В том, что Христос позволил Петру пойти, проявилась Его доброта и снисходительность по отношению к нему. Господь мог бы осудить его намерение, как безрассудное и поспешное, больше того, как самонадеянное. Но Он знал, что порыв Петра исходил из искренней привязанности к Нему. И поэтому великодушно отнесся к нему. Петр шел по воде не ради хвастовства, но чтобы приблизиться к Христу, и получил сверхъестественную поддержку.
14.30 «Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! Спаси меня». Повелев Петру идти, Христос имел целью не только дать ему возможность пройти по воде и познать Его силу, но также и то, чтобы, утопая, он мог познать свою собственную слабость. Ибо Господь хотел ободрить его веру, с одной стороны, и подавить его самоуверенность, с другой. Божьи люди чаще всего терпят поражение в тех добродетелях, в которых более всего преуспевают, чтобы показать им, что они еще не являются достигшими. Петр сначала был тверд, решителен, но потом сердце его ослабело. Пока он взирал на Христа, уповал на Его слово и на Его силу, он шел по воде хорошо. Но когда обратил внимание на ту опасность, в которой находился, то испугался. Причина наших страхов, как в общественной, так и в личной жизни, коренится в том, что мы больше смотрим нашими плотскими глазами, чем глазами веры на обетования Господа. Вероятно, Петр, будучи рыбаком, умел хорошо плавать. Полагаем, что выйдя из лодки, он надеялся, что если он не может пойти, то сможет проплыть. Однако Христос допустил, чтобы он начал тонуть, желая показать ему, что не его собственное умение обеспечивало ему безопасность. Петр обратился в своем бедствии к испытанному средству – к молитве, возопив: «Господи! Спаси меня».
14.31 «Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! Зачем ты усомнился?» Христос не отверг Петра, несмотря на то, что к его вере в его рискованном порыве примешивалась самонадеянность, а когда он ослабел - неверие. Может показаться, что Он не держит нас, однако это только кажется. Ибо мы «не погибнем вовек, и никто не похитит нас из руки Его» (Ин.10.28). Избавлением от наших собственных страхов мы обязаны Его силе и благодати. «Маловерный! Зачем ты усомнился?» Вера может быть истинной, но слабой. Вера Петра была достаточна для того, чтобы вывести его из лодки на воду, но всё же оказалась недостаточна для того, чтобы провести его по воде до Христа. Все наши сомнения и страхи, лишающие нас мужества, вызваны слабостью нашей веры. Когда мы переживаем бурные дни, только вера способна разрешить сомнения, вызванные нашими чувствами. Слабость нашей веры, одолевающие нас сомнения неугодны Господу Иисусу. «Зачем ты усомнился?» Какая причина была для сомнений?
14.32 «И когда вошли они в лодку, ветер утих». Когда Христос вошел в лодку, они сразу же оказались на берегу. Христос шел по воде, пока не дошел до лодки, а потом вошел в нее, хотя Он также легко мог дойти до берега. Но когда имеются обычные средства, надо ими пользоваться. Когда Господь вошел в лодку, Петр тоже вошел вместе с Ним. И когда они вошли в лодку, ветер утих, ибо Он сделал Свое дело – испытал учеников. Когда Христос входит в душу, Он повелевает стихнуть буре и ветру. Пригласите Его в свое сердце и буря там прекратится.
14.33 «Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий». Ученики получили двойную пользу: от пережитого ими бедствия и от избавления от него. Это послужило утверждению их веры во Христа и укреплению их убеждения в том, что в Нем обитает вся полнота Божества. Никто, кроме Творца Вселенной, не мог умножить хлебы с рыбкой. И никто, кроме ее Владыки не мог шествовать по водам озера. Ученики не могли устоять перед очевидностью и исповедовали свою веру: «истинно, Ты Сын Божий». Они знали и прежде, что Он Сын Божий, но теперь еще больше убедились в этом. После борьбы с неверием вера иногда становится более действенной и достигает большей силы после того, как выдержит испытание. Это событие послужило им поводом для того, чтобы воздать Господу Иисусу славу, подобающую Его имени. Они не только признали великую истину, но и покорились ей – поклонились Ему. Когда Христос являет нам Свою славу, мы должны возвратить ее Ему. Пс.49.15 «Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». Т.о., вера является основанием истинного поклонения, а поклонение – истинным плодом веры.
14.34 «И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую». В стихах 34-36 вкратце сообщается о чудесах, совершенных Христом на другом берегу озера, в земле Геннисаретской. Куда бы ни приходил Христос, Он всюду творил добро. Геннисаретская земля располагалась между Вифсаидой и Капернаумом. И либо получила свое название от озера, которое называлось Геннисаретским, либо озеро получило свое название от нее. Слово «Геннисарет» означает «долина притоков». Обратим внимание на усердие и веру жителей этой земли. Они искали помощи Иисуса Христа, нуждались в Нем. Величайшая честь, которую мы можем оказать Ему – это воспользоваться Им.
14.35 «Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных». Они узнали Его. Вероятно, чудо Его хождения по морю, весть о котором старательно распространяли бывшие в лодке, подготовило в этом месте путь для Него. И возможно даже, что это входило в Его намерения, ибо в Своих действиях Он преследовал одновременно многие цели. Узнав об этом и о других чудесах, совершенных Христом, жители собрались к Нему. Они приводили других к Христу, сообщая своим соседям о Его приходе. Они «послали во всю окрестность ту». Те, кто сам познал Христа, должны прилагать все усилия и все старания, чтобы других приводить к Нему, чтобы и они узнали Его. Во Христе имеется довольно благодати для всех, и нам не следует присваивать ее только себе. Мы должны стремиться сделать что-то для своих близких, хотя бы своим примером, чтобы привести их к Христу. Они хотели не только учиться у Христа, но искали исцеления своим больным. Если любовь к Христу и Его учению не могла привести их к Нему, то любовь к самим себе заставила их это сделать. Получая от Него благодать и праведность, мы прославляем Его и угождаем Ему.
14.36 «И просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелились». Жители той местности обратились к Христу с большой настойчивостью, с большим смирением и с великой уверенностью в Его всемогуществе. Для получения больших милостей и благословений от Христа необходимо просить Его: «Просите и дано будет вам». Жители той местности пришли к Господу, сознавая, что между Ним и ими существует огромная дистанция, и смиренно умоляли Его помочь им. Их желание прикоснуться хотя бы к краю одежды Его свидетельствует о том, что они считали себя недостойными того, чтобы Он обратил на них внимание, расспросил об их нужде. Или, тем более, прикоснулся к ним для исцеления их. Они почитали благословением со стороны Христа уже то, что Он позволит им прикоснуться к краю Своей одежды. Жители не сомневались в том, что они будут исцелены даже через одно прикосновение к краю Его одежды. Эти люди не ждали от Христа формальности возложения рук на больного. Они были уверены, что в Нем обитает такая полнота исцеляющей силы, что они обязательно исцелятся, если только им будет позволено прикоснуться к Нему. Именно в этих окрестностях имело место исцеление кровоточивой женщины через прикосновение к краю одежды Христа. И она удостоилась похвалы за свою веру. Вероятно, этот случай и послужил поводом для их просьб об исцелении именно таким способом.