ПРОПОВЕДИ
Что такое обращение к Господу Богу.
Иак.5.19,20 «Братия! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасает душу от смерти и покроет множество грехов».
Сама идея обращения для нас не нова. Напр., задача рекламы в том и состоит, чтобы обратить нас от покупки одного изделия к покупке другого. Мы говорим, что люди порой обращаются от одного вида деятельности к другому – скажем, от животноводства к земледелию. Значение слова «обратиться» включает также: «обернуться, передумать, резко повернуться назад, вернуться». Евангелист Билли Грэм рассказывает: «Подходит ко мне один алкоголик и говорит: «Мистер Грэм, не знаю, сказали вы хоть слово правды или нет, но я так и быть проверю этого вашего Христа, и если Он и впрямь хоть как-то поможет, то приду запишусь к вам навсегда!»». Через несколько недель он признался: «Происходит непонятно что. Каждый раз, когда я собираюсь выпить, такое впечатление, что кто-то меня останавливает». Иисус Христос помог ему одолеть губительную привычку. Он вернулся к Господу Богу и теперь живет по-христиански. Иными словами, он повернулся на 180 градусов, изменился полностью. Произошло обращение.
Когда и как человек обращается? Это зависит и от готовности самого человека, и от его характера, и от обстоятельств. Иногда это происходит в момент кризиса: когда всё, что придавало его жизни смысл, всё, что ее скрепляло, рушится под ударом личного горя или общественной смуты. В эти дни становится очевиднее, что только Бог – единственный источник действенной силы и любви. Но бывают обращения и во времена счастья и успеха. Всё идет прекрасно, и вот возникает благодарность Богу за Его щедрость. Возникает ощущение, что в жизни всё-таки не хватало чего-то главного. Нередко обращения внезапны. Бывает вспышка интуиции, и осознание истины приходит мгновенно. Человек становится христианином и меняется буквально на глазах. Другой человек обращается долго и трудно, в изнурительной борьбе с самим собой. Он медленно, постепенно осознает, что ему есть в чем каяться. В таких случаях обращение завершает длительный период мучений совести и душевных метаний.
Не все христиане могут припомнить момент обретения ими веры во Христа. Многим из тех, кто воспитан в христианской семье, трудно сказать, когда именно они обратились. Да и в науке различают два типа обращения. Одно начинается с острого осознания греха, другое – с поисков истины, полноты и духовности.
Рассмотрим, из чего состоит обращение. В нем просматриваются три составные части: 1) Покаяние, т.е. отказ от жизни, проходящей без Бога. 2) Уверование, т.е. возвращение к Господу Богу. 3) Рождение свыше, т.е. то новое рождение, при котором Бог изнутри духовно меняет человека. Поподробнее рассмотрим каждую из этих трех частей. Но сперва заметим, что подлинное обращение охватывает всю личность целиком: и ум, и сердце (т.е. эмоции и чувства), и волю. Бывает и так, что вы пережили какой-то эмоциональный опыт, который сочли обращением, но если ваш образ жизни остался без изменения, значит, это самообман. Жизнь должна соответствовать духовному состоянию, а это состояние – библейским истинам. Чувства в обращении задействованы. Вы начинаете ненавидеть зло, любить Христа и Его истину – всё это область чувств. Но даже если у вас есть и знания о Христе и необходимый эмоциональный опыт, это может оказаться недостаточно. В обращении обязана участвовать и воля человека. Главным вашим желанием станет угодить Богу, ваше прежнее «я» отомрет. И Бог даст вам новую природу, новое «я». Когда вы осознаете свой грех, а Святой Дух (Он дается каждому обращенному человеку), воздействует на вашу личность изнутри и вам об этом напоминает, тогда самое время распахнуть сердце перед Спасителем Христом. Он ради спасения Своих умер на Кресте и восстал из мертвых. В это время Дух Святой и совершает в человеке чудо нового рождения. Вы становитесь духовно новым человеком, и Христос входит в вашу жизнь, чтобы направлять ее. Нет такого человека, который не смог бы вернуться к Богу из-за того, что не знает, как это делать. Потому что с Божьей помощью понять это может каждый. Божье спасение доступно всем без исключения.
Вернемся к нашему эпиграфу: Иак.5.19-20 «Братья! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов». Итак, послание заканчивается призывом делать всё, что в наших силах, чтобы содействовать обращению других. Иаков в оправдание своего призыва приводит вескую причину. Поступая так, человек спасет душу и покроет множество грехов. Апостол допускает, что даже из братьев кто-то склонен уклониться от истины. Хвалиться тем, что ты свободен от заблуждений, или, находясь в заблуждении, отвергать это, не является признаком мудрого или святого человека. Но если кто-то находится в заблуждении, то каким бы он ни был великим, мы не должны бояться указать ему на его ошибки. Или, как бы духовно слаб он ни был, мы не должны пренебрегать возможностью сделать его мудрее и лучше. Если кто уклонился от истины, т.е. от Евангелия, великого правила и стандарта истины, в своих понятиях или в практическом поведении, то мы должны постараться вернуть его на правильный путь. Заблуждения в понятиях и в практической жизни обычно идут параллельно. Обратить заблуждающихся – это значит обратить их от их ошибок и отвратить от тех зол, к каким они их привели. Мы не должны опозорить заблудившегося брата, но мы должны стараться вернуть его на путь правильный. Даже если при всех наших стараниях мы не сможем этого достичь, тем не менее, у нас нет права преследовать и губить его. Если мы являемся орудием в обращении кого-либо, то мы, как сказано здесь, обратим его. Хотя это является, в принципе и в действительности, делом Божьим. И если мы не можем ничего хорошего сделать для обращения человека, то можем молиться о том, чтобы благодать Божья и Дух Святой изменили его. Послужившие тем или иным образом обращению другого пусть знают, какими счастливыми будут последствия их доброго дела: в настоящее время они будут иметь утешение, а в вечности они получат награду на небесах. Обращение состоит в том, чтобы обратить грешника от его ложного пути. И не от одного понятия и образа мышления к другому. Речь идет о спасении души и что сделано для этого, зачтется во благо обратившему ее. Поскольку душа – это главная часть человека, то упоминается только о ее спасении, однако подразумевается спасение всего человека. И душа и тело человека будут спасены от вечной смерти. Некоторые придают этому месту такой смысл: обращение предотвратит множество грехов. И это истина.
Национальная дорога №5 на Мадагаскаре проходит по прекрасным местам: белоснежное песчаное побережье, пальмовые леса, Индийский океан. Однако 200км камней, песка и грязи стяжали этой дороге славу одной из самых опасных в мире. Туристам, решившимся на поездку по ней, рекомендуется полноприводной автомобиль, опытный водитель и автослесарь на борту. Иоанн Креститель пришел объявить Благую весть о приходе Мессии тем, кто путешествовал по каменистым дорогам и трудно проходимой местности. Повторяя слова пророка Исаии, написанными несколькими столетиями ранее, он побуждал народ приготовить путь Господу и сделать для Него прямые стези: Ис.40.3 (Лк.3.4-5): «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». Иоанн знал, что если народ хочет быть готовым к встрече своего долгожданного Мессии, то должен измениться. Горы религиозной гордости нужно смирением понизить. А долины греха нужно заполнить праведной жизнью. Ни то, ни другое не под силу человеку. Поэтому Иоанн призывал людей к покаянию. Отвергшие его призыв не узнали Спасителя, когда Он пришел. Зато другие, осознавшие свою нужду в переменах, увидели в Нем благость и милость Божью.
Ободрение служит стимулом к продолжению доброго дела. Обращаясь к фессалоникийцам, ап. Павел побуждает их к добрым делам словами ободрения и похвалы. Он пишет: 1Фесс.4.1 «Братья, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали». Верующие этой церкви угождали Богу своей преображенной жизнью, и апостол убеждает их продолжать идти намеченным курсом с еще большим усердием. Суть его увещания – чтобы они более и более преуспевали в святом хождении, т.е. отличались от нехристиан в добрых делах. Они своей верой прославились широко и были образцом для других церквей. Но апостол хотел, чтобы они еще более преуспевали в святости. Будем и мы следовать этому примеру, любя Небесного Отца и угождая Ему. Применим слова ап. Павла к себе, усердно продвигаясь вперед в путешествии веры. Недостаточно пребывать в вере евангельской, надо преуспевать в делах веры. Но не будем ограничиваться собой. Возможно, кому-то нужно обращение. Кого вы можете вспомнить, стремящегося угодить Господу? Напишите короткую записку, или позвоните по телефону, или скажите несколько ободряющих слов. Это может оказаться именно тем, что нужно этому человеку, чтобы обратиться к Господу. Ободряйте друг друга и живите для Бога.
Некий убежденный атеист считает, что родители, которые учат своих детей религиозным вещам, как несомненной истине, поступают аморально. Он даже заявил пастору, что родители, которые прививают детям веру, совершают над ними насилие. Конечно, такие взгляды – крайность. И к этому пастору регулярно обращаются родители, которые не решаются твердо направлять своих детей к вере. В то время как большинство родителей не видят проблем с тем, чтобы прививать своим детям свои взгляды на политику, здоровое питание или спорт. Некоторые почему-то относятся к убеждениям о Боге ошибочно. Но ап. Павел писал, что Тимофей с детства был наставлен в Священных Писаниях, «которые (умудрили его) к спасению верой во Христа Иисуса» (2Тим.3.15). Тимофей не пришел к вере без посторонней помощи, когда повзрослел. Его мать заботливо направляла сердце сына к Богу. А затем он продолжил свой путь с тем, чему научился (ст.14). Т.к. Бог – это жизнь и источник подлинной мудрости, то для нас очень важно бережно насаждать знание о Боге в своих семьях. Многие системы земных ценностей влияют на наших детей: Интернет, телевидение, кино, музыка, учителя, друзья и т.п. Всё это несет в себе определенные убеждения (явные или скрытые) по вопросам веры, и оказывает реальное воздействие. Давайте не будем молчать, нам не дано молчать. Благодать, которую мы пережили, убеждает нас направлять детей к Богу.
В главе 11 Послания к евреям перечисляются герои веры, пережившие великие испытания и оставшиеся верными Господу. Следующая глава, гл.12 начинается словами: Евр.12.1: «Поэтому и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще». Мы не одиноки в путешествии веры. Сонм святых, оставшихся верными Богу, ободряют нас своим примером. Взирая на Иисуса Христа, Начальника и Совершителя веры (Евр.12.2), мы получаем поддержку от тех, кто следовал за Ним.
Господь, просим, помоги нам помнить о Твоей любви к нам, детям Твоим. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы просим, смягчи наше ожесточенное, упрямое сердце, чтобы мы могли жить в мире с Тобой и с другими людьми. И помоги нам быть открытыми для Твоих мудрых советов. Помоги прислушаться к Твоим Словам и искать единства с другими верующими. Благодарим, что Ты наставляешь нас через Библию, ведешь Своим Духом и употребляешь Своих детей, чтобы мы оставались сосредоточенными на Тебе и подотчетными Тебе, как члены Христова Тела. Благодарим, что Ты ободряешь наше сердце. Когда мы страдаем от переживаний, направь наш ум снова к Тебе. Благодарим за ободрение, которое Ты посылаешь через Свое Слово, чтобы нам продолжать жить для Тебя. Бл-м Тебя за радость нашего обращения и за радость и привилегию направлять сердца наших детей к Тебе. Просим, соверши в нас то, что самим не под силу. Сдвинь горы гордости и заполни долины греховности, чтобы Тебе иметь полную свободу в нашей жизни. Аминь.