ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 15 Мф.
15.1 «Тогда приходят к Иисусу иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:» В ст.1-9 этой главы записан разговор Христа с иерусалимскими книжниками и фарисеями. С первого взгляда может показаться, что предмет этой беседы на сегодняшний день совершенно неактуален. Но это не так: фарисейские принципы никогда не умрут. Поэтому всё, что сказано здесь, имеет первостепенную важность. Мы узнаем, что лицемеры придают огромное значение внешней религиозности. Недовольство здесь книжников и фарисеев – тому яркий пример.
15.2 «Зачем ученики Твои преступают предание старцев? Ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб». Они придирались к ученикам Христа за то, что они ели хлеб неумытыми руками. Когда после вавилонского пленения пророчества среди Израиля прекратились, то некоторые люди стали ревностно охранять и изучать имевшиеся Священные Писания. Они стали самыми влиятельными мужами среди еврейского народа в течение ближайших столетий до и после рождения Христа. Их называли книжниками. Первым в Библии под этим именем мы встречаем священника Ездру (Езд.7.6). Фарисеи (толкователи) – самая многочисленная и могущественная партия между евреями того времени. Иосиф Флавий, написавший историю еврейского народа, впервые упоминает о фарисеях при первосвященнике Ионафане (около 145г. до РХ). Он говорит о них следующее (его слова сокращаем). Фарисеи живут скудно, воздерживаются от вкусной пищи, следуют велению разума. Оказывают почтение старцам, верят в существование духов и воскресение мертвых. Их характеризовало строгое соблюдение всяких внешних установлений. Но Господь Иисус раскрыл лицемерие фарисеев Его времени, показав, что их внешняя святость прикрывает внутреннюю нечистоту. Книжники и фарисеи были великими людьми в иудейской церкви, претендующими на благочестие. Они были ярыми врагами Евангелия Христова, прикрывающими свое противление ему ревностью о Моисеевом законе. Тогда как в действительности стремились только лишь к тому, чтобы сохранить свою власть над совестью людей. Они были люди образованные. Книжники и фарисеи, о которых говорится здесь, были из Иерусалима, т.е. из главного города. Здесь они выступают в роли обвинителей, обвиняют учеников Христа в неподчинении канонам церкви. Это обвинение они подтверждают конкретным примером: «Ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб». Если это было самое худшее, в чем можно было обвинить учеников, то это означало, что поведение учеников было безобидным. Обратим внимание на то, в чем заключалось предание старцев. В том, что люди часто должны умывать свои руки, а перед едой – всегда. Они возвели это в ранг религиозного долга, полагая, что, прикасаясь к пище руками неумытыми, они оскверняют себя ею. Фарисеи сами соблюдали это правило и со всей строгостью требовали этого же от других, рассматривая это как вопрос совести. Считая несоблюдение этого правила грехом против Бога. Более того, они даже не ели вместе с теми, кто не умывал своих рук перед едой. К сожалению, и в наших церквах есть служители, которые навязывают другим собственные измышления. Ученики, хотя еще слабые были в познании, хорошо понимали, что когда омовение рук навязывалось им как религиозный обряд, когда именно это подчеркивалось в нем, то им не следовало подчиняться, даже когда книжники и фарисеи наблюдают за ними. Книжники и фарисеи обратились с жалобой к Христу, полагая, что Он попустил им поступать так собственным примером. Хорошо, что эта жалоба была высказана Христу, т.к. сами ученики, быть может, не смогли бы объяснить причину своего поведения.
15.3 «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» Христос оправдывает Своих учеников в том, в чем они обвинялись как в преступлении. Отвечая фарисеям, Господь использует два приема: встречное обвинение и общее обвинение. Это было не просто встречное обвинение, это было осуждение их преданий. Никогда не следует подчиняться человеческому авторитету, если он конкурирует с Божьим. Общее обвинение: «Вы преступаете заповедь Божью ради предания вашего». Они называли его преданием старцев, тем самым подчеркивая древность его происхождения и авторитет тех, кем оно было установлено. Подобно тому, как Римская церковь ссылается на отцов церкви и соборы. Христос же называет его их преданием. Незаконные установления будут вменены в вину тем, кто поддерживает и соблюдает их, наравне с теми, кто впервые изобрел и ввел их (Мих.4.16). «Вы преступаете заповедь Божью». Те, кто сильно ревнует о собственных постановлениях, обычно пренебрежительно относятся к заповедям Божьим. По этой причине ученики Христа должны остерегаться таких постановлений. Они превращаются в противостояние авторитету Христа.
15.4,5,6 «Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет». А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом, вы устранили заповедь Божью преданием вашим». Христос доказывает Свое обвинение на частном примере нарушения фарисеями пятой заповеди. Заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою». И это почитание является источником и основанием всех остальных обязанностей перед родителями. Наш Спаситель подразумевает под этим обязанность детей поддерживать своих родителей и служить им в их нуждах, когда есть в этом необходимость. А также всячески заботиться об их благосостоянии. Обетование Закона в отношении пятой заповеди заключается в следующем: «И будешь долголетен на Земле». Но Спаситель делает ударение на том наказании, которое связано с нарушением этой заповеди. Кто злословит своих родителей, насмехается над ними и ругает их, тот нарушает этот Закон. Можно предположить, что отказ оказать помощь родителям своим равносильно злословию их. Если в своих речах мы достаточно уважительны и оскорбительного не допускаем в них, но дела наши не соответствуют нашим словам, то что пользы? Теперь покажем, как предание старцев противоречит этой заповеди. Это противоречие не прямое, не явное. Их казуисты придумали такие правила, которые позволяли легко уклоняться от исполнения пятой заповеди (ст.5-6). «Вы слышали, что Бог сказал, а вы говорите так-то и так-то». Всё то, что говорят люди, должно проверяться Словом Божьим. А если в их словах обнаружится что-либо противоречащее ему, то их следует отвергнуть. Во-первых, их предание заключалось в том, что не существует никакого лучшего способа распорядиться своим имуществом, как посвятить на храмовое служение. А всё, посвященное на храм, отменяло все другие обязательства. Это исходило отчасти из их благоговения перед храмом, а отчасти из их корыстолюбия, ибо пожертвования на храм составляли их прибыль. Во-вторых, как это предание применялось к случаю взаимоотношений детей с родителями. Когда их родители нуждались в помощи, они оправдывались тем, что всё, что они могли сэкономить, они уже отдали в сокровищницу храма. Поэтому их родители ничего не должны были ожидать от них. Духовные руководители учили детей, что это достойный предлог. Но абсурдность и нечестие этого предания были очевидны. А если бы они знали, что означает «милости хочу, а не жертвы», то не допускали бы обрядам разрушить самые необходимые нравственные нормы. Кто осмеливается обходить Божьи законы, тот, с точки зрения Христа, отменяет их. Нарушать Закон плохо, но учить людей нарушать Закон еще хуже.
15.7,8 «Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: «Приближаются ко Мне люди эти устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня». Вторая часть ответа Христа осуждает. Он обвиняет книжников и фарисеев в лицемерии. Тот, Кто испытывает сердце человека и знает, что в человеке, имеет право обвинить человека в лицемерии. Глаз человека может различать лишь явное нечестие, и только глаз Бога может распознать лицемерие. Свое обвинение Христос извлекает из Ис.29.13. Пророк говорил о людях своего поколения. А Христос применяет эти слова к книжникам и фарисеям Своего времени. Обличения греха и грешников, которые мы находим в Библии, предназначены для применения до скончания века, ко всем людям. Угрозы, направленные против других, относятся и к нам, если мы виновны в тех же самых грехах. Пророчество Исаии остается в силе до сих пор. Пророчества Священного Писания исполняются каждый день. В пророчестве описываются две стороны образа жизни лицемеров: 1. Их поклонение Богу: «Приближаются ко Мне …». Обратим внимание на следующее. Во-первых, как далеко идет лицемер. Он приближается к Богу и чтит Его, он является поклонником Бога по своему исповеданию. Во-вторых, на чем останавливается лицемер. Он делает всё только своими устами и языком, его благочестие чисто внешнее. Он только изображает большую любовь, в сердце же его нет истинной любви. В-третьих, им недостает самого главного: они чужие для Бога люди; пребывают где-то далеко от Него. У них нет заботы о своей душе и вечности. Их лицемерие проявлялось в том, что они почитали устные предания наравне со Словом Божьим. Когда измышления человеческие добавляются к установлениям Божьим, это есть лицемерие, это чисто человеческая религия. Бог не признает того, что делается не по Его законам. Богу угодно только то поклонение, где люди поклоняются сердцем. Об этом говорит Господь Иисус, когда цитирует из книги пророка Исаии.
Сердце – это главное во взаимоотношениях мужа и жены, друзей, родителей и детей. Сердце должно быть главным во взаимоотношениях нашей души с Богом. Что нам в первую очередь нужно, чтобы стать христианами? Новое сердце. Какую жертву требует от нас Бог? Смиренное и сокрушенное сердце. Что такое истинное послушание? Послушание от всего сердца. Что такое истинное обрезание? Это обрезание сердца. Что такое спасающая вера? Это вера сердцем. Где должен жить Христос? В нашем сердце верою. Какова главная просьба Премудрости, обращенная к каждому человеку? «Сын Мой! Отдай сердце твое Мне!» Давайте закончим изучение этого отрывка исследованием своего сердца.
15.9 «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Этот стих содержит приговор, вынесенный лицемерам. Их поклонение Богу не достигает той цели, для которой оно предназначено. Оно не угодно Богу, а им не приносит никакой пользы. Если поклонение Богу совершается не в духе, то совершается не в истине, а поэтому оно тщетно. Как прискорбно, когда, живя в век молитв и проповедей, воскресных богослужений и духовных таинств, мы живем напрасно. Если наше сердце без Бога, то именно так и обстоит дело. Итак, опасно пытаться добавить что-либо к Слову Божьему. Если человек берется дополнять Библию, значит, он ценит свои дополнения больше Библии. Господь Иисус, защищая Своих учеников от нападок книжников и фарисеев, спрашивает: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего». Христос смело наступает на всю систему добавлений к Библии, которые, с точки зрения фарисеев, были необходимы для спасения. Он учит, что в любом религиозном установлении, основанном на человеческом авторитете, существует тенденция узурпировать авторитет Божьего Слова. Т.о., Христос оправдал Своих учеников, не подчинившихся преданиям старцев. Только этого добились иерусалимские книжники и фарисеи своими придирками.
15.10 «И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте:» Доказав, что ученики не заслуживают осуждение за то, что они ели хлеб неумытыми руками, нарушив этим предание старцев, Христос показывает далее, что их поступок не является злом. В первой части беседы Он ниспроверг авторитет предания, а далее – подрывает его основание. «И призвав народ». Полагаем, что во время разговора Христа с книжниками и фарисеями народ удалился. Вероятно, эти гордецы приказали им уйти, не желая разговаривать с Христом в присутствии народа. Но Христос жалел народ. Когда Он отвернулся от книжников и фарисеев, Он призвал народ, желая, чтобы они послушали Его. Так немудрые люди мира были избраны Христом. Он делал это для того, чтобы смирить лжеучителей. Он отвратился от самодовольных, не желающих учиться, и обратился к людям, которые были немощны, но смиренны и хотели учиться. Он говорит народу: «Слушайте и разумейте». Мы должны прилагать всё старание, чтобы уразуметь слышанное от Христа.
15.11 «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Здесь находим изложение самой истины в виде двух утверждений, противоположных широко распространенным в то время заблуждениям. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека». Ни вид пищи, ни качество ее, ни состояние наших рук не могут оказать на душу оскверняющего или порочащего воздействия. То оскверняет человека, что делает его виновным перед Богом. Здесь Христос подготавливал путь к отмене обрядового закона. «Но то, что исходит из уст, оскверняет человека». Мы оскверняемся не едой, которую принимаем неумытыми руками, но словами, исходящими из нашего неосвященного сердца. Не ученики осквернили себя тем, что ели неумытыми руками, но книжники и фарисеи словами ненависти и осуждения в их адрес.
15.12 «Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?» Фарисеи соблазнились на истине Христа. Об этом они сообщили своему Учителю. А Ты не предвидел, что они соблазнятся на этом и будут еще хуже думать о Тебе и Твоем учении? Не удивительно, что они соблазнились на этой простой истине, ибо они были начинены заблуждениями и враждой. Кто ревнует о формальной стороне религии, тот обычно пренебрегает ее сутью. Ученикам казалось странным, что их Учитель говорит такие вещи, относительно которых Он заранее знал, что они вызовут большой соблазн. Обычно Он так не делал. Быть может, ученики и сами преткнулись на этих словах Христа, посчитав их вряд ли совместимыми с Законом Божьим, проводившим различие между чистой и нечистой пищей. Они высказали свое возражение Ему, желая получить больше ясности по этому вопросу.
15.13 «Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится». Мы здесь видим приговор, вынесенный фарисеям и их порочным преданиям. Этот приговор объясняет, почему Христос, дав повод к их соблазну, не беспокоится о них. И ученикам тоже не следовало тревожиться о них. Причина заключается в том, что эти люди не желали исправляться и были отмечены к погибели. Христос предсказывает искоренение как их самих, так и их преданий: «всякое растение …». Правила их религиозной жизни были обязаны их гордости и формализму. И в наших видимых церквях могут оказаться растения, не являющиеся насаждениями Бога. Сатана сеет плевелы. Всё нечистое, хотя и допускается Богом, насаждается не Им. Он сеет только «доброе семя на поле Своем». Не будем обманываться, будто всё в нашей церкви правильно. Бог не признает Своими растениями людей фарисейского духа, что бы они из себя ни изображали. Бог искоренит растения, которые не Он насадил.
15.14 «Оставьте их, они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Здесь сказано о гибели фарисеев. Христос убеждает Своих учеников оставить их. «Не общайтесь с ними и не заботьтесь о них, не ищите их благоволения и не бойтесь их недовольства. Они идут своим путем и пусть пожинают его плодов. Они упрямо держатся своих собственных фантазий и всё хотят делать по-своему. Оставьте их одних, не старайтесь угождать тем, кто не угождает Богу. Они будут довольны только в том случае, если получат полную власть над вашей совестью». Христос объясняет повеление Свое двумя причинами. 1. Оставьте их, потому что они горды. Это качество превращают человека в неисправимого грешника. Они чужды духовной природы Божьего Закона. И так горды, что считают, будто видят лучше и дальше, чем другие. Поэтому они берут на себя роль вождей, чтобы указывать другим путь на небо. Тогда как сами не могут сделать ни одного шага на этом пути. Кто не следует за ними, тех изгоняют. Несмотря на то, что они были слепы, они могли бы прозреть, если бы признались в своей слепоте и пришли бы к Христу. Но они высокомерно отвергали даже намек на это. 2. Они скоро упадут в яму. Таков конец двух путников, когда оба слепы. И в то же время так смелы, что рискуют идти вперед, не сознавая опасности. Разрушительная деятельность лжеучителей не будет оправданием для тех, кого они вводят в заблуждение.
15.15 «Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу эту». Отвергая тех, кто добровольно остается в невежестве, Христос в то же время сочувственно относится к невежественным, но желающим поучаться. Пс.118.165 «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения». Здесь читаем желание учеников получить дополнительное объяснение по вопросу осквернения. С просьбой об этом, как и во многих других случаях, обратился к Христу Петр. Остальные ученики, вероятно, уполномочили его на это или молчаливо согласились с ним. «Изъясни нам притчу эту». Сказанное Христом было ясно, но Его слова шли вразрез с усвоенными ими ранее понятиями. Они, хотя и не противоречили словам Господа, но назвали их притчей, не сумев уразуметь их смысла. Фарисеи соблазнились, но молчали, они не желали понять сказанное Господом. Ученики же, хотя, возможно, и соблазнились, однако искали объяснения.
15.16 «Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?» Здесь видим укор, сделанный Христом ученикам за их немощь и невежество. Кого Он любит и поучает, того Он порой укоряет. Кто не понимает, что духовная нечистота хуже и опаснее обрядовой, тот действительно невежествен. Ответственность учеников за их невежество и непонятливость усугублялась двумя причинами: 1. Тем, что они были учениками Христа. «Неужели и вы еще не разумеете?» Вы, которых Я так приблизил к Себе, всё еще так не сведущи в словах правды? 2. Тем, что они уже давно учились в школе Христовой. Христос ждет от нас зрелости соответственно тем средствам и тому времени, которые были затрачены на нас.
15.17 «Еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?» Христос показывает нам: мала опасность осквернения от того, что входит в чрево. Склонность к излишествам в пище – всё это исходит из сердца и оскверняет нас. Но сама пища не оскверняет. Что касается отходов пищеварения, то природа (точнее – Бог) обеспечила путь очищения от них. Так что в нашем теле не остается ничего, кроме полезных питательных веществ. Умывать руки перед едой – это вопрос телесной чистоты, а не моральной. И мы совершаем большую ошибку, если вкладываем в него религиозный смысл.
15.18 «А исходящее из уст – из сердца исходит; это оскверняет человека». Из слов Господа следует, что велика опасность осквернения от того, что исходит из наших уст. В Божьих дарах нет ничего оскверняющего нас. Осквернение возникает от того, что производит наша собственная развращенность. Показано, что нечистым источником того, что выходит из наших уст, является наше сердце.
15.19 «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления». Христос перечисляет потоки, текущие из этого источника. Хотя не все они исходят из уст, однако все являются плодами нечистоты, находящейся в сердце (Пс.57.3)». «Злые помыслы» – грехи против всех заповедей. Давид противопоставляет человеческие вымыслы Закону Божьему. Пс.118.113 «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю». Существует множество грехов, которые начинаются и кончаются в сердце, хотя никогда не выходят наружу. «Плотские помыслы и представления» – это злые помыслы, зло в зародыше. «Убийства» – грехи против 6-й заповеди. Они исходят из затаенной в сердце злобы против другого человека. Поэтому «ненавидящий брата своего» называется «человекоубийцей», таковым он предстоит перед Божьим судом. 1Ин.3.15: «ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной». О «вражде в сердце» читаем: Иак.4.1 «Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» «Прелюбодеяние и любодеяние» – грехи против 7-й заповеди. Они исходят из развращенного сердца. В понятие «кражи» входят и обман, несправедливость, грабежи и всякие нечистые сделки. «Лжесвидетельство» – грех против 9-й заповеди. Источником этого греха является сочетание лживости и алчности, или лживости и злобы. Если истина и святость царствуют в сердце человека, как того требует Бог, то никакое ложное свидетельство не выйдет из него. «Хуление», т.е. злословие Бога, грех против 3-й заповеди. А злословие человека – грех против 9-й заповеди. Оно исходит из неуважения, презрения к Богу и другому человеку.
15.20 «Это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека». Грех оскверняет душу человека, делает ее отвратительной в глазах святого Бога. Делает человека непригодным для общения с Богом. Именно этих вещей должны мы тщательно избегать, даже малейшего соприкосновения с ними. И не должны заострять внимания на омовении рук. Христос аннулирует не закон о разделении пищи, а предания старцев, добавленные к этому закону. Он заключает: «а есть неумытыми руками не оскверняет человека».
15.21 «И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны тирские и сидонские». В стихах 21-28 содержится история изгнания Христом беса из дочери хананеянки. Она обнаруживает благоволение Христа к язычникам как залог той милости, какую Он имел в запасе для них. Это был проблеск света, который должен был просветить язычников. Многие из иудеев не приняли Его, спорили с Ним и соблазнились на Нем. Результатом этого было то, что Христос ушел оттуда. Он терпит долго, но не всегда будет терпеть поношение от грешников. Сознательное противление Евангелию и нападки на него часто побуждают Христа удаляться с того места. Он удалился не в города Тир и Сидон, но в ту часть израильской страны, которая находилась на пути к ним.
15.22 «И вот, женщина хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется». Она была чуждая обществу израильскому, из потомков одного из тех народов, на которых пало проклятие Ноя: «проклят Ханаан» (Быт.9.25). Общее проклятие народа не всегда достигает каждого его отдельного представителя. Бог имеет Своих людей во всех народах. Обращение этой женщины было настойчивым, она «кричала Ему», потому что находилась на некотором расстоянии от Него. Она не осмелилась приблизиться к Нему, ибо, будучи хананеянкой, боялась оскорбить Его. Она поведала Христу о своем горе: «Дочь моя жестоко беснуется». В те времена одержимость бесом была распространенной. Она просит о милости: «помилуй меня, Господи, Сын Давидов». Словами «Сын Давидов» хананеянка признает Христа Мессией. Это то главное, на чем утверждается вера и откуда черпается утешение. Ее просьба выразилась в словах: «помилуй меня». Она не приводит свои заслуги, но уповает лишь на милость Спасителя. Обязанность родителей – молиться о своих детях.
15.23 «Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами». Во всей истории служения Христа не встречается ничего подобного. Обычно Он поощрял и одобрял всех, кто приходил к Нему. В чем дело? (1) Некоторые полагают, что Он не стал удовлетворять просьбу этой бедной женщины по той причине, что не хотел соблазнить иудеев, оказывая такое же щедрое благоволение к язычникам, как и к ним. Незадолго до этого Он повелел своим ученикам (гл.10): «На путь к язычникам не ходите». И теперь не хотел показывать Своего расположения к язычникам. (2) Скорее всего, Он таким образом испытал ее. Он знал, что в ее сердце, знал и силу ее веры и о том, что она способна была преодолеть свое разочарование. Рассмотрим, какие разочарования постигли женщину. 1. Когда она кричала вслед за Христом, «Он не отвечал ей ни слова». Она не могла добиться от Него никакого ответа. Но Христос знал, что Он делал, Он слышал ее и был доволен ею. Он побуждал ее тем самым настойчивее добиваться милости. Он делает это для того, чтобы испытать и усовершенствовать ее веру. 2. Вмешательство учеников в защиту женщины не принесло ей большого облегчения. Ученики, хотя и желали, чтобы она обрела то, за чем пришла, тем не менее, они заботились о своем покое.
15.24 «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». 3. Ответ Христа ученикам разбил все ее надежды. Расширим Его слова: «Вы знаете, что она не из дома Израилева, что Я не послан к таковым. И вы хотите, чтобы Я поступил вопреки Моему назначению?» Христос не только не ответил на ее просьбу, но привел доводы против. Хотя Он должен был стать «Светом для язычников», но это только после Своего голгофского подвига.
15.25 «А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи, помоги мне». Она продолжает назойливо домогаться своего. Она боится, что при обращении к Христу проявила недостаточно смирения и благоговения. Теперь подходит к Нему с большим почтением. Она взывает: «Господи! Помоги мне». Но Он не только отказывает ей, но даже укоряет ее.
15.26 «Он же сказал в ответ: не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Эти слова, казалось бы, должны были лишить ее надежды и привести в полное отчаяние, если бы она действительно не обладала сильной верой. Евангельская благодать и чудеса исцеления – это хлеб, предназначенный для тех детей, кому принадлежит усыновление. Христос как будто считает, что язычники не могут разделять благословений, изливаемых на иудеев. Он предварительно смиряет людей, производит в них сознание их собственного недостоинства. Христу угодно подвергать большую веру большим испытаниям, чтобы, будучи испытаны, мы могли выйти, как золото. Женщина не отрицает такое сравнение. Она решила обратить слова Христа в свою пользу.
15.27 «Она сказала: так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Она проявляет находчивость, используя слова Христа в свою пользу. Это верно, что полное и регулярное питание предназначено только для детей. Но случайно оброненные крохи достаются псам. Никто не отказывает им в них. Перефразируем слова женщины: «Мы, язычники, не можем ожидать служения и чудес Сына Давидова, это иудеям принадлежит. Но они уже пересытились своей пищей. Поэтому некоторые крохи могут достаться и нам». Женщина могла бы сказать: «Лучше бы мне было оставаться дома, чем приходить сюда, где меня так унизили и оскорбили, но и назвали псом». Вера вдохновила ее ожидать крох.
15.28 «Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина, велика вера твоя! Да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час». Женщина получила похвалу и утешение. До сих пор Христос скрывал от нее Свое лицо, теперь милует ее. Он обнаружил Свое подлинное отношение к этой женщине. Он одобряет ее веру. Она имела и другие положительные качества: мудрость, смирение, кротость, настойчивость, терпение – но все они были плодами ее веры. Поэтому Христос отметил ее веру. Величие веры заключается в решительном доверии Христу. «Да будет тебе по желанию твоему», т.е. Я ни в чем не хочу тебе отказать, получи то, за чем пришла.
15.29 «Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там». В ст.29-31 мы находим описание чудес массового исцеления Христом. Сила и благость Его проявляются обильно. Где совершались эти исцеления, было в той части страны, с которой был Господь Иисус наиболее знаком. Он «перешел оттуда». Позволив упасть крохе хлеба под стол, т.е. исцелив дочь хананеянки, Он теперь возвращается к «детям», чтобы устроить им пиршество. «Он воссел на горе», чтобы все могли видеть Его и иметь свободный доступ к Нему.
15.30 «И приступило к Нему множество народа, имея с собой хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их».. Благость Христа была такова, что Он принимал всех людей. Он никогда не смотрел с презрением на простой народ. Ибо душа простых людей драгоценна так же для Него, как и душа князей. Сила Христа была так велика, что Он исцелял все роды болезней. Они просто клали больных своих перед Ним, чтобы вызвать Его жалость и сострадание. Среди тех, кого приводили или приносили к Христу, были хромые, слепые, немые, увечные и многие другие. Отсюда мы видим, как грандиозна работа греха. Он превратил мир в огромную больницу. «И Он исцелил их». Это пример проявления власти Христовой, это пример Его сострадания, которое может утешить нас во всех наших несчастьях.
15.31 «Так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева». Дела Христа вызывают у нас удивление. Дивны и духовные исцеления, совершаемые Им. «Народ … прославлял Бога Израилева». Чудеса должны побуждать нас к прославлению, а милости – к благодарности. Если Бог врачует наши болезни, то вся наша внутренность должна благословлять Его святое имя. Если мы не страдаем немощью, то имеем полное основание благодарить за это Бога, как если бы Он исцелил нас от них. За милости, дарованные Богом другим людям, мы тоже должны благодарить Его. «Народ … прославлял Его как Бога Израилева», т.е. как Бога, находящегося вместе со Своим народом.
15.32 «Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге». С этого стиха находим описание того, как Он насыщает четыре тысячи человек семью хлебами и несколькими рыбками, подобно тому, как незадолго перед этим Он напитал пять тысяч человек пятью хлебами. «Жаль Мне народа». Он подозвал учеников к Себе, сказал им о Своем намерении и обсудил с ними этот вопрос. Он обращается с ними, как со Своими советниками. Слова «уже три дня находятся при Мне» свидетельствуют об их ревности, о силе их привязанности к Христу и Его Слову. Хотя в жарких странах голодание переносится легче, чем в наших холодных краях, однако их тело не могло не страдать от голода и их здоровье подвергалось опасности. Но они ценили Слово Христово более хлеба насущного. Вспомним еще раз слова Господа «жаль Мне народа». Это им следовало бы пожалеть Его, ибо Он три дня трудился среди них. Крайняя нужда народа послужила к прославлению Его милосердия и чуда, явленного Им в этом насыщении. «Отпустить же их, не евшими, не хочу, чтобы не ослабели в дороге». Это дискредитировало бы Христа и Его учеников.
15.33»И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?» Словами «откуда нам взять …» ученики проявили недоверие к силе Христовой. Казалось бы, они задали правильный вопрос. Но если учесть, что они недавно имели конкретный пример того, как Он насытил людей, то можно сказать, что их вопрос был неправильный.
15.34 «Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок». Прежде чем свершить чудо, Он хотел подчеркнуть, как мало пищи было в Его распоряжении. То, что они имели, они имели для себя, и этого было мало даже для них. Но Христос хотел, чтобы они отдали это всё толпе народа и уповали бы на Провидение. Ученикам Христа подобает быть великодушными, такими, как их Учитель. Мы должны щедро делиться с тем, что у нас имеется, когда для этого представляется случай. Если мы благоразумно добры и благотворим из того, что имеем, то можем надеяться, что Бог пошлет нам еще.
15.35 «Тогда велел народу возлечь на землю». Они видели, что пищи было мало, но они должны были возлечь с верой, что каждому достанется своя доля. Желающие получать от Христа духовную пищу должны возлечь у Его ног, слушать Его Слово и ожидать, когда пища явится невидимым образом.
15.36 «И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики – народу». Он сотворил чудо как предыдущий раз. Прежде всего, Он воздал благодарение. Воздать благодарение – это верный способ испросить благословения у Бога. Когда мы приходим, чтобы попросить о дальнейшей милости, то должны поблагодарить за уже полученные милости. Христос снова использует учеников: «дал ученикам Своим, а ученики – народу». Он не прогневался на них за их маловерие, и не отверг их.
15.37 «И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных». Сила Христа была явлена и в изобилии пищи. Кого питает Христос, те насыщаются. Ис.55.2 «Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно, и вкушайте благо, и душа ваша да насыщается туком». В свидетельство того, что все получили достаточно еды, было оставлено много кусков. У Христа имеется хлеба не только достаточно, но с избытком. У Него благодати достаточно для большего числа людей, чем число людей, ищущих ее.
15.38 «А евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей». Отчет о числе едоков приводится для того, чтобы они могли быть свидетелями силы и благости Христовой. И чтобы увидели в этом подобие вселенской заботы Бога, дающего пищу всякой плоти.
15.39 «И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские». Господь уже дважды напитал народ, но люди не должны думать, что чудеса станут их ежедневной пищей. Пусть они идут домой, занимаются своим трудом и питаются за своими собственными столами. А Сам Он на лодке удалился в другое место: будучи светом мира, Он должен находиться в движении и творить добро.
Помните, что Господь жалеет вас. Он милостиво примет вас, простит и больше не вспомнит о ваших согрешениях, дав вам всё, что нужно, в изобилии. Это слово должно также утешить служителей Христа, когда они устали.