ПРОПОВЕДИ
Как покончить с греховным прошлым.
Лк.15.7 «Сказываю вам, что так на небесах больше радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».
На небесах, у ангелов Божьих, будет больше радости об одном кающемся грешнике, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Покаяние и обращение к Богу грешников на Земле составляет предмет радости на небесах. Возможно покаяние и величайших грешников. И для них есть надежда. Даже самые худшие люди не должны отчаиваться. Даже самые худшие из грешников, если они покаются и обратятся к Богу, обретут милость. Бог любит миловать их, кода они обратятся к Нему. Он считает, что все Его затраты на их обращение возмещены. Небеса всегда радуются, когда увидят вернувшегося к Богу человека. Бог всегда радуется о делах Своей благодати. Он радуется, делая добро кающимся грешникам, Он радуется даже об одном кающемся грешнике. Божьи ангелы тоже радуются оказываемой грешникам милости. Хотя собратья их, согрешившие ангелы, оставлены на погибель и лишены милости. А раскаявшиеся грешники, такие ничтожные и отвратительные до своего покаяния, будут приняты Богом после их покаяния. И вскоре станут равными, подобными Божьим ангелам. Искупление рода человеческого было предметом радости для Божьих ангелов, ибо они пели при рождении Спасителя Христа: Лк.2.14 «Слава в вышних Богу». Итак, первыми прославили Бога после рождения Христа не грешные люди, а Божьи ангелы, которым Спаситель был не нужен. Ангелы, которые не пали и не нуждались в Искупителе. Первую песнь хвалы в честь Бога, явившегося в плоти, пропело «многочисленное воинство небесное».
Об одном кающемся грешнике, обращающемся к вере от порочной жизни, бывает большая радость на небесах. Больше радости об искуплении и спасении падшего человека, чем о сохранности и утверждении ангелов, которые не нуждаются в покаянии. Благодать Божья, Его сила и любовь больше проявляются в приведении грешников на путь праведный, чем в управлении теми, кто никогда не сбивался с него. Постоянное следование путем благочестия само по себе может быть более ценно и, тем не менее, внезапное обращение от злого пути греха вызывает больше восхищения и радости.
Обращение к Богу включает три составные части: покаяние, уверование и рождение свыше. Здесь мы попытаемся понять значение слова покаяние. Покаяться означает отвратиться, отказаться, отвернуться, отмежеваться от чего-то, в нашем случае от греха. Мы уже видели, что грешить – это значит жить по своей воле, а не по воле Божьей. Именно грех разрушил нашу связь с Богом, испортил отношения друг с другом. Чтобы мир с Богом обрести заново, надо стараться избавиться от греха. Становясь христианином, мы обязаны отречься от греховного мира в целом. Но не только. Отречься мы должны и от конкретных грехов, которые, допускаем, что они и не грехи, а просто плохие черты нашего характера. Компромисса тут быть не может. Христос требует от нас полного послушания. Обращенный человек любит своего Спасителя, и ему не хочется делать то, что Он ненавидит. Когда доверишься Христу, хочется следовать Ему во всем.
Вспомним, какая была самая первая проповедь Иисуса Христа. Мф.4.17 «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Проповедовать Господь начал со времени Его прихода в Галилею. Он проповедовал и раньше в Иудее, но тогда Его проповедническое служение было не таким открытым и постоянным, каким оно стало теперь. Темой Его проповеди было то же самое, что и проповеди Иоанна Крестителя, ибо суть Евангелия остается неизменной. Неизменными остаются повеления и доводы, усиливающие этот призыв. Эти слова можно выразить и так: «Убойтесь Бога и покаянием воздайте Ему славу». Христос высоко почтил служение Иоанна, начав проповедовать то же самое, что он проповедовал до Него. Этим Он показал, что Иоанн был Его посланцем и вестником. Христос, придя с небес, мог бы проповедовать о возвышенных и небесных вещах, которые могли бы всколыхнуть мир, но Он выбрал этот важный текст. Он часто проповедовал об этом. И никто из Его последователей никогда не считали эту тему устаревшей. Он пришел к людям с любовью и смирением, но начал Он с того, что указал на их вину и грех. Он сказал, что сперва надо покаяться, а потом Он сможет проявить любовь.
Однажды Христу рассказали, что нескольких галилеян (людей с севера страны) оккупанты-римляне убили, причем во время молитвы. В другом случае люди погибли случайно: на них упала башня. Господь Иисус сказал слушавшим Его: Лк.13.2,5 «Думаете ли вы, что эти … были грешнее всех, … что так пострадали? … Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете». Иными словами: насильственной или естественной смертью умирают люди, судьба их одна и те же, если они не покаялись в грехах и не обратились к Богу. Призыв к покаянию звучит по всей Библии. Пророк Иона был послан призвать жителей Ниневии к покаянию. Пророк Иезекииль передавал слова Божьи: Иез.18. 30 «Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением». Ап. Петр, один из ближайших учеников Господа, свою первую проповедь после вознесения Христова начал словами: Деян.2.38 «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа». Ап. Петр наставляет грешников на путь истинный. Пусть осознание тягостной вины, которую вы навлекли на себя, осудив Христа на смерть, побудит вас к покаянным размышлениям и об этом и об остальных ваших грехах. Пробудит в вас горькие угрызения совести и желание оплакать содеянное. «И да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов». Каждый из вас лично должен заключить завет в этом великом деле. Покайтесь, чтобы нечестие не привело вас к погибели. Креститесь по вере во Христа, и вы оправдаетесь. Стремитесь к этому, положившись во всем на Христа, и дано будет вам. «И получите дар Святого Духа», ибо этот дар должен быть благословением для всех послушных Богу. Ап. Павел, наставник многих первых христианских церквей, говорил: Деян.17.30 «Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться». Возвестив жителям Афин о Боге, Творце Вселенной и всего, что в ней, ап. Павел призывает их теперь к покаянию перед Богом с тем, чтобы после наставлять их в вере в Иисуса Христа. Апостол, показав нелепость служения идолам, убеждает афинян не следовать далее этим неразумным путем. «Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться», т.е. переменить свои мысли и пути. Устыдившись собственного неразумия, впредь поступать с большей мудростью, отвергнув идолослужение и посвятив себя служению истинному Богу.
Покаяние – это не просто сожаление о прошлых грехах. Господь Иисус рассказал притчу про юношу, который ушел из дому со своей долей семейного достояния. И всё растратил на удовольствия. Когда деньги кончились, и пришла нищета, он сожалел горько о своем поступке. Но на этом он не остановился: его сожаление переросло в покаяние. Он встал и пошел домой просить прощения и помощи у отца. И отец принял покаявшегося сына (Лк.15.11-32, Притча о блудном сыне). Итак, покаяться не значит просто попросить прощения, а дальше жить, как жил. Попросив прощения, надо изменить образ жизни. Но следует помнить, что само по себе это еще не вернет нас к Богу. Захотев и даже твердо решив изменить свое поведение, вы сделали важный, но всего лишь первый шаг на пути к Богу. Это не избавит вас от грехов: Божьего прощения нам делами не заслужить, даже отказом от всего злого. Из-за наших грехов взошел на Крест Иисус Христос, и только это примиряет нас с Богом. Но жертва Христова будет не для нас, если мы не решим покончить с себялюбивой жизнью и впредь собираемся жить не так, как Он велит. И не надо путать покаяние с ярким всплеском эмоций: решимости, скорби и т.п. Может быть, что в момент такого покаяния вы испытаете сильные чувства. Многие даже плачут. Но подлинное покаяние затрагивает те же аспекты личности, что и подлинное обращение: уверование и рождение свыше.
Покаяние состоит из осознания того, что вы грешник. Рим.3.23 «Все согрешили и лишены славы Божьей». Все люди являются грешниками по природе и по практической жизни. Лишены того, что является назначением человека – похвалы праведности. Где есть грех, нет никакой праведности, пока не упразднит его проклятия Христос Своим голгофским подвигом. Славой Божьей называет апостол ту, которая имеет место у Бога, как говорится в Евангелии от Иоанна: Ин. 12.43 «Возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божью». Грешники лишены права прославлять Бога (см.1.21). Через грехопадение человек вместо прославления Бога стал бесчестить Его. Он не может похвалиться невиновностью своей перед Ним. Он лишен оправдания перед Богом. Необходимо понять, что слово «все» относится и к нам. Ап. Павел настолько понимал свою греховность (он был очень набожен, но в прошлом преследовал христиан), что называл себя «первым из грешников» (1Тим.1.15). Привлечь внимание человека к его грехам Бог может разными способами. Когда же осознание грехов пришло, то в них надо покаяться. Просто признать, что они есть и всё – это ничего не даст.
Перед покаянием человек почувствует раскаяние. Где человек, там и чувства. И в данном случае без них не обойдется. Если вы никакого раскаяния не чувствуете, то как слово «каюсь» возникает в вашей молитве? Притворяться перед Богом бессмысленно: уж Он-то знает, искренни вы или нет.
Перед покаянием надо захотеть, чтобы Бог вас изменил. Надо твердо решиться покончить с греховной жизнью и в корне изменить отношение к Богу, к себе и к греху. Только Святой Дух может дать нам эту решимость. Библия учит, что человек, уверовавший во Христа, становится другим человеком. Невозможно быть христианином и жить, как заблагорассудится. Когда Христос входит в нашу жизнь, Он берет управление ей в Свои руки, Он станет Господом и Наставником. Ему надо отдать и тело и разум.
Мужчина установил камеру слежения у себя во дворе и проверял видео, чтобы убедиться, что система работает. Вдруг на экране он увидел силуэт в темной одежде, который бродил по двору. Встревоженный хозяин стал следить за этим силуэтом. Наконец он понял, что это он сам. Он просматривал запись, как недавно ходил по собственному двору. Что бы мы увидели, если бы смогли на время выйти из тела и понаблюдать за собой со стороны? Когда сердце царя Давида было ожесточено грехом, ему нужен был такой взгляд со стороны: Божий взгляд на происшествие с Вирсавией. И Бог послал пророка Нафана на помощь ему(2Цар.12). Нафан рассказал Давиду историю о богаче, который отобрал у бедняка для угощения своих гостей единственную овечку. Хотя у него были собственные стада, он убил овечку бедного соседа. Нафан показал, что история отражала поведение самого Давида. Тот понял, как согрешил и покаялся. Тогда Нафан рассказал царю о предстоящих последствиях, однако заверил Давида: «Господь снял с тебя грех твой» (ст.13). Если Бог открывает грех в нашей жизни, Его конечная цель – не осудить нас, а восстановить и помочь примириться с теми, кому мы причинили боль. Покаяние расчищает путь для обновленной близости с Богом силой Его прощения и благодати.
Некоторые христиане первым делом тратят деньги на свои удобства, а что останется – на Божье дело. И на развлечения у них время находится, а на чтение Библии – не всегда. И вот вся жизнь уходит на беготню: обставить дом, съездить в отпуск и т.п. Незаметно наши мелкие божки загораживают от нас великого Бога. Бог хочет стоять на первом месте в наших мыслях, словах и поступках. Христос предупреждал, что примет нас в Свою семью только тогда, когда мы решительно отвернемся от всех грехов и грешков, отдадим Ему управление нашей жизнью. Он обещает: наша полная отдача Ему будет многократно вознаграждена обильными благословениями Его любви, помощи и руководства. В случае половинчатой отдачи Он не обещает ровно ничего. Ему нужна полная перемена нашей жизни.
Господь, просим, помоги нам всю нашу жизнь вверить Богу и жить по Его заповедям. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам отвернуться от греха и начать всё заново вместе с Тобой. Все мы иногда ведем себя безрассудно. Единственное средство от этого – признавать свои грехи перед Богом. Просим, помоги нам в этом, ибо Ты прощаешь нас и даруешь Свою любовь и мудрость. Сделай наше сердце добрым и сострадательным. Бл-м за ободрение, которое Ты посылаешь через Свое Слово, чтобы нам продолжать жить для Тебя. Даруй нам покаянное сердце, чтобы нам реально видеть себя. Даруй нам благодать откликнуться на Твой благой призыв к добрым переменам. Прости нас, что мы порой бежим куда-то, но не к Тебе в поисках жизни и счастья. Помоги нам отвернуться от всего этого и отдать свою жизнь Тебе. Приведи нас к настоящей свободе. Просим, помоги нам увидеть свою жизнь так, как видишь ее Ты и испытать Твою любовь и благодать. Аминь.