ПРОПОВЕДИ
Что дает человеку обращение к Богу.
Прит.22.17-19 «Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию. Потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих. Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни». Мудрый Соломон обращается к своему сыну. Он показывает силу и пользу Слова Божьего. Он приглашает прислушаться к его увещанию. А говорит он не об обыденных вещах, а о словах мудрецов. Посмотрите, как привлекательна Божья мудрость. Она и утешает и помогает. Но люди мирские не понимают, как вера может приносить наслаждение. Они считают, что религия – враг удовольствия. Однако вера, исходящая из сердца, всегда приносит полноценное счастье. Плод веры растет на дереве жизни, и поэтому слаще меда. Заметим также связь между верой в сердце и на устах. Наши слова должны быть как нить драгоценных жемчужин. Ибо уста праведников кормят многих. Прит.10.21 «Уста праведника пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума». Даже не пробуйте говорить мудрые слова, если не уделяете времени для созерцания и размышления. Но даже мудрые слова бессильны, если не применить их к себе лично. Каждый человек должен отделить себя от других людей и предстать перед Богом в одиночестве, под ясным, испытывающим светом Его Слова. Не будем забывать, что основная цель этого наставления Соломона – наставить в вечных истинах. Именно для этой цели были написаны и евангелия. Должен быть непоколебим фундамент нашей веры. Это не значит, что нам нужно знать всё, чтобы иметь веру. Главное – уметь смиренно доверять Богу в тех вопросах, которые покрыты мраком тайны. Некий богослов точно выразил суть христианской философии, говоря: «Здравомыслие означает, что мы не позволяем вопросам без ответов подвергать сомнению истинное знание, которым обладаем». Нельзя же отказываться верить только потому, что мы не ответили на 10 тысяч возражений надменного, но явно глупого атеиста. Мы знаем, в Кого уверовали, и должны всегда поддерживать духовно слабых верующих. Здесь приводится увещание приобретать Божью мудрость и благодать, проявляя внимание к словам тех, кто имеет знание о добре и зле, о грехе и долге, о награде и наказании. К этим словам мы должны приклонить ухо свое в смирении, верой, любовью. И размышлением обратить к ним свое сердце. Царь Соломон приводит и аргументы, усиливающие это увещание. Слова Господа об этом мы находим в книге пророка Иеремии. Иер.31.18 «Слышу Ефрема плачущего: «Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и я обращусь, ибо Ты – Господь Бог мой»».
В Евангелии от Луки находим особое ободрение, данное Христом ап. Петру после его отречения от Спасителя: Лк.22.32 «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». Расширим слова Господа: «Я молился о тебе, потому что хотя сатана просил разрешить ему всех вас просеять, однако особенно яростной атаке ему позволено было подвергнуть именно тебя. Я молился о тебе, чтобы вера твоя не потерпела полного и окончательного краха». Если в истинно верующих сохраняется вера в час искушений, то хотя они и упадут, но не погибнут окончательно. Хотя их вера может потерпеть несколько падений, однако полного и окончательного ее крушения не произойдет. Только благодаря посредничеству и ходатайству Христа вера Его учеников, хотя временами и колебалась, однако не рухнула совсем. Если бы они были предоставлены самим себе, то погибли бы. Но они были хранимы силой Божьей и молитвой Христа. Христос исполняет Свое ходатайство не только за всех верующих вообще, но и за отдельных верующих («Я молился о тебе»). И это должно побуждать нас молиться не только за себя, но также обязывает молиться за других. В данном случае ап. Петр получил и поручение, чтобы он помог другим, когда он будет восстановлен благодатью Божьей. Чтобы ободрил он других, чтобы они тоже могли надеяться на Божью милость.
Великим благословением для мира является труд земледельца. Без земледелия была бы пустыней наша Земля. В Книге притчей сказано о том, что сам царь питается от поля, но он плохо питался бы, если бы Бог не научил земледельца благоразумию и усердию при возделывании земли: как сажать, сеять и ухаживать за землей. Мудрый царь Соломон старался разобраться и в земледелии: Прит.24. 32: «И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел, и получил урок». Он не разражается обвинениями в адрес земледельца, не называет его плохими словами. А, наблюдая за происходящим, он старается получить урок. Мы должны наблюдать не только за делами Божьими, но и за поведением человека. Плутарх высказывается: «Мудрые люди получают больше выгоды от глупцов, чем глупцы от мудрых, ибо мудрый человек будет избегать ошибок глупца, а глупец не будет подражать добродетелям мудрого человека». Увиденное лишь напомнило Соломону о глупости ленивца, который в то время, когда нужно идти работать, лежит в постели. В дальнейших стихах он показывает, какой позорной является лень. И какой вред она наносит и семье, и благополучию души.
Бог даровал ап. Павлу силы для свершения большого числа славных деяний, хотя для этого апостолу пришлось преодолеть многочисленные тяготы. Деян.26.20 «Но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле иудейской и язычникам проповедовал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния». Он употребил в деле благовестия все свои силы. Он начал с Дамаска, где обратился к Христу, ибо решил не терять времени даром. Оказавшись в Иерусалиме, где был воспитан и где прежде был известен, как яростный враг Христа, он стал призывать там к христианской вере. Проповедовал он по населенным пунктам Иудеи. В первую очередь он благовествовал иудеям и не оставлял их до тех пор, пока они не начали отвергать Евангелие. Он рисковал собой ради их блага. Его проповеди были исключительно практическими. Он ходил не для того, чтобы забивать головы людей философскими понятиями или собирать их для разбора полемических вопросов. А для того, чтобы открыть им путь спасения. Указать им на то, что им надлежит покаяться, вступить в завет с Богом против греха, переменить свои мысли и исправить свои пути, оставив всё худое. А главной целью ап. Павла было обратить людей к Богу. Ибо порочность и превратность людей не что иное, как их отчуждение от Бога. Поскольку покаяние – внутреннее действие, заключенное в сердечном чувстве, ап. Павел требует свидетельствующие о нем дела. Им нужно не просто пропитаться неприязнью к греху, а покориться Богу, т.е. не просто отвернуться от зла, а обратиться к добру. Они должны обратиться к Богу в любви и расположении, возвратиться к Богу в повиновении и послушании. Отвернуться от мирского и плотского – вот что нужно всему вырождающемуся человеческому роду. Обратиться к Богу как к своей важнейшей, благой и высочайшей цели; обратить свои взоры на Бога; обратить свое сердце к Богу; направить свои стопы на путь Его откровений. Возвещающему покаяние нужно жить по-христиански. Недостаточно одного только словесного покаяния, нужно еще и дела творить, которые соответствовали бы словам. Как истинная вера, так и истинное покаяние должны проявиться на деле.
Наилучшим образом мы воспользуемся богатством этого мира, если будем получать от него радость и будем творить им добро. Этой мыслью мудрый царь Соломон заканчивает главу 2 Книги екклесиаста (проповедника). Еккл.2.24-26 «Не во власти человека и то благо, чтоб есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это – от руки Божьей. Потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него? Ибо человеку, который добр перед лицом Его, Он дает мудрость и знание и радость. А грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму перед лицом Божьим». В делах мира нельзя обрести истинное счастье. Все они – суета. И если от них ожидать счастья, то результатом, чаще всего, будет разочарование. Но Соломон ставит нас на путь, где от мирских благ можно добиться наилучшего результата и избежать беспокойств. Мы не должны чрезмерно обременять себя трудом, стремясь иметь больше, чтобы не лишить себя утешений. Не должны слишком много откладывать на будущее, но и не терять радость от того, что собираем для своих потомков. В отношении своего состояния мы должны исполнять свой долг и больше беспокоиться о том, чтобы правильно использовать его для достижения целей, ради которых оно было вверено нам. А не волноваться, как заработать или умножить свое состояние. Это следует из последней части нашего отрывка, где говорится, что утешение в этой жизни умеет лишь тот, кто «добр перед лицом Бога». Мы всегда должны иметь Бога перед глазами и быть усердными во всем, что Ему угодно. Халдейское толкование говорит: «Человек может порадовать свою душу добром, придерживаясь заповедей Божьих и ходя путями, которые правы перед Ним». Сами по себе земные блага не делают душу счастливыми. Из них мы можем извлечь добро лишь для тела. Но если мы используем их, чтобы они могли послужить душе нашей и служить Богу, тогда мы извлечем из них хорошую пользу. Что касается этих благ, лучше для человека, благодаря им, иметь пищу и питье для себя и своей семьи и «услаждать душу свою». Это всё то хорошее, что из них можно извлечь. Обратим внимание на то, что мудрый царь Соломон не хочет, чтобы мы бросали свое дело и жили беспечно. Мы должны услаждать душу свою от труда своего. Должны использовать данные Богом блага, но не освобождаться от них. И быть усердными и радостными в своих мирских делах. Мы должны признать, что это от руки Божьей. Т.е. то хорошее, чему мы радуемся, является даром Его щедрости. Эти блага действительно приятны для нас, когда мы получаем их из руки Бога, как от Отца. Он дает нам то, что больше всего нам подходит, мы с этим соглашаемся, испытываем Его любовь и благость и благодарим за них. Наша душа не может насладиться этими благами, пока Бог не даст нам мудрости, чтобы мы правильно использовали их.
Формируя свое отношение к окружающему нас миру, мы должны помнить, что подавляющее большинство благ мы получаем от Бога и должны взирать на Него. Так как делал это сам царь Соломон, обладающий огромным богатством. Он не стремился к большему и не желал ничего лучшего. В то же время, мудростью своей не смог бы постичь эту истину без особой Божьей благодати. Поэтому он и нас направляет ожидать благ от Бога и молиться Ему об этом. При этом мы должны помнить, что богатство может быть благословением либо проклятием, в зависимости от того, расположено ли наше сердце использовать его для добрых дел. Бог делает богатство наградой для благочестивого человека. При этом дает мудрость, знание и успех, чтобы человек сам мог с радостью насладиться им и щедро поделиться с другими. Кто имеет добрый и честный дух, кто почитает Бога и беспокоится обо всем человечестве, тому Бог дает мудрость и знание в этом мире. А также радость с праведными людьми в мире грядущем. Но Он делает богатство наказанием для плохого человека, отказывая ему в разумеющем сердце, которое дало бы утешение от обладания им. Богатство будет лишь мучить грешника и тиранствовать над ним. Не благочестие часто наказывается неудовлетворенностью и ненасытимой алчностью, которые являются грехами.
Когда вы обратитесь, т.е. станете христианином в библейском смысле этого слова, вы станете другим человеком. Изменится ваше отношение к Богу. У вас появится чувство благодарности Ему за всё и желание радовать Его. Возможно, до вашего обращения на первом месте стояли безупречно благие цели и дела. Но даже они отодвинутся теперь на второе место, потому что самым важным для вас станет воля Божья, повиновение Иисусу Христу. Бог показывает обратившимся, что значит любить и быть любимыми.
Господь, просим, помоги обратиться к Тебе назначенным к спасению людям и покончить с греховным прошлым. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы просим, помоги нам показать другим людям, что Ты – наша сила. Мы рады, что у Тебя есть сила спасти нас. Помоги нам довериться Тебе в восполнении всех наших нужд. Мы нуждаемся в Твоей помощи, чтобы продолжить труд, который Ты нам поручил. Мы часто беспокоимся. У нас столько тревог. Просим, помоги нам доверять Тебе наши дни и ночи – всю нашу жизнь. Бл-м, что надежда на Бога дарит покой и прогоняет беспокойство. Бл-м, что Ты Своих никогда не забываешь. Когда мы чувствуем себя покинутыми другими людьми, помоги нам помнить о Твоей бесконечной, постоянной любви и находить в ней покой. Направь наши шаги к мудрости Священного Писания. Помоги нам поступать так, как хочешь Ты. Как велика и удивительна Твоя любовь даже к грешникам. Мы, люди, не заслуживаем Твоей любви. Бл-м, что Ты нас простил, выкупил и восстановил наши отношения с Тобой. Если мы верой в Иисуса Христа придем к Тебе, то можем рассчитывать на полноту жизни в Нем. Аминь.