ПРОПОВЕДИ
Человеку надо возвращаться к Богу.
Мф.18.1-4 «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном».
Не было более высокого проповедника смирения, чем Иисус Христос. Он пользовался всяким поводом для того, чтобы рекомендовать смирение Своим последователям. Поводом к данной беседе о смирении послужил неподобающий ученикам спор между ними, спор о превосходстве. Они много слышали о Царстве Небесном, однако были неразумны и далеки от ясного понимания его сущности, Они мечтали о временном царстве с его чисто внешним блеском и силой. Они думали, что теперь пришло время занять свои места в этом царстве. А в таких случаях следует заранее обо всем договориться. Они полагали, что все, имеющие место в этом царстве, являются великими людьми. И они полагали также, что существуют различные степени этого величия. Кого захочет почтить Царь Иисус, если не их, оставивших ради Него всё и участвовавших в Его напастях? Но Христос никому из Своих учеников не обещает высокого ранга в Своем Царстве. Он учит их быть смиренными. Урок смирения весьма труден. Чтобы научить нас смирению, понадобятся разные способы и средства. Глядя на малое дитя, мы должны понять, что хотел Христос сказать нам через него. Он поставил его посреди них не для того, чтобы они могли поиграть с ним. Но для того, чтобы поучиться от него. Взрослые люди не должны считать детей недостойными своего внимания. Порой они сами могут получать наставления через них.
Господь учит также посредством проповеди, основанной на приведенном Им примере. В ней Он показывает ученикам, а также нам необходимость смирения. Он настаивает на следующем: «Вы должны обратиться, вы должны иметь другой ум, другой нрав и характер, вы должны переменить свои мысли и о самих себе и о Царстве Небесном, прежде чем вы станете достойными быть в нем». Они должны «стать как малые дети». Обращающая благодать делает людей подобными малым детям: не игривыми, но возлюбившими, как дети, чистое словесное молоко. Дети ни о чем не заботятся, предоставив родителям заботиться о них. И, что главным образом имеет здесь в виду Христос, ученики Его должны быть смиренными, которые не важничают, не щепетильны в отношении почестей. Как дети богатых, благородных родителей порой играют с детьми бедных людей. Малое дитя не имеет великих и честолюбивых целей. Не строит планов, как ему возвышаться в этом мире. Так и мы должны смирять и успокаивать свою душу. У детей маленькое тело, а у верующих взрослых должен быть смиренный дух и не высокое мнение о себе. Именно такой нрав ведет к другим добрым качествам.
При этом Христос подчеркивает: без этого «не войдете в Царство Небесное». Мы должны бояться не войти в Его Царство. Ученики Его, ставя свой вопрос, были уверены в том, что они войдут в Царство Небесное. Но Христос побуждает их проявлять заботу о себе. Они стремились стать большими в Царстве Небесном. Господь говорит им, что если они не изменятся к лучшему, то не войдут в Царство. Некоторые из тех, кто выдает себя за великих людей в церкви, оказываются не только малыми, но вообще не имеющими в этом части и жребия. Господь хотел показать, как опасны гордость и честолюбивые амбиции. Гордость низвергла с небес согрешивших ангелов, и мы можем оказаться вне неба, если не обратимся от гордыни. Тот, кто возносится в своей гордыне, подпадет под одно осуждение с дьяволом. Чтобы избежать этого, мы должны стать как малые дети. А для этого мы должны родиться свыше, облечься в нового человека.
Назад к Богу для человека есть только один путь. Вслушаемся в слова Христа: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Вот оно ключевое слово: обратиться. Путь к Богу проходит через дверь, называемую «обращением». Важно понять, что обратиться – не означает принять решение жить по Библии. Библейские законы и повеления – не лекарство от греха нашего и от болезней мира. Это скорее история болезни, объясняющая, откуда берется зло. Закон выявляет греховность человека. В Библии говорится: Рим.3.20 «Делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть, ибо законом познается грех». Т.е., никакой человек не может стать праведным делами Закона. Слово Закон здесь следует понимать в широком смысле, так что оно обозначает весь Закон Божий, которым обладали иудеи, так и тот, который записан в сердце всех прочих людей. Причина, по которой никакой человек не оправдывается делами Закона, заключается не в несовершенстве Закона. Закон, в самом деле, «свят, праведен и благ». Тот, кто совершенен и делает всё, что требует Закон Божий, тем самым обретет праведность и спасение без заслуги какого-либо посредника. Но причина заключается в том, что настолько испорчена всякая плоть, что ни один человек после грехопадения Адама и Евы, не является таким, как требует Закон. И не делает того, что он требует. Апостол объясняет, что все люди, которые хотят оправдаться Законом, находятся под проклятием. В Послании к галатам он говорит: Гал.3.10 «ибо написано: проклят всякий, кто не держится всего написанного в книге Закона, чтобы всё исполнить». Праведен перед Законом лишь тот, кто во всех отношениях и во все мгновения делал то, что требует Закон. Господь Бог завершает Десятисловие заповедями: «не возжелай, не пожелай». Т.о., даже тот человек, кто противится своему злому желанию, уже является осужденным преступником, ибо ему нельзя было даже иметь злого желания. Но, поскольку каждый человек рожден с такой природой, в которой всегда есть греховные желания, хочет ли он того или нет, он уже из-за своей природы является чадом гнева (Еф.2.3). Апостол использует здесь слово плоть, чтобы напомнить о естественном рождении человека. Вспомним слова Спасителя Христа: Ин.3.6 «Рожденное от плоти есть плоть».
Итак, Закон – как зеркало: показывает наши недостатки, но исправить не может их. Призывает нас к действию, но не может обратить к Богу. А ведет к смерти вечной (разлуке с Богом), но не к жизни (счастью вечного общения с любящим Небесным Отцом). Думая об обращении, о возвращении к Богу, не надо впадать в самообман. Рим.3.23 «Все согрешили и лишены славы Божьей». Т.о., обращение – не только для отъявленных грешников, оно для каждого человека, каким бы приличным он себе ни казался. Основные проблемы человека, прежде всего, духовные, а лишь потом – общественные. Сначала должно произойти внутреннее изменение, обращение, а уж потом изменится и поведение.
В начале 1960-х годов стали популярны необычные рисунки, на которых изображались человек или животные с огромными печальными глазами. Их рисовала женщина, а ее муж занимался продажами. Со временем пара разбогатела. Подпись художницы никогда не появлялась на ее произведениях. Она боялась мужа и жила в безвестности, пока их брак не распался. Конечно, муж ее поступил крайне плохо. Но и мы, последователи Христа, склонны присваивать славу за свои таланты, умение и добрые дела. Важно понимать, что все это стало возможным только благодаря Божьей благодати. В Книге пророка Иеремии мы находим плач о недостатке смирения в нераскаявшемся сердце людей. От имени Господа пророк писал, что человек не должен хвалиться ни мудростью, ни силой, ни богатством. Хвалиться можно только тем, что мы знаем и понимаем, что Бог – «Господь, творящий милость, суд и правду» (Иер.9.24). Когда мы понимаем, кто настоящий начальник, наше сердце наполняется благодарностью. И вспоминаем слова: Иак.1.17 «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов …». Бог должен быть признан первопричиной и источником всякого добра. Как Отец светов, Он дает и свет разума и познания. Свет божественного откровения еще более непосредственно посылается свыше. Свет веры и утешения – от Него. Вся слава, хвала и честь принадлежат только Ему.
На заре своей карьеры радио ведущий много переживал по поводу критики и похвалы в свой адрес. А потом почувствовал, что Бог побуждает его отложить и то и другое. Поэтому он установил для себя правило: «Извлеки полезное из критики и прими похвалу. А затем отложи то и другое и смиренно иди вперед в Божьей благодати и силе». Критика и похвала могут вызвать в нас сильные эмоции. Если их не контролировать, это может привести либо к самобичеванию, либо к раздуванию своего «я». В Библии, в Книге притч сказано о пользе одобрения и мудрого совета: Прит.15.30-33 «Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости. Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми. Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение». Если мы получаем укор или обличение, должны постараться извлечь из него пользу. А если нас хвалят, порадуемся и ободримся для новых успехов (разобравшись в истинности хвалебных слов). Будем смиренно ходить перед Богом, и Он поможет нам получить пользу и от обличений и от похвалы, а затем отложить их и продолжать следовать Его водительству.
В книге для детей есть рассказ об игрушках в детском доме. Вельветовый кролик в конце становится настоящим, потому что позволяет ребенку себя полюбить. Другая игрушка – старая мудрая лошадь. Она повидала длинную череду механических игрушек: как они приходили хвастаться и важничать, как у них вскоре ломался ходовой механизм и как они вышли из строя. Они выглядели и звучали впечатляюще, но их хвастовство ни к чему не привело. Дети не испытали к ним любви. Хвастовство сначала может выглядеть впечатляющим, но его конец часто печален. Библейский пророк Иеремия называет три сферы, в которых это особенно заметно: мудрость, сила и богатство. Иер.9.23 «Да не хвалится мудрый мудростью своей, да не хвалится сильный силой своей, да не хвалится богатый богатством своим». Далее Бог говорит: Иер.9.24 «Хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь». Давайте будем хвалиться нашим любящим Небесным Отцом.
Говорили о необходимости обращения, которое должно выразиться в детском смирении. Ученики пришли к Христу с вопросом: «Кто больше в Царстве Небесном?». Они спрашивали как духовные невежды, исполненные плотских ожиданий. И они получили ответ, пробудивший их от дремы. В ответе Христа содержится основополагающая истина: «если не обратитесь, и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Эти слова должны глубоко запасть в наше сердце. Без обращения нет спасения. Внутренняя, духовная природа каждого человека должна измениться. Мы должны родиться свыше (Ин.3.8). Без этого изменения мы не годимся жить в присутствии Божьем. И небеса будут не небесами для нас, если мы не обратимся. Эта истина относится ко всем людям. Все люди рождены в грехе, все они чада гнева, все они без исключения должны стать новым творением. Все они должны получить новое сердце, изменить свой дух, должно прийти всё новое. Надо быть крещенным в христианской Церкви и пользоваться средствами благодати. Но, кроме этого, нужно обращение.
Хотите ли вы знать, что по-настоящему ли вы обращены? Верный признак истинного обращения – это смирение. Если вы получили Святого Духа (получает Его каждый верующий), вы должны показать это своей кротостью. Как дети, вы должны со смирением думать о своих собственных силах и мудрости, ощущая свою зависимость от Отца Небесного. Как дети, вы не должны искать величия этого мира. Вы должны быть довольными. Истинно, подобные размышления по-настоящему проверяют сердце. После самоисследования становится понятно, что некоторые обращения – это совсем не обращения. Легко обратиться от одной точки зрения к другой, но такое обращение не спасает душу.
Господь, просим, помоги нам обратиться от гордости к смирению, от чрезмерного самомнения к реальной самооценке, от самонадеянности к самоуничижению. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Как велик Ты! Просим, открой наши глаза, чтобы видеть Тебя в величии творения, и открой наше сердце, чтобы воздать Тебе достойную хвалу. Да хвалят все имя Твое, ибо Ты повелел и сотворились. Если мы посмотрим и послушаем, то увидим, как творение провозглашает Божью славу. Если мы будем замечать дела Твоих рук, это будет побуждать нас к поклонению Богу, стоящему за всем этим. Бл-м за отражение красоты Твоего творения, которые Ты оставил в окружающем нас мире. Нам не хватает фантазии, когда мы пытаемся представить, что ожидает нас на небесах. Мы изливаем перед Тобой свое сердце. Просим, забери нашу боль и гнев и пошли нам Свой мир. Мы верим, что Ты можешь превратить наше сетование в ликование. Бл-м, что благословляешь нас радостью и привилегией искать Тебя и даешь нам возможности рассказывать о Тебе людям. Просим, приближай нас к Себе. Аминь.